В своём интервью в Бенаресе японский писатель - философ Юкио Мисима рассказал случай из истории Китая, где в эпоху Тан жил прислужник по имени Юань Сяо. Однажды он отправился на гору Каою изучать буддизм и решил заночевать там на кладбище. Ночью он проснулся от жажды и увидев неподалёку от себя воду в какой-то ямке, отведал её, причём вкус воды показался ему восхитительным. Утром он обнаружил, что пил воду из человеческого черепа и его стошнило. Тогда Юань Сяо понял, что различия порождает сознательная воля. Когда она подавляется, различия исчезают и можно пить из черепа или, допустим, радостно заниматься уринотерапией. Но смог бы достигший просветления Юань Сяо снова выпить из черепа и показалась бы ему вода столь же вкусной, как в первый раз? Здесь возникает принципиальный философский вопрос: способен ли человек, лишившийся иллюзий, вернуть себе восприятие наивного человека?
По мере своего интеллектуального взросления любой человек рано или поздно осознаёт, в каком мире, по независящим от него обстоятельствам, он оказался. Большинство людей стремятся не задумываться над этими вопросами, в частности о том, что рано или поздно любое драгоценное тело перестанет функционировать, причём иногда даже насильственным и очень болезненным путём. Показательна сцена повешения в одной из арабских стран, когда связанному осуждённому несколько человек пытаются набросить петлю на шею, а он из последних сил вращает головой, инстинктивно пытаясь отдалить неизбежное. Таково и большинство людей, только их вращение головой - это уход в быт, воспитание детей, карьеру, собирание денег или алкоголь. Здесь пригодится всё, что поможет хотя бы ненадолго убрать вечное человеческое проклятие - его интеллект, который мешает быть безмятежным животным. Однако из истории философии и религии известны мыслящие люди , прошедшие через отчаяние и достигшие полюса невозмутимости. При этом их невозмутимость уже не есть наивность глупости, а есть наивность, выстраданная усилиями интеллекта и утраченными иллюзиями. Жестокий характер мира можно победить не только на основе культивируемого идиотизма, но и путём честного признания жестокости и её принятия. Это и есть та самая ретроспективность воли, которая возвращает рефлексирующую мысль к состоянию, близкому к изначальной наивности. В конечном итоге противоположности соединяются, хотя эти противоположности имеют различную природу и качества. Не случайно, Джентиле определял философию как "усилие рефлексивной мысли обрести критическую достоверность истин, являющихся достоянием здравого смысла и наивного сознания".