1) В своих оценках я ориентируюсь исключительно на собственное впечатление. Все это субъективно. Кроме, разумеется, грамотности - либо она есть, либо ее нет.
2) Основные критерии оценивания: сюжет, атмосфера, стиль.
За безграмотность я оценку не снижал. Кроме тех случаев, когда она принимает настолько ужасающие масштабы, что рассказ трудно читать.
3) "Без оценки" я не ставил. Раз рассказ принят на конкурс, значит должен быть оценен - даже если к теме конкурса он не подходит.
4) Понятие "готики" довольно расплывчато. Поэтому я воспользовался приемом, который давно принят в мире готической музыки - есть готика, а есть пограничные с ней стили (назовем их "окологотика"). Я отказываюсь считать готикой то, что однозначно подходит под другое определение - например, трэш или фэнтези...
5) Оценки относительны друг друга. То есть: если рассказ получил 10, это вовсе не значит, что он шедевр, это ознчает, что он мне понравился больше всех остальных. Если, например, 5 - значит, больше, чем те, что получили 1-4, и меньше, чем те, что получили 6-10. А если 1 - значит, понравился меньше всех остальных.
Пожалуй, все.
Вперед!
1. GothicErotic
"Вот и луна, вот и цветы
Вот они все - твои мечты"
Злые Куклы "Мечты"
Каждая романтичная девушка мечтает о прекрасном принце. "Готические" девушки исключением не являются, разница только в антураже. Собственно, рассказ этому и посвящен. А вот выдержка из правил конкурса о том, что НЕ является готическим рассказом:
"5. "Сопли в сахаре". Да, готический рассказ является романтическим произведением, но отнюдь не жалостливой девичьей дневниковой прозой, сладкими грёзами о демоническом мужчине."
Здесь же у нас именно "сладкие грезы о демоническом мужчине". И то, что он оказывается вампиром - это очень плохо, потому что штамп жуткий. Дальше рассказ можно не читать, все очевидно: сама рассказчица подвергнется эротическо-готической инициации, а собеседнице, конечно же, не поздоровится. Но, может, все-таки будет хоть какая-то неожиданность? Увы. Не будет.
Таким образом, сюжет являет собой завязанный на мечте о прекрасном принце набором банальностей и штампов.
Стиль.
"из не менее сотни свеч" - свечей.
" испытала по истине всепоглощающий ужас" - поистине.
Грамматические ошибки. Очень затянуто. Много лишних слов, загрязняющих текст.
Атмосфера не создана.
"Жаль, у меня не было с собой зеркала, и я не могла увидеть своё лицо. Хотя примерно представляла себе - чёрная помада, подводка, высокая причёска..." - прическа - понимаю. Но почему, не имея зеркала, героиня представила себе с такой уверенностью именно ЧЕРНУЮ помаду? Ох, уж эти готические девушки...
Soundtrack: Umbra et Imago "Gothic Erotic"
Оценка: 2
2. PsychoticFlower
"Соев, я вас прошу - посмотрите финал..."
Велюров.
Интересный рассказ. Несмотря на затянутость, написан довольно динамично, отчего читать не в тягость.
Разочаровывает концовка. Ожидалось больше, чем поединок крутых маклаудов.
Готичность под большим вопросом. Но саспенс есть.
По стилю претензий нет. Одно только замечание:
"глаз, разрезанных напополам узкими вертикальными зрачками" - три раза в тексте. Не слишком ли?
Soundtrack: Monumentum "In Absentia Christi"
Оценка: 6
3. The dirty blood
"Потому что я - Бэтмен!"
Дракула.
"Она аккуратно поднялась, и, не отряхаясь, пошла дальше." - что за слово такое - "отряхаясь"?
Опять вампиры, но коротко, и потому неутомительно. Не скажу, что рассказ плох. Но все равно... До чего же избитая тема, кошмар... Мне кажется, что прием, когда персонаж типа неожиданно оказывается вампиром, изжил себя окончательно, и ничего, кроме разочарования, принести не может. Годится разве что для пародий.
Сюжета, как такового, в рассказе нет. Сплошные эмоции.
Soundtrack: Dreams of Sanity "Masquerade"
Оценка : 4
4. Бегство
"Это случилось в моей прошлой жизни
В моей прошлой жизни"
Крематорий "Себастия"
"У меня есть девять жизней
И из них мне осталось, как минимум, три"
Злые Куклы "9 жизней"
Конечно, сама идея воспoминаний о прошлых жизнях не нова, но здесь она очень красиво обыгрывается: в предыдущих реинкарнациях Иру окружали те же самые люди, что и сейчас, только ныне они ей близкие и родные, а тогда были врагами. Отличная идея. Не припомню, чтобы когда-то прежде ее встречал.
Очень неоднозначную реакцию вызвала концовка. С одной стороны, все выглядит вполне логично: Ира может бежать от кошмара только через смерть и перерождение. Но с другой стороны, обратите внимание на этот отрывок:
"
- Чего же ты хочешь?
- Забыть. Забыть все.
- Зачем? Память приходит не для того, чтобы ее забрали.
- Нет!
- Ты даже не хочешь знать, для чего ты вспомнила? Ты могла бы...
- Не хочу! Я ничего не хочу! - Она хотела расплакаться, но плакало ее тело там, внизу. здесь же было только отчаяние.
"
То есть уникальная способность дана Ире не просто так, есть некая высшая Цель. Но Ира даже не хочет об этом слушать, поэтому и читатель ничего не узнает, хотя и успел заинтересоваться. Похоже, что автор и сам не знает разгадки. Иначе не вижу смысла прерывать объяснения на полуслове. Но по отношению к уже заинтригованному читателю - некрасивый прием. Разочаровывает.
Soundtrack: Sopor Aeternus "Hades `Pluton'"
Оценка: 7
5. Бессонница
"Я исполняю танец на цыпочках"
Одна поющая цыпочка.
"И день сейчас на улице, из окон актового зала свет струиться" - что ж, это должно было начаться. И вот началось. Самая частая грамматическая ошибка на свете. Представляю, сколько я ее еще на этом конкурсе встречу.
19 января было вчера, 2004 года, - отдельное спасибо! Это верно, в день моего рождения всегда что-то этакое творится. Безобразия всякие мистические.
Еще одна благодарность за то, что вслед вою не появились оборотни - ужас, как не хочется штампов.
Рассказ начинается многообещающе, но из-за перебора с подробностями и некоторой затянутости к середине начинает надоедать. Явно не хватает динамики. Конец откровенно разочаровал. Как, и это все? Стоит ли такая развязка нагнетаемого в начале повествования напряжения? Читатель ведь настраивается на что-то действительно страшное, но получает гораздо меньше.
Вердикт: разочаровывающий и затянутый рассказ с сильным началом.
По стилю особых замечаний нет.
Soundtrack: Chaostar "Chaostar"
Оценка: 6
6. Боевульф жив
" Вчера котов душили, душили"
Буду краток. Хороший и неожиданный рассказ.
Никаких вам вампиров и замков, здесь присутствует ДУХ готического рассказа - а это, господа, и есть самое ценное, особенно при отсутствии штампованных атрибутов. Исполнение отличное.
Очень понравилась игра с якобы-ошибкой-в-названии.
Soundtrack: Van Der Graaf Generator "Cat's Eye Yellow Fever"
Оценка: 8
7. Болевой спектр
"Не убий!"
Сами Знаете Кто
"ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ, это такая идеология, такая идеология... Убивать надо за такую идеологию!"
газета "Бесэдер?"
"Ночью случиться то же самое", "все добропорядочные бюргеры замкнуться в своих конурах" - глазам не верю... Ведь в остальном же все нормально!
Рассказ читается хорошо. Все здесь есть - и сюжет, и напряжение, и атмосфера, и написано увлекательно. Эпизод с банкой "колы" вообще супер. Все очень живо описано. Это плюсы.
А теперь о минусах.
"Но причём здесь фашисты? Это ведь храм... Хотя они творили свои бесчинства везде. Абсолютно везде, но... Это Германия. Что они могли делать у себя на родине?"
Очень верное замечание. "Бесчинства" в храме на территории Германии? Да еще и в городе, где и так находился концлагерь? Подобная идея граничит с историчеким абсурдом и выбивает из повествования. Кстати, и сам автор, похоже, понимает эту нелепость - не случайно же его герой удивляется, но ответа при этом не находит. Кроме того, сегодня уже откровенно мешает слово "фашисты". Из какой страны, а главное, из какого времени герой рассказа? Нацистов называли фашистами (а между нацистами и фашистами разница огромна) только в Советском Союзе, до развала. Сегодня такое определение выглядет совершенно неуместным, тем более, в рассказе, действие которого происходит в Германии.
Но самый серьезный минус - это концовка. Это дико прямолинейное морализаторство... Грубо. Особенно, если учесть, что мораль сводится к ветхозаветному "не убий" - это же первая заповедь, ничего древнее и неоригинальней придумать вообще невозможно!
С логикой здесь тоже не все в порядке. С чего это вдруг профессиональный киллер поменял свое мировоззрение? Что на него так подействовало? Попробуем разобраться. Сам факт убийств жертв нацистов? Вряд ли. Его собственное отношение к убийству четко выражено в начале повествования (он ведь киллер, то есть человек с особым взглядом на этот вопрос и особыми психическими характеристиками): "Только вместо колы будет кровь, вперемежку с остатками головного мозга. Но особой разницы ведь нет?" Значит, сам ФАКТ убийства подействовать на него не мог, к нему он готов по определению. Тогда что? Вернемся к тексту:
"Призраки. Жертвы и палачи. Они возникали очень быстро и тут же исчезали, словно подхватываемые вихрем. Солдаты, расстреливающие беззащитных женщин. Врачи в испачканных тёплой кровью халатах. Обнажённые женщины, сотрясающиеся от проходящего через них электрического тока. Их мышцы буквально взрывались от нечеловеческого перенапряжения, после чего видение исчезало... Газовые камеры с заходящимися в плаче детьми...
Опять врачи. И больной орущий до изнеможения, поскольку исследуемая операция отнюдь не подразумевала наркоза... "
Ответ напрашивается такой: на него подействовали не убийства как таковые (см. выше), а та жестокость, с которой эти убийства были совершены. Но сам киллер никакой жестокости к своим жертвам не проявлял! Где же связь?
И наконец:
"Смогу ли я... ещё раз... когда-нибудь... спустить курок?
Вряд ли... Я пас."
Ни в кого? Даже в палача-нациста или его сегодняшнего аналога?
В общем, все это совершенно не убеждает, логика более чем шаткая и критики не выдерживает.
Резюмирую: Хорошо написанный, до определенного момента увлекательный рассказ, безнадежно загубленный неубедительной морализаторской концовкой.
Soundtrack: Der Blutharsch "The Pleasures Received in Pain"
Оценка: 6
8. Бродяга
"Куда ты, тропинка, меня привела?"
Бременский Некрономикон
Ну и? Сколько мы уже слышали историй про то, как всякие злодеи (маньяки сексуальные и не очень, серийные и односерийные) заманивают свои жертвы предложением показать котенка (щенка, книгу, тетрадь, дневник, одну интересную штучку)? Что добавляет рассказ к этой привычной схеме? Только то, что жертву заманивают в мертвое царство? Маловато для сюжета.
Soundtrack: Fields of Nephilim "Elyzium"
Оценка: 3
9. Внучок
"Месть - это блюдо, которое следует подавать остывшим и немного разложившимся"
Дон Карлеоне (192? - ??36)
Я обещал отмечать наличие опечаток. Вот, отмечаю. В этом рассказе их хватает.
А сам рассказ хорош. История-перевертыш. Ведь, действительно, читатель поначалу убежден, что парня в деревне всякая нечисть ждет, и то, что он сам нечисть и есть - красивый поворот сюжета.
Что ж, как правило, чем лучше рассказ, тем меньше есть, что о нем сказать.
Soundtrack: Dead Can Dance "In the Realm of a Dying Sun"
Оценка: 7
10. Возвращение
"Так превратится в прочерк то, что когда-то было мной"
Щербаков "Издалека вернувшись"
"К тому же местечко Шенье издревле славилось свирепыми волками, которые вырезали одиноких путников не хуже, чем разбойники." - волки ВЫРЕЗАЛИ? Мутанты, не иначе...
Рассказ читается с интересом, но, увы, как это часто бывает, заканчивается более чем предсказуемо. Это, естественно, разочаровывает.
Текст неплохо бы вычитать - на предмет тавтологий, как минимум.