|
|
||
Россия в мире без Русско-Японской войны. Флотоводческая альтернатива. |
В 1891 году русская эскадра посетила Тулон, после чего был подписан русско-французский союзный договор.
Рассматривались два варианта войны- преимущественно сухопутная против Германии при нейтральной Англии или преимущественно морская против Англии при нейтральной или даже союзной Германии.
План войны с Англией был довольно очевиден- при поддержке черноморского флота русские войска захватывают проливы, после чего происходит объединение французского флота и русской средиземноморской эскадры с черноморским флотом. Получившаяся армада имеет очень неплохие шансы на победу над британским средиземноморским флотом. Всё это дополняется действиями французских миноносцев в Канале и союзных крейсеров по всему свету.
По русскому плану средиземноморская эскадра должна комплектоваться из кораблей балтийского флота. Предполагалось, что она будет состоять из броненосных кораблей, крейсеров для разведки и миноносцев.
Надо сказать, что с кораблями для формирования эскадры было туго- из броненосцев всего 2 "тарана" "Александр 2" и "Николай 1" и древний "Пётр Великий", кроме того в постройке "Наварин", "Сисой Великий" и "Гангут". На чёрном море ситуация была лучше- в строю было три однотипных довольно мощных "Синопа" и в постройке ещё 16, то есть нет, гораздо меньше- "12 Апостолов", "3 Святителя" и "Георгий Победоносец".
С броненосными крейсерами ситуация была получше- наряду с устарелыми "Генерал-Адмиралом", "Герцогом Эдинбургским" и "Мининым" были довольно новые "Донской", "Мономах", "Память Азова" и мощный, близкий по классу к броненосцам второго ранга "Адмирал Нахимов". В Петербурге строили "Рюрик". Эти силы дополняли бронепалубные крейсера - не старые, но уже успевшие устареть "Витязь", "Рында" и боле удачный "Адмирал Корнилов". Однако все эти корабли создавались для рейдерства и для службы при эскадре подходили плохо- в основном не хватало скорости.
Кроме того было 24 миноносца на Балтике и 13 на Чёрном море.
В 1892, продолжая выполнять 20 летнюю кораблестроительную программу[O1] , были заложены 3 эскадренных броненосца типа "Петропавловск".[O2] Кроме того, для адекватной обороны Балтики при уходе с неё большинства новых кораблей, начали постройку двух броненосцев береговой обороны типа "Адмирал Ушаков".[O3]
В 1894 за ними последовал "Апраксин", построенный по несколько изменённому проекту. Одновременно заложили улучшенную версию "Рюрика"- "Россию".
1894-1895 Японо-китайская война, после анализа которой (а так же исходя из опыта маневров) были приняты несколько принципиальных решений, которым будут следовать долго.
1) Тактически наиболее удобной полагается бригада из трёх кораблей, поэтому лучше всего строить серии из трёх кораблей.
2) Число боевых (броненосцев) и разведывательных (крейсеров) кораблей в эскадре должно быть равным.
3) Ввиду возможности прохождения отдельными кораблями черноморских проливов [O4] , для лучшей тактической однородности эскадр и снижении стоимости постройки строить на черноморских заводах корабли по тем же проектам, что и на Балтике.
Усилия русских дипломатов в Стамбуле кончились тем, что султан сказал- "Пусть эти гяуры плавают по проливам когда угодно, лишь бы они от нас отстали". Это мудрое решение значительно снизило русскую угрозу Турции, давно разрабатываемые Россией планы войны с Турцией были отложены в долгий ящик- она уже добилась всего, чего хотела. Несмотря на усилия английской дипломатии, черноморские проливы стали открыты для русских военных кораблей на следующие полтора десятилетия. Их закрыла только младотурецкая революция.
Т.о. ввиду слабости Турции посчитали, что для Чёрного моря вполне хватит 4 "Синопов" и "12 Апостолов", все остальные броненосцы черноморской постройки можно включить в состав Действующего флота .
В 1895 году были заложены 3 однотипных броненосца. Черноморский получил имя участника Синопа "Ростислав", балтийские унаследовали имена ушаковского флагмана -"Преображение Господне" и участника Наварина "Александр Невский".[O5] Несмотря на внешнюю схожесть с предыдущим типом, они получили новую противоминную артиллерию- 16 75мм орудий, огнетрубные котлы заменили на водотрубные Бельвиля, но наиболее существенно изменилась схема бронирования. За счёт введения бронепалубы со скосами удалось снизить толщину главного пояса до 254мм гарвеевской брони, толщина верхнего пояса увеличена до 152мм и такой же толщины броня появилась в носу. В итоге, за счёт увеличения водоизмещения на 500т. удалось поднять скорость до 17 узлов.
В том же году начали постройку трёх крейсеров типа "Паллада". Первоначально предполагалось построить их бронепалубными в 6500 т. для действия на коммуникациях, однако увеличение размеров броненосцев вынудило уменьшить размер крейсеров до 5500 т. В итоге, их перепроектировали как броненосные для службы при эскадре, положив в основу французские "Дюпуи де Лом" и "Шанзи". В результате, наряду с 63мм бронепалубой появился тонкий полный 100мм пояс, а 6 из 8 6дюймовых орудий упрятали в казематы за 3х дюймовую броню. Вооружение дополняли 14 75мм орудий. Проектная скорость должна быть 20 узлов, однако из-за перегрузки она уменьшилась на узел. Одновременно во Франции заказали бронепалубную "Светлану".
В 1896 г. Россия, Франция и Германия заставили Японию уменьшить требования к Китаю. Спустя год Россия арендавала у Китая Порт-Артур[O6] . Это вызвало конфронтацию с Японией и необходимость усилить флот на Дальнем Востоке, который ранее был преимущественно крейсерским и нацеленным на войну против Англии.
В том же 1897 году в японском флоте появились два первых первоклассных броненосца типа "Фудзи". Это вынудило русское руководство перебросить на Дальний Восток новейшие "Наварин", "Сисой Великий" и "3 Святителя", в дополнении к уже имеющимся крейсерам "Рюрик", "Память Азова", "Адмирал Нахимов" и "Адмирал Корнилов". Вследствие наличия большого числа японских крейсеров а так же быстрого роста германского флота средиземноморская эскадра была расформирована, броненосцы "императоры" вернули на Балтику, а крейсера "Донской", "Мономах" и новейшая "Россия" в 1898 перешли в Порт-Артур. При этом русские морские силы были устроены довольно странно- отряд броненосцев и отряд крейсеров ("Нахимов", "Корнилов", "Мономах", "Донской") вместе с 3 минными крейсерами типа "Казарский" составляли Действующий флот [O7] . А "Россия", "Рюрик" и "Память Азова" вместе с каннонерскими лодками и миноносцами образовывали Сибирскую флотилию. У каждого из соединений был чётко определённый круг обязанностей- у Сибирской флотилии- действия на коммуникациях, береговая оборона и поддержка сухопутных войск, а у Действующего флота- завоевание господства на море. Что не мешало тасовать крейсера, переводя их из одного соединения в другое.
Увеличение военного присутствия России и навязанный ей мир не мог не обеспокоить Японию. Используя полученную от Китая репарации и англо-американские кредиты страна начала создавать современный сильный сбалансированный флот. Была принята программа, согласно которой в 1896-1905 было построено 4 ЭБР, 6 броненосных крейсеров, 3 бронепалубных крейсера 2го ранга, 3 3го ранга, 23 истребителя и 63 миноносца. При этом в Японии строили только 3 крейсера 3го ранга, 7 истребителей и несколько десятков миноносцев. Причём вся заграничная часть программы была выполнена к 1902 г.
Естественно это не могло не обеспокоить российское руководство, для ускорения 20 летней программы часть заказов предали на заграничные верфи. Предполагалось сосредоточить против каждого броненосца или броненосного крейсера Японии российский броненосец. Всего к 1903 году Действующий флот должен иметь 12 ЭБР (причём "Наварин" и "Сисой Великий" исключены из этого числа как неподходящие по скорости), 12 крейсеров 1го и 2го рангов со скоростью не ниже 20 узлов, 36 контр-миноносцев и 12 миноносцев. Для обеспечения базирования этого флота в Порт-Артуре началось строительство большого, а во Владивостоке среднего доков, так что в каждой базе оказалось по одному большому и одному среднему доку.
В 1898 гожу заложили дальнейшее развитие "Ростислава" - "Победа" и "Пантелеймон" в Питере и "Потёмкин" в Николаеве. Переход на крупповскую броню позволил уменьшить толщину главного пояса до 229 мм и продлить его 152мм плитами до кормового штевня. А увеличение водоизмещения на 1500 тонн позволило перенести батарейные орудия на палубу выше и увеличить их число до 6. Таким образом корабль имел 4-305, 14-152 и 20-75мм орудий, не считая 47 и 37 мм скорострелок на настройках и боевом марсе.
Для противодействия быстроходным броненосным крейсерами в Америке и Франции заказали 2 броненосца- "Ретвизан" и "Цесаревич". Поскольку от них требовалось поддержание длительной скорости полного хода, то было предусмотрено запасное котельное отделение. Уже в ходе постройки незначительно изменили паровые машины, что позволило при работе всех котельных отделений развить скорость 20 узлов. При одинаковом вооружении 4-305, 12-152, 20-75 и 20-47 они отличались размещением среднего калибра- у "Ретвизана" все 6дюймовки были в казематах, а у "Цесаревича" в башнях-спарках. Отличались они и бронированием- при равной толщине главного пояса 229мм у "Цесаревича" было две броневые палубы, а скосы нижней переходили в бронированные противоторпедные переборки. В пользу французского изделия играло ещё то, что "американец" смог развить только 19,5 узлов.
Для противодействия японским быстроходным крейсерам 2го ранга в Америке и Германии были заказаны "Варяг", "Аскольд" и "Богатырь". Хотя бортовой пояс отсутствовал, но орудия были защищены щитами, а на "Богатыре" две трети орудий были в двухорудийных башнях, оставшиеся 4 в казематах. Такое расположение обеспечивало очень мощный носовой и кормовой огонь, хотя 8 75 мм было явно недостаточно.
Кроме того, в Германии и Дании были заказаны крейсера 2го ранга "Новик" и "Боярин".
В 1899 были заложены 3 последние броненосца 20 летней программы "Бородино", "Император Александр 3" и "Орёл"[O8] . Проект был разработан на основе "Цесаревича". За счёт снижения скорости до 18 узлов удалось уменьшить водоизмещение на 1500 тонн, однако для защиты батареи 75мм орудий пришлось сократить толщину главного пояса до 194 мм. Предполагалось, что этих кораблей вместе с вернувшимися с Дальнего Востока "Наварином" и "Сисоем" и броненосцами береговой обороны хватит для обороны балтийского побережья от германского флота . [O9]
Это изменение российских программ не особо сильно отразилось на мировом кораблестроении, разве что Англия вместо 6 "Дунканов" построила эти 6 броненосцев по типу "Формидебла".
Собравшееся в 1900 году особое совещание с удовольствие констатировало, что 20 летняя программа должна быть к 1904 г. полностью выполнена (а в отношении крейсеров и здорово перевыполнена). Однако было отмечено, что быстроходных крейсеров явно недостаточно даже для действующего флота. Кроме того, этом году Германия заложила 5 броненосцев типа "Виттельсбах", и собиралась заложить ещё 10 броненосцев в следующие 3 года. Была утверждена 10 летняя программа кораблестроения на период 1901-1910. Согласно ей нужно построить недостающие крейсера для первой эскадры Действующего флота (тихоокеанской) и сформировать вторую эскадру Действующего флота (балтийскую), тоже из 12 броненосцев, 12 крейсеров и 36 истребителей. Кроме того на Чёрном море нужно иметь бригаду броненосцев (3 ед.), 2 крейсера и 12 истребителей. Т.о. нужно было построить 12 броненосцев, 17 крейсеров (8 первого ранга и 9 второго).[O10]
Поскольку необходимость в крейсерах была очевидна, то их заложили в первую очередь. Несмотря на многочисленные усовершенствования, от двухорудийных башен не удалось добиться той же скорости стрельбы, что и у палубных или казематных орудий. Поэтому крейсера типа "Олег", хотя и являлись развитием "Богатыря", получили другое вооружение. За счёт некоторого снижения скорости до 22 узлов и роста водоизмещения до 7000 тонн удалось совместить 63мм палубу с 76 мм поясом на протяжении МКО и 2-203мм орудиями в башнях, 8-152мм орудиями в казематах. По сравнению с "Богатырём" была значительно усилена противоминная артиллерия до 14 75 мм орудий. Головной "Олег" строился на Балтике, "Кагул" и "Очаков" на Чёрном море. В Питере начали постройку "Изумруда", "Жемчуга" и "Алмаза". В основу был положен "Новик", но за счёт снижения скорости на узел удалось установить дополнительно 2 120мм орудий.
Выявившаяся перегрузка заставила увеличить водоизмещение следующей серии броненосцев до 14500 тонн. Однако это увеличение было во многом съедено заменой 12-152мм на 8-203мм в одиночных башнях и увеличением толщины главного пояса до 203 мм. Головной "Генералиссимус князь Суворов-Рымникский" был заложен в 1901, за ним в 1902 последовали "Слава" и черноморский "Евстафий".[O11]
Соотношение сил на Дальнем Востоке. Все цифры на конец года.
Года |
Российский
флот |
|
|
|
|
|
Японский
флот |
|
|
|
|
|
|
ЭБР |
Кр 2го
ранга |
ЭМ |
ЭБР |
БРКр |
Кр 2го
ранга |
Кр 3го
ранга |
Старые
Кр. |
ЭМ |
|||
1897 |
3 |
1 |
3 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
3 |
7 |
0 |
1898 |
3 |
2 |
5 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
3 |
7 |
0 |
1899 |
6 |
2 |
5 |
0 |
0 |
0 |
3 |
2 |
4 |
4 |
7 |
6 |
1900 |
7 |
2 |
4 |
1 |
0 |
1 |
5 |
5 |
4 |
4 |
7 |
12 |
1901 |
9 |
2 |
2 |
3 |
0 |
6 |
5 |
6 |
4 |
4 |
7 |
14 |
1902 |
11 |
2 |
0 |
5 |
2 |
14 |
6 |
6 |
4 |
4 |
7 |
16 |
1903 |
12 |
2 |
0 |
5 |
2 |
29 |
6 |
6 |
4 |
4 |
7 |
18 |
1904 |
14 |
2 |
0 |
7 |
4 |
33 |
8 |
8 |
4 |
7 |
7 |
20 |
1905 |
16 |
2 |
0 |
8 |
5 |
36 |
8 |
8 |
4 |
7 |
7 |
23 |
В 1899 на Дальний Восток перешили "Петропавловск", "Севастополь" и "Полтава"
В 1900 на ДВ перешёл "Александр Невский" и "Паллада", а на Балтику "Память Азова"
В 1901 на ДВ перешли "Ростислав", "Преображение Господне", "Диана" и "Варяг", а обратно "Нахимов" и "Корнилов".
В 1902 на ДВ перешли "Победа", "Пантелеймон", "Ретвизан", "Аскольд", "Аврора", "Новик" и "Боярин", а обратно "Наварин", "Донской" и "Мономах".[O15]
В 1903 на ДВ перешли "Цесаревич", "Потёмкин" и "Богатырь", обратно "Сисой" и "Варяг"
В 1904 на ДВ перешли "Бородино", "Александр 3", "Кагул", "Очаков", "Жемчуг" и "Алмаз".
В 1905 на ДВ перешли "Орёл", "Суворов", "Олег" и "Изумруд".
Что касается истребителей, то к дополнении к перешедшим на ДВ в нашей реальности добавились "Сокол" и "Громящий", так что корабли заграничной постройки (включая "Сокол" и "Лт. Бураков") составили первый отряд, 350 тонники ("Б" и "Г")- второй отряд, а "соколы"- третий.
Сразу после перехода в Чёрное море "Наварин" был поставлен на модернизацию. Он получил новые 40ка калиберные 305 мм орудия и 10 новых 45 калиберных 152мм орудия. Для компенсации возросшего веса тяжёлая грот-мачта с боевым марсом была заменена на однодревковую и старые огнетрубные котлы заменили водотрубными Бельвиля. Заодно и скорость увеличилась до 16 узлов.
Из-за крайне некачественной сборки машин пришлось отправить на Балтику "Варяг", там ему заменили машины и котлы, скорость полного хода снизилась до 21 узла, заодно и заменили носовую и кормовую пары орудий на 8ми дюймовки.
И "Наварин" и "Варяг" оказались снова в строю лишь в 1906 г. На "Сисое" провели только плановый ремонт ходовой и уже в 1904 он был в строю Балтийского флота.
Несколько ранее силами владивостокского порта на "Рюрике" произвели замену старых 8 дюймовок на новые скорострельные версии.
В 1903 г. заложили очередную тройку броненосцев- "Андрей Первозванный" и "Император Павел" на Балтике и на год позже "Иоанн Златоуст" на Чёрном море. В общем-то это был сильно увеличенный проект "Победы", с заменой средней артиллерии на 203мм и перенесением 75мм на надстройки и каземат. Итоговое водоизмещение возросло до 16800 тонн, вооружение 4-305, 14-203 и 18-75.
В 1903 в связи с досрочным выполнением предыдущей программы японский парламент принял новую кораблестроительную программу. По ней следовало построить 3 броненосца, 3 броненосных крейсера и 2 бронепалубных крейсера 2го ранга. Согласно ей в Англии заказали броненосцы "Кашима" и "Катори", купленные в Италии два броненосных крейсера типа "Гарибальди" прошли по статье бронепалубных крейсеров [O16] и в Англии купили два бывших аргентинских броненосца[O17] . Их главный калибр 254мм позволил провести их по статье броненосных крейсеров программы. Надо сказать, что эти "противокрейсерские" броненосцы не очень удачно смотрелись в японском флоте- против русских броненосцев их калибр ГК и бронирование было слабо, а догнать они могли только старый "Рюрик". Гораздо более удачно они бы смотрелись в русском флоте, который сделал ставку на быстроходные броненосцы для противостояния броненосным крейсерам.
Эти японские закупки оказали влияние и на английские программы. В 1904 г. было заложено 3 броненосца типа "Агамемнон".[O18]
В 1905 в Японии были заложены последние корабли этой программы- броненосный крейсер "Цукуба" и линкор "Сатсума". Причём линкор был получил вооружение их 4х двухорудийных и 4х одноорудийных башен с 12дюймовыми орудиями. Таким образом он оказался первым заложенным линкором с "all big gun". Впрочем, позже заложенный английский "Дредноут" построили гораздо раньше.
В конце 1905 г. царь совершил инспекционную поездку в Манчжурию. Ознакомившись с местными условиями и воочию убедившись, чем оборачивается гонка вооружений с Японий дипломаты получили категорический приказ добиться разграничений сфер влияния и снизить напряжённость в отношениях. В ходе второго посещения Японии [O19] удалось добиться японского признания Манчжурии и Квантуна как российской сферы влияния. В свою очередь японская сторона получила высочайшие гарантии, что на Корею и прочие части Китая Россия не претендует. Личная встреча императоров на "Суворове" закончилась подписанием оборонительного и наступательного союза между двумя странами. Впрочем, согласно этому договору при отсутвии угрозы российским дальневосточным владениям Япония может остаться нейтральной. Ещё одним плодом этого договора стала прекрасная картина Верещагина "Броненосец "Князь Суворов"" с их императорскими величествами на переднем фоне и кораблями обоих флотов на заднем.[O20] На обратном пути через Манчжурию было принято ещё одно принципиальное решение- китайцам запрещалось переселяться в Манчжурию, а уже имевшихся попытались выселить. Этой мерой российское правительство попыталось защитить манчжуров и монголов.[O21] Этот договор вызвал панику в Америке и Англии. Американский флот в тот момент был не способен противостоять ВМС обоих империй. Даже могущественный Royal Fleet не был готов противостоять флотам России, Франции, Японии, а возможно и Германии с Австро-Венгрией.[O22]
В 1906, доказывая Японии свои добрые намерения, Россия перебросила Действующий флот в Средиземное море. Это успокоило Вашингтон, но вызвало очередной кризис в Адмиралтействе. На тот момент в Европе у Англии было 50 броненосцев[O23] , у России 16 на Средиземном море, 7 на Чёрном море и 5 на Балтике, у Франции- 13, у Германии 20, Италии 7 и Австрии 4.
К этому времени французы сделали свой выбор. Вместо того, что бы в союзе с Германией и Россией мстить англичанам на Ватерлоо они решили в союзе с Англией отомстить за Седан. В Антанту попытались втянуть и Россию, но ссориться Германией было не за чем и царь от союза с Англией уклонился. В итоге Действующий флот оказался в Средиземном море не у дел. Последней его операцией была демонстрация у Дарданелл, которая позволила перевести в Чёрное море "Севастополь" и "Сисой Великий", где они вместе с "Наварином" сформировали достаточно однородную бригаду. В обратную сторону прошёл "Евстафий" и турки обещали выпустить "Иоанна Златоуста"- им лишний броненосец в Чёрном море совсем не нужен.
Действующий флот перевели на Балтику, но все прекрасно понимали, что в случае войны между Англией и Германией балтийские проливы окажутся закрыты независимо от участия или нейтралитета России. Поэтому началось создание новой базы Мурманск на Кольском полуострове. Рядом с ним строился коммерческий порт Романов-на-Мурмане. Через весь полуостров от Петрозаводска к ним потянули железную дорогу. Базируясь на Мурманск, Действующий флот должен выполнять функции "Свободной морской силы", способной в случае нужды совершить переход к любому театру боевых действий.
Заказ Турцией в 1901 году двух крейсеров в Англии и Америке первоначально хотели скомпенсировать "Кагулом" и "Очаковым". Однако рост напряжённости на Дальнем Востоке заставил перебросить их в Порт-Артур и догонять турецкие крейсера стало некому. Поскольку оба крейсера по скорости не превосходили турок, то их решили не возвращать на Чёрное море, а для нейтрализации "Абдул-Гамида" и "Меджидие" в Николаеве в 1905 г. заложили 2 первых турбинных крейсера русского флота- "Пересвет" и "Ослябя". За основу взяли "Варяг", но за счёт уменьшения вооружения до 8-152 и 8-75 и турбин удалось добиться скорости 25 узлов и 76мм пояса. Новые, ещё очень неэкономичные турбины (Парсона на "Пересвете" и Кертиса на "Ослябе") привели к тому, что у крейсеров очень маая дальность плавания, фактически эти крейсера годились только для маленького Чёрного моря.
Появление английского линкора "Дредноут" не могло не отразиться на российских военных программах. В начале, в целях экономии, решили ограничиться водоизмещением 17000 тонн и 4 двухорудийными башнями. Ещё одним жёстким требованием было отсутствие возвышенных башен. В результате международного конкурса получили большой спектр проектов. Корабли отличались скоростью, бронированием, размещением башен, противоминной артиллерией, типом машинной установки (турбины или паровые машины).
Наиболее интересны проекты Балтийского завода с линейным размещением башен, 120мм противоминными орудиями и 23 узловой скоростью. По идеологии этот тип был близок к быстроходным броненосцам "Ретвизан" и "Цесаревич". Подобно им эти линкоры предназначены для противостояния современных им броненосных крейсерам.
Другой интересный проект был предложен Николаевским заводом. Столь же непривычное почти полное отсутствие надстроек совмещалось с довольно удачным размещением башен- до 6 орудий в носовом и кормовом залпе и 8 в бортовом. Очень мощное бронирование- на уровне ещё строящихся английских "Агамемнонов". Турбины обеспечили 21 узловую скорость.
В итоге приняли не столь экстравогантно выгледящий "улучшенный" черноморский проект. Броню пояса сократили на дюйм, снизили на узел скорость, добавили надстройки, заменили 16 120мм на 26 76мм. Турбины для этих кораблей заказали в Америке. Как обычно построили три корабля- головной "Иоанн Грозный[O24] ", "Гангут" и "Святой Равноапостольный князь Владимир"[O25] .
Одновременно заложили 4 крейсера- дальнейших развитий "Боярина". Опыт действия крейсеров на Тихом океане показал, что "Боярин" с полубаком и полуютом оказался гораздо мореходнее "Новика" и его "клонов". Подобно "Изумрудам" корабли получили 8-120. Только "Яхонт" получил турбины и смог развить 25 узлов. Остальные "Рында", "Витязь" и "Опричник" из-за паровых машин смогли развить только 23 узла.
Из-за реконструкции черноморских заводов эта и следующая серия линкоров строились на Балтике.
В течении 1906-08 гг. из состава обоих флотов были выведены броненосцы с 30 калиберными 12 дюймовками, а в 1910 с 35 калиберными. В эти же сроки списали старые броненосные крейсера, до "Памяти Азова" включительно.
Наиболее слабым элементом не особо удачных линкоров типа "Грозный" была откровенно устаревшая артиллерия. Это осознали довольно быстро, начали разработку новых 52 калиберных орудий. В основу нового линкора был заложен проект Балтийского завода. Но предыдущий проект показал вред столь малого для дредноутов водоизмещения, и МТК расщедрилось- новые корабли сразу проектировались в 23000 тонное водоизмещение. Это позволило заменить 40 калиберные орудия на 52 калиберные, двухорудийные башни на трёхорудийные, ввести 120мм противоминную артиллерию, а снижение скорости до нового стандарта 21 узел позволило обеспечить 305мм пояс. В итоге получился очень мощный корабль, единственным недостатком которого был слабый носовой и кормовой огонь.
В 1908 году заложили очередную тройку линкоров, унаследовавших названия от черномоских броненосцев "Георгий Победоносец", "12 Апостолов" и ещё одного ушаковского флагмана "Рождество Христово".[O26] Одновременно начали постройку 3 крейсеров "Боян"[O27] , "Разбойник" и "Забияка"- фактически повторение "Яхонта", на которых отказались от 47мм. Ещё одно отличие- на этих кораблях появились вентиляторы.
И наконец, в следующем году заложили два последних крейсера 10 летней программы "Минин" и "Пожарский". В основу был положен значительно переработанный проект "Пересвета". Значительно улучшенные турбины- впервые отечественного производства, дали возможность создать турбинный океанский крейсер. Сочетание крейсерских и форсажных турбин увеличило водоизмещение до 6500 тонн, но и придало 27 узловую скорость.
В 1908-1909 гг. в Турции происходит младотурецкая революция. Это немедленно отразилось на отношении к России, проливы были закрыты для русских военных кораблей. Не успели ещё русские как-то отреагировать на это изменение политики, Турция начала резкое усиление флота. Для противостояния новейшему греческому крейсеру "Георгиос Аверов" турки купили в Германии "Блюхер". Новый турецкий крейсер "Явуз Султан Селим" вызвал нешуточное беспокойство у русских черноморских адмиралов. Хотя каждый из трёх русских черноморских броненосцев сильнее экс-Блюхера, но разница в скорости в 10 узлов не даёт шансов догнать турка. Даже два "Пересвета" по скорости не превосходят турецкого крейсера, а по силе бывший германец сильнее их вместе взятых. Между прочим, это покупка отразилась и на немецком флоте- теперь абсолютно законно для замены "Блюхера" немцы заложили второй корабль типа "Зейдлиц"- "Фюрст Бисмарк".
В 1908 черноморские броненосцы на учениях произвели обстрел "Синопа", при чём в его корпус вставили фрагменты бронирования "Грозных" и "Георгиев". После тщательного изучения результатов было принято несколько принципиальных решений.
Во-первых решили отказаться от концепции лёгких снарядов, и по русской традиции кинулись из одной крайности в другую от 330 кг 12 дюймовых снарядов перешли сразу к 470 кг- самым тяжёлым в мире. Решение оказалось на редкость удачным. Наряду с переделкой строящихся линкоров, постепенно под новые длинные снаряды переделали башни и старых броненосцев.
Во-вторых, учитывая прогресс в мировом кораблестроении, даже новую 52 калиберную пушку с тяжёлым снарядом (на тот момент мощнейшую систему в мире) посчитали недостаточной, принято решение разработать 14 дюймовую пушку.
В-третьих, решили внести большие изменения в концепцию бронирования- плиты брони теперь располагались не параллельно ватерлинии, а перпендикулярно ей, ввиду опасности осколков брони за поясом ввели броневую продольную переборку, сформулировав таким образом концепцию русской "коробчатой" схемы бронирования.
В 1910 начали обсуждение очередной 10 летней программы. Однако, по инициативе адмирала Макарова и Великого князя Александра Михайловича, решили скопировать германскую схему морской программы. Согласно утверждённому царём плану, русский Действующий флот должен содержать 3 эскадры- из них одну в резерве.
Каждая эскадра состоит из трёх бригад линкоров (по три корабля), одной линейных крейсеров, трёх бригад крейсеров, 6 дивизионов эсминцев и 2 подлодок (по 6 кораблей). Т. о. всего 9 ЛК, 3 ЛКр, 9 Кр, 36 ЭМ и 12 ПЛ. Для эскадры находящейся в резерве возможно уменьшение числа лёгких кораблей (Кр, ЭМ и ПЛ). Для Чёрного моря определялся состав "превосходящий таковой турецкого флота в каждом классе кораблей". Кроме Действующего флота, были определены размеры Балтийского- 3 дивизиона ЭМ и 2 ПЛ и Сибирской флотилии- 2 больших крейсера, 2 дивизиона ЭМ и один ПЛ. Естественно, реальные силы Балтийского флота были гораздо больше- на Балтике находилась резервная эскадра, а две другие эскадры были в это время поделены между Гельсингфорсом и Мурманом. В случае овладения черноморскими проливами и устранения угрозы на Чёрном море, его корабли включались в состав Действующего флота. Срок службы линейных кораблей 25 лет (в строю и резерве), с момента ввода в строй, больших крейсеров 23, малых крейсеров 20, эсминцев и подлодок 15, после чего их следовало заменять современными кораблями соответствующего класса.[O28] Самые старые корабли составляли Резервную эскадру, они находились в портах, более новые во 2й эскадре и самые новые в первой. Согласно этому плану в 1919 Действующий флот должен состоять из следующих кораблей
Резервная эскадра- 2 "Петропавловска", "3 Святителя", 3 "Ростислава", 3 "Победы", "Цесаревич", "Ретвизан",[O29] "Варяг", "Богатырь", "Аскольд", "Новик", "Боярин". (3 "Паллады" и "Светлана" к этому сроку должны быть заменены)
2я эскадра 3 "Бородино", 3 "Суворова", 3 "Андрея" и 3 "Грозных" в качестве "линейных крейсеров", 3 "Олега", 3 "Изумруда" и 3 "Рынды" - короче 9 не турбинных, но достаточно быстроходных крейсера .
1 я эскадра 3 "Георгия Победоносца", "Яхонт", 3 "Бояна" и 2 "Минина". Прочие корабли- 6 ЛК, 3 ЛКр и 3 Кр следовало построить.
Согласно планам, на Балтике в 12 году закладывались 3 ЛК и 3 Кр и 1 большой Кр (замена "Рюрика").
В 14 4 ЛКр (один из-за нехватки "линейных крейсеров" в Резевной эскадре), 1 Кр (замена "Светланы")
В 16 4 ЛК (один в качестве замены "3 святителей") и 3 Кр (замена "Паллад").
В 18 3 ЛК (замена "Петропавловска", "Полтавы" и "Ростислава"), 1 большой Кр (Замена "России") и 1 Кр (замена "Варяга").
При составлении этой программы считалось, что линкор строят 4 года, а крейсер 3.
Легко посчитать, что в среднем Россия закладывает 1,5 линкора и 1,5 крейсера в год (максимум 2), наряду с 7 эсминцами и 2 подлодками. Поскольку Германия и Англия в этот момент закладывали по 3-4 линкора в год, то очевидно, что скоро Россия должен будет уступить своё второе место Германии. Поэтому, для компенсации отставания в числе решено брать качеством- русские корабли должны быть сильнее английских и германских современников.
Распределение кораблей в 1910 г.
Северный флот (Первая эскадра Действующего флота) 3 "Грозных", 3 "Андрея", "3 Суворова", 3 "Бородина", 4 "Яхонта", 3 "Олега", "Варяг", "Аскольд".
Балтийский флот (Вторая эскадра) "Цесаревич", "Ретвизан", 3 "Победы", 3 "Ростислава", 2 "Петропавловска", "3 Святителя", 3 "Изумруда", "Новик", "Боярин", "Светлана", 3 "Паллады".
В резерве 3 ББО типа "Ушаков".
Черноморский флот "Севастополь", "Сисой Великий", "Наварин", 2 "Осляби".
Сибирская флотилия "Россия", "Рюрик"
Средиземное море- "Богатырь".
В 1910 на Балтике новых кораблей не закладывали- достраивали уже построенные и производили реконструкцию заводов.
На Чёрном море для противостояния "экс-Блюхеру" заложили линейный крейсер "Синоп". За счёт отказа от одной из башен, перехода на новую схему бронирования (254 мм пояс и 51 мм переборка) и увеличения водоизмещения на 1000 тонн удалось достичь скорости 25 узлов. Выполняя пожелание царя, "Синоп" превосходил "Блюхер" по всем характеристикам, единственное исключение- калибр противоминной батареи - 120 против 150, но зато число орудий у русского вдвое больше - 20 против 10. Такой, откровенно избыточный корабль строился ещё и с тем прицелом, что если удастся вновь добиться соглашения о проходе через проливы, то "Синоп" вполне способен удачно противостоять любому представителю первого поколения дредноутов.
В том же 10 году англичане закладывают первые линкоры с 343мм артиллерией, что ещё раз подтверждает необходимость разрабатываемой 356мм пушки. В следующем году, Турция заказывает в Англии линкор с 10 343 мм орудиями, а спустя полгода ещё один однотипный корабль.
В том же 11 году Марокканский кризис ставит Европу вплотную к войне. И выдающийся успех русской разведки- удалось добыть шлиффеновский план, согласно которому германская армия обойдёт французскую линию крепостей через территорию Бельгии. Становится понятно, что в случае франко-германской войны Франция будет разгромлена в считанные недели, и небольшая английская армия ей не поможет. После чего Россия останется одна против германо-австрийского блока, что никого не устраивает. Изначально Россия хотела играть роль "третьего радующегося", и вступить в войну против Германии, когда последняя достаточно ослабит Францию и Англию. Однако в свете новой информации встревать в войну придётся с самого начала. Возобновляется казалось бы тихо умерший союз с Францией[O30] . Начинаются переговоры с Англией по разграничению сфер влияния в Тибете, Персии и Афганистане.
Это резкое изменение политического вектора отражается и на флоте- уже в 1912 в Мурманске остаются только "Варяг" и "Аскольд"- крейсера, менее всего подходящие для эскадренной службы.
В 1912 закладывают очередную бригаду дредноутов "Император Пётр 1", "Император Николай 1", "Император Александр 2". Однотипные "Императрица Мария" и "Императрица Екатерина 2" начинают строить и в Николаеве- для противостояния турецким супердредноутам. В основу был положен проект "Георгия Победоносца", однако линкор сильно вырос для компенсации новых 356 и 130мм орудий и новой схемы бронирования (280+50). В итоге водоизмещение превысило 27 тыс. т.
В отличие от линкоров, проект крейсера был разработан практически с нуля, с помощью фирмы "Ярроу". Впервые появился полный 50 мм пояс и 10 130 мм орудий. 5000 тонный крейсер способен развивать 27 узловую скорость. Ещё одной новинкой была способность крейсера нести 80 мин, однако при полной загрузке кормовое орудие использовать было нельзя. Одгновременно с головным "Шереметьевым" заложили "Румянцева" и "Кутузова".
Но если предыдущие крейсера не особо выделялись среди своих современников, то проект большого крейсера стал поистине революционным. В очередной раз, после "Генерал-Адмирала", "Рюрика" и "Новика", русский крейсер становится примером для подражания. Безусловно, "Громобой" оказался столь же революционным кораблём, как и английский "Дредноут". Впервые крейсер развил 30 узлов, впервые крейсер имел 3х орудийные башни, впервые все крейсерские орудия находились в диаметральной плоскости. В водоизмещение 10000 тонн русский инженер Гаврилов вместил 12 152мм орудий, 100 мм пояс и турбины с редуктором, обеспечившие 30 узловый ход и океанскую дальность плаванья. Подобно малым крейсерам, "Громобой" способен принимать мины- целых 200 штук.
В 1912 г., не дожидаясь окончания испытаний 381мм пушки, Англия заложила линкор "Куин Элизабет". В Германии тоже разрабатывалась подобная пушка. Немедленно, что бы не уступать вероятному противнику, был отдан приказ о начале разработки 16 дюймового орудия. Им предполагалось вооружить линкоры 16 года.
В самом начале 1914 г, в связи с улучшившимся финансовым положением, число кораблей было увеличено. Добавились флагманский линкор флота, а состав каждой эскадры усилился на один большой крейсер (флагман крейсерских сил) и один малый- флагман миноносных сил. Однако, для экономии средств, было приказано, что теперь Действующий флот должен обеспечивать не только корабли для Средиземного и Северного морей, но и крейсера для Дальнего Востока. Таким образом, формально "Россия" и "Рюрик" вошли в состав Действующего флота.
Поскольку война казалась неотвратимой, то все дополнительные корабли заложили в том же году. Исключением был только флагманский линкор- его предполагалось вооружить 16 дюймовыми орудиями, а проект корабля с такими пушками был явно не готов. Для ускорения постройки и удешевления крейсеров "Память Азова" строился по типу "Громобоя", а "Дмитрий Донской", "Владимир Мономах", "Адмирал Нахимов" и "Адмирал Корнилов" по типу "Шереметьева". Лишь несколько усилили зенитное вооружение и на малых крейсерах введи турбины с редукторами. Венчали программу 14 года 4 линейных крейсера "Измаил", "Рымник", "Кинбурн" и "Чесма".[O31]
Пожалуй, самое время коснуться развития минных сил российского флота. До 1905 всё так же- построены 27 "Соколов", 22 "350 тонников"- "Б", "Г", "З" и "Ж",[O32] 5 "Властных"-"Форелей", 4 "Бдительных"- "Кита", "Боевой"-"Сом" и захваченный у Китая "Лейтенант Бураков". Всего 60 кораблей, больше было только у Англии.
Ещё с 1902 года все русские эсминцы носят названия- прилагательные. В общем, на общемировом фоне русские корабли смотрелись слабо- невысокая скорость, недостаточное вооружение, явно слабые торпеды, недостаточная дальность плавания. После заключения союза с Японией и ознакомления с эсминцами союзного флота, было принято решение о усилении вооружения кораблей- все 47мм были заменены на второе 75мм орудие, палубные торпедные аппараты заменены новыми 18 дюймового калибра, а носовые аппараты демонтировали. Эти меры значительно повысили боеспособность минного флота империи.
Поскольку лучше всего показали себя корабли германской постройки, то по их образцу заложили в Петербурге ещё 8 кораблей. Все корабли получили названия на "Г", начиная с головного "Гневного".[O33]
После ухода Действующего флота на Балтику на Дальнем Востоке остался первый отряд истребителей- как самый мореходный. Согласно 10 летней программе, в составе двух боевых эскадр Действующего флота следовало иметь 72 эсминца, а их было только 43- вместе со строящимися. Остальные были на Дальнем Востоке и Чёрном море. Следовало поднапрячься и достроить оставшиеся 29 кораблей в 4 года.
[O1] Напомню, что согласно этой программе за 1882-1902 предполагалось построить для БФ 16 броненосцев, 4 крейсера 1го ранга и 9 второго, а для ЧФ 8 броненосцев и 2 крейсера второго ранга, не считая более мелких кораблей.
[O2] Все корабли по умолчанию имею те же названия и ТТХ, что и в реальной истории.
[O3] Постройка миноносцев и каннонерских лодок продолжалась так же, как и в нашей реальности, если это не оговорено особо.
[O4] Например при нахождении на них членов императорской семьи
[O5] Такие "фрегатские" имена как "Пересвет", "Ослябя" или "Громобой" я не стал присваивать броненосцам.
[O6] В общем-то действие не самое разумное, но сторонники незамерзающего порта никуда не девались. Что касается альтернативных баз, то корейские порты не подходят из-за того, что их занятие вызовет немедленную войну с Японией, что было нежелательно (по крайней мере до постройки Транссиба). Прочие же китайские порты не годятся из-за невозможности связать их железной дорогой с материковой Россией.
[O7] Вообще всегда стремились, что бы число крейсеров в составе Действующего флота равнялось, или было чуть больше числа броненосцев.
[O8] Вместо погибшего "Гангута".
[O9] На этот момент он имел 4 броненосца типа "Бранденбург" и 2 типа "Кайзер" (ещё 3 в постройке), наряду с 8 броненосцами береговой обороны типа "Зигфрид".
[O10] Согласно разработанной в реальности программе 1903-1920 гг. в 1920 предполагалось иметь 47 ЭБР, 20 БрКр, 48 БрПКр, 332 ЭМ и много более мелких кораблей. По другим данным к 1923 42 ЭБР, 24 ББО, 23 больших и 51 малых крейсера, 147 эсминцев и 84 миноносца. Поэтому предложенный здесь вариант достаточно скромен и более реален с точки зрения экономики.
[O11] Собственно до этого момента я не особо отошёл от реальности. Вместо броненосного крейсера построил броненосец. Конечно броненосцы в моём сценарии в среднем несколько больше, однако это скомпенсировано не постройкой "Баяна" и тем, что при преемственности серий цена на каждый корабль ниже.
[O12] Большие
[O13] Старые
[O14] Новые
[O15] Казалось бы в 1900-1902 наиболее оптимальное соотношение сил для Японии, если не учитывать того фактора, что японская армия не закончила перевооружения и не может на равных противостоять российской, а новые японские корабли ещё недостаточно освоены экипажами. Единственные плюсы- ещё незаконченный Транссиб и меньшие укрепления и ремонтные возможности русских баз.
[O16] Они были действительно куплены как бронепалубные крейсера программы 1903 г.
[O17] Получили названия "Суво" и "Сагами".
[O18] Именно столько их и собирались заложить, но от одного отказались из-за покупки "Свифтшура" и "Трайумфа".
[O19] В сопровождении всех крупных кораблей Действующего флота и Сибирской флотилии- 16 ЭБР, 8 броненосных и 2х бронепалубных крейсеров 1го ранга и 5 крейсеров второго ранга. Роль императорской яхты выполнил мощнейший броненосец флота "Суворов". В токийской бухте императорскому штандарту салютовал весь Объединённый флот.
[O20] Картина с таким названием действительно существует, правда у неё другой автор и изображена совсем другая ситуация.
[O21] Царь конечно получился альтернативный, допустим, что он ударился головой во время путешествия по транссибу вперёд.
[O22] Тут мы имеем три варианта будущей войны- 1) В союзе с Японие против США. Риск тут минимален- превосходство более чем полуторократное. В итоге отбираем у США Филиппины, прочие острова в Микронезии, а возможно и Гавайи.
2) В союзе с Германией, Францией, а возможно и Японией громим Англию. Риск велик, но и выигрыш огромен- получаем Индию и устраняем главного конкурента.
3) Антанта- риск относительно небольшой, но в отличие от других вариантов не используется такой козырь, как мощный российский флот (на тот момент 2й в мире) и в дополнении молох сухопутного фронта.
[O23] В реальности из них 8 было на Мальте и ещё 8 в Гибралтаре, здесь на Средиземке будет порядка 30 броненосцев.
[O24] На западе первоначально предполагали, что именно так первоначально назывался дредноут "Император Николай 1".
[O25] Ещё один вариант названия "Николая 1"
[O26] Внешний вид как у "Императриц".
[O27] Древнерусский певец звался именно Боян, в отличие от аварского когана Баяна.
[O28] Это, с небольшими изменениями, воспроизведена Большая судостроительная программа.
[O29] Последние два в качестве "линейных крейсеров" из-за их относительно высокой скорости, одного "линейного крейсера" не хватало- его следовало построить.
[O30] Его никто не отменял, но в предыдущие пять лет в реальности его силы сомневались обе стороны.
[O31] "Измаилы", они и есть "Измаилы", только турбины с редукторами.
[O32] И примкнувший к ним "Видный"- первый в русском флоте эсминец с нефтяным отоплением котлов.
[O33] Отражение 10 ЭМ типа "Бдительный", построенных для России Шихау.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"