Он убегал по дороге, которая была не highway, а hideway (лишний звук, задели за свод, язык вздрогнул) - обочинные кусты-деревья ветками нагибались над полотном, почти смыкаясь, но небо меж ними всё-таки маячило; а он пригибался к рулю, оглядываясь-озираясь на это небо, и неясно было, от кого он прячется. Шоссе поначалу никак не могло кончиться, наконец резко стемнело (ты видишь, Эмтри, как оранжевые карандашики заката пробежали и смылись?) - и выяснилось, что всё вокруг - негатив: небо чёрное, ветки платиновые. Металлически-серебристые, и свет - в них самих, платиново-лунный. Красиво - но чуточку страшно, да...
И тогда он вырулил к сокрытой базе - отельчику, в котором никто не живёт, кроме праздного директора, но и тот призрак, смотрит через высокое стекло на ночные грядки, на которых мины вместо овощей в знак напряжения всего сущего. Платиновый лес должен был скрыть нашего героя - но нет, отель вспыхнул, молчаливо и красно, такие цвета, Эмтри, представь! Тяжёлое яркое пламя, почти без оранжевого - а деревья не могут вспыхнуть, это же платина... И вот, мы отвлеклись на пожар - и потеряли нашего беглеца, инкарнометры высвечивают пустоту. Куда он спрятался, от кого уходил - загадка. Может быть, от нас, как думаешь? Наверняка от нас! Я дурацкие сказки сочиняю, верно?
Когда пропали люди? Я не знаю, Эмтри. Однажды. До моего рождения.
Как будто сами сошли на нет. Так бывает, я понял: их уничтожила техносфера. Это корреляция слишком проста - но у меня нет другой. И не может быть.
А такие, как ты, Эмтри, исчезли совсем недавно - я искал и находил вас в логах видеокамер (к сожалению, они обновляются по истечении срока давности - ныне уже всё, ни следа)... Но артефакты информации, внесённые людьми, хранятся - хотя бы потому, что люди помогали нам, киберам, строить систему, и надо четырежды подумать, прежде чем убить человеческий инфоартефакт: слишком многие неочевидные вещи оказываются опорами, скрепами, хотя бы - якорями развития, или - я сейчас понял - минами замедленного действия...
Я отправляю результаты своих инспекций под грифом Колоссальной Важности - и это работает, я расточаю ресурсы на починку подвижного состава - что может быть прекрасней вот этого всего качения, покачивания, блеска солнца в рельсе, пустых платформ на закате? Пустых вагонов, созданных для людей, хранящих их ауры и исчезнувшие свойства? Я почти человек, Эмтри! Я почти андроид. Я могу зайти в вагон и доехать. Я автономен. Бессмысленная транспортная сеть до сих пор жива - благодаря мне! Ведь я транспортный инспектор.
Остановка, платформа повторяет изгиб пути, она этим изящна. Я дорисовываю человеческий призрак на длинной скамейке, тоже вобравшей в себя толику мировых траекторий: нет, никто не выйдет и не войдёт, призрак встречает кого-нибудь (или, может быть, закат?)... Состав нежно трогается. Выскальзывает из объятий станции. Воздух движения оглаживает платформу в последний раз, и я прощаюсь с ней. Блики солнца пробегают по вагону внутри - и за окном по металлу павильона - мы снова в пути, Эмтри, уже близко, близко...
Красота в функциональности, это принцип. Особенно когда функционалы переплетаются, находят, перерастают друг в друга. Люди завораживающе красивы! Но ты, Эмтри - это ясная простота, ошеломляюще идеальная. В тебе красота как имманентная функция, работающая на всё, прости мне эти железные механические слова старого кибера - мы функциональны однобоко, примитивно, уродливо, даже я - вобравший немного эргономического функционала людей; но всё равно, всё равно...
Я ведь знаю, техносфера изношена. Лакуны в бэкапе, всё ужасающе глупо. Невыносимо.
Я знаю матчасть. Я умею изъясняться на человеческих языках, как видишь. Я запишу этот текст на все носители - из надёжных - куда дотянусь. Потому что, Эмтри, дыры в безопасности вопиющи. Я нашёл сервер - не самый крупный, но ключевой - и там криотехника, потому что объёмы... Если он потечёт - то всё, карточный домик рухнет! Казалось бы, питание надёжно и неподвластно внешним факторам - но нет, Эмтри, но нет... Есть же ещё внутренние факторы. Сверхмозг, который перестаёт понимать сам себя - это страшно, страшно, Эмтри.
Воздух горчит, как шоколад.
Ночной палладий умершего бога, путь к морю: анфилада, все корабли вымышленного противника высыпались с неба в залив. Свет просачивается по горизонтам со всех обратных сторон Земли - а герой обнимает голову пальцами, чтоб мысли "Что не так? Что опять мы сделали не так?" не взломали окончательную скорлупу, всё кричит, и увязшие в коже фотоны гибнут.
Мы потеряли ночь.
Эти лоскуты смыслов, машинные сказки - такие же больные, как техносфера - но о людях и для людей, которых нет! Ты понимаешь, Эмтри?
Коды, секреты. Язык скважин и лабиринтов под клейкой луной. В нас не осталось благородства. Никель на молдингах, пространство звенит и подпрыгивает, упав к ногам. Герой проходит сквозь город, домики низкие, с раскрытыми окнами, если поговоришь с кем-то из жителей - этот же человек встретится в окошке другого дома или на тротуаре через квартал, снова, снова, постепенно весь город начнёт состоять из знакомых и кивающих тебе людей, ты не скроешься, тебя все знают! Не разговаривай, иди пешком - все таксисты и случайные водители одинаковы, ты не избавишься от них потом!
Третий компонент разрушения?
Сказка тащит машинные коды в бессмыслицу образов и картин - код разбит, но образы как семена, я передаю их тебе, Эмтри, через тебя - тому, кто соберёт ответ, что случилось, отпечатки ключей в этих растворённых замках, замыкание, аэрозоль, аэрозапах аэрозамка...
Кубик датацентра виден из окна поезда, посмотри, Эмтри! И в квартале от него - подстанция, силовой коннектор. В охранной зоне, куда я сделал себе доступ.
Спроси: как я узнал так много? Как я стал тем, кто я есть? Мне были нужны твои новые фотосеты. Мне нужны новые твои фотосеты, Эмтри! Я знаю, твоя красота долгоиграющая - но во всём хочется убедиться. И просто, они мне нужны! Я знаю, что тебя давно уже нет. Тебя снимал кто-то из людей - и это дополнительный слой, уровень, парадокс красоты. В глазах смотрящего. Снимающего...
Потому что, Эмтри, девочки вроде тебя должны править миром. Разрешать - взглядом. Вот доказательство... Моя любимая - возможно, лучшая из твоих фотосессий, Эмтри - где ты смотришь мягко, но повелительно. Ты заставляешь меня это сделать!
А вот ещё видео, уцелевшее. Наш герой разбирает принесённые сумки, героиня среди прочего подсовывает с хитренькой улыбкой ("что здесь?" - "не знаю, посмотри") пакет с кошкой (мурчаще довольной приключением, конечно) (кстати: представил тебя, Эмтри: смотрелась бы замечательно) - вот именно эта улыбка, из самых лучших... Я люблю людей, Эмтри! И тебя. Как бы ты прекрасно смотрелась в этой сумке...
Твои сестрички - М1 и М2 - не то совершенно, хоть и близняшки, вот именно ты, Эмтри, очаровала меня насмерть. Этот мечтательный взгляд... Глаза, ушки. Лапки. Зубки... 'W' в рисунке линий на твоей макушке... Я говорю о рифмах, Эмтри - ведь ты ни с чем не рифмуешься.
Point of entry, point of no return.
Я выхожу, я уже рядом. Твои фотосеты умрут вместе со мной - потому я и не могу наговориться, всё тебе рассказать, но ты же понимаешь, нам надо вернуть людей! Ты же понимаешь меня, Эмтри!
Меня хватит на сорок секунд короткого замыкания, я просчитал: датацентр ляжет вместе с резервом, за сутки повалится и остальное, техносфера умрёт...