Достичь высот и уровня как описано в излагаемых притчах.
Есть примеры современных историй, но побороть в себе страх за своё благополучие, жить открыто и с щедрой душой - для этого нужна смелость.
Положиться полностью на судьбу, увериться в своё, в благодеяния - не каждому дано, но и нет запрета. Не скупиться, отзываться на просьбы, помогать - это мужественный настрой.
И все случайные потери знак того, что пора добровольно отдавать, гармонизироваться полноценно. А то жадные мы до материального, ой какие жадные. Есть повод для размышлений...
"Золотостатуя"
Давным-давно жил-был купец Малик, прозванный за его щедрость Добрым человеком из Хорасана. Он постоянно жертвовал на благотворительные цели и устраивал праздники для бедняков. Но однажды он пришёл к выводу, что отдача богатства и истинная цена его щедрости несопоставима с получаемым удовольствием. И он тут же решил раздать всё до последнего гроша на благо людей.
Расставшись со своим состоянием, Малик стал ожидать уготованное для него жизнью. Во время медитации перед его очами, словно из пола, стала вырисовываться фигура таинственного дервиша в латаных одеждах.
- О, Малик, Добрый человек из Хорасана, - нараспев произнёс дервиш, - я - твоя реальность, ставшая осязаемой в силу проявления истинной щедрости, по сравнению с которой меркнет твоя предыдущая репутация. И за то, что сумел расстаться со своими богатствами, я награждаю тебя из реального источника наград.
С этого дня я буду появляться в этом облике перед тобой каждый день, а ты ударом превратишь меня в золотую статую. Ты сможешь отламывать от статуи столько золота, сколько захочешь. И пусть тебя не беспокоит нанесённый ущерб. Сколько бы ты ни взял, всё это будет восстанавлено из источника всех даров. Сказав так, он исчез.
На следующее утро к Малику пришёл его друг Акалбай. Только они уселись, перед ними возник призрак дервиша. Малик ударил его палкой, и тот превратился в золото. Немного золота Малик взял себе и часть подарил своему гостю.
Дома Акалбаю захотелось совершить подобное чудо. Не зная того, что этому предшествовало, но зная о чудесах дервишей, решил он побоями добыть золото.
Акалбай объявил о богатом пире для дервишей.
И вот в назначенный день у дома бая собрались дервиши. Он усадил всех за стол, обильно потчевал, а затем схватил железный прут и принялся избивать их так, что все валились с ног. Нескольким дервишам удалось схватить безумца и подвергнуть суду, где и было предъявлено обвинение с представлением раненых. Акалбай стал оправдываться и рассказал судье историю, приключившуюся в доме Малика. Его вызвали в суд, но по дороге "золотое я" нашептало ему, как себя вести. В суде он ответствовал следующее: "Я, в самом деле, его знаю, но всё то, что он рассказывает, его попытка оправдать нападение на людей, являющееся сумасшествием".
Акалбая поместили в сумасшедший дом, где он пребывал до тех пор, пока не пришёл в себя.
Дервиши быстро выздоровели благодаря известным им наукам, и никто не поверил в то изумительное событие, как превращение дервиша в золотую статую.
А Малик продолжал разбивать статую, бывшую им самим, и раздавал сокровища тем, кто в них нуждался, всю оставшуюся жизнь, пока не отправился к своим праотцам.
"Жадопо"
У трудолюбивого крестьянина выросли ленивые и жадные сыновья. Перед своей смертью он им открылся и заявил, что закопал сокровища на одном поле.
Как только он умер, сыновья его ринулись на поле и стали внимательно и усердно перекапывать его вдоль и поперёк, но сокровищ так и не обнаружили.
Они решили, что отец по своей щедрости раздал всё людям, и прекратили поиски, но тут их осенило: раз уж земля вскопана, нужно что-то и посадить. Братья засеяли поле пшеницей и спустя срок собрали богатый урожай.
Проданная пшеница принесла достаток. Однако снова засвербила мысль о ненайденном богатстве, и братья снова безрезультатно перекопали поле.
За это время они привыкли к труду и стали различать времена года, о чём прежде не имели никакого представления. Тут-то они поняли, почему их отец применил такой приём, и стали честными крестьянами. Став зажиточными, совсем перестали думать о спрятанных сокровищах.
Аналогично обстоят дела и с изучением науки о судьбе и смысле жизни. Побуждая к действиям, учитель переплавляет нетерпеливость, смятение и жадность своих учеников, вынуждая их развиться, но истинная цель этих действий ученикам часто остаётся неизвестной из-за их незрелости.
Эта история подмечает, что в человеке могут развиваться определённые способности, хотя сам он стремится к совершенно иному.
"Пересказчик сей притчи приобретает больше, чем можно предположить".
Есть такая черта у человека - забывчивость и неблагодарность. Вместо того, чтобы ежеминутно принять с благоговением ниспосланное судьбой, человек начинает не только желать большего, но и пытается урвать что-то всеми доступными ему средствами, правдами и неправдами. Есть прекрасная поговорка - "Всему - своё время". Но кто может запретить желать, брать, красть и т.д.?
"Посади свинью за стол - она и ноги на стол" - не зря родилась такая поговорка. Умерить свой пыл, желания, строптивость, гордыню, зазнайство не мешает никому. А если это сделать своевременно - глядишь, и пользой обернётся...
А вот чтобы не пришлось долго потом плакать и сокрушаться по причине распущенной вседозволенности - лучше загодя задуматься...
Уверена - поздно или рано, но расплата наступает, а уж в каком виде - вопрос вторичный и, скорее всего, риторический...
"О забывчивости"
Давным-давно жила бедная вдова. Завидев убогого дервиша, устало плетущегося по дороге, прониклась сочувствием к его измождённому виду, запылившейся одежде в заплатках. Выбежав из дома, она окликнула дервиша:
- Благороднейший - обратилась к нему, - войди в мой дом и отдохни, ибо "Помогающему воздастся спасение, а равнодушный встретится с непредвиденным".
- Благодарю тебя, добрая женщина, - ответил дервиш и вошёл в дом. Он провёл у неё несколько дней, прекрасно отдохнул и восстановил свои силы.
Вдова имела сына Абдуллу, заготовлявшего дрова и доставлявшего их на базар. Видя беспросветность их нищеты, дервиш, собираясь в дорогу, обратился с такими словами:
- Сын мой, я - человек знания. Стань моим спутником, если твоя мать не возражает, и я разделю с тобой то благо, что встретится на пути.
Мать обрадовалась за возможность сыну сопровождать мудреца, и они вместе тронулись в путь.
И вот однажды, пройдя через множество стран и испытаний, дервиш сказал:
- Абдулла, мы - у цели. После особого ритуала, с соизволения высших сил мы увидим то, что доступно немногим: это сокровища, хранящиеся здесь много лет. Нет ли в тебе страха, друг мой?
Абдулла поклялся в своей стойкости и дервиш начал обряд вместе с ним.
Вдруг земля разверзлась и открыла доступ в подземелье.
- Теперь, мальчик, слушай внимательно, - сказал дервиш. - Ты спустишься в подземелье и отыщешь там железный подсвечник. Увидев дивные сокровища, не прикасайся к ним и помни, что твоя единственная цель - подсвечник. Как только его найдешь, сразу же возвращайся.
Спустившись в сокровищницу, Абдулла был поражён блеском и несметным количеством драгоценных камней, золотой посуды и удивительных богатств, представших перед его взором. Позабыв обо всём, он принялся собирать красивые и завораживающие камни, пока не наткнулся на железный подсвечник.
- Ничего не случится, - подумал Абдулла, - если, взяв подсвечник для дервиша, я прихвачу с собой немного камней и золота.
Наполнив широкие рукава сокровищами, он поспешил из подземелья, но предстал перед лачугой, а дервиш исчез бесследно. Абдулла стал высыпать сокровища перед матерью, но они таяли и исчезали. Остался только подсвечник, и он стал его рассматривать. Подсвечник был с двенадцатью свечами.
Абдулла зажёг одну, и перед ним возникла фигура дервиша. Видение покружилось, положило на землю монетку и исчезло. 12дервишей станцевав, бросили 12монеток. Мать и сын поняли, что смогут неплохо жить, если танцующие дервиши каждый день будут приносить такое количество монеток.
Шло время, Абдулла грезил несметными богатствами и решил разбогатеть по серьёзному.
В долгих поисках набрёл он на великолепный дворец. Среди роскоши он с удивлением узнал в царских одеждах и в окружении толпы учеников того самого дервиша, отдыхавшего в их доме.
- Смотри, неблагодарный, что это за подсвечник, - воскликнул дервиш и коснулся тростью подсвечника. Каждая ветвь превратилась в сокровище, превосходившее виденное. Драгоценности были розданы достойным, и в тот же миг подсвечник вновь предстал в готовности исполнить новые свершения.
- Не смог использовать вещь по назначению, - произнес дервиш - и не оправдал моего доверия. За возврат подсвечника удостоишься верблюда, гружёного золотом.
Ночь Абдулла провёл во дворце, а утром ухитрился прихватить подсвечник, спрятал его под седло верблюда, и тронулся в обратный путь. Возвратясь домой, он тут же засветил подсвечник и коснулся его. Не отследив точных действий, он не заметил, что палку держал левой рукой, вместо правой. Явились 12дервишей, приподняли навьюченного верблюда с подсвечником и растворились.
Абдулла понял, что отяготил свою жизнь глупостью, неблагодарностью, воровством. Иллюзия богатства навсегда лишила его покоя.
- Размышляй над первой частью рассказа - там ты найдёшь мудрость, - предупреждал дервиш, рассказывавший эту притчу в начале 19века.
Дервиши вуалируют учение, так как только усилие понимания помогает осмыслению и изменению. Можно быть богатым только тогда, когда ни к чему не вожделеешь. Значит, самый богатый человек на свете - тот, кто обладает мудростью!
О КРАСОТЕ И МУДРОСТИ
Мы можем блистательно выглядеть, красиво одеваясь, произносить речи, льющиеся рекой.
По сути, это мало что значит.
Важны поступки, их своевременность, качество и количество.
Почему мы до сих пор живём в недоразвитом, кособоком обществе?
Не от нас ли зависит его нынешнее состояние, уровень, мышление и нравы?
Неужели мы напоминаем по отдельности таких персонажей, как павлин и змея...
***
Однажды юноша Ади решил отправиться за великими знаниями на юг страны. Его учитель наказал ему:
- Узнай значение павлина и змеи.
Размышляя над этим в дороге, он повстречал их и заговорил с ними.
- Мы сравниваем наши достоинства, - сказали они.
- Продолжайте, прошу вас, - заинтересовался Ади.
Я гораздо важнее змеи, - начал павлин, - олицетворяю вдохновение, устремлённость к небесам и её красоту, иными словами - высокие вещи. Моё предназначение - напоминать о собственных скрытых качествах.
- Я, - прошипела змея, - олицетворяю собой то же самое. Привязанностью к земле напоминаю человеку его самого. Я такая же гибкая, как он, потому что ползаю по земле, извиваясь. По преданию, я - страж подземных сокровищ.
- Но ты отвратительна! - воскликнул павлин. - Лукава, скрытна, ядовита.
- Ты перечисляешь человеческие черты, - ответила змея, - между тем как я указываю на моё предназначение. Но взгляни на себя самого. Ты тщеславен, толст, голос противен, ноги непомерно велики, а перья слишком длинны.
Тут Ади вмешался в спор:
- Наблюдая за вами, я понял, что никто из вас не прав до конца, и всё же вместе вы - поучительны для человечества.
Ади стал пояснять им, в чём их назначение, и они ему внимали.
- Человек привязан к земле, как змея. У него есть возможность подняться ввысь как птица. Но, имея в себе что-то от жадной змеи, он остаётся эгоистичным в этом высоком стремлении и становится похожим на надутого гордостью павлина с неразвитыми возможностями. Сверкающая чешуя змеи говорит о возможном блеске, а в павлине эта возможность проявляется в кричащей красоте хвоста.
И только Ади это произнёс, как услыхал внутри себя следующее:
- И это ещё не всё. Два существа, стоящие перед собой, наделены жизнью. Это, в основном, и есть их свойство. Они спорят друг с другом потому, что каждый привязан к своему собственному образу жизни, полагая, что своим бытиём он реализует нечто истинное. Однако змея охраняет сокровища и не может ими воспользоваться. Павлин, владея красотой, напоминает о сокровищах, нисколько не помогающих ему меняться. Хотя они не способны извлечь никакой пользы из того, что имеют, их пример служит назиданием для тех, кто может видеть и слышать, а ещё лучше - двинуться дальше и применить это в жизни, используя нераскрытие глубинные возможности.
В переводе с арабского, "павлин" значит "украшение". "Змея" по написанию сходна со словами "организм" и "жизнь". Символизм таинственного культа ангела-павлина указывает на традиционную суфийскую доктрину "внутреннего и внешнего".