Аннотация: Смею предположить, что порка в современном российском семейном воспитании не отжившее домостроевское прошлое, а самое, что ни на есть настоящее.
Вспоминая свое детство, большинство россиян признаются, что родители воспитывали их нравоучениями и наставлениями (91%). Меньше оказалось тех, кого родители ставили в угол (56%), наказывали телесно (56%), ограничивали в просмотре телевизора или прогулках (46%). С наказанием ремнем и лишением карманных денег в своем детстве сталкивались немногие (34 и 26% соответственно).Большинство указанных воспитательных мер чаще применялись к мужской части опрошенных, по их собственным признаниям: так, мужчины чаще женщин признаются, что родители ставили их в угол (60% против 52% соответственно), применяли телесные наказания (51% против 43%), наказывали ремнем (43% против 26%), лишали карманных денег (31% против 21%).Современные родители чаще всего также воспитывают детей устными наставлениями (88%). Менее половины опрошенных признаются, что наказывают детей ограничением прогулок (44%), постановкой в угол (43%). Еще реже встречаются те, кто применяет к своим детям телесные наказания (33%), ограничение пользование компьютером (32%). Меньше всего тех, кто воспитывает детей лишением карманных денег (23%) или ремнем (17%).Родители, как правило, применяют к своим детям те методы воспитания, с которыми сами сталкивались в детстве. Например, если в угол своих детей ставят в среднем 43% родителей, то среди тех, кого так наказывали родители в детстве, таких 64%. Телесные наказания применяет только треть родителей в целом (33%) и половина тех, кто сталкивался с этим в своем детстве (52%). Наиболее наглядный пример - лишение карманных денег: такую меру применяют 23% опрошенных родителей и 51% тех, кого так наказывали в детстве.Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 26-27 мая 2012 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Как видите - порка никогда не уходила из семьи.Вчитаемся внимательно, без добролюбовской истерики, в статью великого русского врача и педагога Николая Ивановича Пирогова, написанную им в 1858 году. Её полное название: 'Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?'. Пирогов пишет: 'Розги предмет немаловажный и не для одних детей, о ней говорится в Библии, и в педагогике и в законоведении - и она из важнейших вещей важнейшая'.Так ли уж много изменилось в природе ребёнка за прошедшее время? Не происходит ли сегодня тоже непонимание детства, которое, кстати, было замечено тем же Пироговым в другой его статье 'Быть и казаться': 'Но мы - взрослые, беспрестанно нарушаем гармонию детского мира. Переносим ребёнка на каждом шагу к себе, в наш свет. Мы спешим внушить ему НАШИ ВЗГЛЯДЫ, ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ, полагая, что ребёнок сам не понимает, а сами не хотим усвоить, что он прекрасно понимает нас, вот только по - своему'. Не эта ли модель положена нынче в основу воспитания русского ребёнка?В таком нелёгком, семейном деле, как наказание, незаметно всё вывернулось наоборот: на смену разумной строгости пришла импульсивность, немотивированность. Пропали деньги из сумочки - получай, дочка, пощёчину. А то, что они лежат в другом кармане и мысли нет - проверить.А зачем? Ведь не на смерть бью...Почему-то, современными родителями не часто вспоминается истина - чтобы ребёнок уважал, воспринимал наказание как справедливое НАДО БЫТЬ ДЛЯ НЕГО ЛИЧНОСТЬЮ, за которой он бы признавал не право сильного, а право старшего друга, ведущего по жизни. Друга, не равнодушного созерцателя, как порой случается сплошь и рядом.Самое трудное воспринимать детей такими, какие они есть. Дело не только в произвольном переносе родителями ценностей взрослой жизни в детство, о котором писал Пирогов, но в ОСОБЫХ КАЧЕСТВАХ НРАВСТВЕННОГО МИРА РЕБЁНКА.В силу ограниченности жизненного опыта, оценка им как окружающих, так и самого себя носит однолинейный характер. Знаки плюс и минус не имеют для него тональных переходов. Извечный вопрос: 'Что такое хорошо и что такое плохо' решается им с мужественной прямотой. В то время, как взрослые пытаются найти ему оправдание, подыскать смягчающие вину обстоятельства, сам ребёнок всегда судит себя за проступки строго и безкомпромиссно. В самом факте наказания содержится для него прощение - самопрощение прежде всего.Эти действительные черты детской нравственности довольно легко обнаружить в любом ребёнке. НАДО ТОЛЬКО ВЗГЛЯНУТЬ ИЗНУТРИ ЕГО ГЛАЗАМИ. Истина заключена в простых словах, обращенных к нему: 'Я БОЛЬШЕ ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЧЕМ ЛЮБЯТ ДРУГИХ - ПОЭТОМУ Я И СТРОЖЕ'.Необходимо понимать и то, что если не смотреть сегодня правде в глаза - завтра и она уже не поможет. Любой ребёнок, чтобы стать эмоционально, чувственно, нравственно патентным взрослым должен пройти через три периода своего взросления.Детский - ПОСЛУШАНИЯ, выработки 'тормозов'; последних лет детства - ПЕРЕЖИВАНИЯ, накопления 'опыта души'; подростковый - СОПЕРЕЖИВАНИЯ, умения бескорыстно отдавать свои душевные силы другим.Не проживание,
|