Грант Рина: другие произведения.

Как издать книгу в Америке: Написание синопсиса (часть 1)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение цикла "Как издать книгу в США на английском языке".

  В англоязычной издательской практике существует два схожих понятия: "a synopsis" (синопсис) и "an outline" (изложение содержания). В нон-фикшн существует также понятие "a summary" -- "краткое содержание", но оно практически не применяется к художественной литературе, так что мы его касаться не будем. Сначала разберем разницу между первыми двумя, а потом рассмотрим каждое в отдельности.
  
  Первое различие между синопсисом и изложением -- это длина. Вообще нужно сказать, что "синопсис" и "изложение" -- это очень широкие понятия, жестких правил по длине и форме тут нет. Стандартный синопсис обычно не превышает полутора, максимум двух страниц через один интервал. Изложение содержания гораздо длиннее и может достигать нескольких страниц на каждую главу -- в законченном виде страниц тридцать-сорок через один интервал.
  
  Но это "стандартный вариант". Некоторые издательства предъявляют свои, особые требования к длине синопсиса или изложения, о которых всегда упоминают в своих WG. При подаче материалов иные редакторы требуют "синопсис или изложение", другие "синопсис плюс подробное изложение", третьи "синопсис, три первые главы и изложение остального содержания", четвертым не надо вообще ничего, и т.д. и т.п. Обо всех таких предпочтениях говорится в редакционных Writers' Guidelines. Кстати, издательства часто предпочитают формулировку Submission Guidelines, но это означает то же самое: указания для потенциальных авторов.
  
  Если в Submission Guidelines особых требований к длине синопсиса или изложения нет, то посылается "стандартный вариант": одна-полторы, максимум две, страницы на синопсис и/или подробное многостраничное изложение.
  
  Второе различие между синопсисом и изложением -- это их содержание. Изложение -- это последовательный пересказ событий произведения глава за главой. В подробностях мы об этом поговорим ниже, в разделе об написании изложения. А сейчас обсудим в подробностях написание синопсиса.
  
  1. Что такое синопсис.
  
  Синопсис представляет собой не пересказ событий романа, а краткую обрисовку сути произведения -- кто, где, когда, основной конфликт, духовное изменение героя в результате. Это как бы призма, которая свет вашего произведения преломляет под определенным углом так, что остается один сфокусированный луч. Поэтому значительная часть сюжета и персонажей вообще не упоминается в синопсисе -- все детали, все второстепенные сюжетные отклонения отсеиваются, остается только самая суть вашего замысла и идеи романа.
  
  Маленькое отступление. У нас существует убеждение, что западная литература якобы бездуховна, пишется ради денег, не призывает читателя к высшим ценностям. Я не знаю, откуда взялось такое мнение. Основной критерий, по которому любой редактор судит присланное произведение, особенно в США, где понятие "политкорректности" возведено на пьедестал, -- это именно идея романа и духовный выбор, который стоит перед главным героем. Нелегкая внутренняя борьба, конфликт добра со злом и перерождение героя в результате событий романа -- вот о чем должен быть ваш синопсис ( и сам роман, ессно). Сюжет важен постольку, поскольку он поддерживает идею. Американскому редактору интересен тот роман, в результате которого герой после напряженной внутренней борьбы изменяет действительность и себя к лучшему - а навороченный сюжет должен логически проистекать из сложностей этой борьбы. Поэтому синопсис прежде всего должен раскрывать идейную суть произведения.
  
  Я уже говорила, что несколько лет назад мне посчастливилось попасть на двухнедельный семинар, посвященный написанию синопсисов. Две недели неустанного переписывания, рецензирования, выслушивание безжалостной критики педагога и коллег, ловля тараканов в чужих синопсисах - этот "полевой лагерь" дал нам больше, чем годы неспешных "занятий литературой".
  
  Нам рассказали, в частности, что некоторые хорошие авторы тратят на написание синопсиса столько же времени, сколько на написание романа. В любом случае синопсис пишется не день и даже не неделю. Ухватить самую суть 600-страничного текста и подать ее в нескольких абзацах так, чтобы было ясно, увлекательно и убедительно - для этого требуется труд и время.
  
  Дело в том, что именно сам автор часто имеет совершенно неправильное представление о том, что за произведение он написал. "Со стороны виднее" - это абсолютно верно по отношению к литературе. Поэтому перед написанием синопсиса вам абсолютно необходимо чужое мнение, взгляд на рукопись со стороны.
  
  Тут очень уместно упомянуть главных друзей автора - бета-ридеров. Бета-ридер - это друг или коллега автора, который согласился бесплатно, по дружбе прочитать ваш роман и высказать все замечания, которые только пришли ему в голову. Желательно иметь нескольких разных бета-ридеров, чьи знания и интересы дополняют друг друга: один выловит все грамматические ошибки, другой прочел все романы в данном жанре и точно знает, в чем рукопись не соответствует жанровым требованиям; третий, наоборот, не любит и не читает данный жанр - тем лучше будет, если и его "задело".
  
  Перед написанием синопсиса очень важно прислушаться к мнению бета-ридеров. Если все в один голос утверждают нечто, чего вы сами не знали о своем произведении, -- значит, скорее всего, правы они, а не вы. Например, вы на полном серьезе писали готический "темный" триллер, а бета-ридеры утверждают, что получилась отличная пародия - смеялись от души. В этом случае вы поступите умно, если при написании синопсиса и рассылке рукописи учтете эту разницу мнений. А если их суждения совпадают с вашим представлением о собственном сочинении -- значит, вы действительно на верном пути.
  
  Первые черновики синопсиса, первые попытки описать свое произведение часто похожи на письмо Ваньки Жукова. Неопытный автор старается пересказать все перипетии сюжета, упомянуть все важные события и действующих лиц. Поэтому еще раз повторю: сюжет - это производное от идеи, от темы романа. Вот именно тему и идею нужно раскрыть в синопсисе - посредством тех деталей сюжета, которые их иллюстрируют наилучшим способом.
  
  2. Написание мини-синопсиса, или аннотации
  
  Будет хорошо, если перед написанием синопсиса автор посвятит некоторое время подготовительной работе - написанию мини-синопсисов в одно и несколько предложений. Эта работа помогает сконцентрироваться и получить ясное представление о сути собственного произведения. Эти мини-синопсисы автор может затем использовать как готовые аннотации - известны случаи, когда именно их издательства использовали потом для рекламы книги.
  
  Прежде всего автор должен посмотреть на произведение и честно себя спросить: какова основная мысль моего романа? С чем борется герой? Почему он победил или проиграл? Мнения бета-ридеров при этом должны обязательно учитываться.
  
  Потом нужно взять побольше бумаги (или включить компьютер) и постараться сформулировать эту главную идею в одном предложении. На это уйдет много попыток, бумаги и времени. При этом надо охватить только главную сюжетную линию, главный нравственный выбор героя, а заодно раскрыть, "кто", "где" и "когда". Пишется любой вид синопсиса всегда в настоящем времени. Вот например:
  
  Когда нищий петербургский студент Родион Раскольников в приступе лихорадки убивает двух невинных женщин, он и не догадывается, что его главным врагом станет не хитроумный следователь, а собственная совесть.
  
  Идея произведения - борьба с совестью, преступление и наказание. Кто - больной, нищий студент Раскольников (сразу сочувствие, а не ненависть к убийце). Где - в Санкт-Петербурге. Когда - подтекст предполагает, что в "тогдашнем", дореволюционном Петербурге. Сюжетная линия - охота хитроумного следователя за убивцем Раскольниковым, а также муки совести последнего.
  
  Также в этом предложении необходимо дать редактору ясное представление, к какому типу и/или жанру относится ваша рукопись. Ваше описание романа должно подпадать под требования нужного редактору жанра или стиля, даже если сам роман целиком в эти рамки не укладывается.
  
  Например, если у вас детектив, где двигатель жанра -- это преступление, то такой мини-синопсис будет сконцентрирован на самом преступлении (а, скажем, не на побочной любовной линии, как бы ни была она важна для сюжета).
  
  Роман о любви - упор в синопсисе делается на эмоциональные отношения двух главных персонажей, а сюжет, место и эпоха действия лишь добавляют колорит.
  
  Роман для детей или о детях - синопсис строится на приключении главного героя-ребенка, даже если оно лишь небольшая часть "настоящих" приключений взрослых персонажей романа ("Остров сокровищ" -- это "маленькая" история юнги Джима, и синопсис будет о ней, а не о захвативших "Испаньолу" пиратах. "Подросток" -- это "маленькая" история взросления Долгорукого, и синопсис будет о ней, а все серьезные интриги и предательства, которым он явился свидетелем, будут упомянуты в синопсисе только как двигатель его духовного роста.)
  
  Все это может показаться элементарным, но зачастую автору действительно очень трудно определить, "о чем" его произведение. И такая тренировка - написание мини-синопсисов - помогает посмотреть на рукопись трезвым взглядом.
  
  Такими "аннотациями" в одно предложение на собственный роман надо покрыть не одну страницу и заниматься этим не один день. Тогда наконец у автора будет более-менее ясное представление о том, что же такое он написал. Это - первый этап подготовки к написанию синопсиса.
  
  Второй этап - написание аннотации из двух предложений. Выдающийся американский педагог Дуайт В. Свейн, чей умный и сложный учебник Techniques of the Selling Writer регулярно переиздается с 1965 года, приводит свой принцип написания таких "мини-синопсисов", по принципу "Утверждение - вопрос":
  
  Такой синопсис состоит из двух предложений, которые содержат пять ключевых элементов литературного произведения. Это:
  
  1. Герой. Это о нем книга, он борется с препятствиями, он взаимодействует с другими действующими лицами.
  
  2. Ситуация. Это тот фон дестабилизирующих событий, который вынуждает героя действовать.
  
  3. Цель. Если герою нечего добиваться и не с чем бороться, то и книги нет. Добьется он своей цели или нет - неважно. Главное, чтобы он боролся.
  
  4. Противник. Это может быть кто или что угодно -- человек, общественный порядок или сила природы. Но лучше читаются те книги, в которых противник олицетворяется конкретным человеком.
  
  5. Угроза. Для достижения убедительной кульминации нужно, чтобы герою угрожало Нечто Невыразимо Ужасное -- с чем ему в кульминации придется встретиться лицом к лицу. И это Нечто должно быть как можно более зримым и конкретным!
  
  Имея эти пять элементов, мы можем составить схему из двух предложений, в которой первое предложение - это утверждение: герой, ситуация, цель.
  
  Второе предложение - это вопрос: сумеет ли герой преодолеть противника и угрозу?
  
  Вот как это выглядит на примере:
  
  
  Герой: Когда Иван Иванович Мотыльков, скромный работник бухгалтерии,
  
  Ситуация: узнает, что половина его сослуживцев - внедрившиеся пришельцы с планеты Глюк,
  
  Цель: он пытается проникнуть в их ряды и ликвидировать корабль пришельцев.
  
  Противник: Сумеет ли Мотыльков противостоять хитроумию вождя пришельцев Ыххра
  
  Угроза: и спасти нашу планету, которой уготована участь энергетического придатка системы Глюк?
   В следующую среду будем наконец говорить о написании синопсиса как такового, а пока я очень советую тем, кому это нужно, попробовать писать эти два вида "мини-синопсисов". После этого писать настоящий, "большой", будет намного легче.
Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Б.Стриж "Невеста из пророчества"(Любовное фэнтези) А.Светлый "Сфера: один в поле воин"(ЛитРПГ) O.Vel "C176345c"(Антиутопия) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) М.Боталова "Темный отбор 2. Невеста дракона"(Любовное фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) А.Верт "Пекло 2"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) LitaWolf "Избранница принца Ночи"(Любовное фэнтези) В.Коновалов "Чернокнижник-4. Харон "(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"