Аннотация: Продолжение цикла "Как издать книгу в США на английском языке".
Из всех видов литературной деятельности публикация нехудожественных произведений, пожалуй, меньше всего зависит от случая или редакторского вкуса. Если книга потенциально востребована, она увидит свет. По статистике на каждый роман в США публикуется в среднем 4 нехудожественных сочинения.
Выражаю огромную благодарность американской писательнице Дженне Глатцер, которая любезно разрешила мне использовать в статье ее заметки о маркетинге нехудожественного произведения. Дженна Глатцер - главный редактор писательского ресурса Absolute Write, одного из крупнейших в Интернете, и автор многих книг, посвященных литературному мастерству. Ссылку на сайт Absolute Write я уже приводила, но упомяну еще раз:
http://www.absolutewrite.com/
А сайт самой Дженны со ссылками на ее книги находится вот тут:
http://www.jennaglatzer.com/
Дальше я буду много повторяться -- ведь я уже говорила на эту тему в статье о написании коммерческого предложения. Но поскольку все публикуемое тут в журнале -- первый черновик, набросок на скорую руку, то и повторяться я не боюсь. Все равно в будущем весь материал будет переписываться и меняться местами так, чтобы все было логично и упорядоченно.
Итак, вы хотите написать книгу нехудожественного характера. Это могут быть ваши мемуары или биография выдающегося человека, учебник или альбом репродукций, "Астрология для чайников" или справочник по оказанию первой помощи при несчастных случаях. В выборе темы для произведения возможны два варианта:
Либо вам самому пришла в голову идея книги.
Либо вы пишете ее по заказу конкретного издательства.
Каждому понятно, что писать по заказу значительно проще, хотя кое-что из этой статьи и в этом случае пригодится. Мы же будем рассматривать более сложный вариант: у вас есть идея будущей книги, но нет никакого представления о том, кто этой идеей может заинтересоваться.
Первое, что рекомендует Дженна Глатцер, это проверить, хватит ли вашей идеи на целую книгу. Объем нехудожественной рукописи на английском языке в среднем составляет не менее 70 тыс. слов, это размер небольшого романа. Вы наверняка сможете написать по своей идее статью; возможно, даже выдоите из нее материала на десяток статей, но заслуживает ли она целой книги? И увлекает ли вас эта идея настолько, чтобы посвятить ей полгода жизни?
Второй вопрос, на который необходимо честно себе ответить, это: насколько вы компетентны писать по данному вопросу? Есть ли у вас необходимая квалификация или научные звания, есть ли доступ ко всей необходимой информации? Или вы решили писать на одном голом энтузиазме? В этом случае, возможно, самое время подумать о дипломированном соавторе с требуемым профессиональным опытом, чье имя придаст книге вес. Например, продолжает Глатцер, если вы хотите написать книгу о воспитании детей, а сами вы -- просто рядовой родитель, то было бы неплохо пригласить соавтором детского психолога: и издатели, и читатели больше склонны доверять советам экспертов.
Чтобы определить, хватит ли у вас материала на целую книгу, Глатцер рекомендует первым делом набросать коротéнькое изложение содержания будущей рукописи, по паре строчек на каждую главу, или списком перечислить поднимаемые в каждой главе вопросы.
Следующее, что необходимо сделать, это определить:
ЕСТЬ ЛИ У МОЕЙ КНИГИ ЧИТАТЕЛЬ?
Велика ли ее потенциальная аудитория? Вы можете зажмуриться и повторять, что ваша книга адресована "широкому кругу читателей", пишет Глатцер, но ни один издатель не будет вас слушать. Он прежде всего хочет убедиться, что у книги есть рынок сбыта, и от вас он ждет доказательств существования этого рынка.
Это вовсе не значит, что книга на специфическую тему с узким кругом потенциальных читателей не сможет пробиться в печать. Нужно, однако, сознавать, что большинство крупных редакций ею не заинтересуются, поэтому в этом случае придется искать маленькие специализированные издательства. В США, например, университетские типографии часто издают сочинения по узкому кругу научных и профессиональных вопросов. Но на особый доход в этом случае ни автору, ни издателю рассчитывать не придется.
В этом случае возможно, что в случае выхода книги часть распространения вам придется взять на себя. Готовы ли вы к этому? Как вы рассчитываете выйти на потенциального покупателя книги? Есть несколько способов: например, у вас есть собственный сайт или рассылка специально для этой группы потребителей, через которые вы можете распространять книгу. Может быть, вы регулярно читаете лекции или выступаете перед людьми данной группы? Или вы являетесь членом организаций, которые занимаются поднимаемой в книге проблемой?
Дженна Глатцер предлагает несколько способов выяснить, есть ли у книги потенциальная аудитория. Прежде всего проверьте в Интернете (в Yahoo особенно), существуют ли группы, посвященные обсуждению данной темы. Проверьте базы данных периодических изданий (см. ссылки на базы данных журналов в предыдущей статье) -- существуют ли журналы, которые публикуют материалы по данной теме? И какие это журналы -- отраслевые (профессиональные) или потребительские? Преподается ли данная тема в учебных заведениях? Пишут ли о ней газеты? Поднимается ли она по ТВ, обсуждается ли в ток-шоу?
Следующий шаг -- самый главный. Вы должны выяснить, какие книги уже написаны на данную тему. В большинстве случаев, пишет Глатцер, гораздо лучше, если такие книги уже существуют. Быть "первой ласточкой" опасно: издатель непременно задаст вопрос, почему никто не додумался написать об этом раньше вас. Может быть, все авторы до вас посчитали, что книга на эту тему будет плохо продаваться? Или им показалось, что спрос на нее (т.е. потребность в этой информации) отсутствует?
Веское оправдание 'первой ласточке' может быть такое: это первая книга такого рода, потому что сам обсуждаемый в книге вопрос возник совсем недавно. Например, это может быть справочник по новой компьютерной программе или недавно признанном заболевании.
Затем вам нужно внимательно изучить ВСЕ имеющиеся в продаже книги по данному вопросу и честно себя спросить: чем моя книга от них отличается? В чем она лучше? И нужна ли вообще еще одна книга по этой теме? Почему? Что такого вы можете добавить, чего еще никто не сказал до вас? Это должны быть конкретные, логические доводы. "Книга будет непохожа на другие, потому что только я знаю, как и что надо писать по этому вопросу," -- это не довод, а отмазка.
Живущим в США или других англоговорящих странах легче всего: они могут пойти в магазин или библиотеку и в свое удовольствие порыться на полках. Но и в интернетовских магазинах можно найти всю информацию по существующей литературе. Онлайновые магазины ценны еще и тем, что часто они публикуют отзывы читателей на продаваемые книги. Внимательно изучайте эту информацию: именно отзывы покупателей дадут вам ясное представление о том, чего читателям не хватает в уже изданных книгах, что именно им в них нравится и что еще на эту тему они хотели бы прочесть в будущем.
Особенно внимательно следует изучать бестселлеры в данной категории. Обязательно задайте себе вопрос, почему именно эти книги продаются лучше остальных и как мне написать мою книгу еще лучше, чтобы она их дополняла и давала недостающую информацию.
По большей части, продолжает Глатцер, старую не переиздающуюся литературу изучать не стоит: эти книги вам не конкуренты. Проблема, однако, может возникнуть в том случае, если вы обнаружите, что новых книг по вашему вопросу нет. Это может означать, что старые книги продавались плохо и издатели решили не тратить деньги на их переиздание или на выпуск новых. В этом случае перед вами встанет очень трудная задача: убедить их вновь "открыть" заведомо нерентабельную тему.
Следующий этап -- определить, с кем придется провести интервью для данной книги: эксперты, очевидцы, "звезды" и т.д. Есть ли у вас доступ к этим людям? Захотят ли они с вами говорить? Не спустят ли вас с лестницы? Именно сейчас нужно наладить все контакты -- когда подпишете контракт на книгу, будет уже поздно.
Итак, прежде чем садиться писать, нужно убедиться в следующем:
1. Материала хватит на полноценную книгу.
2. Моего интереса и усидчивости хватит, чтобы ее написать.
3. Я могу назвать целевую аудиторию книги. Я также знаю, как выйти на этих людей.
4. Я прочел уже изданные книги по этому вопросу и знаю, в чем именно моя будет лучше и в чем она их дополняет.
5. Я знаю, что в новой книге такого рода есть необходимость: не потому, что я хочу ее написать, а потому, что многие неизвестные мне люди захотят ее прочесть.
6. Если других книг на эту тему нет, я тем более убежден, что для нее уже готов рынок сбыта, и я знаю, как доказать это издателю.
7. Я знаю, как связаться с упоминаемыми в книге людьми, и я уверен, что они захотят со мной говорить.
Следующий этап - это и есть АНАЛИЗ РЫНКА. Его результаты вы затем должны будете полностью изложить в своем коммерческом предложении на книгу. Я уже писала о коммерческом предложении вот тут:
Повторю на всякий случай: коммерческое предложение - это ваше письмо в издательство, в котором вы предлагаете им идею будущей книги. В нем, в числе всего прочего, вы должны будете изложить описание своей целевой аудитории. Поэтому ее нужно уметь определить.
Что такое целевая аудитория? -- Это группа людей, которые могут заинтересоваться вашей книгой.
Подумайте об этих людях. Кто они по профессии? Какие у них убеждения? Какие еще книги они покупают? Какие журналы выписывают? Какие передачи они смотрят по телевизору? Чем они занимаются в свободное время?
Ответьте на эти и другие подходящие вопросы в столбик. Например, если у вас книга об автомобилях, то ваши ответы могут быть:
Обратите внимание, что все группы должны быть большие. Если выставка -- то национальная, а не местное шоу автомобильного кружка.
Затем следует как можно точнее обрисовать вашу целевую аудиторию. Для этого вам понадобится изучить существующие статистические данные по "вашему" вопросу.
Кто преобладает в данной группе -- мужчины или женщины?
Возрастная группа?
Образование?
Средний доход?
Наиболее распространенные среди них профессии?
Живут в городе или в деревне?
Семейное положение?
Есть ли дети?
Есть ли какие-либо общие черты характера, интересы, хобби и т.п.?
Обязательно следует привести все ссылки на источники статистических данных, например: "Согласно исследованию, проведенному в 2005 году учеными Колумбийского университета, 63,8 процента всех профессиональных автомехаников имеют среднее образование."
В тех случаях, когда статистическая информация отсутствует, следует провести самостоятельные исследования с помощью поисковиков и интернетовских групп. Заинтересованные в "вашем" вопросе организации также могут предоставить нужную статистику. Особое внимание следует обратить на надежность данных: по ним будут судить о вашей компетентности.
И далее главное, о чем пишет Дженна Глатцер:
"Читая ваши статистические выкладки, издатели вовсе не ожидают, что все перечисленные категории людей побегут покупать будущую книгу. Глядя на цифры, они попытаются определить, какой процент из них ее купит: два процента? Десять? Затем они проверят, как продавались другие книги этой категории, и проверят, как продавались в прошлом ваши собственные книги, если таковые имеются. Оценят вашу "базу" (platform). И уже исходя из этого попробуют прикинуть, как пойдет книга.
Напоследок следует заметить, что нехудожественная литература -- это одна из областей, где издание за свой счет вполне приемлемо. Если поднимаемый вами вопрос настолько узок, что вся целевая аудитория состоит из кучки специалистов, вы вполне можете пойти по этому пути. Но в этом случае, как и всегда при издании за свой счет, вся тяжесть распространения книги целиком ляжет на ваши плечи.