Филиппова Екатерина Леонидовна: другие произведения.

Коридор затмений: ужас-ужас-ужас...

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор рассказов конкурса Эксперикон "Коридор затмений"

  Повезло с датами конкурса: была возможность читать рассказы по мере поступления. Аккуратно делала пометки для голосования. С приближением дедлайна их пересмотрела и подумала - а почему бы краткий обзор не написать?
  
  Читая рассказы, неоднократно вспоминала старый анекдот про бордель, заканчивающийся компетентным мнением содержательницы оного: - Ну, ужас. Ну, кошмар. Но никак не ужас-ужас-ужас.
  
  Поэтому попытаюсь классифицировать своё восприятие по количество ужаса - 1У, 2У, 3У. Понимаю, что некоторые рассказы более мистические, чем ужасные... Ну, кому сейчас просто.
  
  Безоговорочно в категорию 3У попали два рассказа: "Китагава" и "Сквозь стену". Рядом - "Грибник". Не выше, не ниже, просто немного в стороне. Потому что в чистых "ужастиках" не оценить.
  Впечатления - в алфавитном порядке, по названию

  А.М.Тарасова А капелла
  Скорее красиво и грустно, чем страшно. От силы на 1У. Долго не могла сообразить, при чём тут "а капелла", если если всё поётся с сопровождением. Потом догадалась, что а капелла будут петь убитые музыканты.
  И сама история, и исполнение - весьма достойные, даже вне заявленного жанра. Наверное, именно поэтому сцена на кладбище показалась неоправданно затянутой, как будто автор хотел искусственно увеличить ужастиковую составляющую.
  Тема преступления и воздаяния, пусть и сильно отсроченная, как правило, крайне выигрышная - если сюжет построен правильно. Здесь - тот самый случай. Единственное, чего не поняла, и с чем внутренне не смогла согласиться - за что садисту и негодяю такая лёгкая смерь под прекрасные песнопения? Или я слишком кровожадна?

  Найвири Агата
  Очень качественный ужастик. Как минимум на 2У, а то и на все 3. В одном рассказе слились сразу несколько стандартных для жанра сюжетов: психиатр-больной; невинная жертва; преступление-воздаяние; призрак, стремящийся покинуть своё пристанище и периодически кому-то мсящий; патологическая любовь... Мне показалось, что повествование это перегрузило: не успеваешь вчитаться в одну историю, а она уже сменилась другой. Хота соединены они мастерски. И жуть такая "правильная", особенно на фоне тоскливого быта.

  Г. Голышев Алый отряд
  Мистика, карма, индуизм. В "ужастиках" оценить не смогла, несмотря на реки крови и горы трупов. И цепочка перерождений, и невозможность бороться с кармой - хороши. Порадовало, что язык полностью соответствует истории, но не перегружен излишней стилизацией.
  Великолепно и очень логично описан момент возрождения демонов. Понятно, что с Колеса они не спрыгнут, хотя Книгу и сожгли. Жалко их, несмотря на все зверства. Интересно, автор так и задумывал?

  Цокота О.П. Бледный Лик Полнолуния
  Не совсем мистика или хоррор, скорее - притча. Тот редкий случай, когда ужас не в реках крови и монстрах, а просто в атмосфере. И во всеобщем восприятии существующего положения вещей как единственно возможной реальности.
  Люди как крысы... Брррр!

  Щербак В.П. Большое песчаное плато
  Зверь в каждом из нас... И насколько успешно мы можем этого зверя подчинить. Тоже скорее притча.
  Правда, сцена со скорпионами на 2У явно тянет, очень зримо прописана.
  И финал позитивный, что в этом жанре - большая редкость. Будем надеяться, что герой сумеет со своей звериной сущностью совладать.

  Р. Вербина Бумажная комната
  Достаточно страшно. На все 3У. Поначалу. Особенно - с личинками. А потом переплетение снов и ужасов переходит какой-то порог, и превращается просто в набор страшилок. К сожалению. Потому что идея такого переплетения показалась интересной, - когда явь переходит в сон, и отличить их друг от друга невозможно.
  Финал вроде бы что-то разъясняет, но очень невнятно. Если честно, то так и не поняла, что к чему. То ли это реально мистика, то ли девочка умом повредилась в детстве.
  А вот эпизод с курением и последующим сном - замечательный.

  Р. Шагманов Вой Волков, идущих по следу
  Так и не поняла, почему в названии "Волки" с заглавной буквы. Намёк на то, что не простые это волки?
  Сюжет достаточно банален. Про оборотней только ленивый не писал. Или это не оборотни, а какие-то другие монстры? Или просто мальчишка испугался до лупо-, селено- и прочих разных фобий? Наверное, можно было бы пару намёков вставить. Пока же по тексту - всё таки оборотни получаются.
  А в целом - весьма достойно и в тему. Хороший язык, картинка сразу возникает вполне ясная. И подросток со всеми его телодвижениями получился очень достоверный. Не сказать, чтобы совсем ужас-кошмар, но, как минимум, на 1У тянет.

  П.Виноградов Грибник
  Пожалуй, самый интересный рассказ конкурса. Великолепно проработанный оригинальный мир, интереснейшие сущности. Да, возникают некоторые вопросы по навыкам и знаниям героя, которые ему по сюжету вроде бы и не полагаются. Автор явно рассказал нам меньше, чем про героя знает. Обидно. Хочется подробностей, хоть немножко.
  В "ужастиках" оценивать не могу, потому как чистый постап с мистико-сказочным уклоном. Для героя - оптимистический. Для нас - увы.
  Правда, "вепрь Ы" показался лишним, уж слишком явный акцент на том, откуда сюжетные ноги растут. Для непонятливых? Так они вряд ли первоисточник читали. А прочие и так догадались.
  Что приятно удивило - не возникло ощущения некоего помотивника. Однозначно понравилось.

  Кучеренко Л. Ешь, люби и не умирай
  Ужаса - в избытке. На 3У. Но - не моё. Если автор намеренно старался вызвать у читателей чувство отвращения - ему это удалось. Что говорит о достаточно высоком уровне мастерства.
  Сюжет развивается весьма логично, да и переживания героини выглядят очень достоверно. Точно, не моё.

  Ремельгас С. Женщина в колодце
  Замечательный образец мистики. Все очень зыбко, на полутонах и намёках. Мотивация персонажей - или в тени, или за пределами рассказа, поэтому масса места для собственных домыслов.
  Читалось с интересом и удовольствием.

  Шауров Э. Завтрак с вдовой
  Чистый классический хоррор. На 2-3У. Показалось, что уж слишком классический, слишком всем канонам соответствует. Не хватило какого-то лёгкого безумия. Но это - чисто личное восприятие.
  Ещё раз: написано очень хорошо. Одна из моих сотрудниц - так просто в восторге и считает лучшим. Но обзор, увы, пишет не она...
  Да, немного покоробила фраза "отложить потомство". За счёт странности и некоей диковатости с биологической точки зрения накал ужаса несколько снижает.

  Павлова Н.Н. Зеркало Близнецов
  И опять соединение нескольких стандартных сюжетных приёмов: зеркало как грань между мирами; зазеркальные копии людей; психиатр-больной. Ужаса хватает, как минимум на 2У. А сопереживания - даже с избытком.
  Перегруженности не ощутила. Видимо, потому, что скомпоновано всё удачно, а последняя связка прошла в финале, как некая объяснялка. Для развития сюжета и понимания идеи автора - это хорошо. Для меня, как избалованного читателя - не очень. Не люблю, когда всё растолковывают, гораздо приятнее идею и так и эдак покрутить, и попытаться придумать какую-то версию самой. Да, при чтении немного напрягал курсив. Не уверена, что он так уж необходим. Хотя автору виднее.
  Несомненно, рассказ удачный.

  Улыбкин А.Л. Исповедь
  Жёстко. 3У. И не только за счёт прямых описаний, но и за счёт общей атмосферы. Редкая в рамках жанра мораль, выраженная достаточно прямо, что восприятию не помешало. Не очень часто встречающийся реверсивный поворот темы психиатр-больной, в данном случае - исповедник/грешник. Интересные мысли о профессиональной аберрации, соответствии и несоответствии человека занимаемой должности, да и о том, как профессиональная деятельность позволяет - или не позволяет - реализовать тайные личностные устремления.
  С точки той самой профессиональной аберрации, финал - блестящий.
  "Как жаль... Как жаль... " - что нужно выбрать всего 5 рассказов.

  Данта И. Как все
  И ещё одна тема зазеркальных близнецов. С моралью. Не могу сказать, что в восторге, не могу сказать, что решительно не понравилось. Неплохо, ужаса - в достатке, на 1У. Хотя морали - больше.
  Долго думала, почему рассказ вызвал столь слабый отклик. Пришла к выводу, что из-за невероятной несимпатичности героя. Вон, демонам посочувствовала, и даже в некоторой степени - палачу. А здесь - совсем полное ничтожество. И двойник у него такой же.

  С. Волк Китагава
  Чистые 3У. Начну с того, что рассказ хорош сам по себе, безотносительно к жанру. Великолепная японская стилизация. Бывала в Японии неоднократно, поэтому оценила, ни одного вопроса или сомнения в реальности не возникло. И даже у не бывавших там (специально давала прочитать нескольким сотрудникам) - полное ощущение погружения в атмосферу.
  Правда, все отметили некоторый излишек нативных слов, понятных японистам и просто прияпоненным, но ничего не говорящих простому читателю. Например, "сарариман" и "такояки" в финале замедляют восприятие и немного снижают накал ужаса. Задумался о том, что же это такое и как со сценой связано - и бояться перестал. А у меня слюноотделение началось, главное, чтобы сарариманы в очереди не толклись, и кацуобуси побольше было. 
  Очень грамотная динамика. С учётом тематики конкурса понятно, что хорошо это путешествие не закончится, но нагнетание ужаса идёт постепенно, плавно подводя к развязке. И позволяющий несколько толкований финал - вишенкой на торте.
  Слово "подскользнулся" ненавижу.

  Р. Римских Литания Дагни
  Замечательно. Второй рассказ на конкурсе (помимо "Грибника") с оригинальным миром. В отличие от него, не логичным, а абсолютно фантастическим. Сначала настраиваешься на более-менее интересный, но стандартный постап, а тут такое начинается...
  Рассказ красивый, динамичный, эмоциональный, и с ударным финалом. Но всё равно появилось ощущение, что это кусочек чего-то большего. Я ошибаюсь?

  В.В. Ечеистов Лютый морок
  Классика деревенского/сказочного хоррора. Несомненные 3У. рассказ хорош и идей, и композицией, и стилем - в целом.
  Кое-где повествование показалось затянутым, какие-то стилистические неточности царапали глаз. И не с точки зрения пуризма, а лишь потому, что мешали восприятию и прерывали нарастание ужаса.
  Только один пример: "Олег не знал, что стал бы делать, попадись ему какая-нибудь старуха, но тут... ". Поневоле задумываешься, и версии на ум приходят всё больше юмористические.
  В целом - очень хорошо.

  Амадей Мал клоп
  Море крови, кишок и прочих не очень аппетитных деталей. Но почему-то не очень испугало. Так, на 1У, или даже меньше.
  Может быть, потому, что не уловила основной идеи: что автор хотел сказать городу и миру. Что даже мышь, загнанная в угол...?
  Или потому, что кровавые детали вызвали некоторые сомнения в своей достоверности? Например, не уверена, что человеческие кишки выдержат вес взрослого человека, пусть даже очень мелкого - но килограммов-то сорок-пятьдесят он весит?
  Да ещё и финала как такового нет...

  Беляев Н.В. Мрамор лейтенантов
  Наверное, мистика. С уклоном в подростковую литературу. Правильную, воспитывающую.
  Рассказ светлый, чистый. Написан очень достойно. К сожалению, оригинальности это ему не прибавляет. Тема уж больно истоптанная. Есть некоторая новизна в её развитии, но не более того. Тяжело писать на военные темы, уж слишком много создано хрестоматийных произведений, в том числе и с мистической составляющей. Так что автор взвалил на себя практически неподъёмную ношу. За что ему искренне уважение.
  А стилистически и композиционно - очень хорошо.

  Сухарь&cушка На другой стороне темного коридора Затмения
  В названии почудились элементы внутрифорумного капустника, особенно с "Затмением" с заглавной буквы. К счастью, опасения оказались напрасными. Исторически-временная фантасмагория, не меньше, чем на 2У.
  Великолепно выдержанный стиль, весьма уместные стихи. Композиция, держащая в напряжении.
  Несколько мелких, чисто вкусовых замечаний. Учитывая период деятельности Джека Потрошителя и время закаты карьеры чайных клиперов, "старый морской волк-одиночка" должен быть очень, очень стар, чтобы у него могла возникнуть ассоциация с клипером. И ещё. "Две легенды, две леди - "Кати Сарк" и "Фермопилы"". У "Фермопил" как раз соперницы были, ее как раз "Кати Сарк" обогнала. Да и с "леди" Фермопилы не очень монтируются - в силу числа и рода. А ведь в той же когорте были и "Титания", и "Морская ведьма"... А в целом - впечатлило. Очень.

  Вэдер О. Осенняя охота
  Охотничья байка с пересечением миров. В жанре, близком к "Вою Волков...". Написано хорошо, многие картинки отчётливо прорисовываются. Слегка страшно, но почему-то сразу возникает предчувствие, что всё закончится хорошо.
  Композиционно вполне грамотно, финал с клыком, как и положено, ударный. Хотелось бы, правда, получить некоторую уверенность в том, что драконы так у озера и останутся. Или испугаться, что не сегодня-завтра к нам прилетят. Редкий случай, когда хочется определённости.

  Поповская И.И. Побег из тела
  Модная тема побега от повседневности, от реальности, от себя... Очень удачно поданная. При этом с достаточно живыми персонажами и хорошей порцией ужаса. Как минимум 2У. Это при том, что 3У были бы перебором, получился бы совсем другой рассказ.
  Блестящая музыкальная составляющая, задающая ритм всему рассказу. А вот иллюстрация, замечательная сама по себе - явно лишняя, тем более - в рамках конкурса. Автор как бы не верит, что способен донести до читателя свою мысль, и предлагает: - Вот, я вам тут ещё картинку нарисовал, чтобы понятнее было, и чтобы настроение создать.
  И совершенно напрасно. Всё получилось и без картинки.

  К. Цахес Поводок
  Сюжет с психиатром и больным - достаточно истоптанный. Мало можно назвать не порезвившихся на нём авторов. И, вполне закономерно, практически ни один больной не считает себя таковым. Специфика психиатрии, что поделать.
  И мистико-хоррорная составляющая здесь общеизвестный сюжет спасает, делая его вполне оригинальным. Дело в том, фантдоп здесь хорош. Превращение врачей в уродливых и страшноватых кукол - это сильно. Правда, гнома я сразу в чём-то нехорошем заподозрила: уж слишком старательно автор делал акцент на "живые" глаза. И ошиблась - сюжет повернул совсем в другую сторону.
  Мелкие стилистические и орфографические ляпы, а также несколько вольное обращение с запятыми впечатление не испортили. Что удивительно - обычно при первой же ошибке раздражаюсь. Видимо, рассказ действительно хорош. И ужаса с избытком, на 4У. Или даже больше.

  Винокур Р. Призраки старой деревни
  Забавно. Пересказ деревенских и детских баек с попыткой осмысления сущности мистических явлений. Как рассказ не воспринимается, но читается с удовольствием.

  Бел Д. Ре.Ми.Ни
  Образцовый ужастик. 3У. Читается с неослабевающим интересом, и всё ждёшь: и когда же наконец начнётся, уже можно пугаться?
  Как выяснилось, ждёшь не напрасно. В финале - тот самый ужас-ужас-ужас. При этом без избытка тошнотворных деталей, их как раз в меру. А в сочетании с прекрасным обликом Ремини получается совсем уж страшно.

  Махавкин А.А. Реальность
  Забавно. Динамично. Не страшно. Но забавно и динамично.
  Ясно видны отсылке к классике жанра, да автор из и не скрывает. Да без Ктулху никак.
  Автор, несомненно, веселился в процессе написания, и получал удовольствие от процесса. Думаю, что читатели удовольствие тоже получат.

  Стасисбрынза Сдерживающий фактор
  Тяжело комментировать сильно нелюбимого автора. Особенно, если рассказ объективно можно считать удачным в своём жанре. Который, разумеется, никакая не мистика. И не хоррор. А явная политическая сатира. С полным объёмом присущей автору склонности к безудержному утрированию и доведению ситуации до высочайшего уровня абсурда.
  Парочка эпизодов искренне повеселила.

  Федоров А. Седьмой круг ада
  Ужастик с соблюдением практически всех канонов жанра. 3У. Хотя тема и достаточно избитая, с душевнобольным и его метаниями. Но подана весьма и весьма необычно. К финалу появляется сомнение в нормальности рассказчика. Да и всего остального человечества. И мысли о том, насколько тонка грань, отделяющая норму от психоза. Или, если посмотреть с другой стороны, наш мир от мира демонов.
  Можем мы отгородиться от них и сохранить себя, не можем - это науке неизвестно. И если снятся кошмары - нужно быть настороже.
  Читалось с интересом и определённой опаской. Так ведь это и требовалось.

  Орестов В. Сквозь стену
  Великолепный образец городского ужастика. Такая же, как в предыдущем рассказе, выверенная динамика нарастания ужаса. Даже с небольшим откатом к нормальной безопасной реальности, что усиливает эффект. И постепенно исчезновение этой реальности тоже впечатляет.
  Психоз это, фобия, или реальные монстры - каждый может решать для себя. Что тоже есть хорошо. Я для себя решила, что монстры. Пару раз выходила на подобный балкон - очень неуютно там себя чувствуешь. Теперь-то понимаю, почему. Нет, явно курить нужно бросать.
  И изложена история вполне достойно. Хотя и не без небольших нареканий и недоумений. Сразу споткнулась о поезд Санкт-Петербург-Брянск, на котором герой едет в обратном направлении, из Брянска в Санкт-Петербург. Смутил и "брежневский" дом. Нет, антураж описан вполне убедительно и зримо. Но термин сам увидела впервые. Ну, наверное, питерцев нам, москвичам, иногда сложнее понять, чем японцев.
  Рассказ, без сомнения, в числе лидеров. Пожалуй, даже больше, чем 3У.

  Танагура Смеркалось
  Традиционный сюжет "психиатр-больной". В этот раз - в жанре гротеска и абсурда. Опыт интересный и, нужно признать, вполне удачный. Особой идеи не увидела, да и не особенно испугалась. Так ведь автор этого и не планировал, просто хотел повеселиться и читателей повеселить. Что ему вполне и удалось.
  Картинка вот лишней показалась. А пока на неё смотрела, и идею осознала: уборщица со шваброй страшней маньяка с бензопилой.

  Бородкин А.П. Туман
  Соприкосновение миров и времён. Которое традиционно ничем хорошим не заканчивается. Данный рассказ - не исключение.
  Написан крайне добротно, с очень живым профессором. Можно рассматривать как наш ответ бесчисленным удачливым попаданкам и попаданцам в соседние миры и другие реальности.
  Да, переход в тумане - весьма банально. И название Стивен Кинг давно за собой закрепил. Но удовольствию от чтения это не помешало.

  Бреннан Н. Убивая любимых
  И опять психиатрия. Честно говоря, из всей группы конкурсных рассказов с этой сюжетной линией впечатлил меньше всего. Воспринимается как пересказ истории болезни, острого приступа алкогольного делирия. Весьма художественный, с массой интересных деталей, но не более того. Напился, убил жену и ребёнка, сошёл с ума.

  Ютта Утопленник
  Чудесная история с очень живыми персонажами, замечательный язык. За одну лишь фразу "Степь - это место, где живёт воздух" нужно медаль давать! Про "обидели мышку" я даже не говорю.
  История не очень простая, приходится вчитываться, но оно того стоит.
  
  
  Ну вот, выразила словом очень субъективные впечатления от явно удавшегося конкурса, и поняла, что представления не имею, как голосовать. Слишком мало мест, слишком много достойных. Увы мне, увы...
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Киберпанк) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) М.Олав "Мгновения до бури. Выбор Леди"(Боевое фэнтези) Д.Панасенко "Бойня"(Постапокалипсис) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"