Фэнхэ Ма : другие произведения.

Дао Морской войны (海戰之道)

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.52*9  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Постижение Дао Морской войны даёт видение ведущих к победе путей, и способность не сделать ошибку.

  馬
  鳳
  和
  
  海
  戰
  之
  道
  
  Ма Фэнхэ
  
  ДАО МОРСКОЙ ВОЙНЫ
  
  Есть пути, ведущие к победе, есть пути ведущие к поражению, есть пути не ведущие
  никуда. Знающий, тот кто познал Дао морской войны, идёт только по тем путям, которые
  ведут к победе. Потому, что Дао - это не просто путь, Дао - это все пути к цели
  вместе, это первопричина множества вещей, в числе которых и победа. Но Дао надо
  постичь.
  
  1. ИСТИНА
  
  1-1. Генералы говорят: все решают солдаты на земле
   Генералы говорят: все решает авиация на земле
   Генералы говорят: всё решает ядерное оружие на земле
   Но Знающий говорит: всё решится на море, как всегда
  
  1-2. Ибо, если море за врагом, то он перережет поставки и снабжение,
   заминирует порты и гавани, разрушит заводы и фабрики, разрушит склады и
   командные центры своими ракетами с кораблей и подлодок, и с палубных самолётов,
   уничтожит электростанции, лишит торговли и припасов, обрушит на народ голод и
   холод навсегда - всё с моря.
   Солдаты на земле не помогут.
  
  1-3. Ибо если море за врагом, то он соберет авианосцы вместе
   и будет на каждый твой базовый самолёт десять вражеских
   палубных;
   соберёт ракетные корабли и будет на каждый твой
   аэродром сотня вражеских крылатых ракет;
   и на каждый твой атакующий самолёт с берега десятки
   вражеских зенитных ракет с кораблей, а ещё твоим
   лётчикам трудно будет искать мобильные цели в море,
   потому что корабли всегда движутся. Аэродром же всегда
   в одном и том же месте.
   Самолёты на земле не спасут.
  
  1-4. Ибо если море за врагом, то он выведет на удар свои
   подлодки с баллистическими ракетами, нанесёт удар с
   малым подлётным временем, и не успеет пройти команда на
   ответно-встречный удар твоими ракетами, враг же
   подведёт свои подлодки с крылатыми ракетами под самый
   берег и ударит с короткого расстояния в упор своим
   тактическим ядреным оружием и сотрёт всю твою оборону с
   лица земли. Потом в ход пойдут бомбы.
   Твоих же подлодок с баллистическими ракетами уже не
   будет, ведь враг господствует в море.
   Смертельная ошибка!
  
  1-5. И поэтому Знающий говорит: нейтрализуй флот врага, и
   враг не опасен. Используй свои подлодки с
   баллистическими ракетами, чтобы держать его в страхе.
   Удерживая свои коммуникации, перебрасывай по ним
   войска, снабжай их с моря и армия сможет победить.
   Торгуй по захваченному морю своими товарами и народ не
   будет голодать, а промышленность стоять. Побеждай на
   море и тогда победишь везде. Всё решается на волнах,
   над волнами и под ними.
  
  1-6. Но для победы нужна верная стратегия.
  
  2. СТРАТЕГИЯ
  
  2-1. Корбетт говорил, что надо господствовать на
   коммуникациях.
   Мэхэн говорил, что надо бороться с вражеским флотом.
   Горшков говорил, что атомные подводные лодки нанесут
   сокрушительный удар по вражеской стране или что страх
   этого остановит врага.
   Знающий говорит: все правы, но действовать надо по
   обстановке.
  
  2-2. И если тебе не победить врага в сражениях, пусть твои
   ракетные подлодки сокрушат сначала его страну ядерным
   пламенем - бей в упор и будь быстрым, чтобы он не успел
   пустить свои ракеты с земли, чтобы его бомбардировщики
   не успели взлететь, чтобы его корабли и подлодки не
   вышли из баз. Пусть твои силы найдут его ракетоносцы в
   глубине и не дадут им нанести ответный удар. Пусть твои
   корабли ударят по его берегу так, чтобы он не
   оправился. Делай как учил Горшков. Больших сражений же
   поначалу избегай, прибегнешь к ним когда вражеский флот
   ослабнет без тыла.
  
  2-3. Если же шансы есть, то разбивай его силы по частям.
   Если он соберёт их в одном месте, ты проиграл. Если их
   разбить по частям, то он проиграл. Будь быстрее,
   преследуй его и уничтожай без пощады, пока он не собрал
   все силы вместе. Делай как учил Мэхэн. Сражайся до
   победы.
  
  2-4. И если вражеская страна разрушена, если его возможность
   нанести ответный удар нейтрализована, если его
   бомбардировщики уничтожены на аэродромах, а палубные
   лётчики погибли от зенитных ракет и утонули вместе с
   авианосцами, если его подлодки потоплены, базы
   разрушены, а остатки кораблей прячутся по разным далям,
   а враг всё равно не сдаётся, и строит планы продолжать
   войну, то минируй его базы и блокируй порты и гавани,
   отрезай его от коммуникаций и не давай ему на них
   появляться, взрывай его трубопроводы на дне моря и режь
   кабели, держи его в блокаде до тех пор, пока он не
   смирит свою спесь, не давай ни ему, ни его сторонникам
   выходить в море, держи его коммуникации перерезанными
   вечно. Делай как учил Корбетт. Господствуй на
   коммуникациях, потому, что это и есть господство на
   море, а оно ведёт к победе.
  
  2-5. Одни говорят: мы должны обороняться у своих берегов.
   Потому, что на нашем берегу наши базы, запасы оружия,
   госпитали, доки, береговые батареи, аэродромы,
   авиаразведка и истребители. Здесь наше топливо и
   подкрепления, здесь гавани, где можно укрыться. Берег -
   наша сила, здесь мы можем встретить врага со всей своей
   мощью, а у вражеских берегов придётся воевать тем, что
   взяли с собой, а силу врага будет питать его берег.
  
   Другие говорят: оборона должна идти по берегам врага.
   Тогда нам не нужны береговые батареи, не нужна охрана
   водного района. Тогда нам не нужны тральщики и не нужны
   базовые штурмовые полки. Мы ударами с моря загоним
   врага на его землю, и будем всегда сильнее, потому, что
   корабли всегда мобильнее, чем то, что движется по суше,
   и мы будем концентрировать силы быстрее. Мы сможем
   следить за врагом и бить по его силам когда угодно. Он
   же вынужден будет принимать бой на урезе воды.
  
   Знающий говорит: все правы, но действовать надо по
   обстановке.
  
   Если обстановка требует того, чтобы враг сначала истёк
   кровью у твоего берега, то сделай так - дай его флоту
   броситься на твою оборону и истечь кровью. Потом
   переходи в наступление. Но смотри, не ошибись в выборе!
  
   Если обстановка требует уничтожить врага быстрее, чем
   он смог вывести все свои силы, то с огромной скоростью
   бей его в его базах и на его аэродромах всеми своими
   силами, так, чтобы уничтожить как можно больше сил,
   которые он может бросить в бой. И не давай ему потом
   перейти в контрнаступление. Уничтожай его беспощадно
   прямо у него дома. Но смотри, не ошибись в выборе!
  
  2-6. Кто-то спросит: а как сделать выбор - наступать или
   обороняться, бить первым или не бить, встречать ли
   противника у своих берегов или же бить его на его базах
   и в его портах? Что позволит не сделать ошибку?
  
   Знающий отвечает: в умении сделать правильный выбор и
   есть искусство командира. Если бы универсальный ответ
   существовал, то всё было бы предрешено, но ничего не
   предрешено. В этом и состоит путь к победе - уметь
   принимать правильные решения. Поэтому командование это
   искусство, а не наука, хоть математика и важна, хоть
   расчёты и важны. А в искусстве соревноваться кто-то
   всегда лучше. Вот каков ответ. Сражайся!
  
  2-7. Нет единственного правильного пути к победе вообще, но
   есть правильный в данной конкретной обстановке. Задача
   - сделать правильный выбор, но не держаться за него,
   если обстановка изменилась.
  
  2-8. Но чтобы выбор был осознанным, нужны знания.
  
  3. ЗНАНИЕ
  
  3-1. Одни говорят: Зачем изучать опыт прошлого? Что толку
   изучать операции броненосцев в ракетную эру? Какую
   пользу может дать опыт, полученный в другую эпоху?
   Сейчас воюют иначе.
  
   Другие говорят: Раньше воевали артиллерией и торпедами,
   сейчас ракетами большой дальности. Раньше
   бомбардировщик поднимал одну маленькую бомбу и бросал
   её с пикирования, сейчас штурмовик запускает две
   управляемых ракеты с безопасного расстояния и уходит,
   всё изменилось, старый опыт больше не нужен.
  
   Знающий говорит: мало что изменилось, а в основном,
   ничего не изменилось. Весь опыт важен и должен
   изучаться.
  
  3-2. Смотри, вот 21-летний лейтенант в палубном
   бомбардировщике с поршневым мотором. Он отправлен по
   примерному пеленгу на цель, которую на корабле не
   видят. Прибыв в район её местонахождения он должен её
   обнаружить и атаковать. Его при этом могут сбить, и он
   может промахнуться, например, из-за огня противника.
   Цели же в том месте может не оказаться.
  
   Смотри, вот противокорабельная ракета, пущенная с
   ракетного корабля по примерному пеленгу в упреждённое
   место цели. Она отправлена на цель, которую на корабле
   не видят. Прибыв в район нахождения цели, она должна
   навестись на неё и поразить её. Её при этом могут
   сбить, и она может промахнуться, например, из-за помех.
   Цели же в том месте может не оказаться.
  
   В чём же разница между ними, до момента попадания или
   промаха, скажи? В том лишь, что лейтенант умнее, и
   может действовать по обстановке, ракета же в любом
   случае пойдёт на цель так, как запрограммирована. В
   остальном же разницы нет! Их обоих использовали
   одинаково - послали за горизонт по пеленгу на невидимую
   цель, чтобы они её нашли. А если это не та цель?
   Самолёт медленнее ракеты, но то, что будет сбивать
   ракету быстрее и смертоноснее, чем то, что будет
   сбивать самолёт лейтенанта, ведь их с ракетой разделяет
   эпоха. Но всё равно, до момента удара по цели разницы
   почти нет. Да, самолёт с лейтенантом потом должен
   вернуться, но это потом, до момента атаки же разницы
   почти нет. Вот в чём состоит правда. Опыт прошлого
   применим и к настоящему, даже в тактике.
  
  3-3. Знающий говорит: в стратегии изменилось то, что можно
   сначала сокрушить страну врага, а потом заняться его
   флотом. Раньше так было нельзя. Всё остальное
   принципиально не изменилось.
   В оперативном искусстве изменилось мало - так же, как и
   всегда, нужны базы, плавтыл, корабли могут быть на
   ремонте, и есть зоны, где враг безоговорочно
   господствует в воздухе. Нужно топливо. Также как и
   всегда, флот мобилен, и враг может принять бой, а может
   уклониться от него. Но появилась новая техника. Она
   кое-что даёт, например позволяет не дать действовать
   подлодкам - вообще. Ракеты теперь диктуют не
   столкновение с врагом, а выходы на рубежи пуска, но
   требуют более точной разведки.
   В тактике изменилось почти всё - теперь все корабли
   воюют также, как в старину воевали лишь авианосцы,
   просто ракетами, а не самолётами, но также - атакуют
   противника издалека, не видя его. Подлодкам же не надо
   всплывать.
  
  3-4. Но, не будь самоуверенным - стоит тебе потерять свои
   вертолёты и беспилотники, и тебе придётся искать
   противника и опознавать его визуально, как в старые
   времена, если он не излучает. Стоит твоему ракетному
   залпу уйти на ложные цели, как ты осознаешь, что у тебя
   осталась только пушка, потому, что зенитные ракеты тебе
   нужны для обороны.
   Стоит тебе попасть в район с нейтралами, как ты
   поймёшь, что противокорабельные ракеты неприменимы и
   сначала надо опознать цель визуально. А если у
   противника есть авиация или ракеты, то ты опять
   останешься с одной пушкой, зенитные ракеты будут нужны
   для другого.
   Вот тогда-то и станет понятно, насколько уроки прошлого
   устарели. Вот тогда-то ты и поймешь, важен ли опыт
   артиллерийской эпохи. Смотри, чтобы не было поздно!
  
  3-5. Вот остров. Из-за него выходит старый артиллерийский
   лёгкий крейсер, ищущий противника. А там - ракетный
   фрегат, у которого осталось две небольших ракеты и одно
   лёгкое орудие. Предрешён ли исход этого боя, ведь эти
   корабли разделяет эпоха? Подумай-ка об этом! Нужно ли
   было изучать старые бои в архипелагах?
  
  3-6. Вот Того, воюющий с русскими. Он не отступал пока Порт-
   Артур не пал под атакой с земли. Потеря двух больших
   кораблей не отвратила его от достижения цели.
   Вот Ямамото. воюющий с американцами. Он нанёс сильный
   удар по Гавайям и нанёс противнику большие потери. Сам
   же потерял мало. И ушёл, забрав с собой свои авианосцы,
   оставив противника зализывать раны. Вопрос - кто из них
   действовал правильнее? Вопрос - может ли сегодня
   командующий встать перед таким же выбором?
  
   Знающий говорит: ракеты изменили сам бой, и подготовку
   к нему, но оперативные вопросы старых войн снова могут
   встать перед тобой, в почти неизменном виде. Ты тоже
   можешь оказаться перед выбором - уйти почти без потерь
   у себя и с большими потерями у противника, или же
   вцепиться в него, теряя корабли и людей.
   Что выбрать? Для ответа надо знать то, кто, чего и как
   добился в своих войнах.
  
  3-7. Вот Атлантика. По ней идут суда с припасами для войны.
   Многое из этого попадёт в Советский Союз. Скажи, а если
   бы не алюминий с транспортов, то как бы они делали
   двигатели для танков? Если бы не порох с транспортов,
   то сколько бы у них было снарядов? Ведь то, что у них
   было своего, у них отняли. Чем бы всё закончилось для
   них? Но немцы проиграли подводную войну.
  
  3-8. Вот Тихий Океан. Американские подлодки уносят
   транспорта японцев на дно. Они смогли то, что не смогла
   Германия. Но в чём же была разница? Не в том ли, что
   все силы японцев были скованы боями с сильным
   американским флотом, и не могли защитить свои
   коммуникации? Тогда как союзники в Атлантике не были
   скованы и могли?
  
  3-9. Вот они - уроки прошлого. Это и есть то знание, которое
   помогает не ошибиться.
  
   Знающий говорит: почти все стратегические или
   оперативные задачи, с которыми ты можешь столкнуться,
   как и некоторые тактические проблемы, уже были в
   прошлом, и описаны в книгах. Но их надо, во-первых,
   изучить, а во-вторых - правильно понять. В этом залог
   верности выбора в настоящем. В этом залог мастерства.
   Учись при любой возможности, тренируй сознание, времени
   может не хватить.
  
  3-10.Но помни - всё равно ничего не предрешено! А ещё надо
   понимать принципы, которые помогали побеждать в прошлом
   и помогут в будущем.
  
  4. ПРИНЦИПЫ
  
  4-1. Одни говорят: корабли устарели, авиация всё потопит.
  
   Знающий говорит: важен принцип. Авиация может только
   бить, корабли могут занимать пространство. Это разные
   вещи. Вот есть акватория, её нельзя занять самолётами.
   Один самолёт будет сбит кораблями, два самолёта буду
   сбиты кораблями, три самолёта будут сбиты кораблями,
   четыре самолёта будут сбиты кораблями, а больше в
   авиаразведку никто не пошлёт - корабли войдут в воды,
   которые якобы защищала авиация. Если же акваторию тоже
   охраняют корабли, то будет бой, противник будет
   задержан, а за это время авиация сможет атаковать
   большими силами.
  
   Принцип - авиация бьёт, корабли удерживают. Запомни
   его. Нельзя удержать акваторию без кораблей. Но они
   должны вызвать авиацию на помощь, когда идёт враг и
   обеспечивать управление ей.
  
  4-2. Другие говорят - корабли устарели, подлодки неуязвимы.
   Решим задачи подлодками.
  
   Знающий говорит: важен принцип. Нет такой подлодки,
   которая могла бы не отступая и не убегая драться с
   отрядом кораблей, и не утратить в определённый момент
   скрытность, а утрата скрытности для неё смерть. Если
   она потеряет скрытность рядом с кораблями, её уничтожат
   корабли. Если она потеряет скрытность вдали от
   кораблей, то они поднимут с палуб авиацию, или вызовут
   её с берега, и лодка будет потоплена.
  
   Принцип - авиация бьёт, корабли удерживают. Запомни
   его. Нельзя удержать акваторию без кораблей. Но они
   должны вызвать авиацию на помощь, когда идёт враг и
   обеспечивать управление ей.
  
  4-3. Но это не значит, что корабли должны быть неспособны
   вести бой самостоятельно! Удаляясь от своих берегов они
   в любом случае вынуждены будут полагаться на себя всё
   больше и больше.
  
  4-4. Третьи говорят - крылатые ракеты сдержат врага и
   разгромят его. Поэтому удары крылатыми ракетами по
   берегу - главная задача флота.
  
   Знающий говорит: важен принцип. Что такое крылатая
   ракета по разрушительной мощи? Это та же авиабомба,
   попавшая точно в цель. Можно ли поставить сильного и
   храброго врага на колени сотней авиабомб, попавших в
   цели? А тысячей? Не верь глупцам. Крылатые ракеты
   должны решать задачи победы над флотом врага, если они
   с неядерной боевой частью. Удары по базам, складам
   оружия и топлива, докам, кораблям на якоре и базам
   морской авиации - вот для чего они нужны, и даже если
   флот твой станет огромным, и ракет будут тысячи, тебе
   их всё равно не хватит даже на это. Используй свою силу
   правильно!
   Хотя стратегически важный объект ими можно атаковать,
   но в виде исключения.
  
   Принцип - крылатые ракеты флота решают задачи флота.
   Запомни его. Но ядерная война - другое дело! Помни и об
   этом.
  
  4-5. Кто-то спросит: правильно ли, что флот будет заниматься
   только борьбой с вражеским флотом и больше ничем?
  
   Знающий говорит: важен принцип. Целью флота должна быть
   победа в войне в целом. Определи верно то, что нужно
   для победы именно над этим врагом. Если у врага нет
   своего флота, то действуй сразу против его берегов и
   коммуникаций. Если у врага есть флот, то реши, можно ли
   его разбить, и реши, можно ли его разбить не подвергая
   свою страну риску ядерного удара. Выбирай с чего начать
   - с уничтожения ядерных сил врага и сокрушения его
   страны, если его флот пока непобедим, или сразу начни с
   охоты на его флот, если его можно победить, или запугай
   его флот, загони его в базы и блокируй минами, после
   сокруши крылатыми ракетами, если это возможно - по
   обстановке. Может быть армия захватит его базы с земли?
   Может быть ВВС уничтожат его корабли в базах? Иногда
   возможно и это, и тогда это нужно просто поддержать. А
   когда его флот будет убран с пути, действуй против его
   территории и коммуникаций. И так пока он не утратит
   способность или желание драться. Это и будет победа.
  
   Принцип - все пути верны, если они идут к победе.
   Запомни его. Но смотри, не ошибись в выборе цели!
  
  4-6. Кто-то спросит: В чём же сущность войны на море вообще,
   ведь всё что было сказано ранее - частности?
  
   Знающий говорит: Нужно получить возможность свободно
   действовать против территории врага, и его
   коммуникаций, а самому врагу не дать действовать против
   своей территории и своих коммуникаций. Всё действия
   должны быть подчинены этому, и против вражеского флота
   нужно действовать поэтому.
   Если достигнуто и первое, и второе, то можно победить в
   войне;
   если первое не достигнуто, а второе достигнуто, то
   оборона успешна, но враг не разгромлен, и победа будет
   труднодостижима;
   если первое достигнуто, а второе не достигнуто, то
   впереди в лучшем случае взаимное поражение;
   если же ничего из этого не достигнуто, то впереди
   полный разгром.
  
   Это основной принцип морской войны.
  
   Нужно ли полностью уничтожать вражеский флот для
   достижения нужных результатов? Только если он до
   последнего не сдаётся. Пока он активен, нужно
   концентрироваться на его уничтожении. Если же он ослаб,
   бежит от твоих сил, прячется в базах и не отваживается
   выйти в море, то необходимость атаки против него должна
   диктоваться обстановкой.
  
   Это ещё один основной принцип морской войны.
  
   Исключение - подлодки с баллистическими ракетами. Их
   всегда нужно уничтожать в первую очередь.
  
   Это - важнейшее правило морской войны.
  
   Свои же такие подлодки нужно сохранить до момента
   нанесения ими удара по врагу.
  
   Это - второе важнейшее правило морской войны.
  
  4-7. Кто-то спросит: но если флот противника нейтрализован,
   если его берега беззащитны, если его коммуникации
   перерезаны, если ядерное оружие уже использовано в том
   объёме, в котором было можно, или же его нельзя
   использовать, если враг голодает и его промышленность
   стоит, что ещё можно сделать для победы?
  
   Знающий говорит: В этом случае есть две возможности -
   блокада до капитуляции, если противник на островах, и
   вторжение. В последнем случае, флот должен обеспечить
   высадку десанта сил вторжения, или помощь десантами
   силам вторжения с земли. Вторжение - единственный
   способ окончательного завершения войны, если враг не
   сдаётся. Блокаду же применяют если иное невозможно и
   есть время чтобы сломить ей дух и силы врага.
  
  4-8. Всё это возможно, если понимаешь свои силу и слабости.
  
  5. СИЛА И СЛАБОСТЬ
  
  5-1. Незнающие говорят: всё решает промышленная мощь.
   Незнающие говорят: всё решает численность сил.
   Незнающие говорят: всё решает демография.
   Знающий говорит: За исключением совсем неблагоприятного
   соотношения сил, всё решается в штабах, и в бою.
  
  5-2. Промышленность не может работать на войну вся и сразу,
   её надо мобилизовать, для чего народ должен этого
   захотеть.
   Всё население не может быть отправлено на войну, только
   его доля, и их ещё надо мобилизовать, обучить,
   вооружить, и отправить воевать, для чего народ должен
   этого захотеть.
   Все силы не могут быть введены в бой сразу, их сначала
   надо собрать вместе.
   И для всего этого нужно много времени
  
  5-3. Поэтому сначала, слабая сторона имеет дело не со всей
   потенциальной мощью врага, а с наличными силами,
   которые зачастую ещё и разъединены. Это даёт
   возможность слабой стороне, во-первых, разбивать силы
   врага по частям, во-вторых, разбивать их с минимальными
   потерями со своей стороны, в третьих, разбивать их с
   большими потерями для врага. Но надо хорошо воевать!
  
  5-4. Тогда итоговое соотношение сил будет всё лучше, и лучше
   для бывшей слабой стороны. Потенциальную же мощь враг
   может и не успеть использовать. Если его народ будет
   деморализован повторяющимися долгое время поражениями,
   то война окажется настолько непопулярной, что её
   придётся прекратить. Если народ не захочет её
   продолжения, то промышленность не получится
   мобилизовать, а людей призвать на службу.
  
  5-5. Поэтому надо побеждать в боях достаточно долго, чтобы
   враг устал, постоянно терпеть поражения. Большие потери
   за один раз не заставят никого прекратить драться,
   только разозлят; постоянные и не уменьшающиеся потери
   рано или поздно заставят врага поверить в
   непреодолимость своих трудностей, и поникнуть духом.
  
  5-6. Если же достаточно быстро разбить силы врага по частям,
   то возникает шанс на победу. Особенно, если ещё и
   разрушить его верфи издалека.
  
  5-7. Всё будет изначально безнадёжно только тогда, когда
   изначальное соотношение военных сил безнадёжно. Но
   такое бывает очень редко.
  
  5-8. Таким образом, скорее всего победит тот, кто лучше
   планирует операции и лучше дерётся, а не у кого больше
   заводов и населения. Но нужно торопиться и не
   затягивать войну, иначе сильный использует весь свой
   потенциал и всё изменится.
  
  5-9. Будь осторожен и не путай техническое превосходство с
   умением сражаться! Это разные вещи. Технического
   превосходства необходимо стремиться достичь, если это
   не слишком дорого и сложно. В другом случае, нужна
   тактика и оперативное искусство, которые парируют
   техническое превосходство врага. Но это не умение
   сражаться, это другое. Хорошее ракета, это одно, умение
   ей пользоваться - другое! Не ошибись! Мастерство воина
   важнее, потому, что сражаются люди, машины это только
   инструменты, хоть они и необходимы. Необходимости
   стараться получить хорошее оружие это не отменяет, надо
   лишь помнить, что одно не заменяет другое.
  
  5-10.Помни, что столкнувшись с регулярными большими
   потерями, враг, имеющий преимущество в численности
   будет уклоняться от боя, для создания не просто
   превосходства, а подавляющего превосходства и только
   потом примет бой. Заставь его драться раньше! Для
   этого, нужно атаковать то, что он не сможет не
   защищать. Не давай ему времени подумать, будь быстр и
   безжалостен. Изменяй соотношение сил в свою пользу.
  
  5-11.Помни, что даже маленькие успехи потом сложатся в один
   большой, не упускай даже мелких шансов нанести врагу
   урон. Кроме того, веди бои до его полного уничтожения,
   преследуй, сколько нужно, не давай врагу передышек,
   доводи дело до конца. Отказаться от такого правила
   можно только, в тех боях, где это заведомо приведёт к
   излишним и большим потерям, большим, нежели у врага.
  
  5-12 Изматывай его рейдами и наноси ему потери в ходе них,
   чтобы он не мог спокойно собирать силы, но не
   задействуй излишне много сил в рейдах, на случай
   неудачи.
  
  5-13.Помни, что сражаются люди, и побеждают друг друга люди.
  
  5-14.Помни при этом, что ничего не предрешено.
  
  5.15.И ещё тебе нужны правильно придуманные корабли.
  
  6. КОРАБЛИ
  
  6-1. Глупые говорят: Построим разные корабли, посмотрим, что
   получится
   Глупые говорят: Нужно идти в ногу со временем и
   внедрять инновации
   Глупые говорят: Флот это символ государства, он должен
   демонстрировать флаг
   Глупые говорят: Мы построили корабль, надо теперь
   придумать как его применить
   Глупые говорят: Надо загрузить все заводы, чтобы они не
   стояли
   Глупые говорят: Строить флот надо, чтобы стимулировать
   экономику.
   Глупые говорят очень много несуразицы, когда дело
   доходит до постройки кораблей, всего и не перечислить.
  
   Знающий говорит: первичным является предназначение.
   Сначала нужно, чтобы появилось предназначение, потом,
   чтобы появился корабль для него. Иное не имеет смысла.
   И если флот предназначается для войны, то корабль
   должен быть предназначен для участия в ней. Иное не
   имеет смысла. Если государство не планирует отправлять
   корабль в бой, или использовать для поддержки тех,
   которые пойдут в бой, пусть даже вынужденно, или если
   для него нет реальных задач, то его не нужно строить.
   Если же ему есть предназначение, то он должен быть
   построен в соответствии с ним. Иное не имеет смысла.
  
  6-2. Поэтому нет смысла обсуждать, какие корабли нужно
   строить, если есть понятное предназначение, ведь тогда
   понятно какие;
   нет смысла обсуждать, какие корабли нужно строить, если
   для них нет предназначения ведь тогда понятно, понятно,
   что никакие;
   нет никакого смысла обсуждать, инновационен ли корабль
   или нет, если у него есть предназначение, и он ему
   соответствует, ведь он полезен;
   нет никакого смысла обсуждать инновационен ли корабль,
   если у него нет предназначения, или он не соответствует
   ему, ведь он бесполезен;
   нет никакого смысла обсуждать, выглядит ли флот как
   символ, потому, что он не для этого, и корабли не для
   этого;
   нет никакого смысла обсуждать стимулы для экономики,
   потому, что флот не для этого, и корабли не для этого;
   нет никакого смысла обсуждать раздачу заказов заводам,
   потому, что флот не для этого, и корабли не для этого;
   нет никакого смысла обсуждать разную несуразицу,
   потому, что флот не для этого, и корабли не для этого.
   Народ, который не хочет это понимать, может быть предан
   смерти врагами, которые это поняли.
  
  6-3. Поэтому корабли строятся для боя с вражескими
   тактическими единицами - кораблями, подлодками и
   самолётами, и для ударов по берегу.
   Или же корабли строятся для вспомогательных задач, или
   высадки десанта, или разведки.
   Или же корабли строятся чтобы снабжать боевые корабли.
   Но если корабль не нужен ни для снабжения, ни для
   вспомогательных задач, ни для разведки, ни для высадки
   десанта и если он не предназначен для боя с вражескими
   тактическими единицами, а именно кораблями, подлодками
   и самолётами, или для ударов по берегу, то он не может
   существовать и не должен быть построен.
  
  6-4. Глупые говорят: надводный корабль всё равно будет
   потоплен авиацией.
   Знающий говорит: корабль не дерётся один, он дерётся в
   составе отряда. Вполне можно спрогнозировать, какой
   типовой наряд сил на один корабль будет поднимать в
   воздух тот или иной противник с авиабазы, или
   авианосца, и создать корабль, отряд из которых имел бы
   хорошие шансы отбить такой удар. И после воевать такими
   отрядами, не меньше.
   Так можно решить, каким должен быть такой корабль, и
   какими должны быть отряды из них, чтобы драться с
   авиацией.
  
  6-5. Глупые говорят: надо построить много маленьких
   кораблей, которые могут строиться быстро и в большом
   количестве, и которые не жалко терять.
   Знающий говорит: такие корабли не смогут воевать на
   волнении, их запас хода будет ограниченным, скорость на
   волнении недостаточной, оружие слабым, и применить его
   на волнах не получится. Нельзя будет наступать на
   домашние воды врага с таким флотом, а значит,
   невозможно будет добиться решающей победы.
   При этом флот из множества маленьких кораблей не только
   слабый, но и очень дорогой, в нём очень много
   соединений, штабов, командиров, кораблей, причалов. И
   всем этим ещё и тяжело управлять. Никакого толку!
  
   Глупые говорят: надо строить огромные корабли со
   сверхмощным вооружением, чтобы они были намного сильнее
   любого мыслимого корабля в мире.
   Знающий говорит: такие корабли стоят так дорого, и
   строятся так долго, что их будет слишком мало для
   победы. К тому же, как можно будет бросать их в бой,
   когда они столько стоят? Как возмещать потери? Как
   создать должную численность флота, если вся страна
   сможет построить всего несколько кораблей? Опасная
   глупость!
  
  6-6. На самом деле нужен баланс между простыми кораблями и
   сложными кораблями, между маленькими кораблями и
   большими кораблями, который будет отражением их
   предназначения. Есть корабли небольшие, есть корабли,
   способные наступать через океан, количество тех и
   других должно соответствовать выбранной стратегии, а их
   размеры и оружие - предназначению. Нельзя сказать, что
   корабль должен быть больше или меньше, если он и его
   оружие соответствуют предназначению. Нельзя сказать,
   что корабль несовременный, если он и его оружие
   соответствуют предназначению. Всегда надо помнить, что
   сила корабля и численность флота противоречат друг
   другу и выдерживать баланс.
  
  6-7. Глупые говорят: построим огромную подводную лодку,
   которая будет нести множество крылатых ракет и
   торпедных аппаратов, она станет самой мощной и среди
   многоцелевых, и среди ракетных.
  
   Знающий говорит: многоцелевая подводная лодка должна
   всегда сохранять скрытность. Большая лодка не может
   быть такой же скрытной, как лодка поменьше, построенная
   на том же технологическом уровне. Всегда, значит
   всегда, и лодка должны скрытно двигаться, скрытно
   обнаруживать цель, скрытно выпускать по ней торпеды,
   которые должны быть малошумными. Сигналом о том, что
   идёт атака для атакуемого должно быть включение
   самонаведения торпеды, а для остальных - взрывы торпед.
   И даже после этого лодка не должна себя обнаружить,
   уйдя также скрытно.
   О каком же множестве ракет говорят глупцы? Разве
   подлодки для этого? Сколько подлодка проживёт, выпустив
   двадцать ракет с грохотом на весь океан?
   Конечно, на подлодке могут быть и крылатые ракеты, но
   без ущерба для остальных её качеств и без значительного
   увеличения размеров. Иначе она будет слишком заметной,
   не сможет воевать на мелководье и ставить мины в базах.
   Её цена будет чрезмерной, а значит подводный флот будет
   малочисленным и слабым.
   Всё должно соответствовать предназначению.
  
  6-8. Глупые говорят: корабли должны быть специализированы,
   каждый для своей задачи, так лучше.
  
   Знающий говорит: И что если ракетный корабль, который
   может только пускать ракеты, встретится с подлодкой? И
   что если противолодочный корабль, способный только
   искать и уничтожать подлодки попадёт под ракетную
   атаку? Не хочешь ли подумать об этом? При таком подходе
   придётся под каждую задачу иметь по кораблю и по
   экипажу, и формировать из них отряды, тогда как
   многоцелевой корабль сравнимой цены сможет решать любую
   из этих задач. Война непредсказуема, обстановка
   непредсказуема, враг обязательно подстроит
   неожиданность, корабли должны быть готовы ко всему,
   значит они должны быть многоцелевыми.
  
  6-9. Глупые говорят: надо строить такие корабли, чтобы
   оружие на них можно было быстро менять. Например такой
   корабль ведёт борьбу с подводными лодками, а потом надо
   вести борьбу с надводными кораблями, и он пойдёт в базу
   менять одно оружие на другое.
  
   Знающий говорит: нет предела человеческой глупости и
   безумию. Прежде чем построить такой корабль, надо найти
   врага, который согласится ждать, пока ты каждый раз
   будешь менять оружие!
  
   Причём что важно, такой корабль не меньше, чем
   нормальный, а со сменным оружием ещё и не дешевле. Как
   такое вообще стало возможным?!
  
  6-10.Вооружая корабль ракетами, надо понимать суть ракет.
  
  7. РАКЕТЫ
  
  7-1. В старину, атаковать ненаблюдаемую цель могли только
   авианосцы. Появление ракет привело к тому, что теперь все корабли могут
   атаковать ненаблюдаемую цель. Это революция.
  
  7-2. Советские адмиралы говорили: выигрывай борьбу за первый залп, чтобы ударить
   первым.
   Хьюз говорил: атакуй первым эффективно, чтобы ударить не только первым, но ещё
   и точно в цель.
   Знающий говорит: атакуй первым, и не только эффективно, но ещё и скрытно - твой
   залп не должен быть виден противнику, а
   пеленг подходящих к нему ракет не должен вести к твоим кораблям!
   Знающий говорит: используй залп чтобы обмануть врага насчёт того, откуда
   прилетели ракеты, а реальное место пуска скрывай.
   Тогда его залп отчаяния уйдёт не туда, где ты.
   Вот что дали ракеты. Но они должны попадать в цели.
  
  7-3. Вот маленькая ударная группа атакует большую, соотношение сил один корабль к
   пяти. Вот ракеты поразили некоторые цели.
   Остальные смогли уцелеть. Результат: соотношение стало один к трём, а где
   атакующий неизвестно.
  
   Вот маленькая ударная группа атакует снова. Ты всё ещё уверен в том, что
   побеждает многочисленный? Ты всё ещё уверен, что
   побеждает промышленная мощь и экономика? Вот что дали ракеты.
  
  7-4. Знающий говорит - теперь важно не превосходство в численности, а превосходство
   в залпе - больше ракет, ракеты должны быть
   лучше, борьба за первый залп должна быть выиграна, цели должны поражаться, а
   атака должна быть скрытна - тогда врага можно
   разбить вообще без потерь - вот что дали ракеты. Старые правила теперь не
   работают так, как раньше. Теперь совсем слабый
   может разбить очень сильного. Это революция.
  
  7-5. Но нужно знать, где противник, и нужно чтобы он не знал, где ты - к этому
   свелось мастерство ракетного боя. Ещё нужно, чтобы
   враг не мог бы сбить весь залп.
  
  7-6. Поэтому ракетных кораблей нужно строить в количестве, минимально необходимом
   для ведения боя, а все остальные ресурсы бросить
   на разведку. Без разведки ракетный бой невозможен. С качественной разведкой
   слабейший может побеждать сильнейшего. Вот что
   дали ракеты. Но нужно не попасться на глаза врагу.
  
  7-7. Вот гиперзвуковая ракета. Она взмывает в вышину и потом устремляется вниз. Не
   увидит ли враг то, откуда её запустили? Не
   отправит ли туда авиаразведку?
  
   Вот сверхзвуковая ракета на малой высоте, заходит на цель не с той стороны,
   откуда была запущена. Что врагу даст авиаразведка
   в этом случае? Только потерю времени. Помни про скрытность!
  
  7-8. Знающий говорит: те, кто ракеты создаёт, а разведывательные силы не создаёт,
   делает глупость огромного масштаба. Какая
   разница, что у врага ракеты хуже? Зато они поразят свои цели. Будет ли тебе
   легче идти на дно с мыслью, что у них нет
   гиперзвука? Подумай-ка об этом. Разведка и скрытность - это всё в ракетном бою.
   И это не отработать просто стреляя по
   мишенным позициям! Нужны настоящие тренировки!
  
  7-9. А чтобы выйти на нужный рубеж пуска вовремя, нужна скорость.
  
  8. СКОРОСТЬ
  
  8-1. Глупые говорят: скорость не важна. Ракета всё равно быстрее. Самолёт всё равно
   быстрее.
  
   Знающий говорит: скорость ещё важнее, чем раньше. Скорость особенно важна для
   того, чьи силы меньше, потому, что она делает
   его быстрее. Нельзя разбить по частям того, кто быстрее.
  
  8-2. Вот, пролив, в котором надо создать противолодочный рубеж. В первом случае
   корабль дойдёт туда быстрее в полтора раза, чем
   во-втором. В каком случае у вражеских подлодок больше шансов форсировать
   пролив?
  
  8-3. Вот авиаразведка врага обнаружила твои корабли. Пройдёт несколько часов до
   того, как авиация противника с берега начнёт
   подниматься на удар - и им потом ещё лететь. Всё это требует времени. Кораблям
   же надо уходить из-под авиаудара на предельной
   скорости. В первом случае корабли за то же время пройдут в полтора раза большее
   расстояние, чем во втором. У кого больше
   шансов не попасть под удар? А если эта разница означает успеют они в зону
   покрываемую своими истребителями или нет? А если
   эта разница равна пути до базы, защищённой от ударов с воздуха? А если эта
   разница равна расстоянию до района интенсивного
   торгового судоходства, где можно затеряться среди торговых судов? Хорошо ли ты
   подумал насчёт скорости, ответь!
  
   Знающий говорит: хоть скорость самолёта и выше, но к ней надо прибавлять
   скорость передачи информации по всей цепочке от
   разведки до ударных самолётов, время на подготовку к взлёту и перелёт. А это -
   совсем другое дело, ведь корабль движется всё
   время.
   Ничего не предрешено, авиация очень опасна, но чем выше твоя скорость, тем
   больше у тебя свобода действий.
  
  8-4 Вот авианосная группа послана вдогонку за твоими кораблями чтобы их уничтожить.
   Что будет, если ты никогда не окажешься
   внутри боевого радиуса их палубной авиации? Ответ - они даже не вылетят на
   удар. Вот что такое скорость.
  
  8-5. Знающий говорит: нужно строить корабли, которые ходят хотя бы немного быстрее,
   чем противник. Нельзя пожертвовать скоростью,
   потому, что ты не сможешь ввести корабли в бой всегда, когда хочешь, и не
   сможешь оторваться от противника всегда, когда это
   необходимо. Вот что значит скорость.
  
  8-6. Вот в океан уходит ударная группа. Один корабль медленнее всех прочих. Что ты
   сделаешь, если всей группе надо будет
   отрываться от преследования? Бросишь его? Или пожертвуешь всей группой?
   Что ты сделаешь, если всей группе надо будет выходить из-под авиаудара? Бросишь
   его? Или пожертвуешь всей группой?
   Что ты сделаешь, если всей группе надо будет перехватить быстрого противника?
   Бросишь его и пойдёшь в бой ослабленным
   составом? Или упустишь корабли врага? И как потом смотреть в глаза матерям и
   вдовам, ведь это не враг будет во всём виноват,
   а тот, кто не понимает значение скорости.
  
  8-7. Помни, в прошлом эту ошибку делали многие и не раз, каждый раз говоря: "вот,
   прогресс сделал скорость не особо важной". Потом
   они платили за это. Все они заплатили за это. И ты заплатишь, если так же
   ошибёшься.
  
  8-8. Все корабли, которые ты отправляешь в бой с указанием драться вместе, должны
   иметь возможность идти с высокой скоростью вместе. Лучше если они будут
   примерно одинаково быстрыми, даже при разных размерах. И они должны быть
   быстрее, чем вражеские. А для этого они должны быть так построены. Горе тому,
   кто пренебрегает этим правилом.
  
  9. АВИАНОСЦЫ
  
  9-1. Глупые говорят: авианосцы устарели, их можно уничтожить ракетами
   Глупые говорят: авиация сильна, когда летает с земли, но взлетев с палубы такие
   же самолёты превращаются в бесполезный хлам.
   Глупые не мыслят, они повторяют заученные фразы даже тогда, когда всё очевидно.
  
   Знающий говорит: невозможно воевать без авиации. Поразить авианосец не проще,
   чем любой корабль, который охраняют, но всё же возможно; авианосцы гибли в
   войнах, но дело не в этом, а в том, что невозможно воевать без авиации.
   У берега авиация может
   работать с земли, но несколько часов хода, и она уже будет опаздывать.
   Сначала не станет истребительного прикрытия.
   Ещё сутки хода и даже ударная авиация будет зачастую опаздывать на удар. Потом
   станет ещё хуже. Единственные самолёты, на которые можно безоговорочно
   полагаться в море - те, которые корабельная группа несёт сама. Такова
   реальность.
  
  9-2. Знающий говорит: сражаются люди, а люди слабы и люди ошибаются. Командующий в
   море может запросить вылет с берега, потому,
   что ему будут нужны самолёты. Командующий на берегу может оценить обстановку
   иначе, и не дать их. Это касается даже
   авиаразведки, не говоря уже про ударные самолёты, а истребители на большом
   удалении от аэродромов можно и не ждать.
   Единственные самолёты, на которые можно безоговорочно полагаться в море - те,
   которые корабельная группа несёт сама. Такова
   реальность.
  
  9-3. Всегда используй авианосец. Если твой авианосец совсем мал, а авиагруппа такая
   слабая, что не может почти ничего, используй
   его для авиаразведки. Без неё ты будешь видеть только до горизонта с мачты и не
   более. Враг же может оказаться зрячим.
   Если твой авианосец чуть-чуть побольше и авиагруппа посильнее, то веди
   авиаразведку и сбивай вражескую авиаразведку.
   Если твой авианосец ещё лучше и авиагруппа ещё посильнее, то плюсом к своей
   авиаразведке и борьбе с вражеской авиаразведкой
   высылай в воздух патрули для перехвата авиации противника. Они смогут ослабить
   вражеский удар. Если твой авианосец ещё больше
   и лучше, а авиагруппа ещё сильнее, то плюсом ко всему прочему создай
   полноценную оборону от атак с воздуха.
   Ещё больший корабль даст возможность добавить на борт ударные самолёты в
   небольшом количестве, которые смогут атаковать
   отдельные корабли противника и его базы, а ещё больший корабль позволит
   проводить полноценные ударные операции и обеспечивать
   защиту с воздуха, или даже бороться за господство в воздухе.
  
  9-4. Чем больше авианосец, тем его меньше качает, тем более сильная авиагруппа на
   нём базируется, тем больше он может сделать, тем
   больше от него пользы.
  
  9-5. Кто-то спросит: Чем атаковать? Ракетами с кораблей? Но зачем тогда ударная
   авиация на авианосце? Ударной авиацией на
   авианосце? Но зачем тогда ракеты на надводных кораблях? Нет ли тут чего-то
   лишнего?
  
   Знающий говорит: ракеты в пусковых установках кораблей мощнее, чем те, что
   несут самолёты и могут применяться тогда, когда
   самолёты из-за погоды или волнения уже не могут взлетать с палуб.
   Но будучи израсходованы, они могут быт пополнены только в базе.
   Ракеты и бомбы самолётов могут быть пополнены на корабле, и поэтому самолёты
   могут атаковать повторно после возвращения, и
   потом ещё много раз.
   Но сами ракеты слабее, и иногда самолёты не могут взлетать.
   Поэтому, наличие ракет и на кораблях придаёт действиям командира гибкость.
   Когда можно атаковать самолётами, он атакует
   самолётами, когда нельзя атаковать самолётами, он атакует ракетами, когда
   оборона противника очень сильна или палуба занята
   подъёмом истребителей для обороны, он тоже может атаковать ракетами, особо
   защищённую цель он может атаковать одновременно
   всем.
  
  9-6. Вот, авиаразведка с авианосца обнаружила цель. Ракеты в пусковых установках
   могут быть к ней отправлены сразу, если цель того
   стоит. Иногда это нужно делать, иногда надо подождать подъёма самолётов, но в
   любом случае, такая возможность есть, а без
   ракет в пусковых установках её бы не было. Когда же авианосец невелик, тогда
   даже и выбора нет - атаковать придётся ракетами
   с кораблей, так как авиагруппа сможет только воевать с вражеской авиацией и
   вести разведку.
  
  9-7. Самое же главное, что авианосцев на всё не хватит, поэтому они никак не
   противоречат необходимости иметь прочие боевые
   корабли с наступательными возможностями.
  
  9-8. Знающий говорит: даже один авианосец усиливает базовую авиацию многократно,
   даже малые силы базовой авиации усиливают
   авианосец многократно.
  
   Смотри - для удара самолётами с берега нужно чтобы они знали где их цель, а её
   воздушное прикрытие было сковано боем пока они
   наносят удар. Есть ли что-нибудь лучше корабельной авиации для обеспечения
   этого? Она способна стать остриём копья и
   обеспечить удар любой силы, наносимый с земли, обеспечив до этого качественную
   разведку, потому, что она там же, где и враг -
   в море, и может с ним драться.
  
   Смотри - когда авиаразведка работает с берега и небольшие силы отвлекают
   внимание противника с берега, то авианосец может
   маневрировать скрытно, не поднимая авиацию, чтобы потом ударить ей с
   неожиданного направления.
  
   Что ещё может сделать подобное?
  
  9-9. Но помни о том, что пилотов всегда будет не хватать, и их потери крайне трудно
   восполнять, а без потери качества почти
   невозможно. Это будет большая проблема. Но и для врага будет тоже самое. Пилоты
   - слабое место любого авианосного флота, не
   забывай об этом ни на одну секунду.
  
  10. МИНЫ
  
  10-1.Незнающие говорят: мины это вспомогательная вещь. Они не приводят к решающим
   результатам. К решающим результатам приводят
   выигранные бои в море.
   Незнающие говорят: мины могут лишь затруднить действия противника, но ими
   нельзя победить в войне.
   Глупые говорят: да что там мины, то ли дело ракеты запускать!
  
   Знающий говорит: мины это как ядерное оружие, просто с отложенным действием.
   Знающий говорит: мины, это как смертельный яд, который действует не сразу.
   Знающий говорит: мины, это как высыхающий и сжимающийся кожаный ремень на шее
   жертвы - растянутая смерть.
   Знающий говорит: мины это как смертельный вирус, но с инкубационным периодом.
   Знающий говорит: мины это как бамбук растущий прямо в живую плоть.
   Вот что такое мины.
   Но надо уметь их применять, и их должно быть много.
  
  10-2.Знающий говорит: самое главное в минах - они дают слабому возможность победить
   сильного, даже при серьёзном перевесе в силах.
   Мало что даёт такую же возможность.
  
  10-3.Знающий говорит: это то немногое, что можно использовать против территории
   врага ещё когда его флот силён.
   Мало что даёт такую же возможность.
  
  10-4.Различай минную оборону и минное наступление. Первое может дать тебе выиграть
   время. Второе может дать тебе победить в войне.
   Разница между ними в том, что при ведении минной обороны, заграждения ставятся
   так, чтобы не дать врагам подойти к твоим
   базам, а при ведении минного наступления ставятся так, чтобы не дать противнику
   выйти из своих баз или маневрировать после этого.
  
  10-5.Различай средства постановки. Авиация может дать тебе возможность поставить
   мины быстро, но их будет мало. Подводные лодки
   могут дать тебе возможность поставить мины скрытно, но их тоже будет мало.
   Надводные заградители могут дать тебе возможность
   ставить мины массово - но их действия у баз противника невозможны без
   обеспечения, потому, что их видно и они медленные. Вот
   в чём разница средств постановки.
  
  10-6.И если ты хочешь ставить мины, то удары авиации и крылатых ракет, и манёвры
   надводных сил должны отвлекать врага от
   заградителей, и ставящих мины самолётов, так, чтобы враг не понимал, что перед
   ним минная постановка.
  
  10-7.Уничтожай склады мин противника и его противоминные силы, чтобы некому было
   бороться с твоими минами, и нечего было ставить,
   а свои противоминные силы держи в готовности и защищай от атак, и также с
   запасами мин. Тогда преуспеешь.
  
  10-8.Имей достаточный запас мин в мирное время и непрерывно их совершенствуй и
   обновляй.
  
  10-9.Минная война и борьба с минами критически важны, мало что также важно.
  
  11. ПОДГОТОВКА
  
  11-1.Глупые говорят: мы отработали курсовые задачи на отлично, что тебе ещё надо?
   Глупые говорят: у нас хорошая наплаванность, что тебе ещё надо?
   Глупые говорят: мы провели все учения по плану учений, что тебе ещё надо?
  
   Знающий говорит: ты должен тренироваться, как на настоящей войне, и готовиться
   как к настоящей войне, только тогда
   преуспеешь.
  
  11-2.Вот флот получил новую ракету, и корабль ударил ей по мишенной позиции. Можно
   ли считать, что он готов к бою, если цель поражена?
   Знающий говорит: стрельб недостаточно, маневрирования недостаточно, походов
   недостаточно, надо ещё учиться воевать.
   Корабли должны постоянно искать друг друга, обманывать друг, друга, ставить
   помехи и ложные цели и выполнять ученые
   залпы, наводить друг на друга авиацию, отражать учебные удары с воздуха.
   И всё должно быть приближенно к войне.
  
  11-3.Смотри, вот учения, и отряд кораблей учится стрелять про реальным воздушным
   целям. Вот они сбили пятёрку мишеней, уложились в
   нормативы и получили отличные оценки. Это смехотворно, ведь в реальном бою
   целей будут десятки, скоростных и малоразмерных, с
   наведением на радиолокатор и на помехи, и на тепло, прикрытых своими помехами,
   атакующих с разных курсов и высот. А ты сбил
   старый истребитель, переделанный в мишень, и думаешь, что готов? Так может быть
   вообще тогда уклоняться от боёв, ведь итогом
   такой тренировки будет смерть! Реальные угрозы совсем другие! Не хочешь ли
   подумать об этом? Такая тренировка - сплошной
   обман, от неё никакого толку!
  
  11-4.Смотри, вот штурмовой авиаполк готовится к учебной атаке отряда кораблей.
   Нужно, чтобы он действовал как на войне и
   максимально вложился в удар, в том числе пуском нужного числа ракет-мишеней и
   постановкой помех, атаковал с таких высот, как
   на настоящей войне, и с таких курсов, как на настоящей войне, с такими
   манёврами, как на настоящей войне.
  
  11-5.Смотри, вот отряд боевых кораблей готовится отражать удар штурмового авиаполка.
   Они должны столкнуться с реалистичным
   количеством целей и условиями атаки, и отразить удар, неотличимый от
   настоящего. И потом ещё много раз, чтобы это было
   обычным делом. Только так надо тренироваться! Иное - напрасная трата топлива и
   ракет, и ничем не поможет в войне, лишь даст напрасные надежды.
  
  11-6.Вот командующий, который хочет обучить своих людей выводить корабли на рубеж
   пуска скрытно и скрытно обнаруживать врага. Что ему делать?
   Тренироваться на кораблях других стран. Пусть они будут скрытно обнаружены, и
   пусть по ним наносится условный
   удар, пусть потом авиаразведка уточняет их реальное положение и построение на
   момент удара - так и оценит потом результаты.
   Вот как нужно делать! Всегда надо так делать, и если уж ходить в походы, то за
   этим.
  
   Нужно учиться управлять отрядами и соединениями, как будто война уже идёт. Иное
   не имеет смысла.
  
  11-7.Знающий говорит. В мирной жизни мелочи бывают, а на войне не бывают.
   Знающий говорит: слово "мелочь" в военной речи не существует, и в сознании не
   существует.
  
  11-8.Смотри, вот подлодка идёт на боевую службу. А на ней нет буя связи и для связи
   приходится подвсплывать. Можно ли считать это
   мелочью, ведь у неё десятки ракет и торпед?
  
   Знающий говорит: из этого складывается боеспособность. Одним надо подвсплывать,
   другим не надо подвсплывать. Одних проще
   уничтожить в этот момент, других нет. Потом эта разница накапливается. В
   военном деле нет мелочей.
  
  11-9.Вот две подлодки сходятся в бою. У одной два прибора постановки помех в
   готовности к пуску, у другой десять. При прочих
   равных, на чьей стороне шансы? Подумай-ка об этом. Мелочь ли эта разница?
  
  11-10.Вот огромная подлодка попадает под внезапную торпедную атаку от скрытного
   противника с хорошими торпедами. И у неё нет
   антиторпед. К чему вообще её было строить тогда, скажи? Не лучше ли было
   построить два десятка самолётов? Ведь она всё равно
   погибла.
   И ничего не спасло, ни размеры, ни хвастовство. А ведь какая она была большая,
   как ей все гордились! Ну подумаешь, нет антиторпед, ведь остальное-то всё
   есть.
   Теперь остались только слёзы матерей и вдов, да сироты, и радующиеся враги. Они
   горды собой и полны презрения к тем, кого отправили на дно.
   Ты всё ещё думаешь, что мелочи существуют? Ты точно в этом уверен?
  
  11-11.Вот американцы сражаются с Японией. Их торпеды оказались ни на что непригодны.
   Сколько у них было при этом подлодок всего?
   Знающий говорит - неважно, потому, что боеспособных подлодок у них было ноль.
   Можно было построить их хоть сколько, т
   потратить на них денег хоть сколько, и набрать на них людей хоть сколько но в
   итоге - ноль.
   Хочешь повторить их ошибку? Но сейчас твои безоружные лодки будут потеряны все
   и сразу! Потрать тогда деньги на что-то
   другое, и не строй их вообще, или же реши вопрос с торпедами!
  
  11.12.Знающий говорит: у того, кто готовится по-настоящему, нет в речи слова
   "мелочи" и в сознании тоже нет такого понятия. Пока
   он носит форму это так.
  
  11-13.Вот штаб планирует выход подлодки на боевую службу. Погрузку боекомплекта и
   продуктов не скрыли, использовали шифрованную
   радиосвязь. Но лодка-то вышла, ничего особенного ведь? Вот только противник
   обнаружил эту активность, хоть связь и не
   расшифровал. А если начнётся война? Ведь это было так трудно, доставить всё
   мелкими партиями скрытно и заранее, выждать и
   приказы в пакетах передать! Ведь это так было трудно, поддерживать связь с
   буксирами с помощью фонарей!
   Итогом будут потери. Итогом потерь будет поражение. Побеждает тот, кто лучше
   дерётся, а тот, кто думает, что мелочи
   существуют, не сможет хорошо драться.
  
  11-14.Вот разведгруппа, с огромным риском скрытно высаженная с подлодки. Кто-то не
   досмотрел и их форма хорошо видна в ночном
   прицеле. Теперь они погибли, и враг знает, что рядом подлодка, а ещё он знает
   про объект твоего интереса. Стоит ли начинать
   запланированную операцию после такого, даже если она важна? Подумай-как об
   этом! И не правильнее ли было обратить внимание на
   форму? На обувь? На оптику?
   А ведь это были подготовленные люди! И экипаж подлодки был один из лучших! И
   какой результат?
  
  11-15.Знающий говорит: тот, кто верит в то, что мелочи и малозначимые вещи
   существуют, должен снять форму навсегда.
  
  12. ПОЛЬЗА
  
  12-1.Неопытные говорят: мы создадим сверхоружие, которое настолько превосходит всё,
   что война будет выиграна играючи.
  
   Знающий говорит: не пытайся обмануть порядок вещей, такие средства всегда очень
   дороги, но часто не дают решающих преимуществ
   или вообще не работают. Япония вложилась в кислородные торпеды, и они топили
   корабли но не лучше ли было построить больше
   обычных артиллерийских кораблей? Или обычных эскортных противолодочных
   кораблей? Советский Союз вложился в морскую
   ракетоносную авиацию, но смогла бы она выиграть войну у американцев или же
   просто причинила бы им большие потери? Поначалу у
   них не было выбора, но может быть позже нужны были другие варианты? А их
   огромные подлодки с противокорабельными ракетами,
   неспособные вести подводный бой? Было ли это оправдано? Взгляни на новый
   американский эсминец - есть ли толк в этой попытке?
   Что сейчас этот корабль может сделать? Посмотри на атомную торпеду русских - не
   кажется ли тебе, что её никогда не применят
   как и её странные подлодки-носители? Все эти попытки в лучшем случае дали
   эффективный, но очень дорогой результат, в худшем -
   очень дорогой и не имеющий боевой ценности результат. Они были сделаны вместо
   построения универсальных боевых сил, и на те
   деньги, на которые эти силы можно было создать. Вот что важно.
  
   Не пытайся обмануть порядок вещей. Нельзя создать чудесное средство, которое
   всё решит. Надо строить боевые силы, способные
   выполнять все задачи, которые могут быть на них возложены, и наращивать их
   количественно по возможности, уделяя боевой
   подготовке максимум - это единственный вариант. Необходимости совершенствовать
   оружие и технику он не отменяет.
  
  12-2.Глупые военнослужащие говорят: почему мы должны напрягаться так как будто война
   завтра, ведь сейчас её нет?
  
   Знающий говорит: такие настроения - признак морального разложения и непонимания
   личным составом своего предназначения. Нужно
   раз и навсегда объяснить людям - они понятия не имеют о том, идёт война или
   нет.
   Запущены ли по их стране баллистические ракеты две минуты назад? Запущены ли по
   их базе крылатые ракеты две минуты назад?
   Не выпущена ли по их кораблю торпеда две минуты назад?
   Они не могут этого знать прямо сейчас. Они должны это понять, и понять быстро,
   иначе нужно от них избавляться - это не военные.
  
  12-3.Генералы говорят: Нужно чтобы все виды Вооружённых сил сражались под единым
   командованием.
   Генералы говорят: нет никакой морской стратегии и нет никакой воздушной
   стратегии, стратегия едина
   Генералы говорят: нужно единство командования всеми силами на театре военных
   действий.
  
   Знающий говорит: обычно, армейские начальники стремятся подчинить себе всё не
   потому, что это нужно, а потому, что они не
   понимают что-то более сложное, чем своя служба и хотят от этого избавиться. В
   этом главная причина.
   Нет ничего более пагубного, чем подчинение флота армии - ни один генерал
   никогда не признается в том, что он не в силах
   поставить задачу морским силам и будет всячески доказывать обратное.
   С воздушными силами всё то же самое.
  
   Задай вопрос такому генералу - а что должен делать надводный флот? И в ответе
   не будет содержаться никаких решений,
   выполнение которых даст свободу действий против вражеской территории.
  
   Задай вопрос такому генералу - не отправит ли он морские ударные авиаполки на
   штурмовку танковых колонн вместо того же минирования вражеских портов?
   И если он честен, то ответит, что отправит, а если он нечестен, то можно будет
   это увидеть.
   Исключения бывают, но они редки.
  
   Задай вопрос такому генералу, для чего использовать флотские крылатые ракеты, и
   вся их жалкая сотня будет назначена на разные
   цели на территории врага, которые , конечно, имеют некоторую ценность, но
   уничтожение которых помочь быстро победить в войне не сможет.
  
   Задай такому генералу любой подобный вопрос, и скорее всего правильные ответы
   будут в подавляющем меньшинстве.
  
   Потому, что армейские командиры не понимают морскую войну, не хотят её
   понимать, но считают, что они могут всем управлять.
   Так их воспитывали.
  
   Впрочем, штаб флота справился бы с управлением армейскими частями не лучше.
  
  12-4.Знающий говорит: подчинение одних видов Вооружённых сил другим это катастрофа.
   Единство командования на театрах военных
   действий нужно, но оно должно решаться иначе. Прямое подчинение флота
   армейскому штабу или армейских соединений флотскому
   штабу закончится потерей управления почти сразу же, потом пойдут бессмысленные
   потери.
   Такое уже бывало раньше.
  
  12-5.Знающий говорит: сильный флот спасает множество жизней. Без флота вместо
   высадки с моря придётся идти на танках тысячи
   километров по земле, вместо сражений десятков кораблей с несколькими тысячами
   человек в экипажах бросать в атаку десятки или
   сотни тысяч солдат и командиров на земле, неся соразмерные потери - при том,
   что победа на море вынудила бы противника к тому же, что и победа на суше.
  
   Нет флота и надо готовиться решать любую задачу массами наземных войск, даже
   когда без этого можно было бы обойтись.
   А если враг вообще за морем? Если общей границы нет?
   К тому же флотом в разы проще склонить противника к отказу от противоборства,
   не прибегая к насилию, а лишь демонстрируя готовность.
   И кто сказал, что армия дешевле на длительном отрезке времени? Проверь-ка свои
   факты!
  
  12-6.Впрочем, есть вещь похуже отсутствующего флота - флот формально существующий, а
   фактически небоеспособный. Он также требует денег, и ему в
   войне будут ставиться реальные задачи, но выполнить их он не сможет, понесёт
   деморализующе высокие потери, а
   ресурсы, которые на него потрачены пропадут зря. Такой флот погибнет без пользы
   и смысла, но зато с позором. Это его удел.
  
   Знающий говорит: на тех, кто не занимается военным строительством и боевой
   подготовкой по-настоящему, подменяя её разным
   хвастовством и обманом ложится страшная ответственность перед историей. Они
   носят свою незаслуженную форму, но приговор их
   деяниям будут выносить войска их врагов, и он будет безжалостным.
   Этот тот путь, который ведёт только к ужасным поражениям и страданиям народа.
   Народ не простил бы обманщиков, но будет ли
   кому их не простить, когда всё закончится? Ведь всё может закончиться по-
   настоящему плохо.
  
   К победе же придёт только тот, кто следует Дао.
  
Оценка: 8.52*9  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"