Аннотация: Продолжение цикла "Как издать книгу в США на английском языке".
В англоязычной издательской практике существует два схожих понятия: "a synopsis" (синопсис) и "an outline" (изложение содержания). В нон-фикшн существует также понятие "a summary" -- "краткое содержание", но оно практически не применяется к художественной литературе, так что мы его касаться не будем. Сначала разберем разницу между первыми двумя, а потом рассмотрим каждое в отдельности.
Первое различие между синопсисом и изложением -- это длина. Вообще нужно сказать, что "синопсис" и "изложение" -- это очень широкие понятия, жестких правил по длине и форме тут нет. Стандартный синопсис обычно не превышает полутора, максимум двух страниц через один интервал. Изложение содержания гораздо длиннее и может достигать нескольких страниц на каждую главу -- в законченном виде страниц тридцать-сорок через один интервал.
Но это "стандартный вариант". Некоторые издательства предъявляют свои, особые требования к длине синопсиса или изложения, о которых всегда упоминают в своих WG. При подаче материалов иные редакторы требуют "синопсис или изложение", другие "синопсис плюс подробное изложение", третьи "синопсис, три первые главы и изложение остального содержания", четвертым не надо вообще ничего, и т.д. и т.п. Обо всех таких предпочтениях говорится в редакционных Writers' Guidelines. Кстати, издательства часто предпочитают формулировку Submission Guidelines, но это означает то же самое: указания для потенциальных авторов.
Если в Submission Guidelines особых требований к длине синопсиса или изложения нет, то посылается "стандартный вариант": одна-полторы, максимум две, страницы на синопсис и/или подробное многостраничное изложение.
Второе различие между синопсисом и изложением -- это их содержание. Изложение -- это последовательный пересказ событий произведения глава за главой. В подробностях мы об этом поговорим ниже, в разделе об написании изложения. А сейчас обсудим в подробностях написание синопсиса.
1. Что такое синопсис.
Синопсис представляет собой не пересказ событий романа, а краткую обрисовку сути произведения -- кто, где, когда, основной конфликт, духовное изменение героя в результате. Это как бы призма, которая свет вашего произведения преломляет под определенным углом так, что остается один сфокусированный луч. Поэтому значительная часть сюжета и персонажей вообще не упоминается в синопсисе -- все детали, все второстепенные сюжетные отклонения отсеиваются, остается только самая суть вашего замысла и идеи романа.
Маленькое отступление. У нас существует убеждение, что западная литература якобы бездуховна, пишется ради денег, не призывает читателя к высшим ценностям. Я не знаю, откуда взялось такое мнение. Основной критерий, по которому любой редактор судит присланное произведение, особенно в США, где понятие "политкорректности" возведено на пьедестал, -- это именно идея романа и духовный выбор, который стоит перед главным героем. Нелегкая внутренняя борьба, конфликт добра со злом и перерождение героя в результате событий романа -- вот о чем должен быть ваш синопсис ( и сам роман, ессно). Сюжет важен постольку, поскольку он поддерживает идею. Американскому редактору интересен тот роман, в результате которого герой после напряженной внутренней борьбы изменяет действительность и себя к лучшему - а навороченный сюжет должен логически проистекать из сложностей этой борьбы. Поэтому синопсис прежде всего должен раскрывать идейную суть произведения.
Я уже говорила, что несколько лет назад мне посчастливилось попасть на двухнедельный семинар, посвященный написанию синопсисов. Две недели неустанного переписывания, рецензирования, выслушивание безжалостной критики педагога и коллег, ловля тараканов в чужих синопсисах - этот "полевой лагерь" дал нам больше, чем годы неспешных "занятий литературой".
Нам рассказали, в частности, что некоторые хорошие авторы тратят на написание синопсиса столько же времени, сколько на написание романа. В любом случае синопсис пишется не день и даже не неделю. Ухватить самую суть 600-страничного текста и подать ее в нескольких абзацах так, чтобы было ясно, увлекательно и убедительно - для этого требуется труд и время.
Дело в том, что именно сам автор часто имеет совершенно неправильное представление о том, что за произведение он написал. "Со стороны виднее" - это абсолютно верно по отношению к литературе. Поэтому перед написанием синопсиса вам абсолютно необходимо чужое мнение, взгляд на рукопись со стороны.
Тут очень уместно упомянуть главных друзей автора - бета-ридеров. Бета-ридер - это друг или коллега автора, который согласился бесплатно, по дружбе прочитать ваш роман и высказать все замечания, которые только пришли ему в голову. Желательно иметь нескольких разных бета-ридеров, чьи знания и интересы дополняют друг друга: один выловит все грамматические ошибки, другой прочел все романы в данном жанре и точно знает, в чем рукопись не соответствует жанровым требованиям; третий, наоборот, не любит и не читает данный жанр - тем лучше будет, если и его "задело".
Перед написанием синопсиса очень важно прислушаться к мнению бета-ридеров. Если все в один голос утверждают нечто, чего вы сами не знали о своем произведении, -- значит, скорее всего, правы они, а не вы. Например, вы на полном серьезе писали готический "темный" триллер, а бета-ридеры утверждают, что получилась отличная пародия - смеялись от души. В этом случае вы поступите умно, если при написании синопсиса и рассылке рукописи учтете эту разницу мнений. А если их суждения совпадают с вашим представлением о собственном сочинении -- значит, вы действительно на верном пути.
Первые черновики синопсиса, первые попытки описать свое произведение часто похожи на письмо Ваньки Жукова. Неопытный автор старается пересказать все перипетии сюжета, упомянуть все важные события и действующих лиц. Поэтому еще раз повторю: сюжет - это производное от идеи, от темы романа. Вот именно тему и идею нужно раскрыть в синопсисе - посредством тех деталей сюжета, которые их иллюстрируют наилучшим способом.
2. Написание мини-синопсиса, или аннотации
Будет хорошо, если перед написанием синопсиса автор посвятит некоторое время подготовительной работе - написанию мини-синопсисов в одно и несколько предложений. Эта работа помогает сконцентрироваться и получить ясное представление о сути собственного произведения. Эти мини-синопсисы автор может затем использовать как готовые аннотации - известны случаи, когда именно их издательства использовали потом для рекламы книги.
Прежде всего автор должен посмотреть на произведение и честно себя спросить: какова основная мысль моего романа? С чем борется герой? Почему он победил или проиграл? Мнения бета-ридеров при этом должны обязательно учитываться.
Потом нужно взять побольше бумаги (или включить компьютер) и постараться сформулировать эту главную идею в одном предложении. На это уйдет много попыток, бумаги и времени. При этом надо охватить только главную сюжетную линию, главный нравственный выбор героя, а заодно раскрыть, "кто", "где" и "когда". Пишется любой вид синопсиса всегда в настоящем времени. Вот например:
Когда нищий петербургский студент Родион Раскольников в приступе лихорадки убивает двух невинных женщин, он и не догадывается, что его главным врагом станет не хитроумный следователь, а собственная совесть.
Идея произведения - борьба с совестью, преступление и наказание. Кто - больной, нищий студент Раскольников (сразу сочувствие, а не ненависть к убийце). Где - в Санкт-Петербурге. Когда - подтекст предполагает, что в "тогдашнем", дореволюционном Петербурге. Сюжетная линия - охота хитроумного следователя за убивцем Раскольниковым, а также муки совести последнего.
Также в этом предложении необходимо дать редактору ясное представление, к какому типу и/или жанру относится ваша рукопись. Ваше описание романа должно подпадать под требования нужного редактору жанра или стиля, даже если сам роман целиком в эти рамки не укладывается.
Например, если у вас детектив, где двигатель жанра -- это преступление, то такой мини-синопсис будет сконцентрирован на самом преступлении (а, скажем, не на побочной любовной линии, как бы ни была она важна для сюжета).
Роман о любви - упор в синопсисе делается на эмоциональные отношения двух главных персонажей, а сюжет, место и эпоха действия лишь добавляют колорит.
Роман для детей или о детях - синопсис строится на приключении главного героя-ребенка, даже если оно лишь небольшая часть "настоящих" приключений взрослых персонажей романа ("Остров сокровищ" -- это "маленькая" история юнги Джима, и синопсис будет о ней, а не о захвативших "Испаньолу" пиратах. "Подросток" -- это "маленькая" история взросления Долгорукого, и синопсис будет о ней, а все серьезные интриги и предательства, которым он явился свидетелем, будут упомянуты в синопсисе только как двигатель его духовного роста.)
Все это может показаться элементарным, но зачастую автору действительно очень трудно определить, "о чем" его произведение. И такая тренировка - написание мини-синопсисов - помогает посмотреть на рукопись трезвым взглядом.
Такими "аннотациями" в одно предложение на собственный роман надо покрыть не одну страницу и заниматься этим не один день. Тогда наконец у автора будет более-менее ясное представление о том, что же такое он написал. Это - первый этап подготовки к написанию синопсиса.
Второй этап - написание аннотации из двух предложений. Выдающийся американский педагог Дуайт В. Свейн, чей умный и сложный учебник Techniques of the Selling Writer регулярно переиздается с 1965 года, приводит свой принцип написания таких "мини-синопсисов", по принципу "Утверждение - вопрос":
Такой синопсис состоит из двух предложений, которые содержат пять ключевых элементов литературного произведения. Это:
1. Герой. Это о нем книга, он борется с препятствиями, он взаимодействует с другими действующими лицами.
2. Ситуация. Это тот фон дестабилизирующих событий, который вынуждает героя действовать.
3. Цель. Если герою нечего добиваться и не с чем бороться, то и книги нет. Добьется он своей цели или нет - неважно. Главное, чтобы он боролся.
4. Противник. Это может быть кто или что угодно -- человек, общественный порядок или сила природы. Но лучше читаются те книги, в которых противник олицетворяется конкретным человеком.
5. Угроза. Для достижения убедительной кульминации нужно, чтобы герою угрожало Нечто Невыразимо Ужасное -- с чем ему в кульминации придется встретиться лицом к лицу. И это Нечто должно быть как можно более зримым и конкретным!
Имея эти пять элементов, мы можем составить схему из двух предложений, в которой первое предложение - это утверждение: герой, ситуация, цель.
Второе предложение - это вопрос: сумеет ли герой преодолеть противника и угрозу?
Вот как это выглядит на примере:
Герой: Когда Иван Иванович Мотыльков, скромный работник бухгалтерии,
Ситуация: узнает, что половина его сослуживцев - внедрившиеся пришельцы с планеты Глюк,
Цель: он пытается проникнуть в их ряды и ликвидировать корабль пришельцев.
Противник: Сумеет ли Мотыльков противостоять хитроумию вождя пришельцев Ыххра
Угроза: и спасти нашу планету, которой уготована участь энергетического придатка системы Глюк?
В следующую среду будем наконец говорить о написании синопсиса как такового, а пока я очень советую тем, кому это нужно, попробовать писать эти два вида "мини-синопсисов". После этого писать настоящий, "большой", будет намного легче.