Фомина Светлана Федоровна : другие произведения.

Что плохого в гордости? Вопрос атеиста

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Гордость, гордыня.

"Бог гордым противится,

а смиренным даёт благодать".(1 Петр. 5.5)

"Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет;

а кто унижает себя, тот возвысится". (Матф. 23, 12)

 

Я не нашла противоречий в учении Христа. Это ясное учение, это тот "Свет истинный, который просвещает каждого человека", снимая слепоту с глаз. Это та Истина и Путь, которые ведут в Жизнь вечную, в Царство Бога, где нет страданий, болезни, смерти. Противоположное Христу-Слову ведёт к противоположному: болезням, вражде, войнам, к смерти, уничтожению жизни на земле. Спасает пролитая кровь Христа, в которой новый завет. "новый завет в Моей крови, которая за вас проливается". (Лк. 22,20.)

"Ядущиий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день: ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питиё; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во мне, и Я в нём". (Иоанн 6, 54-56.)

Это образное выражение означает, что мы должны усвоить учение Христа, так же, как усваиваем пищу и воду, чтобы не умереть от голода и обезвоживания. Так и без духовного преобразования человека (духовной эволюции) не возможна и физическая жизнь. Для этого и Христос, который должен жить внутри нас в виде Слова, вписанного в наше сознание огненными буквами, всегда сияющими и освещающими все наши дела, чувства и мысли. Христос - тот верный компас, по которому мы сверяем правильность нашего жизненного пути. Мы должны стать новыми людьми, победившими с помощью Христа власть зверя (рудименты, доставшиеся от предков: прах земной, одноклеточные, млекопитающие, приматы - то, что мы проходим во время внутриутробного развития, а затем и животные рудименты в сознании).

Когда я была атеисткой, как и большинство людей, взращённых советской школой, мне встретилась хорошая женщина, верующая в Христа. Она сказала мне, что в человеке поселяются семь бесов и мучают его, сбивая с правильного пути. Она стала перечислять их, придавая каждому из них образ какого-либо зверя: злоба - тигр, обжорство и пьянство - свинья, половая похоть - козёл, зависть - змея, жадность - жаба, лень - черепаха, гордость - павлин. Мне это хорошо запомнилось, так как порокам человека она придала образы зверей. Подобно этому лучше запоминаются, ярче и нагляднее отображаются в сознании сущность мысли и идеи, если они описаны в виде притчи. Вот ещё одна из причин, почему Христос говорил притчами.

Мне это понравилось, хотя смутило то, что гордость также причислена к порокам, и, по словам той женщины, является главным бесом в собрании этих зверей. Тогда я мысленно с этим не согласилась: мало ли разных предрассудков у этих верующих. В школе нас приучали гордиться тем, что мы живём в самой лучшей стране, мама гордилась тем, что её детский сад признан лучшим, гордилась тем, что она честный человек, что её дочь - отличница. Вроде бы что в этом плохого: человек сделал что-то хорошее и заслуженно этим гордится?

Рассмотрим этот вопрос с противоположной стороны. Что хорошего в гордости? Есть ли какая-либо необходимость в ней, польза от наличия её кому-либо? Какова сущность её?

Пользы от неё никому нет. Есть польза от хорошего дела, но не от того, что им гордятся. Хорошее дело не становится плохим от того, что им перестают гордиться. Следовательно, необходимости в гордости при совершении добрых дел нет никакой. Отсюда следует, что гордящийся человек несёт в себе то, что никому не нужно, в чём нет необходимости, то есть что-то лишнее. Однако несёт, потому что получает кайф, возвышая себя в собственных глазах.

Вот что пишет о гордости Владимир Даль в толковом словаре живого великорусского языка: "Гордый - надменный, высокомерный, кичливый; надутый, спесивый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих. Гордость - качество, свойство гордого; надменность, высокомерие. В убогой гордости дьяволу утеха. Во всякой гордости чёрту много радости. Смирение паче гордости. Гордиться чем, быть гордым - кичиться, зазнаваться, чваниться, спесивиться; хвалиться чем-либо, тщеславиться; ставить себе что-либо в заслугу, в преимущество, быть самодовольным. Сатана гордился, с неба свалился".

Как сильно похож гордый человек на павлина, который при своей ничтожности распускает свой огромный, переливающийся всеми цветами радуги, хвост. Но для птички хвост является необходимостью для привлечения самца. Для человека павлиний хвост гордости - гибель человеческого (божественного) в человеке.

Перья гордости так ярки, красивы, так приятны для обозрения, что привлекают всё внимание человека, принося ему огромное удовольствие. Естественная жажда удовольствий, стремление к ним начинают поддерживать собственное мнение: "Я лучше других, я не такой, как все". Приятная мысль фиксируется, затем становится доминантной в сознании, и человек начинает жить под флагом высокомерия. Пышный хвост самомнения так застилает сознание, так ослепляет, так отгораживает человека от других, что он перестаёт видеть что-то хорошее в других, унижая их, перенимать это хорошее, учиться у них, внимать мудрым советам. Он перестаёт видеть плохое в себе и искоренять его. Таким образом, таковой делает ошибки, причиняя вред себе и другим. Останавливается его рост и развитие.

В Евангелии от Луки приведён хороший пример такого поведения. Глава18 стихи 9-14: "9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил:
Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится
". Гордый мытарь не вспомнил ни одного своего греха, не покаялся и остался при своих грехах. Также и все гордые противны Богу, они не эволюционируют духовно, не происходит движения в сознании, и рудименты животного, того же павлина, остаются в человеке.

Не так уж вредно для общества и человека, когда гордыня постигнет его в зрелом возрасте, когда он уже состоялся, достиг своего потолка, став полезным, возможно, он ещё покается.

Но горе тому ребёнку, который от рождения имеет какие-то таланты или талантишки. Вот благоприятная почва для взращивания райской птички, но не всегда. Двойное горе, если он попадает в руки любвеобильных, но тупых родителей. Они глупы потому, что их разум не освещён Истинным Светом - Учением Христа. Вместо того, чтобы быть благодарными Богу за такой дар или просто радоваться, они возносят своё дитятко на недосягаемую высоту, поселяя в неокрепшем детском сознании беса гордыни - прекрасного павлина. Любуются и наслаждаются его ослепительными перьями, слепнут сами и ослепляют ребёнка. Достаточно на чистом листе детского сознания написать с самыми благими намерениями две формулы жизни: "Ты у нас лучше всех" и "Было бы тебе хорошо", чтобы началась постепенная разрушительная работа психики.

Человек - не животное, для него свойственно мыслить, рассуждать. Ребёнок мыслит примитивно просто: "Если я лучше всех, значит все хуже меня; значит я хороший, а все плохие. Если все плохие, значит всё, что они делают, думают и говорят, плохо, а то, что делаю я, хорошо. Вот поэтому я не буду ничего делать, что делают они, у них нечему научиться и общаться с ними незачем. Все окружающие для него становятся одинаково серыми, блистают и ослепляют только собственные павлиньи перья. Происходит отчуждение, и ребёнок живёт по своей программе: "Было бы тебе хорошо", и делает только то, что ему нравится, а смысл слов "надо" и "нельзя" искажаются. Надо делать только то, что ему приятно, а нельзя только то, что трудно, а значит неприятно.

Две уродливые формулы жизни крепко заседают в голове и, пожалуй, на всю жизнь. Если молодое деревцо искривилось, его легко выпрямить, привязав к крепкому колышку. Но попробуйте выпрямить кривую выросшую берёзу. Никогда! Педагоги говорят, что к семи годам личность ребёнка уже сформирована на 90%. Попробуйте перевоспитать - кровью изойдёте: ни пряник, ни кнут не помогают. Большой пряник уже сидит в голове, и похвалу он воспринимает как должное, ведь он уже лучше всех, всегда был лучше, и всё, за что его восхваляли, никуда не исчезло и осталось при нём. Уж лучше некуда. Порицание (кнут) безразлично, воспринимается как шум дождя за окном. От него построена бетонная стена самодовольства: все, кто критикует - враги.

Пошёл таковой в школу - учиться не может: скучно писать палочки и кружочки, считать что-то совсем неинтересное. Поступил в институт - учиться не хочет, так как влюбился и оказалось, что приятнее прогуливать и встречаться с любимой. В армии служить тем более не может: девочек там нет, а парни все плохие, это он с детства усвоил.

Гордость погубила многих.

Гитлер (не без оснований) возомнил превосходство своей расы, а себя в своей гордыни возвысил до уровня Бога, убедил и повёл свой народ на бойню. Преступление его налицо: загубил множество талантливых людей, как немцев, так и других.

Сашка Голенков (переписка) интеллектуально развитый мыслящий человек возгордился (и не без оснований) своей неординарностью до такой степени, что впал в безумие, мысля себя не то пророком, не то самим Христом. Сам не может посмотреть на себя трезво, а любое наставление, порицание со стороны порождает в нём озлобление. Главный бес гордыни приводит и других: бесов злобы и похоти, и мучают его бедного, и никого рядом, и Бог не помогает, так как он гордым противится. Получается какое то безвыходное положение. Очень жаль.

Когда говорят, что русский лучше китайца, потому, что он русский - это тоже гордыня, но когда так делают, то это замаскированный фашизм. Надо тратить огромные бюджетные деньги, чтобы за деньги русские рождали русских. У нас тысячи брошенных деревней с ещё не развалившимися домами, наши бескрайние поля зарастают уже лесами и миллиарды рублей, вложенных в мелиорацию, пропадают. А собака на сене думает: "Мне сено не нужно, но никому всё равно не дам". А 20-летние китайцы, в которых наше государство не вложило и рубля, нарожали бы нам по десять человек каждая семья безо всякой оплаты, если дать им российское гражданство, обрабатывали бы поля, служили в армии, при условии изучения русского языка. Чем они хуже русских Бандитов своих российских у нас предостаточно и в милиции и в судах. Не китайцев бы надо бояться, а своих кровных.

Страшная, очень страшная эта птичка - павлин, зачаровывающая своими перьями. Заметив её приход, необходимо приложить все усилия, чтобы изгнать её и близко не подпускать. Но этого не достаточно. Притча. "43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;
45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.
" (Мф.12,43-45.) "Свято место пусто не бывает", - гласит пословица. Душу должен заполнять и царствовать в ней Господь Христос.

Трудно человеку дать объективную оценку самого себя, но и посторонние не всегда правильно оценивают и прославляют тех, кто не заслуживает славы. Сегодня прославляют, завтра ругают. Так прославляли на все лады Ленина, Сталина, Хрущёва, Брежнева, Горбачёва, затем проклинали, потом снова будут восхвалять, одни ругать, другие хвалить. Ненадёжная вещь - слава в глазах ещё не совершенных людей, незачем к ней стремиться, часто за ней приходит павлин, затуманивая мозги. Пройдёт человек огни и воды, а устоять перед медными трубами славы не сможет и погибает. Так и Христос сказал: "Не ищу Моей славы" (Иоанн8, 50)

Ничем нельзя гордиться, даже своей верою. Сказал Бог устами Апостола Павла: "Ты держишься верою: не гордись, но бойся" (Посл. к Рим. 11, 20). Сделал хорошее дело, сказал доброе слово и остановись на этом. Это твоя человеческая сущность, ты ничего особенного не сделал, а только то, что должен сделать. А слава и гордость бесполезны, излишни и часто вредны.

15 ноября 2009г. Светлана.

Используются технологии uCoz

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"