Финн Таня : другие произведения.

Финал: что там?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор рассказов-финалистов конкурса "Что - Там?"


   Небольшое вступление перед обзором. Это краткие отзывы о рассказах-финалистах. Отзывы эти не претендуют на особую глубину и тщательный разбор. Как можно больше объективности, непредвзятости и сомнений, что толкуются в пользу подсу... э, обозреваемого - вот девиз этого обзора. Хотя обзорист тоже человек и может ошибаться, могу сказать, что рассказы финала прочитаны как минимум по два раза, внимательно - насколько возможно, и подверглись осмыслению в меру сил заядлого людоведа и душелюба. Так что мнение, высказанное в приведённых ниже отзывах - окончательное, вполне обдуманное и обжалованию не подлежит. Итак - обзор.
  
  
   Кутман Е. О ноябре, вечности и дурных привычках
  
   Рассказ небольшой, но довольно целостный. Очевидно, автор счёл сказанное достаточным, и подвёл под происходящим элегантную черту-эпилог.
   Тема повторения одного и того же, снова и снова, не слишком нова, но здесь результат зависит от способности автора обыграть сюжет. Думаю, в данном рассказе это вышло неплохо.
   Хотя не могу не отметить некоторую размытость ситуации. Скажем, если бы не заявленная тема и не эпилог, можно было бы представить, что речь идёт о буднях молодой пары, у которой некоторые трудности в отношениях. И что героиня, скажем, страдает от посттравматического синдрома.
   К тому же в эпилоге несколько озадачивает перескок т.н. "фокала". Читатель, который всё это время думает, что зацикленность происходящего зависит от героини, от её нежелания идти дальше, видит героя - в той самой обстановке, где до этого витала или обитала... словом, пребывала героиня. И на самом деле живёт - и должен жить дальше - именно он.
   Впрочем, мы скоро понимаем, что героя наконец-то "отпустили", и теперь он может продолжать жить.
   Создаётся впечатление, что мужчина здесь - игрушка чужой воли, желания-нежелания его подруги, человек, неспособный на самостоятельное решение.
   Хотя, конечно, понятно, что это мистика, и можно сказать, что вина слишком сильна, а герой так же нерешителен, как героиня.
   Думаю, основную мысль этого рассказа можно выразить фразой, которую произносит один из персонажей: "Ты застыла - ни вперёд, ни назад! Держишься за прошлое, отталкиваешь будущее". Хотя, если подумать, какое будущее может ждать героиню "там"? Трудно сказать...
   Но вообще сам по себе текст выразителен, набросан яркими мазками и эмоционален. Возможно, автор хотел сказать даже больше, чем чёрствый людовед и душелюб обнаружил, читая рассказ. Что все эти штучки, вроде невозможного оранжевого и графитового, обилия серого, цветных холстов, старого лифта, квартиры старушки и проплешин синтепона - совсем неспроста. Впрочем, рассказ и без того достаточно эмоционален, по-житейски понятен и, можно сказать, мил. А это уже неплохо.
  
  
   Юрина Т.В. Рождество в Шамотном переулке
  
   Рассказ этот - некая фантасмагория, в которой автор с немалой иронией обыграл рождественскую тему. Текст написан, что называется, "вкусно", автор любовно, с особым вниманием подошёл к деталям, житейским обстоятельствам и вообще к тем мелочам, что составляют обыденную жизнь человека.
   Создаётся впечатление, что в данном рассказе эти "вкусности" превалируют над сюжетом. Сам сюжет не то чтобы прост, но кажется просто поводом, чтобы повеселиться или сыронизировать над персонажами и ситуацией - фантастичной, но вместе с тем по-житейски понятной.
   Не уверена, что возникновение героя в пикантных местах организма длинноногой дамочки можно считать пребыванием "там", и что тема конкурса убедительно этим обстоятельством раскрыта. Хотя превращение толстогубого седобородого забулдыги в младенца, вкупе с возможностью старой клоунессы исполнить заветную мечту несёт изрядный заряд мистицизма, откатывая жизнь персонажей (а вместе с ней и жизнь всего переулка) к неким "чистым", белоснежно "невинным" началам. Недаром в начале рассказа фигурирует "старушка-зима", а в финале она уже молодая и энергичная...
   Словом, сам по себе рассказ читается с удовольствием, он довольно забавен, и наверняка должен понравиться любителям подобного стиля.
  
  
  

  
  

   Капустин В. Баранье сердце
  
   Поучительный рассказ. Это почти притча о том, как легко скатиться вниз по кармической лестнице, и как неприятно вылезать из "чёрной дыры", в которую загнал себя сам...
   Однако это всё-таки "почти", и до притчи или басни рассказ, мне кажется, не дотягивает.
   Мы не знаем, как дошёл герой - сантехник Григорий - до жизни такой. Как от древнего царя он добрался, очевидно скатываясь со ступеньки на ступеньку, до полунищего работника жилищного хозяйства. Неужели тем, что приносил в жертву баранов? Но так это, возможно (мы, неискушённые читатели, можем не знать подробностей быта ассирийских царей) полагалось ему, царю, по должности. Было его прямой обязанностью, так сказать.
   Впрочем, если пресловутый царь так же относился к своим обязанностям, как сантехник Григорий, можно догадаться, почему ухудшилась его карма.
   Хотя, если подумать, кто без греха? Неужто поедание субпродуктов по копеечным ценам так плохо, что всякий, заботящийся о своей карме, должен раскаяться, очиститься и впредь обходить мясные магазины стороной? Эдак все мы, грешные, можем перевоплотиться в хомяков и прочую живность, благо, плодятся мелкие грызуны с завидной скоростью...
   Да ещё и неизвестно, кто в семейной ситуации сантехника более виноват - он или его жена. Разве что работник ЖКХ злодейски поменял все краны в подведомственном хозяйстве на ржавые и перепилил трубы в подвале, зловеще хихикая и потирая руки в ожидании миллионной прибыли... Но нам об этом ничего не известно. Впрочем, обманывать старушек, конечно, нехорошо - эдак можно и до хомяка докатиться!
   И хотя, как говорят, вся наша жизнь состоит из мелочей, ситуация в рассказе представляется несколько банальной, а обстоятельства жизни - неясными. Впрочем, мораль сего рассказа довольно ясна, и вряд ли кто-то будет возражать против стремления к лучшему и нравственного совершенствования.
   Ситуация с прыжками души из одного живого тела в другое вызывает сомнения, но не буду к этому придираться. Вообще, переселение не очень хорошего папы в животное напоминает некий фильм... хотя там герой переселился в кота. А развязка с узнаванием дочкой печальных глазок папы немного комична, но слабовата. Как, собственно, и сам сюжет.
   Коротко говоря, рассказ довольно забавный, более-менее поучительный и может развлечь непритязательного читателя. Но мне он кажется слабоватым.
  
  

   Грей М. Волна
  
   Рассказ трогательный, что и говорить. Мысль сама по себе неплоха - девочка и цунами, одно имя на двоих... это оставляет читателю место для воображения. Возможность представить варианты развития событий.
   Девочка, бегающая по берегу, крабики с полупрозрачным телом, медузы, мама с мягкими руками - всё это описано эмоционально, довольно зримо и, как я сказала, трогательно.
   Однако одной идеи всё-таки недостаточно. При всей трогательности и мистичности рассказа у въедливого обзориста возникли некоторые замечания.
   Скажем, доносить информацию до читателя в форме диалога - дело щепетильное. Здесь очень легко перейти грань и превратить текст в инструктаж для читателя в духе "что-где-когда и с кем".
   Во всяком случае, именно такое ощущение возникло у меня, когда я читала диалог двух героев над телом девочки. Кстати, хотя цели делать замечания по этому поводу у меня не было, должна сказать, что текст не слишком внимательно вычитан. Запятые, расставленные (или не расставленные) в неожиданных местах, то и дело заставляли спотыкаться при чтении и несколько испортили впечатление от рассказа.
   Ну, ещё можно усомниться в том, что девочка пришла в себя и посмотрела на доктора (или кто это был). Ведь нам с уверенностью сообщили, что мозг умер почти неделю назад. Должно быть, случилось чудо...
   Ещё вызвал вопросы момент с реципиентом. Только что нам сказали, что его "так долго искали", и тут же сообщили, что "сделали запрос, почти сразу нашёлся мальчик".
   Но, очевидно, все эти приземлённые технические подробности в рассказе не главное. Главное в нём, по-видимому, эмоциональность, некая искренность, способность вызвать сопереживание и живой отклик у соответственно настроенных читателей.
  
  
  

   Филиппова Е.Л. Последний троллейбус
  
   Рассказ "Последний троллейбус" имеет понятный сюжет, логично развивающийся и довольно занимательный, хотя и незамысловатый. Мне всё это напомнило рассказы для журналов - текст, достаточно интересный, чтобы развлечь читателя (скорее, читательницу), достаточно уютный, чтобы устроиться с ним в удобном кресле, и вполне поучительный - чтобы читатель получил при чтении ещё и пользу.
   Даже больше - здесь есть мораль, похожая на ту, что уже встретилась мне в одном из предыдущих рассказов-финалистов. О самосовершенствовании. Нечто вроде: "Не позволяй душе лениться..."
   Начало написано довольно живо, в нём присутствуют правдоподобные детали, что идёт тексту на пользу. И вообще есть ощущение, что автор здесь знает, о чём говорит.
   Но в целом ситуация не слишком оригинальна, исполнение также кажется "усреднённым", приведённым к некоему общему знаменателю. Стиль, в котором написан текст, может принадлежать кому угодно, в нём не видно руки автора.
   Впечатление несколько искупается симпатичными персонажами - пассажирами троллейбуса, которые, хотя и не блещут оригинальностью, трогательны и доброжелательны.
   Собственно, сам рассказ больше похож на сказку в современном антураже. История о преображении героя выглядит наивной. Впрочем, это же практически сказка... Да и уж очень сказочен финал - после бурных событий (хотя нельзя сказать, чтобы очень бурных) герои "жили долго и счастливо" и всё у них было хорошо, насколько это возможно.
   Коротко говоря, рассказ симпатичный, но несколько банальный.
  
Продолжение следует...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"