Firedreamer : другие произведения.

Политическая история Древнего Египта

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.55*6  Ваша оценка:

  ВВЕДЕНИЕ
  История народностей, населявших Нильскую долину, распадается на ряд более или менее ясно различимых периодов, каждый из которых глубоко коренится в предшествующем и таит в себе зачатки последующего. Несколько произвольное и искусственное, но удобное подразделение этих эпох от начала исторического времени образуют так называемые династии Манефона.
   Манефон, бывший верховным жрецом в Гелиополе в царствование Птолемея I (305-285 гг. до н.э.), написал на греческом языке историю своей страны. Его труд погиб, и мы знаем о нем лишь по отрывкам, сохранившимся в работах Юлия Африкана, Евсевия и Иосифа Флавия. Собственно историческая ценность его работы незначительна, ибо она основывалась на народных сказках и преданиях о древнейших царях, но именно Манефону принадлежит принятое в современной науке разделение истории Египта на 30 династий фараонов и на периоды Древнего, Среднего и Нового царств. Причины, по которым Манефон проводил разделение династий, не всегда очевидны, и достаточно часто существует наследственная преемственность, связывающая одну династию со следующей. Точно так же, внутри некоторых династий происходил полный обрыв наследственных связей. Кроме того, сейчас достоверно известно, что происходила не одна смена династий там, где Манефон не отмечает ни одной. Тем не менее, его династии подразделяют царей на удобные группы, которыми уже давно пользуются при изучении египетской истории.
  Все даты приведены в соответствии с берлинской системой египетской хронологии.
  
  ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ ПЕРИОД (5500-3400 гг. до н.э.)
  Эра между палеолитической цивилизацией Египта и появлением I династии царей, соответствует новому каменному веку, примерно с 5500 по 3500 гг. до н.э. В этот продолжительный период происходило постепенное развитие сельского хозяйства и переход к оседлому образу жизни. Большинство поселений додинастического периода появлялись в районе Среднего и Верхнего Египта. Хотя письменность в Египте появилась в течение додинастического периода, малочисленность письменных текстов изначально делала его значительно менее привлекательным для археологов и египтологов. Лишь во второй половине двадцатого века к нему начали относиться не как к предыстории древнеегипетской цивилизации, а как к самостоятельному периоду, богатому интересными находками. Теперь его подразделяют на отдельные фазы.
  Ранний додинастический период (шестое-пятое тысячелетие до н.э.), или период Бадари (названный так по месту в Верхнем Египте), это все еще каменный век, хотя в наивысшей точке развития уже изготовлялись гончарные изделия, порой достаточно сложной формы. Уже появились надгробные монументы, строившиеся из необожженного кирпича, хотя тела просто заворачивали в звериные шкуры.
  Древний додинастические период, или период Накада I, получивший название от места в центре огромного изгиба Нила к северу от Луксора (примерно с 4500 г. до н.э.), прослеживается в основном по высокотехнологичным гончарным изделиям, в особенности терракотовым статуэткам.
  Третья фаза, Средний додинастический период, Накада II или Герзеа, была названа по более поздним культурным слоям в районе Накада, а также гробницам, гончарным изделиям и другим артефактам, обнаруженным у селения Герзеа. Эти находки свидетельствуют о постепенном смешении стилей севера и юга. Гончарные изделия данного периода украшены не только изображениями птиц и животных, но и абстрактными знаками, которые могли быть символами богов. Гробницы стали более просторными, они часто содержат сразу несколько камер.
  Заключительная фаза, Поздний додинастический период, неразрывно сливается с династическим. К этому времени население страны значительно увеличилось, и возникли большие сообщества, хорошо знающие о существовании своих соседей, обменивающиеся товарами, разделяющие общий язык и культуру. Процесс политической агломерации уже начался. Большие и наиболее преуспевающие сообщества привлекали соседние поселения в сферу своего влияния. Подвижные племенные объединения с плохо определенными границами заменялись земледельческими сообществами, организованными в более крупные группы, с достаточной внутренней организацией для создания общих зернохранилищ, разделением земли после разливов Нила и ведением внутренней или даже внешней торговли.
  4241 г. до н.э. есть древнейшая установленная дата мировой истории. В этом году в области позднейшего Мемфиса был введен годичный календарь в 365 дней. Новый год начинался с разливом Нила и более точно отмечался восходом вместе с солнцем яркой звезды Сириуса. Год был разделен на три сезона, каждый из которых состоял из четырех месяцев по тридцать дней. Дополнительные пять дней были отведены под праздники. Поскольку у египтян не было високосного года, их календарь вместе с временами года постепенно смещался, и к концу Древнего царства это смещение составляло уже пять месяцев.
  После архаической эпохи первобытной цивилизации и периода множества маленьких местных княжеств различные центры цивилизации Нильской долины, сохраняя значительную часть своей индивидуальности и местных обычаев, объединились в два царства: одно обнимало долину вплоть до Дельты, другое состояло из самой Дельты.
  
  ПРОТОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД или ПЕРИОД ТИНИССКИХ ДИНАСТИЙ (3400-2980 гг. до н.э.)
  В 3400 г. до н.э. Мина (греч. Менес, которого некоторые египтологи отождествляют с Нармером), царь Юга из города Тиниса, сумел объединить Египет под своей властью, став, таким образом, первым фараоном и родоначальником I и II (тинисских) династий. Столицей объединенного Египта стал город Мен-нофер ("белые стены"), позднейший Мемфис.
  В общей сложности две первые династии правили Египтом более 400 лет. Первая династия состояла из семи царей, правивших в течение первых двух столетий после Менеса, всего же первые две династии насчитывают 18 фараонов. Фараоны, правившие в этот период, боролись за полное и окончательное слияние Северного и Южного царств, предпринимали военные походы для обуздания ливийцев и северных бедуинских племен, а также совершали торговые экспедиции за пределы своей страны.
  Хотя у Менеса был сын Аха, следующим официальным правителем стал Джер, который правил в Мемфисе и поддерживал политику Менеса, продолажя вести военные действия в Ливии и Нубии. Гробница Джера в Абидосе в период Среднего царства ошибочно принималась за усыпальницу Осириса.
  Наивысший расцвет I династии был достигнут в период длительного правления Дана, который был первым, кто принял титул "Тот, кто принадлежит осоке и пчеле" (символы Верхнего и Нижнего Египта соответственно). Он также был первым фараоном, добавившим третье имя к своей титулатуре, то есть стал называть себя "царь Верхнего и царь Нижнего Египта", и это имя подчеркивало его роль как правителя всей страны.
  При I династии в Египте зародилось искусство обработки камня, и первый каменный храм был построен в Гиераконполе, а в гробнице фараона Усефая был выложен гранитный пол.
  Последним царем I династии стал Каа. Причины смены династий до сих пор остаются неясными, хотя предшественник Каа, Семерхет, мог считаться незаконным правителем.
  Цари II династии окончательно обосновались в Мемфисе, установив прочные контакты с регионом Дельты. При царях этой династии культ солнечного бога Ра начал постепенно набирать силу в Гелиополе. Фараону Хасехему, который вел свое происхождение из города Гераклеополя в Верхнем Египте, удалось значительно укрепить свою власть на севере. Его правление отмечает начало массового строительства крупных сооружений из камня, среди которых была и его собственная гробница в Абидосе.
  
  ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО (2980-2475 гг. до н.э.)
  Джосер, основавший III (мемфисскую) династию, был, вероятно, сыном Хасехема, последнего фараона II династии. Поэтому, как таковой, смены династии, по-видимому, не было. Торжество мемфисской фамилии могло быть простым следствием постепенного переселения в Мемфис самих тинисцев. Выбор Джосером Мемфиса в качестве своей резиденции имел и политическое значение, поскольку его мать, жена Хасехема, вероятно, была дочерью правящего мемфисского аристократа.
  Могущественное управление Джосера утвердило главенство Мемфиса. Он продолжил разработку медных копей на Синайском полуострове, раздвинул южные границы до первых порогов, подчинив беспокойные племена Северной Нубии. Успех начинаний Джосера отчасти был обязан указаниям великого мудреца Имхотепа, бывшего одновременно и главным советникам фараона, и придворным зодчим, и врачом. Гробница Джосера, обнаруженная в пустыне за Мемфисом, представляет собой каменную "ступенчатую пирамиду", являющуюся переходной формой от прямоугольной мастабы к пирамидам, строившимися его преемниками.
  Снофру, правивший в конце III династии, урегулировал южную границу, предприняв поход против Северной Нубии, вел сражения с азиатскими ордами, вторгавшимися в регион Дельты, и построил вдоль границы укрепления, похожие на цепь блокпостов, которые более десяти столетий ассоциировались с его именем. Все эти кампании и мероприятия имели экономическую мотивацию, поскольку их целью было получение доступа к ценным минеральным ресурсам и карьерам, а также защита торговых маршрутов. Его амбиции не ограничивались сушей, поскольку достоверно известно, что он строил суда для торговых сношений с Ливаном, Финикией, Критом, а также с другими городами, расположенными вдоль сирийского побережья.
  Основатель IV династии Хнум-Хуфу (греч. Хеопс) был, вероятно, знатным вельможей и отпрыском III династии. Он происходил из города, позже названный в его честь Менат-Хуфу. В его правление были построены Большая пирамида в Гизе и храм Хатор в Дендере. Следующим царем был сын Хуфу Джедефра, чья пирамида обнаружена в Абуроаше, к северу от Гизы. Хафра (греч. Хефрен), единокровный брат и преемник Джедефра, построил свою пирамиду рядом с пирамидой Хуфу; также с ним соотносят и возведение Большого сфинкса. Он проявлял большой интерес к теологии, и при его правлении было окончательно сформировано комбинированное божество Ра-Атум. Третья по величине пирамида в Гизе принадлежит Менкаура (греч. Микерину). Из числа дальнейших преемников история сохранила только имя Шепсескафа. Что касается деяний всего остального ряда царей IV династии, включая и нескольких узурпаторов, которые, может быть, занимали престол на короткое время, то о них мы не знаем ничего.
   Полтора столетия правления IV династии были периодом небывалого блеска в истории Египта, и памятники того времени достигли такой грандиозности, которая никогда не была превзойдена в позднейшее время. Династия оставила после себя группу из девяти пирамид в Гизе как нерушимое свидетельство своего величия и могущества.
  Имена царей, следовавших за Хуфу, указывают на усиление влияния гелиопольских жрецов Ра на правящую династию. Наконец, они сделались настолько влиятельной политической силой, что оказались способны свергнуть царствующую династию.
  Фараоны V династии, резиденция которых продолжала оставаться вблизи Мемфиса, заняли престол около 2750 г. до н.э. и правили приблизительно 125 лет. Первыми тремя фараонами были Усеркаф (бывший до этого, вероятно, верховным жрецом Ра в Гелиополе), Сахура и Какаи. Фараоны этой династии продолжили торговые сношения с Пунтом и Финикией, предпринимали военные походы против Нубии, начали работу в каменоломнях в восточной пустыне.
  Около царской резиденции, в Абусире, вблизи Мемфиса, каждый царь, - по крайней мере до Асесы, восьмого монарха династии, - стал возводить великолепный храм солнца. На стенах пирамиды Унаса, - последнего из царей V династии, - высечено собрание загробных формул ритуального характера, так называемых "текстов пирамид", большинство из которых восходит к более древней эпохе и возникновение, по крайней мере, некоторых из них, относится к додинастическим временам.
  Смещение V династии, произошедшее около 2625 г. до н.э., было следствием борьбы поместных губернаторов за более широкую власть и свободу. Уже в конце правления V династии они получили наследственные права на свои должности и, таким образом, из чиновников центрального аппарата правительства превратились в независимых князей. Не смотря на то, что централизованная власть фараонов заметно ослабевала, период правления V династии, в течение которого правило девять царей, был эпохой значительного политического развития и заметного материального прогресса.
   Основателем VI династии является Атоти (Тети), вероятно, взошедший на престол в результате гаремного заговора. Он, очевидно, был могущественным вельможей, пользовавшимся поддержкой хорошо организованной армии, которая контролировала равновесие сил в стране. Царство находилось в состоянии нестабильности. В каждом номе правители просили все новых уступок от царского дома, и порой их просьбы принимали форму категорических требований. Его преемнику, Пиопи I (Пепи), который был сильным монархом, удалось несколько укрепить центральную власть, проводя политику военной агрессии, которая позволяла держать амбициозную знать в узде. В его правление также была проведена успешная кампания в Нубии и предпринято несколько карательных экспедиций против северных бедуинских племен. Его сын, Меренра, заступивший на престол в юном возрасте, сделал первые нильские пороги судоходными, что позволило окончательно покорить Нубию, подчинив населявшие ее племена, и установить торговые отношения с южными странами. После смерти Меренра, правившего пять лет и не оставившего после себя потомства, престол занял его сводный брат Пиопи II, чье правление было самым долгим в истории - он царствовал более 90 лет. Будучи слишком слабым правителем, он не смог противостоять все возрастающей деятельности номархов, которые стали создавать независимые царства. После него следовало несколько кратких царствований Меренра II, Ити, Имхотепа и др. Как принято считать, на конец VI династии приходится и правление царицы Нитокриды, которая, согласно Манефону, является первым в египетской истории примером женщины-царя, хотя никаких археологических подтверждений ее правления не обнаружено.
  Наконец, после более чем полутораста лет правления VI династии, могущество земельной знати возросло настолько, что фараон уже не мог остановить распад государства. Восстание сокрушило VI династию, номы стали независимыми, после почти тысячелетнего развития Древнее царство прекратило свое существование, Египет вернулся к положению множества независимых княжеств, т.е. к государственным формам, преобладавшим в начале его истории.
  
  ПЕРВЫЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. ВОСЕМНАДЦАТЬ ГЕРАКЛЕОПОЛЬЦЕВ (2475-2160 гг. до н.э.)
  Не смотря на то, что номы хорошо управлялись их владетелями, система обособленного местного администрирования была заведомо обречена на неудачу в связи с природными особенностями страны. Египет нуждался в сильном центральном правительстве, которое могло бы обеспечивать благосостояние всей страны. В стране, которая нуждается в ирригации земель, должны строго соблюдаться законы совместного водопользования. После того как власть фараона рухнула, природные ресурсы Египта пошли на убыль, и поэтому большей части населения страны периодически угрожал голод.
  Требования царского двора, когда он находился на пике своего могущества, могли казаться репрессивными для местных феодалов. И все же конфликты между царским двором и феодалами в действительности были конфликтами между общенациональными и местными интересами. Страна в целом страдала от последствий крайней правительственной децентрализации.
  На короткое время власть в Мемфисе была захвачена олигархией, которую, возможно, следует рассматривать как попытку создать коалиционное правительство. Манефон называет это VII династией. Тест Манефона описывает VII династию как "семьдесят царей, правящих в течение семидесяти дней", что является красноречивым комментарием к тем условиям, которые существовали в этот период беспорядков и волнений.
  Правление следующей, VIII династии мемфисских царей, которые объявили себя потомками VI, было периодом такой слабости и полнейшей дезорганизации, что могущественные и независимые князья без стеснения и с гордостью заявляют о своем презрении к царской власти.
  Претенденты на престол сменяли друг друга с лихорадочной быстротой. Чем дальше от Мемфиса, тем меньше удельные князья подчинялись власти фараона. После четверти века слабого мемфисского правления князьям Гераклеополя при поддержке номархов Сиута удалось посадить на престол Хети I (Ахтоя или, иначе, Абмерира), бывшего, согласно Манефону, родоначальником "восемнадцати гераклеопольцев" IX и X династий. Хети I захватил власть над Мемфисским царством и разбил войска Верхнего Египта в битве при Коптосе, основав достаточно хрупкий союз двух египетских царств, поддерживаемый его собственной армией. X династия, по сути являлась продолжением IX, и Хети II стал ее первым царем.
  В это время восточная часть Дельты лежала открытой для захватчиков, и здесь начали появляться поселения чужеземцев. Гераклеопольские цари изгнали азиатских захватчиков из Дельты, но при правлении Хети III в Фивах возникла параллельная XI династия. Гераклеопольская армия вторглась на фиванскую территорию и захватила Абидос, но не смогла полностью искоренить конкурирующий дом. Бои продолжались с переменным успехом более столетия.
  
  СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО (2160-1788 гг. до н.э.)
  К концу гераклеопольского господства первенствующее положение на юге заняли Фивы. Фиванский номарх Иниотеф поднял восстание, сумев освободить южную конфедерацию от власти Гераклеополя, и основал независимое царство с Фивами во главе. В конечном итоге Египет оказался разделенным на три части: племена, пришедшие из Азии, правили в Дельте, цари Гераклеополя - в Среднем Египте, а цари Фив - в Верхнем.
  Несмотря на ответные военные действия гераклеопольцев, по-прежнему поддерживаемых номархами Сиута, Фивы продолжали непрерывно возвышаться. Номарх Иниотеф имел своим преемником другого Иниотефа, который первым из числа фиванцев присвоил себе царские почести и титул, став, таким образом, первым царем XI фиванской династии Иниотефом I. Первоначально его власть распространялась только на южные провинции, однако, за свое более чем пятидесятилетнее правление Иниотеф I значительно расширил северные границы своего царства и укрепил главенствующее положение своего дома.
  После царствования его сына Иниотефа II правление перешло Ментухотепу I, который закончил войну с Севером. Таким образом, около середины XXII в. до н.э. главенство перешло от Севера к Югу; в результате, спустя три столетия после падения VI династии и конца Древнего царства, Египет вновь объединился под властью сильных и энергичных князей, и Фивы стали столицей могучего, процветающего Среднего царства.
  Возобновились прерванные экспедиции за пределы страны, были воздвигнуты новые храмы. Ментухотеп IV, царствовавший не менее 46 лет, и его преемник Ментухотеп V продолжали укреплять центральную власть, успешно вели войны с Нубией и другими соседними странами.
  После более чем 160-летнего последовательного правления пяти Ментухотепов, около 2000 года до н.э. XI династия была смещена новой фиванской фамилией. После смерти последнего из Ментухотепов вновь начались волнения и голод, в стране назревал большой кризис. Царство сильно ослабло в результате длительных внутренних междоусобиц, и самому его существованию в качестве самостоятельной силы угрожали захватчики на северной и южной границах. Визирь Ментухотепа V, Аменемхет I, при поддержке влиятельных вельмож, взял власть в свои руки и основал XII династию, которая была периодом высокой индустриальной и интеллектуальной активности, и поэтому ее вполне заслуженно называют Золотым веком Египта.
  Аменемхет I проявил большую военную и административную смекалку и стал настоящим благодетелем для своего народа. Аменемхет I перенес царскую резиденцию из Фив ближе к северным номам, князья которых по-прежнему тяготели к павшему гераклеопольскому дому. Избранное им место находилось немного южнее Мемфиса, в файюмском оазисе, и получило название Иттауи ("захват обеих земель"). Ему удалось укрепить царскую власть путем обуздания мятежных номархов и привлечения на свою сторону знатных вельмож. Кроме того, он усмирил воинственных и агрессивных нубийцев, очистил западный район Дельты от орд азиатов, привлеченных возможностью грабежа и захвата желанных территорий, и несколькими мощными ударами ослабил растущую мощь ливийцев.
  В системе как местного, так и центрального управления произошли серьезные изменения. Были ограничены полномочия правителей номов, причем некоторые из них были смещены силой, а на их места были назначены государственные чиновники. Назначение управляющих городов и деревень также стало привилегией короны. Это политику продолжили преемники Аменемхета I, пока в конечном итоге феодальная система, на протяжении многих веков представлявшая постоянную угрозу для стабильности трона, не была полностью искоренена.
  По мере того как влияние крупных феодалов шло на убыль, у способных людей низшего ранга появилась возможность претендовать на высокие государственные посты. Аменемхет I собрал вокруг себя наиболее способных людей своего царства. Ко двору фараона стали в обязательном порядке привлекаться молодые люди знатных фамилий для воспитания лояльных царской власти чиновников правительственного аппарата, что привело к формированию провинциального высшего сословия. Для этой эпохи характерно появление среднего класса - ремесленников, землевладельцев, мастеров. Также появился немногочисленный класс военной свиты - профессиональных солдат, преданных фараону.
  Административные реформы Аменемхета I оказались настоящими благодеянием для широких масс людей, поскольку сильное центральное правительство защищало их от грабителей и от периодически повторявшихся неурожаев. Для неурожайных годов был создан запас зерна, и в тех районах, где собранного урожая было недостаточно, проводилась раздача пособий. Промышленность и земледелие бурно развивались, а оживление торговли способствовало более равномерному распределению материальных благ. Проблемам ирригации уделялось постоянное внимание, и вошло в обычай отмечать уровень подъема Нила по камням второго порога. Полученные таким образом статистические данные делали возможным проведение предварительного расчета ожидаемого урожая зерна, что, в свою очередь, позволяло устанавливать налоги в начале каждого года.
  Сенусерт I (правил с 1970 г. до н.э.) был способным и энергичным монархом. В ходе своего правления он, по-видимому, был главным образом занят проведением политики своего отца. Результаты были весьма удовлетворительными: мир на северной границе поддерживался твердой рукой, и ливийцы находились под контролем. Однако он счел необходимым лично возглавить военный поход в Нубию. За ней последовали и другие экспедиции, но, по всей видимости, египетская армия уже не встречала там серьезного сопротивления.
  За два года до смерти Сенусерт I назначил регентом своего сына Аменемхета II (правил с 1935 г. до н.э.), который, согласно Манефону, потерял жизнь в результате дворцового переворота, и его преемником стал Сенусерт II, который основал в устье Файюма город Хотеп-Сенусерт (совр. Иллахун).
  В это время на значительной территории Азии и Европы происходило массовое переселение народов, вызванное одной из периодических волн миграции из Аравии, давлением в южном и западном направлении горных племен средней Азии и агрессивными тенденциями хеттов. Мелкие племена сменялись крупными, и вынужденные миграции были частыми и общими. В период правления XII династии пал Вавилон и был захвачен Крит. Среди древних царств лишь один Египет успешно противостоял волнам агрессии, которые захлестнули цивилизованный мир. Однако он тоже был подвержен иноземному влиянию, поскольку естественные границы нильской долины больше не могли служить серьезной преградой для миграционных потоков из Азии.
  Очевидно, приходилось считаться с контролирующей властью в Сирии, поскольку банды налетчиков постоянно кружили около границы. Есть свидетельства, указывающие на то, что в это время заключались дипломатические браки, целью которых, по всей видимости, было умиротворение соседей.
  Сенусерт III унаследовал престол фараона в 1887 г. до н.э., не смотря на то, что его мать, царица Неферт, имела хеттские корни. Этот факт представляет особенный интерес, поскольку ранее престолонаследие осуществлялось только по женской линии. Очевидно, что Сенусерт III взошел на трон как сын своего отца, и это нововведение, несомненно, вызвало сильное недовольство и сопротивление при дворе. Высокий уровень смертности членов царской семьи в последние годы правления династии наводит на мысль о существовании заговоров с целью устранения наследников.
  Воинственный Сенусерт III довел до конца завоевание Нубии и присоединил к своему царству около двухсот миль Нильской долины в области вторых порогов. Кроме того, им же были предприняты хищнические экспедиции в Сирию и Палестину.
  Период правления следующего царя, Аменемхета III, наследовавшего трон в 1849 г. до н.э., был мирным и процветающим. Он считается одним из самых великих фараонов Египта. При нем быстро развивалась торговля и промышленность. Вместо того, чтобы периодически отправлять на Синай экспедиции за медью и бирюзой, как это было заведено ранее, он основал там колонию, для которой был сооружен искусственный водоем и построен храм богини Хатор.
  В ходе правления Аменемхета III также было успешно проведено строительство большого водохранилища и связанной с ним ирригационной сети. Возможности болотистого Файюма были признаны отдельными правителями еще в глубокой древности. Царь Ден, из I династии, начал здесь работы по рекультивации земель, и некоторые из его преемников продолжали искать решение этой проблемы. При Аменемхете III работы стали проводиться в крупном масштабе. В результате возведения земляного вала было образовано озеро Мерис, соединенное с Нилом широким каналом. Озеро вместе с каналом удерживало воду, которая затем использовалась для ирригации. Запаса воды, накопленного в озере, стало достаточно для того, чтобы удвоить речной сток Нила в период между апрелем и июлем, т.е. когда он минимален.
  В условия продолжительного мира и процветания провинциальная аристократия снова обрела силу и стала угрожать эффективности центрального управления. Притязания номархов урезали традиционные доходы царской казны, однако, у фараона появились новые источники дохода: золотые копи Нубии, каменоломни Хаммамата и Синайского полуострова, а также доходы с рекультивированных земель файюмского оазиса. Кроме того, исключительной прерогативой царствующего дома была возможность торговых отношений с Пунтом и южными берегами Красного моря.
  Однако со смертью Аменемхета III могущество царствующей династии пошатнулось. Аменемхет IV, заступивший на престол в 1801 г. до н.э., не оставил сына, поэтому в 1792 г. до н.э. ему наследовала его сестра, принцесса Себекнефрура, занимавшая престол приблизительно четыре года, после которой линия царей XII династии, правивших Египтом 213 лет, прервалась.
  
  ВТОРОЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. ВНУТРЕННИЕ СМУТЫ. ГИКСОСЫ (1788-1580 гг. до н.э.)
  Царствование Сехемра, основателя XIII династии было недолгим, и второй раз в Египте наступили смутные времена, когда фараоны беспрестанно сменяли друг друга. Узурпатору Неферхотепу удалось свергнуть одного из Себекхотепов и на 11 лет установить прочное управление, после чего ему наследовал его сын Сихатор, вскоре уступивший престол брату своего отца Неферкара-Себекхотепу. Последний был величайшим царем этой темной эпохи, поскольку ему удавалось держать под своим контролем все царство, от средиземноморского побережья до второго порога, но его правление было лишь временной реставрацией.
  Провинциальные владетели начали оспаривать друг у друга право на престол, и каждый из фараонов царствовал недолго, а иногда на троне появлялись стразу несколько правителей. Манефон расчленил весь сонм царей на две линии - XIII династию в Фивах и XIV династию родом из Ксойса в Дельте.
  В это время серьезные изменения затронули весь цивилизованный мир. Старые царства распались, а новые находились в процессе формирования. Главной причиной этих перемен было переселение земледельческих племен из степей и горных плато, поскольку в течение длительного засушливого цикла в таких странах, как Аравия, Туркестан и на Иранском плато, растительность стала весьма скудной. Эта поступательная миграция сразу же вызвала вынужденную миграцию населения со своих исконных территорий. В некоторых местах это переселение сопровождалось непрерывными боями, и народ, который проявлял наилучшие военные качества, в конечном итоге становился завоевателем во все возрастающем масштабе.
  Другой причиной миграции был рост населения. Когда район первоначального проживания становился перенаселенным, избыток населения начинал вырываться за его пределы. Движения подобного рода всегда проходили по линии наименьшего сопротивления и, как правило, не влекли за собой смены образа жизни, поскольку пасторальные племена перемещались с одного нагорья на другое, земледельцы из речной долины в речную долину, а рыбаки с побережья на побережье. Однако когда кочевники основывали свои поселения в высокоцивилизованных областях, миграция из их родной страны получала дополнительный импульс, поскольку соплеменники, услышав об их процветании, начинали мечтать о земле изобилия. Поселения кочевников, проникавших в Египет, становились своеобразными аванпостами для последующих волн внезапной и насильственной миграции крупного масштаба, которая происходила в течение продолжительных периодов засухи.
  Египет, лишенный централизованного управления, не мог оказывать сопротивления своим врагам, которые давно ждали благоприятного момента для нанесения удара. Манефон приводит длинный список царей той темной эпохи, и присутствие в этом списке правителя по имени Неши ("негр") указывает на то, что нубийским захватчикам удалось на время достичь главенствующего положения. Другим узурпатором на севере стал Мерменфати, "командир солдат". Ливийцы проявляли активность на севере, в то время как азиатские племена проникали через границу Дельты.
  Фивы оставались центром большой контролируемой области, где населению по-прежнему гарантировались определенные условия для нормального существования, но остальная часть Египта, очевидно, сильно страдала из-за отсутствия должного контроля над водными ресурсами.
  Раздробленная страна, лишенная экономической и правительственной централизации, около 1675 г. до н.э. была покорена полчищами кочевых азиатских племен гиксосов, которые пришли из Сирии и Палестины и, вероятно, начало их преобладания имело вид постепенного мирного переселения на северо-восток страны, в Дельту, где они и основали свою столицу Авар (Аварис).
  Манефон выделяет две династии гиксосов, основателем первой из них считается Салитис. Вскоре гиксосские цари приняли полный фараонский титул, считая своим богом-покровителем Сутеха, которого египтяне сопоставляли со своим богом Сетом. Из всех гиксосских правителей нам известны имена Хиана, Иакоб-ера, Хинджера и др.
  Американский египтолог Брестед переводит название "гиксосы" как "правители стран", хотя многие ученые отдают предпочтение трактовке Манефона "цари-пастухи" или "принцы пустынных жителей".
  Период правления гиксосов считается темной эпохой в основном из-за отсутствия записей, которые египтяне всеми силами старались уничтожить. Но мы не должны относиться слишком серьезно к предвзятым отзывам египтян о ненавистных чужеземных правителях, поскольку оккупационная армия всегда расценивается со стороны местных жителей как чужеродный элемент. Однако нет никаких оснований верить в то, что прогресс был полностью остановлен на длительный период их господства, продолжавшийся около полутора столетий. В течение большей части правления гиксосов существовали мирные условия, причем не только в Египте, но и на значительной части Азии. Вновь были открыты великие караванные пути, что создавало благоприятные условия для торговли. Сельское хозяйство находилось на подъеме - зерна хватало не только для выплаты дани, но и для обмена на товары из других стран. Царство было реорганизовано настолько тщательно, что в результате крупные феодалы полностью лишились былой власти и могущества. Гиксосам следует отдать должное за их военный и административный опыт, поскольку они укрепили стратегически важные точки. Влияние гиксосов не мешало развитию культуры. Наука и искусство не пришли в упадок, строители также не растеряли своих навыков. Мастерство, которое демонстрируют художники начала XVIII династии, слишком велико, чтобы оно могло возникнуть в результате внезапного роста, и, совершенно определенно, не позволяет предположить, что в течение двух веков отсутствовал спрос на произведения искусства. Благодаря гиксосам египтяне освоили новые способы изготовления оружия, усовершенствовали технологию обработки изделий из бронзы, научились использовать колесницы, в которые впрягали приведенных гиксосами же лошадей.
  О происхождении гиксосов существуют самые противоречивые мнения. Манефон, который писал свою историю примерно через тысячу лет после того, как гиксосы были изгнаны из страны, не смог собрать о них достаточно сведений и описывает их следующим образом: "они были людьми низкой расы, осмелившимися вторгнуться в нашу страну, которую покорили достаточно легко, почти не вступая в сражения. Они предали огню наши города; они разрушали святилища богов и заставляли людей страдать от вех видов варварства. В течение всего периода своего правления они вели войну против народа Египта, желая уничтожить целую расу". Иосиф Флавий, еврейский историк, находившийся под влиянием Манефона, считал, что гиксосами были "дети Израиля". Хотя подобное утверждение находится в явном противоречии с историческими свидетельствами, вполне возможно, что отдельные семитские племена вполне могли входить в состав армии иноземных завоевателей.
  Тем не менее, гиксосы не были неорганизованной толпой. Их вторжение не сопровождалось межплеменной враждой, которая обычно сопутствовала насильному расселению по стране семитских орд из Аравии, и они не разбились на враждующие фракции, подобно древним захватчикам из Палестины. Это указывает на то, что гиксосы достигли той стадии развития цивилизации, когда люди начинают сознавать необходимость существования сильного центрального правительства.
  Не исключено, что в армии захватчиков были семиты из Аравии, бедуины, амореи и даже финикийцы, которые мигрировали с севера Персидского залива к палестинскому побережью, и что помощь им оказывали ливийцы, усиленные наемниками с Крита и Эгейского полуострова. Но кажется просто невероятным, чтобы голодные орды пустынных жителей или разбойники из Аравии смогли удерживать контроль над Египтом в течение длительного периода. Должно быть, прежде чем достичь Нильской долины, они попали под влияние хорошо организованного государства, и есть свидетельства, указывающие на то, что под их правлением Египет стал на время частью большой азиатской империи, о которой нам известно очень мало. Какая же власть в Азии получала дань, собираемую гиксосами? Возможно, гиксосы и не были полностью из Малой Азии, но вполне вероятно, что оккупационная армия находилась под контролем хеттов, которые были в это время большой и влиятельной силой.
  Очень мало известно о самых первых передвижениях хеттов, которые образовывали зависимые карликовые государства, подчиненные центральному правительству в Малой Азии. Незадолго до вторжения гиксосов хетты захватили Вавилон и положили конец правлению династии Хаммурапи. Но они не смогли долго наслаждаться плодами своей победы. Армия касситов начала свое продвижение с гор Элама и оккупировала северную Вавилонию, изгнав оттуда хеттов. Касситы являются народом неопределенного происхождения, но с ним были связаны отряды арийцев верхом на лошадях и колесницах. Достоверно известно, что и при вторжении гиксосов в Египет в их армии тоже были боевые колесницы, и только богатая страна могла в этот древний период обладать лошадьми, так как они лишь недавно появились в западной Азии и потому должны были быть очень редкими и дорогими.
  Кроме того, нет сомнения в том, что хеттский Аттис был идентичен верховному богу гиксосов Сутеху, поскольку, когда Рамсес II заключал мирный договор с хеттами, Сутех и Амон-Ра были упомянуты как верховные боги двух великих империй.
  Власть гиксосов на юге Египта никогда не была слишком прочной. Цари Фив и других частей страны вели продолжительную войну против гиксосов из Авариса, возглавляемых Апопи I. Фивы постепенно выдвинулись вперед с настойчивостью, увенчивавшейся все большим и большим успехом, так что представители фиванской фамилии Секененра и Камос, - ведущие свое происхождение от царей XIII династии, - образуют конец манефоновской XVII династии.
  Гиксосская оккупация оказала сильное психологическое воздействие на египтян по двум основным причинам: их никогда раньше не завоевывали, и они испытывали чувство стыда из-за того, что их завоевала армия пастухов-кочевников. Имперские амбиции Нового царства могли проистекать из испытанного египтянами чувства национального унижения.
  
  НОВОЕ ЦАРСТВО. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ИМПЕРИИ (1580-1350 гг. до н.э.)
  После краткого царствования Камоса его сын Яхмос I, первый царь XVIII династии, около 1580 г. до н.э. стал во главе фиванского дома и при поддержке царей Нехебта продолжил борьбу против гиксосов. После многолетней осады взяв, наконец, штурмом город Аварис, Яхмос I изгнал гиксосов из Египта и преследовал их вплоть до Финикии и Сирии, затем усмирил непокорных царей на юге Египта и вторично покорил Нубию, отодвинув южную границу до второго порога.
  По мере того, как ожесточенные войны Яхмоса I постепенно подходили к концу, медленно возникало новое государство, тщательно организованное под верховным контролем двора. Являясь вождями в период войн против гиксосов, после восстановления Египетского царства фиванские правители получили возможность рассматривать земли всей страны как свое личное достояние. Закон был прочно установлен, и естественные ресурсы страны использовались в полной мере. Власть фараонов новой, XVIII династии, неизмеримо выросла по сравнению со значением фараонов Среднего царства.
  После смерти Яхмоса I в 1557 г. до н.э. престол занял его сын Аменхотеп I (греч. Аменофис) , который продолжил дело своего отца: он расширил южную границу Египта до третьих нильских порогов, усмирил ливийские племена и, вторгнувшись в Азию, предпринял военные действия против Сирии. Его преемник Тутмос I был коронован в 1540 или 1535 г. до н.э. и проводил активную захватническую политику, одерживая победы на пространстве от Нубии до берегов Евфрата.
  Среди специалистов нет согласия относительно событий, связанных с заключительным периодом правления Тутмоса I и начавшейся семейной враждой. Проблема осложняется тем, что большинство исторических документов этого периода были уничтожены конкурирующими претендентами. Американский египтолог Брестед трактует междоусобицу между тутмосидами следующим образом.
  У жены Тутмоса I, царицы Яхмос-Нефертари, было четверо детей, два сына и две дочери, но все они умерли в юном возрасте, за исключением царевны Хатшепсут, которая являлась единственной законной наследницей престола. Другая жена Тутмоса I, Мутноферт, была матерью Тутмоса II. Тутомос III был рожден Тутмосом I от наложницы по имени Исида, хотя некоторые египтологи считают, что Тутмос III был сыном Тутмоса II.
  Тутмос III первоначально был отправлен в храм Амона как жрец со степенью пророка, но он получил права на трон, женившись либо на Хатшепсут, либо на ее дочери. В 1501 г. до н.э. Тутмос III низложил Тутмоса I и занял престол. Спустя пять лет Тутмосу II удалось отстранить Тутмоса III от власти и завладеть короной. Через три года Тутмос II умер, и Тутмос III вновь овладел престолом. Однако, Хатшепсут, как представитель древней линии фиванских князей, была назначена наследницей престола еще своим отцом Тутмосом I. Благодаря этому она, будучи соправительницей Тутмоса III, вскоре стала играть руководящую роль в государстве. Во время своего правления Хатшепсут занималась строительством новых и восстановлением старых храмов, установлением экономических связей с другими странами. Но больше всего Хатшепсут прославилась тем, что предприняла торговую экспедицию в Пунт за благовониями, редкой древесиной и священными животными для храма Амона. Хотя она не пользовалась авторитетом у государств-соседей, ни одна из территорий, захваченных ее отцом Тутмосом I, ею не была утеряна.
  После смерти Хатшепсут Тутмос III, ставший, наконец, единоличным правителем, безжалостно уничтожил как ее изображения, так и ее имя со всех памятников. В течение последовавших затем 17 военных кампаний, длившихся 19 лет, Тутмос III окончательно покорил Сирию, одержал победу в Палестине у Мегиддо, затем захватил Библ и, наконец, перешел Евфрат. В битве при Кадеше, на реке Оронт, он нанес сокрушительный удар по хеттам и их союзникам из Митанни. Завоеванные территории стали протекторатами, власть в них принадлежала местным правителям, которые были верны фараону и регулярно платили установленную дань. Кроме того, Тутмос III возобновил военные действия в Нубии и дошел до четвертого порога, присоединив к Египту практически всю Нубию, создав, таким образом, первую в истории подлинную империю.
  После смерти Тутмоса III, царствовавшего почти 55 лет, в 1447 г. до н.э. престол наследовал его сын Аменхотеп II, продолживший традиции фараонов-завоевателей: он подавил восстание в Азии и укрепил южную границу Египта. Около 1420 г. до н.э. умершего Аменхотепа II на троне сменил его сын Тутмос IV, который, благодаря заключению династических браков, установил прочный дипломатический союз с царством Митанни. Аменхотеп III, сын Тутмоса IV и митаннийской принцессы Мутемвии, наследовал престол в 1411 г. до н.э. Завоевательная политика предыдущих фараонов была настолько успешной, а египетское господство в Азии было настолько общепризнанным, что Аменхотепу III было достаточно лишь устраивать военные парады для устрашения народов, которые пожелали бы взбунтоваться, но он больше не расширял границы и без того огромной империи. При таких условиях Аменхотеп III имел возможность посвятить себя мирным предприятиям: развитию торговли, возведению храмов и иных культовых сооружений, как в Египте, так и на покоренных территориях.
  Вследствие захватнической политики, проводимой фараонами XVIII династии, важной политической силой и основой могущества нового государства стала постоянная армия. Феодальная знать, лишившись наследственных прав на свои земли, утратила свое былое могущество и вновь превратилась в местных чиновников, подчиненных центральному правительству. По мере увеличения богатства храмов, огромную роль стало играть жречество, служившее одной из главных опор царской власти. Также усилилось значение среднего класса торговцев, мастеров, ремесленников и художников.
  После смерти Аменхотепа III, ему наследовал его юный сын Аменхотеп IV. Пытаясь ослабить возрастающую политико-экономическую силу знати и жречества, противостоящую власти и значению самого царя, Аменхотеп IV предпринял ряд решительных действий. Во-первых, он отстранил от главных государственных должностей чиновников из старой знати и назначил на их место людей, обязанных своим высоким положением не происхождению, а исключительно воле царя. Во-вторых, для того, чтобы уничтожить самую основу идеологической власти жрецов, Аменхотеп IV объявил всех богов Египта ложными, а истинным богом назвал малоизвестного доселе Атона. Сам Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон ("Дух Атона" или "Угодный Атону"). В честь нового бога фараон построил три города, по одному в каждой из трех частей империи: в Египте, Нубии и Азии; египетский город получил название Ахетатон ("Небосклон Атона") и стал царской резиденцией.
  Немедленно после вступления Эхнатона на престол недовольные азиатские князья, при поддержке хеттов возобновили нападения на верных вассалов Египта. Подобное же происходило и на юге, где наступление хабири, арамейских семитов, было сравнимо с наступлением хеттов на севере. С точки зрения египетских империалистов, правление Эхнатона было большим несчастьем для страны. Всецело поглощенный проведением религиозной реформы и занятый повсеместным внедрением новой религии, Эхнатон совершенно не уделял внимания своим азиатским владениям; он, вероятно, не понимал всей серьезности положения и не отдавал себе отчета в необходимости этого, пока не стало уже слишком поздно. Вера в непобедимость и неизменное превосходство Египта, по-видимому, внушала фараону чувство полной безопасности и обеспеченности, которое вовсе не оправдывалось реальным положением вещей. Могущество хеттов в Северной Сирии непрерывно возрастало, будучи усилено движением на юг народов, живших за ними. Военачальники с совершенно недостаточными военными силами, посылаемые Эхнатоном для восстановления порядка, предпринимали тщетные и неискусные попытки овладеть положением, и были не способны противостоять малоазиатским полчищам, передвигавшимся на юг. Как в Сирии, так и в Палестине провинции фараона постепенно ушли окончательно из-под египетского контроля, на юге наступила полная анархия, и египетскому владычеству в Азии на время пришел конец.
  Около 1358 г. до н.э., после приблизительно семнадцатилетнего правления, Эхнатон умер, и престол занял его зять Сакара. После кратковременного и незаметного правления в Ахетатоне он уступил свое место другому зятю, Тутанхатону. Могущество жречества постоянно возрастало, и Тутанхатон, дабы сохранить свое положение, пошел с ним на компромисс и перенес резиденцию назад в Фивы. Храмы Атона стали жертвой мести фиванских жрецов, жители начали постепенно покидать Ахетатон, который вскоре превратился в руины, известные в настоящее время под именем Тель-эль-Амарны. Поселившись в Фивах, Тутанхатон продолжал некоторое время поклоняться Атону, но жрецы Амона вынудили его возобновить почитание Амона и реставрировать его храмы. Тутанхамон вынужден был пойти и на другую серьезную уступку: он поменял свое имя на Тутанхамон ("Живое подобие Амона"), а это ясно указывает на то, что он оказался всецело в руках жречества.
  Вообще говоря, Тутанхамон был неэффективным правителем, но после своей смерти он сумел добиться значительно более громкой славы, чем он имел при жизни. Он был похоронен в Долине царей, и его гробница оставалась нетронутой вплоть до того момента, когда в 1922 году ее обнаружил и открыл Говард Картер. Великолепие ее сокровищ поразило весь мир и привлекло к Египту внимание широкой публики.
  После смерти Тутанхамона трон фараона занял Эйе, муж кормилицы Эхнатона. По-видимому, одному или двум недолговечным претендентам удалось захватить власть в свои руки, после чего наступила анархия. Престиж древней фиванской фамилии, господствовавшей двести пятьдесят лет, совершенно рухнул.
  
  НОВОЕ ЦАРСТВО. ВТОРОЙ ПЕРИОД ИМПЕРИИ (1350-1167 гг. до н.э.)
  Хоремхеб, принадлежавший к старинной фамилии номархов Алебастронполя, один из военачальников Эхнатона, поддерживаемый в то же время жрецами Амона, при Тутанхамоне стал главнокомандующим и первым советником при дворце, а в 1350 г. до н.э. он занял престол фараонов. Его восшествие на трон знаменует собою окончательную реставрацию Амона, восстановление прежнего порядка и начало новой эпохи. Усилия Хоремхеба были направлены на укрепление сильно коррумпированных административной и судебной систем, борьбу с анархией и дезорганизацией.
  У Хоремхеба не было собственного наследника, поэтому в 1315 г. до н.э. престол занял другой военачальник, Рамсес I ("Избранник Ра"), положивший начало XIX династии, но уже через год он умер, и ему наследовал его сын Сети I. В это время хеттские правители начали вызывать волнения в северной Сирии, а также, возможно в Палестине, где враждующие семитские племена вели между собой изнурительную войну. Могущество Митанни ослабло, и ассирийцы, хетты и арамеи разделили между собой земли, удерживаемые Тушраттой. Империя Митинни прекратила свое существование.
  Сети I был отважным и умелым воином. Он провел кампании против ливийцев на севере и нубийцев на юге, разбил орды пустынных грабителей, угрожавших его границам. Затем он продвинулся через охваченную войной Палестину и в долине Оронта разгромил возглавляемую Шубилулиумом армию хеттов. Таким образом, в результате успешных военных кампаний Сети I удалось вернуть утраченные палестинские территории, изгнать ливийцев из Западной Дельты и укрепить египетское превосходство в Передней Азии и Нубии. Но, несмотря на то, что Сети I оттеснил хеттские аванпосты и воспрепятствовал дальнейшему продвижению хеттов на юг, полностью сломить их могущество в Сирии не удалось.
  После смерти Сети I около 1292 г. до н.э. фараоном стал его сын Рамсес II, который продолжил начатые его отцом работы по реставрации и восстановлению старых и возведению новых храмов. К тому времени новая ситуация сложилась в Сирии, которая была колонизирована избытком населения из Малой Азии. Хеттская армия следовала за хеттскими переселенцами, так что египтяне больше не имели возможности осуществлять военную оккупацию севера сирийской территории без ведения постоянный войн со своим могущественным северным соседом. Поэтому Рамсесу II пришлось вести долгую борьбу за преобладание в Сирии и Палестине с равным по силам противником - с Хеттским государством. В течение 16 лет непрерывных военных действий и многочисленных походов, - самым знаменитым из которых был поход 1288 г. до н.э., когда Рамсес II, будучи храбрым воином, но неискусным военачальником, безуспешно пытался овладеть хеттским городом Кадешем, - удалось вернуть лишь часть утраченных к концу правления XVIII династии египетских владений в Передней Азии.
  Рамсес II задержал продвижение хеттов, но он не мог воспрепятствовать ему полностью. В конце концов, ему пришлось удовольствоваться правлением над Палестиной и частью Финикии. Хеттскому царю Метелла пришлось подавлять бунт среди амореев и других своих союзников, и вскоре он был убит. Его брат Хаттусилис (известный египтянам как Хетасар), занявший трон, заключил с Рамсесом II наступательный и оборонительный союз.
  В последние годы жизни Рамсеса II ливийцы и союзные с ними морские народы - ликийцы, сардинцы и эгейские племена, пользуясь старческой дряхлостью царя, безнаказанно вступили в западную часть Дельты и значительно продвинули свои поселения в глубь Египта. Примерно в это же время хеттская империя распалась на несколько карликовых государств, и произошла фригийская оккупация северо-западной части Малой Азии.
  После смерти Рамсеса II в 1224 г. до н.э. трон фараона занял его сын Мернептах, которому при поддержке наемников из племен шардана и данауна, удалось усмирить мятежные азиатские города, изгнать ливийцев из Западной Дельты и подавить восстание в Нубии.
  Со смертью Мернептаха в 1215 г. до н.э. началась борьба за престол. Эфемерный узурпатор Аменмесес, захвативший власть, был вскоре свергнут Мернептах-Сиптой. Затем, приблизительно в 1209 г. до н.э. его место занял Сети II. Его власть также была недолговечной, но люди, свергшие Сети II, тоже были не способны удержать за собой власть, которой они его лишили. Давно не ведавшее узды дворянство, наемные полчища в войске, могущественные жреческие коллегии, многочисленные чужестранцы, занимавшие видное положение при дворе и властолюбивые претенденты на престол привели страну в состояние полной анархии. Вся страна очутилась в руках провинциальных вельмож, начальников и правителей городов.
  Постоянная борьба местной знати за власть, голод, обнищание народа и неоднократные восстания рабов привели к тому, что государство стало распадаться на отдельные царства и княжества. Вновь начались переселения ливийцев через западную границу Дельты. Пользуясь беспомощностью народа и взаимной борьбой местных правителей, один из сирийцев, занимавших высокое положение при дворе, овладел короной. Имущественные права перестали соблюдаться, и даже храмовые наделы были отобраны.
  Около 1200 г. до н.э. Сетнахту, одному из потомков Рамсеса II, удалось привлечь на свою сторону жречество, при его поддержке восторжествовать над бесчисленными провинциальными претендентами, восстановить порядок и реорганизовать почти распавшееся государство.
  После его смерти в 1198 г. до н.э. престол наследует его сын Рамсес III, с которого Манефон начинает XX династию. Рамсесу III пришлось вести непрерывные войны: в результате убедительной победы в первом в истории морском сражении ему удалось изгнать ливийцев и их союзников из Западной Дельты. Затем Рамсес III повел свои войска не север, в южную Финикию, где он встретил и разбил основное войско переселенцев из северной части Средиземного моря. Египет получил временную передышку от своих врагов. Рамсес III обуздал ливийцев, нубийцев, морских разбойников и пустынных грабителей и установил власть над частью Палестины.
  Несмотря на то, что внешняя опасность временно миновала, нация медленно клонилась к упадку вследствие разрушения, снедавшего ее изнутри. Огромная храмовая собственность представляла серьезную угрозу для политического и экономического равновесия государства. Единственной силой, которую могли противопоставить фараоны могуществу ненасытного и алчного жречества - это многочисленная армия наемников, верность которых всецело зависела от непосредственной выгоды, на которую они могли рассчитывать, и готовых служить тому, кто заплатит больше. В армии для малоазиатов была открыта блестящая карьера, и войска состояли в значительной мере из иноземцев, и число последних постоянно увеличивалось по мере того, как фараоны все меньше и меньше чувствовали себя хозяевами положения, трудность и запутанность которого все возрастала. Кроме того, влияние обильного притока азиатских элементов, уже заметное в эпоху XVIII династии, было весьма глубоким, и не один чужеземец входил в милость и достигал высокого положения при дворе или в правительственной иерархии. Страна кишела рабами семитского и иного азиатского происхождения, финикийскими и другими иноземными торговцами, ибо удачная торговля в Египте приносила им богатство и могущество. Национальный дух едва теплился среди полуиноземных египтян правящего класса. Опасные стороны подобной системы уже обнаруживались и вскоре дали себя почувствовать царскому дому, бессильному противостоять им.
  Рамсес III умер в 1167 г. до н.э., оказавшись жертвой придворного заговора, и после его смерти на престоле сменилось девять ничтожных людей, носивших каждый имя великого Рамсеса. При них пошатнувшееся могущество фараонов окончательно пришло к концу.
  
  УПАДОК (ТРЕТИЙ ПЕРХОДНЫЙ ПЕРИОД). КОНЕЦ XX ДИНАСТИИ (1167-1090 гг. до н.э.)
  В 1167 г. до н.э. Рамсес IV унаследовал трон от своего отца Рамсеса III. После ничем на отмеченного царствования, в 1161 г. до н.э. его сменил Рамсес V, вероятно, его сын. Спустя несколько лет престолом овладела боковая линия той же фамилии в лице узурпатора, вероятно, внука Рамсеса III, воцарившегося под именем Рамсеса VI. Вскоре промелькнули седьмой и восьмой Рамсесы.
  Все нараставшее состояние дезорганизованности и беспомощности во времена правления Рамсеса IX (1142 - 1123 гг. до н.э.) обнаруживается, в частности, в том, что расхищения царских усыпальниц в фиванском некрополе приняли массовый характер. Выродившиеся преемники великих фараонов были не только абсолютно бессильны сохранить некогда созданную ими империю, но даже не в состоянии оградить от посягательств и осквернения их царственные мумии.
  Разграбление захоронений становилось настоящей эпидемией, и жрецы были вынуждены перенести ограбленные мумии в тайные пещеры. Одно из таких мест группового перезахоронения, где насчитывалось сразу 36 мумий, было обнаружено в Долине царей в 1881 году.
  Ничего определенного нельзя сказать о царствовании Рамсеса X, а сведения о его преемнике, Рамсесе XI, еще более ничтожны. Вероятно, они были просто марионетками в руках могущественных жрецов Амона-Ра.
  Филистимляне, вторжение которых было на время задержано Рамсесом III, продолжали прибывать в Сирию, толкая вперед амореев и рассеянные остатки хеттов, которые вследствие этого оказались вынужденными вступить в Палестину. Таким образом, при слабых Рамессидах египетское влияние в Сирии практически совершенно исчезло.
  При царствовании Рамсеса XII провинциальный вельможа в Танисе по имени Несубанебдед захватил в свои руки всю Дельту и объявил себя царем Севера. Бессильному фараону ничего не оставалось, как удалиться в Фивы, где он еще продолжал удерживать за собой шаткое положение на троне. Таким образом, Фивы были отрезаны от моря, и их торговле с Азией и Европой препятствовало враждебное царство в Дельте, отчего богатство и могущество фараона начало таять еще быстрее.
  
  УПАДОК (ТРЕТИЙ ПЕРХОДНЫЙ ПЕРИОД). ТАНСКО-АМОНСКИЙ ПЕРИОД (1090-945 гг. до н.э.)
  В то время как стремительно убывали могущество и престиж Рамессидов, вынужденных бороться за кратковременное обладание шатким престолом, верховный жрец Амона в Фивах процветал. Его титул стал наследственным в силу незыблемо утвердившегося принципа теократической преемственности. Он имел в своем распоряжении отряд храмовых войск. Храмам были переданы фискальные функции государства, и доходы Амона были соизмеримы с доходами царской казны. Кроме того, верховный жрец Амона фактически стоял во главе Фиванского княжества, а как наместник Куша, он владел огромной провинций по верхнему течению Нила.
  Наконец, во времена правления Рамсеса XII верховный жрец Амона Херихор, бывший к тому же главнокомандующим всех армий, путем постепенного овладения сокровищницей, захватил в свои руки все нити административного управления. После смерти Рамсеса XII в 1090 г. до н.э. Херихор занял главенствующее положение в государстве, ставшем, таким образом, теократическим. Тем временем, бесконечная борьба разных групп знати за власть, а также участившиеся восстания беднейшего населения и рабов продолжали ослаблять страну.
  После смерти Херихора танисский номарх Несубанебдед, с которого Манефон начинает XXI династию, распространил свою власть на всю страну. Вскоре Несубанебдеда сменил на престоле в Танисе Псебханен I. Все это время Фивы оставались независимым жреческим княжеством, возглавляемым сначала сыном Херихора Пианхи, а затем его внуком Пинеджемом I, который женился на дочери Псебханена I, и после смерти последнего в 1067 г. до н.э., приобрел верховную власть над объединенным Египтом. После смерти Пинеджема I в 1026 г. до н.э. престол сначала занял Амонемопет, затем - Сиамон. Последним представителем XXI династии был Псебханен II. Это было время неизменного экономического упадка. Египет окончательно лишился своих азиатских владений.
  
  УПАДОК (ТРЕТИЙ ПЕРХОДНЫЙ ПЕРИОД). ЛИВИЙСКИЙ ПЕРИОД (945-711 гг. до н.э.)
  С давних пор вся египетская армия, за исключением местной милиции, набиралась из ливийских наемников, и их командиры, заведовавшие крепостями и гарнизонами в важнейших городах Дельты, вскоре заняли могущественное и влиятельное положение путем постепенного захвата управления в свои руки. Представитель одной из таких фамилий, известный как Шешонк I (библейский Сусаким), бывший верховным жрецом Харшефа в Гераклеополе и начальником гераклеопольских наемников, распространил свою власть вплоть до Мемфиса на севере и до Сиута на юге. Последние представители XXI династии были слишком слабы, чтобы противостоять могуществу Шешонка I, который перенес свою резиденцию в Восточную Дельту, в Бубаст, и около 945 г. до н.э провозгласил себя фараоном, основав, таким образом, XXII династию. Шешонку I удалось не некоторое время объединить государство и даже восстановить, отчасти, египетское владычество в Палестине.
  После смерти Шешонка I около 920 г. до н.э. на престол вступил его сын и наследник Осоркон I, в 896 г. до н.э. ему наследовал Такелот I, а затем - Осоркон II. Около 860 г. до н.э. престол занял Такелот II, которому удалось подавить восстание в Фивах.
  В течение царствования трех последних Бубастидов, - Шешонка III, Пимая и Шешонка IV, - началась междоусобица между ливийскими вождями. Провинциальные правители и князья Дельты постепенно достигли независимости, и многие из них отпали от Бубастидского дома. Одни из этих властителей по имени Петубаст занял со смертью Шешонка IV в 745 г. до н.э. главенствующее положение среди соперников и начал новую линию правителей, которую Манефон называет XXIII династией. При приемнике Петубаста Осорконе III могущество главенствующего дома пошатнулось. Страна вновь распалась на небольшие провинциальные единицы, и в каждом городе в Дельте и вверх по реке вплоть до Гермополя появился свой собственный независимый правитель.
  
  УПАДОК (ТРЕТИЙ ПЕРХОДНЫЙ ПЕРИОД). ЭФИОПСКИЙ ПЕРИОД (722-663 гг. до н.э.)
  Со временем контроль фиванской иерархии в лице верховного жреца Амона, ставшего в конце XX династии наместником Нубии, на 250 лет превратился в полное господство над Нубией, которая позднее стала известна как Эфиопия. Поэтому, когда около VIII в. до н.э. в Нубии сложилось вполне самостоятельное царство с правительственным центром в Напате, нубийское государство представляло собой, в соответствии со своим происхождением, копию фиванской теократии. Царь носил все титулы фараонов и называл себя Владыкою Обеих Стран, как если бы он действительно правил Египтом.
  В это время XXIII династия в лице Осоркона III, фактически правившего лишь областью Бубаста и окруженного соперниками во всех важных городах Дельты, встретила опасного врага - воинственного и могущественного Тефнахта, князя Саиса в Западной Дельте. Вскоре Тефнахт подчинил себе все города Западной и Восточной Дельты и стал, таким образом, царем Нижнего Египта и нижней части Верхнего Египта.
  Около 741 г. до н.э. царем Нубии стал Пианхи, который, заручившись поддержкой некоторых независимых египетских правителей, начал завоевание Египта и около 722 г. до н.э. уже владел Верхним Египтом вплоть до Гераклеополя на севере. Затем Пианхи разбил войска Тефнахта возле Гераклеополя и двинулся в Дельту, захватывая по дороге все крупные города.
  В святилище Гелиополя Пианхи был признан сыном Ра и наследником египетского престола. Там же к нему явился Осоркон III и, как представитель XXIII династии Бубастидов, изъявил свою покорность. Возле Медеса Пианхи разбил остатки северной армии, и Тефнахт был вынужден признать нубийское верховенство. Таким образом, Пианхи получил полное признание и, сменив владычество ливийцев, стал фараоном Египта.
  Правление Пианхи в Нижнем Египте было недолгим: после того, как он удалился в Напату, Тефнахт, номинально покорившийся нубийскому владыке, вновь вернулся к осуществлению своих намерений. Он, очевидно, подчинил себе ослабевших Бубастидов и значительно усилил власть и престиж Саиса, ибо его сын и преемник Бокенранеф (греч. Бокхорис), достигший престола Нижнего Египта около 718 г. до н.э., принял все титулы фараона и был позднее известен как основатель и, по-видимому, единственный царь XXIV династии.
  После смерти Пианхи в 711 г. до н.э. его место занял Шабака (библ. Сигор), который вновь покорил Египет, установив в нем нубийское господство, и основал XXV (Эфиопскую) династию.
  
  УПАДОК (ТРЕТИЙ ПЕРХОДНЫЙ ПЕРИОД). АССИРИЙСКОЕ ГОСПОДСТВО (670-662 гг. до н.э.)
  Тем временем в Азии происходили глубокие политические изменения. Уже в 732 г. до н.э. Сирия и Палестина вошли в состав великой Ассирийской империи, которая включала также Вавилонию, Месопотамию и простиралась до Малой Азии. Пытаясь воспользоваться слабостью Египта, ассирийцы под предводительством Сеннахериба, предприняли первое наступление, но в их армии началась эпидемия чумы, и Египет получил временную передышку.
  Около 700 г. до н.э. престол наследовал Шабатака, а затем, в 688 г. до н.э. - Тахарка (библейский Тиргак). В это время ассирийский правитель Ашшархаддон вновь подступил к пограничным крепостям Восточной Дельты, разбил египетскую армию и захватил Дельту вплоть до Мемфиса, который он осадил и взял, после чего весь Нижний Египет стал ассирийской провинцией. Ашшархаддон разделил завоеванные египетские территории между двадцатью правителями, главным из которых стал Нехо из Саиса.
  После удаления ассирийских армий, правители Дельты вступили в заговор с бежавшим на юг Тахаркой, который при их поддержке вскоре восстановил свое правление в Нижнем Египте. Но ассирийцы, под руководством Ашшурбанипала, преемнике Ашшархаддона, вновь распространили свое господство в Дельте, в то время как Тахарка продолжал фактически управлять Верхним Египтом.
  После смерти Тахарки в 663 г. до н.э. ему наследовал Тануатамон, который немедленно напал на Нижний Египет и покорил его вплоть до Мемфиса. Однако триумф Тануатамона был недолгим. Ашшурбанипал вновь появился в Египет, изгнал Тануатамона, опустошил страну и погасил последнюю искру нубийского влияния в этой стране.
  Удалившись в Напату, эфиопские цари больше не предпринимали ни одной попытки подчинить царство в нижнем течении реки.
  
  РЕСТАВРАЦИЯ. САИССКИЙ ПЕРИОД (663-525 гг. до н.э.)
  В 652 г. до н.э. Псамметих I (греч. Псамтик), правитель Саиса, воспользовавшись распрями между Ассирией и Вавилоном, освободился от пут ассирийских чиновников. Подчинив себе вождей наемников и местных князей Нижнего Египта, Псамметих I положил конец невыносимому состоянию полуанархии, так давно угнетавшему несчастную страну. Народ был наконец спасен от шаткого правления массы феодальных властителей, от безответственной тирании которых он страдал в течение последних 400 лет. Армия, организованная Псамметихом I, состояла из греков, карийцев, сирийцев и ливийцев. В 663 г. до н.э. Псамметих I отбросил ассирийские гарнизоны к востоку, одержал победы над ливийцами на западе, отогнал кушитов, пришедших с юга, и основывал новую, XXVI династию фараонов.
  К этому времени Фивы уже давно утратили свое политическое и религиозное значение. Благодаря развитию торговли с северным миром Дельта заняла первенствующее положение. Саис стал столицей и превратился в цветущий и великолепный город с храмами и дворцами, в то время как Мемфис был реальным центром социальной и религиозной жизни Египта. Восстановление упорядоченного и централизованного управления и приведение в надлежащий вид запущенной системы орошения вполне обеспечили внутреннее процветание страны.
  Греческие колонии и ремесленные поселения быстро распространялись по берегам Средиземного моря. Пути сообщения между греческими государствами и Египтом способствовали установлению между ними непосредственных связей. Вслед за греческими рекрутами, которыми Псамметих I пополнял свою действующую армию, последовали другие их соплеменники.
  Около 640 г. до н.э. Псамметих I возобновил планы относительно завоеваний в Азии и, заявив о традиционных притязаниях Египта на Сирию и Палестину, пытался оспорить у Ассирии ее владения. Неожиданное вторжение с севера скифских племен, прошедших через всю Ассирию и проникших на юг вплоть до границы Египта, хотя и не причинило последнему существенного беспокойства, но замыслам Псамметиха I был положен конец.
  При вступлении в 609 г. до н.э. на египетский престол Нехао, сына Псамметиха I, Ассирия находилась в таком упадке, что ничто не препятствовало восстановить Египетскую империю в Азии. Первоначально внешняя политика Нехао отмечена успехами: у Мегиддо он одержал победу над иудейским царем. Затем, покорив Сирию и Палестину, дошел до Евфрата, но в 605 г. до н.э. в битве при Каркемише Нехао потерпел поражение от вавилонского царя Навуходоносора, и Египет вновь потерял свои азиатские владения.
  Псамметих II, наследовавший своему отцу Нехао около 593 г. до н.э., будучи не в состоянии сделать что-либо на севере, обратил внимание на юг и попытался вернуть Нубию. Он вторгся в Нижнюю Нубию, и передовой отряд его войск дошел до вторых порогов. Тем не менее, результаты экспедиции были непрочны, и Нижняя Нубия не стала частью Саисского царства.
  Не смотря на то, что при правлении Априя (библейский Вафрий), сменившего в 588 г. до н.э. на престоле своего отца Псамметиха II, Египет процветал, фараону было чрезвычайно трудно сдерживать свои многонациональные войска. В результате восстания военного класса в 569 г. до н.э. Априй лишился престола, а в 568 г. до н.э. его место занял кушитский военачальник Амасис (Яхмос II).
  Амасис поддерживал тесные сношения с греческим миром в Европе и Азии. Он даже предложил им селиться в египетском городе Навкратисе, где для поклонения греческим божествам был специально возведен храм под названием Эллениум. Но содержание множества наемников ложилось тяжким бременем на царскую казну. Амасис не желал мириться с тем, что жрецы присваивали себе значительную часть доходов страны, и ему пришлось отнять у храмов часть их имущества и доходов.
  Сыну Амасиса Псамметиху III, заступившему на престол в 525 г. до н.э., пришлось иметь дело с Персидской империей - могущественной азиатской державой, возникшей на развалинах семитских государств Междуречья и царств Малой Азии.
  В 525 г. до н.э. персидские войска под предводительством Камбиса нанесли поражение Псамметиху III, и XXVI династии пришел конец. С падением Псамметиха III древний египетский мир перестал существовать окончательно. Не будучи в состоянии, подобно Ассирии и Вавилону, исчезнуть со сцены, Египет продолжал еще некоторое время под властью персов и Птолемеев жить искусственной жизнью, неизменно угасавшей, пока, наконец, он не превратился в житницу Рима.
  
  ПОЗДНИЙ ПЕРИОД (525-332 гг. до н.э.)
  Персидские войска под командованием Камбиса, сына Кира Великого, с помощью бедуинов перешли через Синай, и после предательства греческих наемников полностью разбили египтян в битве при Плеузии, основав XXVII династию (525-404 гг. до н.э.). Во время Первой персидской оккупации Египет превратился в сатрапию огромной империи, существовавшую под контролем наместника (сатрапа).
  Следующая, XXVIII династия (404-399 гг. до н.э.) состояла из правления единственного царя, Амиртая, правителя Саиса, изгнавшего из города персидский гарнизон. О правлении Амиртая известно очень мало.
  На протяжении последующих полутора веков (399-343 гг. до н.э.) следовала череда безликих царей, ни один из которых не сумел твердой рукой схватить бразды правления, как это делали многие их предшественники, когда страна находилась в упадке. Резиденция царей XXIX династии находилась в Мендесе. В международной политике Египет в это время пытался организовать оппозицию Персии, заключив союз с греческими государствами. Персы считали Египет своей восставшей сатрапией, нуждающейся в усмирении, и не рассматривали его как независимое государство.
  Правление первого царя XXX династии, Нехтанебо I (правил 380-362 гг. до н.э.) было направлено на сдерживание персов, и он предпринял героическую попытку восстановить саисское царство. Нехтанебо I вел интенсивные дипломатические переговоры, стремясь заключить союз между Египтом и греческими государствами, в которых Египте имел достаточно слабую позицию.
  При его правлении персы с помощью афинян предприняли серьезную попытку вернуть Египет, который вносил разногласия между Персией и ее греческими союзниками. Нехтанебо I организовал оборону против вторжения, но греко-персидский флот обогнул подготовленные позиции и вторгся в западную Дельту. Путь на Мемфис был открыт, но захватчики медлили, ожидая подкреплений из Персии, и египтяне, воспользовавшись своим знанием лабиринта водных путей Дельты, сумели их изгнать.
  Даже в это трудное время фараон продолжал выполнять свои традиционные обязанности. В течение всего восемнадцатилетнего правления Нехтанебо I осуществлялась обширная программа по восстановлению храмов. Он также начал строительство нового храма Исиды на Филэ и совершал подношения храмам в Саисе, Эдфу и других местах.
  Сын Нехтанебо I, Тахо, правивший в 362-360 гг. до н.э., возобновил союз с греческими государствами и даже вторгся в Сирию с армией, состоящей из египтян, афинян и спартанцев. Чтобы финансировать эту экспедицию, он значительно повысил налоги, что резко понизило его популярность.
  Внук Тахо, Нехтанебо II, бросил его посреди кампании и вернулся в Египет, вынудив Тахо сдаться персам. В результате Нехтанебо II занял трон. Он сопротивлялся неуклонно возрастающему персидскому давлению до 343 г. до н.э., когда персы, собрав огромное войско, насчитывавшее более четверти миллиона человек, вторглись в Египет и восстановили свое владычество. Нехтанебо II бежал на юг, вероятно, в Нижнюю Нубию, а Египет вновь превратился в персидскую сатрапию.
  Артаксеркс III (правил Египтом в 343-333 гг. до н.э.) установил жестокое, мстительное правление, при котором ущемлялись права египетского населения, и значительная часть богатств страны, хранившихся в храмах и гробницах, сокровищницах и зернохранилищах, была разграблена и разорена. Артаксеркса III сменил Арсес (правил 338-336 гг. до н.э.) и Дарий III (правил 336-332 гг. до н.э.).
  В тени персидского правления, далеко на юге, возможно, при поддержке Нубии, предпринимались усилия сохранить коренную династию до того дня, когда страна вернет свою независимость, как это уже не раз бывало раньше. От того времени до нас дошло имя фараона Хабабаша. Судя по всему, он ввел в действие несколько законов, и птолемеевское предание утверждает, что он сражался с персами на территории Дельты в 336-335 гг. до н.э. Но он не был царем в полном смысле этого слова и не основал династии.
  В 334 г. до н.э. Александр Великий нанес сокрушительное поражение персидским войскам в битве при Исси. На следующий год персидский сатрап сдал Египет македонцу, положив тем самым конец Второй персидской оккупации.
  
  МАКЕДОНСКАЯ ДИНАСТИЯ (332-304 гг. до н.э.)
  Персидский сатрап Египта передал свою сатрапию Александру Великому, с согласия народа, волю которого выразил оракул Амон-Ра в Фивах, прославивший Александра как Повелителя Вселенной. Столицей Египта стала Александрия - новый большой город в Дельте, основанный Александром Великим.
  Македонцы, сам Александр (правил Египтом 333-323 гг. до н.э.), Филипп Аррхид (323-316 гг. до н.э.) и Александр IV (316-304 гг. до н.э.) оставили в неприкосновенности все аспекты египетской жизни и общественного устройства. Как и Персидская империя, империя Александра была слишком большой и разнородной, чтобы существовать по одному своду законов. Египет с его древними традициями и врожденной стабильностью всех систем мог функционировать как государство в составе большой империи. Гарантом такой стабильности было жречество. Религия и загробная жизнь оставались главными интересами египтян, поэтому боги с их жрецами по-прежнему были основным фактором, влияющим на жизнь страны независимо от того, кто владел троном. В условиях мира, который установился после завоевания Египта Александром, жречество сохраняло свои привилегии, а строительство и реконструкция храмов шли ускоренными темпами.
  
  ПЕРИОД ПТОЛЕМЕЕВ (304-30 гг. до н.э.)
  После смерти Александра в 323 гг. до н.э. огромные владения его Империи разделили между собой его главные военачальники. В 304 г. до н.э. Египет достался Птолемею Лагиду, который и основал последнюю династию Птолемеев, чьи цари были полностью греками.
  Период правления Птолемеев (304-30 гг. до н.э.) большинство египтологов выносят за рамки изучения Древнего Египта и относят его к греко-римской эре. Однако, начав свое правление, Птолемеи приняли все регалии и титулы фараонов, их статус полубогов, и начали следовать таким египетским традициям, как кровосмесительные браки. Они восстановили множество храмов и построили новые.
  При Птолемеях произошло еще одно возрождение. Оно было смоделировано с цивилизации, существовавшей при второй половине XVIII династии. Хотя первоначально греки, приехавшие в страну, презрительно относились к религии и традициям египтян, впоследствии большая часть чужеземного населения все же приняла египетскую религию.
  Греки сформировали нечто вроде высшего класса, контролировавшего все высокие посты, ставшие недоступными для египтян, которые не любили греков и называли их "ионийские собаки". В течение этого периода египетские крестьяне, выполнявшие свои повседневные задачи, как это делали их предки на протяжении нескольких тысячелетий, подвергались жестокой эксплуатации, которая довела их до крайней нищеты.
  Клеопатра, последняя независимая правительница Древнего Египта, согласно завещанию своего отца Птолемея Филадельфа, должна была делить трон со своим братом, но была смещена его сторонниками. К этому времени Египет вошел в сферу влияния Рима, и император Юлий Цезарь, приняв сторону Клеопатры, вернул ей трон. Она родила ему сына, Цезареона. Позднее она стала любовницей Марка Антония и приняла его сторону в борьбе с Октавием (впоследствии ставшем императором Августом), который победил их в морской битве при Актиуме. Клеопатра вступила в переговоры с Октавием, но они оказались безуспешными. Узнав о самоубийстве Марка Антония, она тоже рассталась с жизнью. Птолемеи так и не смогли восстановить величие Египта, как это множество раз удавалось сделать в прошлом. Египет все больше втягивался в международную политику греко-римского мира, и после смерти Клеопатры в 30 г. до н.э. даже тень царства прекратила свое существование. Египет стал колонией Рима и далее существовал в качестве феодального владения императора.
Оценка: 5.55*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"