Филатов Вадим Валентинович: другие произведения.

Храм Ничто

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Русский нигилизм в поэзии Серебряного века

   []
  
  
  Наступает 20 столетие. На смену Золотому веку русской литературы приходит Серебряный. Это апогей литературы русского нигилизма. Её основными темами становятся декаданс и предчувствие всеобщего уничтожения.
  
  Если в русской классике второй половины 19 столетия существовали, по большому счету, два течения: реалисты, наглядно демонстрировавшие ничтожность окружающей жизни, и сторонники "искусства для искусства", пытавшиеся ухватить и запечатлеть пустоту в её чистом виде, то литература и, особенно, поэзия Серебряного века изобилует разнообразием школ. Все они представляют собой различные пути к одному храму - храму Ничто.
  
  1) СИМВОЛИСТЫ
  
  Их поэзия является, преимущественно, выражением пессимизма и отчаяния. Взять, к примеру, знаменитое стихотворение АЛЕКСАНДРА БЛОКА с его классической картиной безысходности ("Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет..."). Пустоту символисты стремятся отразить через загадочность, недосказанность и, собственно, через символы. В то же время, Блок нередко говорит о ней прямо:
  
  Есть немота - то гул набата
  Заставил заградить уста.
  В сердцах, восторженных когда-то,
  Есть роковая пустота.
  
  Вот ещё:
  
  Я здесь в конце, исполненный прозренья.
  Я перешёл граничную черту.
  Я только жду условного виденья,
  Чтоб отлететь в иную пустоту.
  
  ФЁДОР СОЛЛОГУБ. Этот поэт-символист более известен, как автор романа "Мелкий бес", в котором показал душу психа Передонова на фоне целого городка ничтожных людишек, а также персонифицировал Ничто в образе Недотыкомки. В стихотворениях Соллогуб, подобно своему alter ego Передонову, постоянно выражает ужас и беспомощность перед мощью Ничто:
  
  ... Не поможет, знаю, никто,
  Да и чем и как же помочь?
  Предо мной темнеет ничто,
  Ужасает мрачная ночь.
  
  ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ. Ещё один символист, прямо провозгласивший себя прожженным нигилистом и ниспровергателем банальных псевдоценностей. Его стихотворение так и называется:
  
  НИЧТО
  
  Я не из тех, которым любы
  Одни лишь глазки, щечки, губы,
  И не из тех я, чья мечта -
  Одной души лишь красота...
  В речах про высшее начало
  Одно лишь "не" порой звучало;
  Вот так и я скажу в ответ
  На все, что любо прочим: "Нет".
  
  А что же Бальмонт, КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ? А - ничто! Но не просто ничто, а гимн Ничто, "ВЕЛИКОЕ НИЧТО"!
  
  К старинным манускриптам в поздний час
  Почувствовав обычное призванье,
  Я рылся между свитков - и как раз
  Чванг-Санга прочитал повествованье.
  Там смутный кто-то,- я не знаю кто,-
  Ронял слова печали и забвенья:
  "Бесчувственно Великое Ничто,
  В нем я и ты - мелькаем на мгновенье.
  Проходит ночь - и в роще дышит свет,
  Две птички, тесно сжавшись, спали рядом,
  Но с блеском дня той дружбы больше нет,
  И каждая летит к своим усладам.
  За тьмою - жизнь, за холодом - апрель,
  И снова темный холод ожиданья.
  Я разобью певучую свирель.
  Иду на Запад, умерли мечтанья.
  Бесчувственно Великое Ничто,
  Земля и небо - свод немого храма.
  Я тихо сплю,- я тот же и никто,
  Моя душа - воздушность фимиама".
  
  2) АКМЕИСТЫ
  
  Они формально как бы противостоят символистам, и выступают за предметность тематики и образов, за которыми, однако, скрывается все тот же старый добрый нигилизм. Возьмем, к примеру, творчество самого известного акмеиста, НИКОЛАЯ ГУМИЛЁВА и, пожалуй, наиболее мистическое и пронзительное его стихотворение - "Заблудившийся трамвай". Как заметил кто-то из критиков, этот трамвай "внеположен пространству и времени", и, следовательно, он движется в пустоте, поглощая по ходу и живых и мёртвых.
  
  Понял теперь я: наша свобода
  Только оттуда бьющий свет,
  Люди и тени стоят у входа
  В зоологический сад планет.
  
  В целом, в творчестве Гумилева пустота абсолютна, её вечность контрастирует с бренностью иллюзорного мира:
  
  И жарким сердцем веря чуду,
  Поняв воздушный небосклон
  В каких пределах я ни буду,
  На все наброшу я свой сон.
  Всегда живой, всегда могучий,
  Влюбленный в чары красоты.
  И вспыхнет радуга созвучий
  Над царством вечной пустоты.
  
  Гумилев, безусловно, одинок среди акмеистов. Они, по сравнению с ним, часто претенциозны и ничтожны. Взять хотя бы непомерно раздутую, в прямом и переносном смыслах, вдову Гумилёва АННУ АХМАТОВУ. На её глазах канула в небытие целая эпоха. И что же Ахматова? Вместо того, чтобы восславить небытие, сочинить ему вдохновенный гимн, она смехотворно пытается противопоставить небытию какую-то мифическую силу искусства. Результат предсказуем: где небытие и где Ахматова?
  
  То же самое можно сказать и про Осипа нашего, МАНДЕЛЬШТАМА. Вначале этот поэт справедливо провозглашает пустоту фундаментальной онтологической категорией: "...Для меня в бублике ценна дырка. А как же с бубличным тестом? Бублик можно слопать, а дырка останется. Настоящий труд - это брюссельское кружево. В нем главное то, на чем держится узор: воздух, проколы, прогулы".
  
  Неплохо написаны следующие строки Мандельштама:
  
  Я вижу месяц бездыханный
  И небо мертвенней холста;
  Твой мир, болезненный и странный,
  Я принимаю, пустота!
  
  Но потом Мандельштам впал в ересь, заявив следующее: " Пустота и зияние - великолепный товар". А в конце жизни он уже совсем неуважительно высказывается о небытии: "чад небытия". Поскольку небытию нет до нас никакого дела, оно никак на этот эпитет не отреагировало. Но вот другие не потерпели и отправили кощунника вначале в лагерь, а потом и туда. В чад небытия.
  
  3) ФУТУРИСТЫ
  
  Это авангард нигилистической идеологии в русской литературе. По сути - наиболее последовательные нигилисты. Призывают к разрушению культурных стереотипов. Предлагают заменить людей машинами, которые уничтожат всю живую природу. А поскольку без людей машины заржавеют и рассыплются в труху, на Земле наступит царство Абсолютного Ничто!
  
  МАЯКОВСКИЙ. Незаслуженно недооцененный в наши дни футурист и воинствующий нигилист. В юности эпатирует обывателей своей желтой кофтой, как бы намекая на буддизм и пустоту (шунью). Не случайно ведь писали о нем критики: "Пустота, сгущенная до размеров души, до плотности личности - вот Маяковский". (Впрочем, это относится ко всем людям). Характерно известное мистическое прозрение Маяковского о пустоте, из его стихотворения на смерть Есенина: "Вы ушли, как говорится, в мир в иной. Пустота... Летите, в звезды врезываясь..." После прихода к власти большевиков Маяковский становится пропагандистом их идей, поскольку надеется, что комиссары оперативно отправят Россию, а то и весь мир, в вожделенную пустоту. Убедившись, что этого не происходит, поэт жестоко разочаровался и отправился туда, вслед за Есениным, сам.
  
  ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ. Он явно не от мира сего и, следовательно, уже при жизни пребывал в пустоте. Поэтому его стихи представляют собой невообразимый бред. Безусловно, он созерцал пустоту, но членораздельно поведать о ней не смог. Да это, наверно, и невозможно.
  
  ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН. Мистический поэт, прозревший всеобщность пустоты. Молодчик! В своем гениальном стихотворении "В опустошенье" опустошил всё дотла! Воистину: нет ничего, кроме пустоты, и Игорь Северянин пророк её:
  
  Я подхожу к окну: в опустошенье
  Деревья, море, небо и поля.
  Опустошённым кажется движенье
  И проплывающего корабля.
  Всё пустота. Такое положенье
  Дано тебе, осенняя земля.
  Я подхожу к душе своей, - и тоже
  Там пусто всё: желанья и мечты!
  Как это всё на юность не похоже,
  И сам себя признать боишься ты!
  Смыкаются уста и брови строже
  В предчувствии смертельной пустоты.
  
  4) ИМАЖИНИСТЫ
  
  показывают пустоту через метафору (образ, основанный на употреблении слов в переносном значении), с помощью которой эпатируют читающую публику. Они убеждены в том, что раз ничего нет, то все позволено. Например, пьянствовать и хулиганить.
  
  СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Этот поистине великий поэт прекрасно видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие. И поспешил за ним (или ему помогли поспешить), оставив нам гениальные строки:
  
  Слушай, поганое сердце,
  Сердце собачье мое.
  Я на тебя, как на вора,
  Спрятал в руках лезвие.
  Рано ли, поздно всажу я
  В ребра холодную сталь.
  Нет, не могу я стремиться
  В вечную сгнившую даль.
  Пусть поглупее болтают,
  Что их загрызла мечта;
  Если и есть что на свете -
  Это одна пустота.
  
  5) ДРУГИЕ ПОЭТЫ
  
  МАРИНА ЦВЕТАЕВА. Справедливо заметила, что женская "красота - это пустота". "За царем - цари, за нищим - нищие, за мной - пустота...". Когда стала стареть, внезапно заявила, что "небытие это условность". В итоге решила проверить это на собственном опыте.
  
  БОРИС ПАСТЕРНАК. В годы застоя еврейский автор и исполнитель одесских частушек Костя Беляев сложил о нем такую вот эпитафию:
  
  Пастернак и сельдерей -
  Что ни овощ, то еврей.
  
  В юности Пастернак примыкает к футуристам и, тем не менее, о небытии он пишет до обидного мало:
  
  Ночная даль теперь казалась краем
  Уничтоженья и небытия.
  Простор вселенной был необитаем...
  
  Однако, в глубинах души Пастернак постоянно её, пустоту, лелеет. Возможно, как испанский гуманист Мигель де Унамуно, он убежден в том, что ничто познаётся безмолвием. Тайная жизнь души поэта не остаётся незамеченной бдительными советскими гражданами. Так, ленинградский пенсионер В. Симонов так прокомментировал присуждение Пастернаку Нобелевской премии: "- Как смеет Пастернак обливать грязью все, что завоевано кровью и трудом миллионов людей?! Как смеет эта озлобленная шавка лаять на святое святых советского народа?! Он даже не господин Пастернак, а просто так... пустота и мрак". И эти слова простого труженика дорогого стоят.
  
  6) НИЧЕВОКИ
  
  Эта литературная группа возникла в 1920-м году и, несомненно, представляет собой вершину не только поэзии Серебряного века, но и всей русской литературы вообще. Ничевоками были С. Садиков, Рюрик Рок, Аэций Сранов, Мовсес Агабабов и другие. Известно, что на поэтическом вечере в Политехническом музее ничевоки резонно советуют Маяковскому сделаться чистильщиком обуви. А в своем знаменитом манифесте они заявляют следующее: "Итак, истоки всего - из Ничего. Отсюда: в поэзии Ничего Нет; только - Ничевоки. Жизнь идет к осуществлению наших лозунгов: Ничего не пишите! Ничего не читайте! Ничего не говорите! Ничего не печатайте!"
  
  Конгениально! Поистине, лучше ничевоков ничего не скажешь!
  
  Не дрогнет бровь и губы стынут строго.
  Круги черчу.
  И все ясней в пространствах крышка гроба
  большою птицей реет чуть. (Рюрик Рок).
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) М.Атаманов "Искажающие реальность-5"(ЛитРПГ) А.Шихорин "Создать героя 2. Карманная катастрофа"(ЛитРПГ) А.Шихорин "Создать героя"(ЛитРПГ) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) А.Мороз "Эпоха справедливости. Книга вторая. Рассвет."(Постапокалипсис) Д.Черепанов "Собиратель Том 3"(ЛитРПГ) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) А.Дмитриев "Прокачаться до Живого"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"