Филатов Вадим Валентинович: другие произведения.

Смерть и сексуальность.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

  
   []
  
  
  В одной из телепередач из цикла "Момент истины" ведущий гневно критиковал издателей русского перевода шведской книги для детей, в которой популярно рассказывается о смерти, фактически уравняв такую литературу с детской порнографией и поставив в один ряд смерть и сексуальность. Действительно, почему маленьким детям лучше не слишком рано узнавать о феномене смерти (не говоря уже об эротике), и каковы причины социальных запретов на откровенные проявления любви и смерти? Не связано ли это стем, что массам не следует демонстрировать (особенно в раннем возрасте, когда человек ещё не сознаёт вполне куда он попал) неприглядную изнанку жизни, которая одновременно составляет и основное её содержание?
  Разумеется, что при всем желании этот мир едва ли можно назвать миром гармонии и согласия; напротив, мы постоянно становимся свидетелями разнообразных противоречий. Поэтому с момента рождения у человека включается механизм болезненного неприятия негативных реалий, действие которого не следует нарушать путём внешнего вмешательства. При этом, как уже было сказано, негативные реалии располагаются в области основных составляющих человеческой жизни и культуры: любовь и смерть, эрос и танатос.
  В разработанной Юнгом психологии индивидуальности в качестве доминирующей силы первой половины жизни рассматривается сексуальность, а второй - проблема приближения смерти. Юнг считал естественным размышления о смерти во второй половине жизни, проявления же повышенной озабоченности этой темой в молодости расценивал как психопатологический феномен. Что касается экзистенциалистов, то наиболее полно их мировоззренческая позиция по данному вопросу отражена в работе М. Хайдеггера "Бытие и время"(1927). Согласно его концепции, в каждой минуте человеческой жизни неуловимо присутствует осознание собственной бренности и конечности бытия. Хайдеггер пишет: "Жизнь - это бытие, обращенное к смерти". Осознание смертности трактуется им как основа подлинного существования, открывающего смысл бытия и освобождающего от иллюзий, сопровождающих человека. По мнению М. Хайдеггера, посредством страха для человека раскрывается единственно-реальная из возможностей его экзистенции - смерть. Следовательно, чем раньше это происходит, тем скорее данный человек интеллектуально состоялся? В пользу такого предположения свидетельствует и статистика суицида, чаще всего его совершают мужчины с высшим образованием и с обострённым восприятием несправедливости и трагизма жизни.
  При этом источники трагизма человеческого бытия, образующие области многочисленных общественных запретов, смерть и сексуальность, неразрывно связаны между собой: ведь фактически первое, выступая в качестве механизма воспроизводства поколений, влечёт за собой второе. Многослойная аура смерти облекает носительницу любви - женщину. Связь женщины с полюсом смерти проявляется как мировая универсалия в похоронном обряде, она представлена везде, где женщины выполняют роль плакальщиц. Единство артефактов любви и смерти указывает на то, что социальные запреты на открытую демонстрацию сцен, связанных с откровенной сексуальностью и реальной (непостановочной) смертью, а также общественное неприятие самоубийства - всё это имеет один и тот же источник: витальные мотивы. Жизненный путь человека - это сумма метафор сексуальности и связанной с ней смерти, которые часто объясняются страхом перед покойником. Ведь любовь - это своего рода болезнь. Известно, что болезнь начинается, когда существует угроза жизни, а она есть всегда, показателем чего и является распространённость феномена самоубийства, который можно рассматривать в качестве находящегося под запретом подтекста человеческого "успеха" и "счастья". Страх перед болезнью, смертью и умершими приводит, в частности, к тому, что в любом обществе ритуально предпринимаются меры, чтобы покойник не вернулся. Основная идея состоит в том, что мёртвый должен быть неподвижен, поскольку движение - предикат здорового и живого человека. Преодолению страха смерти способствует и возрастная инициация - модель умирания ради жизни. В целом в традиционных обществах ритуальная жизнь более непосредственно связана с любовью и смертью, чем в современных, поскольку для архаических культур характерен постулат коллективного здоровья, исходящий из того, что первично оно, а здоровье и жизнь отдельного индивида несущественны. Человек западной культуры располагает иллюзией собственной относительной свободы, но остаётся наедине с неизбежностью материального небытия и со своим экзистенциальным одиночеством. Как говорилось вначале, наш несовершенный мир едва ли предназначен для счастья. Для того, чтобы входящие в жизнь дети не узнавали об этом слишком рано и существуют общественные запреты на демонстрацию откровенной сексуальности и акцентирование внимания на неизбежности смерти. Ведь у одних субъектов мировоззренческое неприятие мира может принять формы чисто растительного существования по принципу "быть как все", у других - различные формы наркотических и иных зависимостей, а у третьих перерасти в социальный гнев, что особенно опасно для системы. Согласно определению Маркса, "стыд-это своего рода гнев, только обращённый вовнутрь". Видимо историко-культурное место, предназначенное аффекту гнева, направленного против мира, состоит в том, чтобы перевести его в гнев, направленный на самого себя и тем самым перевести в стыд - основание совести. Отсюда и стыд, который служит причиной культурного табу на неприкрытые любовь и смерть. Как говорил в этой связи Марк Твен,"человек - это единственное животное, которое способно стыдиться и имеет для этого поводы".
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"