|
|
||
|
М.А. Ганнахольд: Ещё один нюанс - почему Иешуа попросил Воланда забрать Мастера? Почему не велел? Ах, слова, слова... Великое дело - слово! В нём - всё. Почему по версии писателя Всевышний просит, а не повелевает? Отвечаю, как понимаю сама. М.А.Булгаков, человек не просто воцерковлённый, но и глубоко понимающий суть пришествия Иисуса Христа в мир и земных его деяний, на мой взгляд, намеренно использовал для описания действия Всевышнего глагол, который вызывает недоумение человека, не столь глубоко знакомого с Евангелием и христианством, как это довелось изведать автору романа "Мастер и Маргарита". Давайте сначала обратимся к первоисточнику - то есть, к роману, напечатанному в соответствии с последней при жизни писателя редакцией романа. "- Я к тебе, дух зла и повелитель теней, - ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда. - Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? - заговорил Воланд сурово. - Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, - ответил дерзко вошедший. - Но тебе придется примириться с этим, - возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, - не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, - в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп. - Я не буду с тобой спорить, старый софист, - ответил Левий Матвей. - Ты и не можешь со мной спорить, по той причине, о которой я уже упомянул, - ты глуп, - ответил Воланд и спросил: - Ну, говори кратко, не утомляя меня, зачем появился? - Он прислал меня. - Что же он велел передать тебе, раб? - Я не раб, - все более озлобляясь, ответил Левий Матвей, - я его ученик. - Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, - отозвался Воланд, - но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются. Итак... - Он прочитал сочинение мастера, - заговорил Левий Матвей, - и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла? - Мне ничего не трудно сделать, - ответил Воланд, - и тебе это хорошо известно. - Он помолчал и добавил: - А что же вы не берете его к себе, в свет? - Он не заслужил света, он заслужил покой, - печальным голосом проговорил Левий. - Передай, что будет сделано, - ответил Воланд и прибавил, причем глаз его вспыхнул: - И покинь меня немедленно. - Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, - в первый раз моляще обратился Левий к Воланду. - Без тебя бы мы никак не догадались об этом. Уходи. Левий Матвей после этого исчез..." Обратите внимание: глагол "велел" звучит. Но - в устах сатаны. А глагол "просит" исходит от посланника Всевышнего. Какую информацию следует нам извлечь из этого? Уровней, как всегда у Булгакова, несколько. Первый уровень. Разум. Глагол "велел" звучит в устах сатаны именно потому, что для сатаны учитель Левия Матвея - повелитель. Которому он, сатана, подчиняться обязан. Глагол "просит" описывает действие Истинного Повелителя Мира. Так, видимо, его наименование и должно звучать - С Большими Буквами и Восклицательными Знаками! Да? Но зачем истинной власти, истинному величию все эти громы и молнии там, где и так всем всё понятно? Зачем Всевышнему кому-то что-то доказывать, когда он и так - Всевышний? Особенно в среде тех, кто это знает от века. Поэтому Он просит, а не повелевает. Истинная власть никогда не повышает голоса, никогда не топает ножками и не сучит кулачками - истинную власть слушают, даже когда она произносит что-то шёпотом. А уж если истинная власть только бровь нахмурит - все уже готовы в лепёшку разбиться, только исправить ошибку, вызвавшую такой кошмар, как нахмуренная бровь истинной власти. Ещё раз: истинная власть не нуждается во внешних атрибутах и прочих понтах, доказывающих её право повелевать. Истинная власть не орёт, не стучит кулаком по столу, не приказывает. Она - просит. И все тут же с той или иной степенью радости мчатся просьбу исполнять. Ибо - власть. А если уж она прикажет, значит - всё, совсем дела наши плохи. Надеюсь, с этим ясно. Второй уровень. Дух. А вот тут придётся сложнее, потому что надо вспомнить и понять один из ключевых моментов Евангелия - искушения Христа. Их было три. Христос после крещения постился в пустыне сорок дней, а поскольку пребывал во плоти человеческой, то, конечно же, недоедание измучило его тело. Явился сатана: "если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами". Иными словами - давай, выставь понты. Ну, чудес там каких-нибудь. А то сидишь тут, непонятно кто, хилый, тощий... кто ж тебе, такому убогому, поверит, что ты - Сын Божий? На что Сын Божий (и из одних только слов его ясно, что Сын) отвечал: "написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих". Нечистый не угомонился. Всесильный, взял он Христа на вершину горы, показал в один момент все царства вселенной: "Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое". Власть? О, власть-власть-власть! Командовать можно, кем хочется, орать, на кого хочется, любых женщин в любых позах иметь, любых мужчин... кайф, наверное оно, - по-ве-ле-вать-то всеми? Но отвечал на это Воплощённый в Сыне Отец: "отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи". Но сатана на то и сатана, чтобы всеми силами выводить из себя хоть кого? Поэтому в третий раз попытался он наехать. Затащил Спасителя на крышу самого высокого храма (нормально вообще, да? - затащил, да Кого, да кто - сатана) и давай дразнить: "если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею". Опять же в подтексте: понты давай! Чудес! А не дашь их - грош цена тебе, убогонький, самозванец ты неведомый в пыльном платье пустынника... Но Сын (напоминаю - Божий) отвечал очень терпеливо и мирно: "написано также: не искушай Господа Бога твоего". И всё... сдулся сатанишка-то, нечего ему тут ловить. Отвалил. Потому что истинную власть почуял. Но дух раздора он и есть дух раздора. Поэтому в той гениально выстроенной Булгаковым сцене на крыше одного из самых красивых зданий столицы (как символично, кстати! крыша!) продолжает сатана искушения свои - теперь уже ученика Сына Божия. Однако евангелист Левий Матвей вполне держит удар, надо признать, хоть это ему и очень трудно. Сатана спрашивает Левия: "Так что Он в е л е л?" Но представитель истинной власти не поддаётся на этот тонко завуалированный искус (а как легко было бы поддаться, ах, как легко - ведь он и в самом деле пришёл от Владыки, правда?). Между нами, вот так вот и ловятся люди на уловки сатанинские - ведь сатана всегда говорит правду и только правду. Да только надо чуять, где с этой правдой можно согласиться - а где... стоит согласиться правильным образом. И Левий Матвей, замечательный ученик своего учителя, выдерживает искус: он сообщает сатане о просьбе. Да, сатана подействовал на Матвея, который в этой сцене раздражён и ведёт себя нервно (гений Булгаков, гений), но - на словах твёрд и остаётся верен учителю своему. А это - главное. И грубому, озлоблённому сатане ничего не остаётся, как сказать: "Передай, будет сделано". Груб и озлоблён сатана именно потому, что власти у него - немеряно, но истинной - нет. И не будет. Третий уровень. Любовь. Бог есть Любовь. Любит - всех. Доверяет - всем. И знает, что любим - всеми. Поэтому Он знает, что Ему не надо никому приказывать, никем командовать, никого заставлять. Достаточно - попросить. И будет по Слову. Это и есть настоящая сила. Которой нет у сатаны, только и могущего, что "повелевать". Именно потому ко всем порождениям тьмы - сострадание: они не знают любви. Это - самое страшное, что может быть с живою душой - безлюбье. Спаси от такого, Господи.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"