Аннотация: Верить или не верить изложенному в книге, соглашаться или не соглашаться с доводами и умозаключениями, версиями автора каждый из прочитавших решает сам...
УДК 821.161.1-31
ББК 84(2Рос=Рус)6-44
Ф91
О.В.Фролов.
Прошлое. Версии... − М.: Эдитус, 2013. − 168 с.
ISBN 978-5-906162-70-0
ISBN 978-5-906162-70-0 љ Фролов О.В., 2013
љ Оформление.
Издательство "Эдитус", 2013
От автора
Здравствуй, уважаемый читатель!
Ты взял в руки и открыл мою книгу, заметно отличающуюся от всех тех моих, которые ты мог видеть и читать ранее. Эта книга посвящена прошлому: истории нашей Родины, раскрываемой через различные версии возникновения и развития населенных пунктов одного из территориально удаленных от Москвы "окраинных" районов Подмосковья.
Книга - результат поиска и осмысления исторических данных, начало которому было положено в моей статье "Что мы знаем о нашем прошлом или версии краеведа...", опубликованной в 2008 г. на сайте "Проза.ру" и официальном сайте администрации Лотошинского муниципального района www.lotoshino.org. К моменту завершения этой книги только на сайте www.lotoshino.org со статьей познакомились более двадцати тысяч его посетителей. И ни одного возражения по ее содержанию! О чем это говорит? Каждый вправе дать собственный ответ на этот вопрос...
Я же написал эту книгу, руководствуясь одним правилом: лучше мало, не полно, чем совсем ничего!
Допускаю, что ряд сформулированных мною версий, которые изложены мною в книге, в последующем будут уточнены или отвергнуты как недостоверные. И это хорошо! Значит, я не зря привлек внимание, заинтересованный читатель пошел дальше меня, узнал больше меня, и в результате обогатил историческую память потомков!
Именно эту цель я и преследовал, отправляя в издательство эту мою книгу!
С уважением, О.В.Фролов
Лотошино! Край Подмосковный,
Своей историей гордясь,
Живет размеренной спокойной
Судьбой, что, в правду, удалась.
Бывало все: бои, сраженья,
Но восстанавливаясь всегда,
Живет, века храня терпенье,
Наша Лотошинская земля!
Храня предания веками,
Не нарушая связь времен,
Живут и славу умножают
Все, кто в Лотошино рожден!
Живите люди, продолжайте
Идти по жизни сквозь года,
Чтоб краше, лучше становилась
Наша Лотошинская земля!
Лотошинский край - территория до настоящего времени недостаточно изученная, скрывающая свои тайны, мало чем отличающаяся от других индустриально не развитых и густо не населенных территорий центра Европейской части России.
А между тем его территория - это территория, на которой издавна проживали те, кого мы считаем своими далекими, очень далекими предками.
***
I.Исторические сведения о заселении и населении
Чем дальше и дальше мы удаляемся от своих исторических корней, тем все труднее и труднее установить, кто мы и откуда пошли наши предки, почему наша малая родина носит те названия населенных пунктов, которые вписаны в наши паспорта, и которые, зачастую, ничего не говорят нам. Не зная этого, мы можем превратиться в "Иванов, не помнящих родства". Без знания этого невозможно быть истинными патриотами малой родины, да и всей нашей Отчизны.
В качестве отправной точки возьмем, размещенную на официальном сайте администрации Лотошинского района информацию о том, что "Лотошинская земля - древняя земля. Многие тысячелетия назад здесь жили люди. Об этом свидетельствуют найденные ... изделия людей каменного века".
Так что за люди, какого роду-племени, жили на Лотошинской древней земле? Где, в каких, по-современному говоря, населенных пунктах они и их потомки жили до 1478 г. - года первого упоминания "с. Лотошино"?
Ясно, что большинство из них относятся к индоевропейцам - потомкам прошедшим 6-8 тысячелетий назад по территории Русской равнины ариев.(1) В течение времени общий массив людей-индоевропейцев не мог не распасться на отдельные этносы, в том числе интересующие нас протобалтийские и праславянские племена.
Протобалтийские (позднее восточно-балтийские) племена в центральной части этой территории (верховья Волги и нижнее течение Оки) известны со II тысячелетия до н.э. На востоке они граничили с финно-угорскими племенами и на юге с протоскифами. (2) При этом точные сведения о составе восточно-балтийских племен, равно как и точно очерченные границы расселения каждого из них на территории Московии науке достоверно не известны. Известно лишь, что "балтийский субстрат" был неоднороден. (21)
Финно-угорские племена к VIII-VII до н.э. постепенно расселились в покрытой непроходимыми лесами части Восточной Европы, в том числе вокруг нынешних рек Оки и Москвы.(3) Очевидно, самым большим из финно-угорских племен, пришедшим на эту территорию было, возникшее в 1-м тысячелетии до н.э. племя меря.(4) Меря задержались в центре Русской равнины надолго, занимая территорию нынешних Ярославской, Ивановской и Костромской и частично Владимирской, Вологодской, Тверской и Московской областей.
Около XV века до н.э. из индоевропейцев выделись праславяне, занимавшие территорию от Дуная до Одера. В I тысячелетии до н.э. праславяне разделились на западную и восточную ветви: Окончательно сформировались славянские племена (западные славяне и восточные славяне) к началу нашей эры.(5)
Племена восточно-балтийских славян: кривичей, новгородских словен, вятичей массово переселились на слабозаселенную территорию с низкой плотностью балтов и финно-угров (мери) в течение VIII--XI веков. (29) При этом "псковские кривичи образуют союз с новгородскими словенами, а словенско-полоцкие кривичи продолжают занимать области на восток от Смоленска и, продвигаясь севернее Москвы-реки, к XI занимают северную часть волжско-окского междуречья" (3)
Почему массово? Потому, что есть сведения, что отдельные поселения славян на этой территории начали возникать уже с VI века. (2)
Таким образом, по крайней мере, на части нынешней территории Тверской и Московской областей уже к концу I тысячелетия н.э. соседями балтийских (летто-литовских) племен, в частности голяди, были финно-угорские племена, а также славяне. "Славяне и пришедшие с ними скандинавы включили данный регион в сферу международной торговли". (11)
Ясно, что часть племен вытеснялась на другие территории, но, очевидно, большинство оставалось на уже занимаемой территории, ассимилировалось пришедшими. Важно, что "древние переселения народов, скрещения племен, покорение одних народов другими неизбежно сопровождались слиянием сходных культов, заменой имен божеств или увеличением количества имен у одного божества, почитавшегося несколькими племенами". (97)
Из слияния балтийских, финно-угорских и славянских племен в основном и IX-XI в.в. в Волго-Окском междуречье возникла древнерусская этническая общность (11), в результате чего в частности к XII веку и сформировалось древнерусское население древней Московии, часть которого проживало на территории нынешнего Лотошинского муниципального района. При этом из славян на Лотошинской земле в древние времена проживали кривичи, тесно взаимодействовавшие с новгородскими словенами. Кривичи пришли "из центральных районов Польши, где велась постоянная и жестокая борьба за южное побережье Балтийского моря между западными славянами, германскими, датскими и скандинавскими племенами" (1)
Почему в основном? Потому, что в целом, славянизация длилась с доисторических времен вплоть до XIX века,(2) "свою лепту" в формирование русского населения, как, несомненно, догадывается читатель, внесли и другие этносы, но об этом дальше в книге.
Как проходило расселение балтийских, финно-угорских, и славянских племен на новых для них землях? Изначально анклавами и главным образом по рекам - единственным доступным для них среди заросшей непроходимым лесом территории Русской равнины путем. Плавание по водной глади позволяло им не только перемещаться самим, но и перевозить домашний скарб, организовывать торговлю и т.п.
То, что это так, может легко убедиться любой из читателей этой книги, достаточно только взглянуть на географическую карту Московской области. По территории Московии и до настоящих дней протекает множество рек и речушек, ручьев, в доисторические и древние времена бывшими значительно более полноводными. Не зря же Московию в древности называли Страной источников.(6)
Реки были, говоря современным языком, главными транспортными и грузовыми артериями, соединявшие населенные пункты, возникавшие, главным образом, по их берегам.
Поселения создавались преимущественно на незанятых, не освоенных их предшественниками территориях и некоторый период существовали рядом с уже имевшимися. Конечно, некоторая часть пришедших расселялась и в уже ранее существовавших поселениях, но до прихода славян, на взгляд автора это было исключением из правила.
Почему? Да потому, что финно-угорские племена расселялись узкими полосами, "островками" или "группами" (11) на низких берегах рек, а пришедшие до них племена восточных балтов, создавали поселения высоких, крутых речных берегах, сооружали укрепления, со временем становившиеся все более мощными. В V-VIII веках эти поселения, окруженные деревянными конструкциями (например, частоколом из заостренных кверху и вкопанных в землю стволов) и глинобитными бастионами, были, по сути, похожи на города, и являлись центрами племенных образований. (2) В свою очередь славяне также не только создавали новые поселения, но и, ассимилируя балтийское и финно-угорское население, проникали и занимали их поселения, в том числе (и это версия автора) превращая поселения балтов в славянские города-крепости, осуществляющие во многом охранные функции прилегающих территорий и торговых путей.
Принципиально важно, что кроме "крупных городов, были небольшие городки, часто оборонительного характера. Они были важны для двигавшихся с запада на восток восточных славян как опорные пункты на пути их следования. Родовые коллективы, соответствовавшие сельским поселениям, не образовывали городов, но жили вокруг них, снабжая горожан всем необходимым" (29)
Со второй половины XIII в.-XIV в. повсеместно поселениям, располагавшимся на плоских приречных террасах, пришли на смену скопления поселений, расположенных "в 200-500 м от рек и ручьев на высоте до 40 м над их уровнем", "на пологих склонах" (7) Характерно, что многие древние города возникали при двух и более реках, в последствии меняя свое местонахождение, (8) а некоторые из них, со временем, утратив свое торговое, оборонительное и иное предназначение, прекращали свое существование или приходили в упадок, превращаясь с более мелкие населенные пункты. (9)
Древние племена, проживавшие и пришедшие на территорию Русской равнины были активными участниками торговых отношений, через которую проходил второй путь "из варяг в греки" (3)
Также как и первый путь "из варяг в греки" с Севера до Юга Европы по линии Волхова - Днепра,(9) второй путь сформировался в первом тысячелетии до н.э. Сформировался во многом потому, что в первом тысячелетии до н.э. возникли основные водные пути на заселяемой финно-угорскими племенами западной части междуречья Волги и Оки.
Он пролегал от Балтийского моря через Новгород и шел через реку Мсту, Тверцу, Верхнюю Волгу, Всходню в Москву-реку, Оку, далее волоком к Дону и по Дону в Азовское море, а затем и в Черное море.(3) Этот второй путь существовал, по крайней мере, до IX века.(3)
Таким образом, и балты, и финно-угры, пришедшие за ними на территорию Московии кривичи и вятичи знали и пользовались существовавшими водными путями по линии Волхова - Днепра (3), равно как с Верхней Волги до верховьев Дона. (10)
То, что это именно так, подтверждают, на взгляд автора, и некоторые арабские источники, рассказывающие о существовавших уже в VIII веке трех политических племенных центров славян: Куявии с центром Куяба (Куява) - скорее всего это Киев, Славии с центром Слава - вероятно, это новгородские славяне и Артании с центром Арту (Арсу) - в верховьях Дона. Если относительно Куявии разногласий у историков практически нет, то в отношении двух остальных центров есть и другие мнения, (3, 12) например, Артания - это возможно Пермь, Белоозеро, Тмуторокань, Ростов и др.
Наряду со вторым путем из "варяг в греки" по Волге и междуречью между Верхней Волгой и Окой проходил и Балтийско-Волжский водный путь, соединявший Северную и Западную Европу с Востоком,(11) в частности с Уралом и Каспийским морем. Установлено, что племена восточных балтов, в частности латгалы, имели устойчивые торговые связи с финно-угорскими и славянскими племенами. (2)
Путь с запада на восток шел через Всходню или Яузу на Учу, из нее в Клязьму и далее через Владимирское княжество на Волгу. (23) А с востока на запад по Оке и верхнему течению Волги. (35)
Балтийско-Волжский путь, имевший сообщение с путем "из варяг в греки", сложился во второй половине VII века и интенсивно функционировал с IX века, что оказало значительное стимулирующее воздействие на социально-экономическое развитие примыкавших к нему территорий. (15) Есть достоверные данные, что в IX веке по этому пути проходила славяно-скандинавская торговля, осуществлялся доступ к источникам арабского серебра. (35)
Участок Балтийско-Волжского пути, ведущий от Новгорода к "бассейну реки Волги и, далее, к волжскому понизовью" (16) назывался "низовым" и шел по реке Волхов, озеру Ильмень, рекам Мета и Тверца, Волга. На Волге от устья реки Вазуза было шесть путей в Ростово-Суздальскую землю по рекам Вазуза, Шоша, Дубна, Нерль, Которосль и Ока. Кроме того, по Оке, Уче, Шати и волоком до Иван-озера караваны попадали на Дон, вытекающий из Иван-озера. А через верховья реки Москва и Ворю, Угру и волок до реки Вязьмы достигали Днепра. (23)
Как понимает читатель, автора интересует один из них - шошинский (щошинско-ламский) водный путь в Ростово-Суздальскую землю, а позднее в Московское княжество. По этому пути караваны поднимались по Шоше в ее приток Ламу, по ней доходили до Волока Ламского (ныне г. Волоколамск, основанный новгородцами), затем волоком суда доставлялись до реки Рузы, но более вероятно, что до ее притоков: реки Озерна и реки Волошня, и из них в Москву-реку.
Археологи установили наличие на этом участке пути у рек Озерна и Волошня поселений XI-XII веков. Не смотря на то, что во второй половине XV века значение шошинского (шошинско-ламского) водного пути значительно уменьшилось, этот водный путь использовался, по крайней мере, и в XVI-XVII веках. Его эксплуатация прекратилась только в XVIII веке.
По сути, Волга в те времена была трансъевропейским торговым путем. (11)
Не следует забывать и о том, что через Волок Ламский, и, как полагает автор, через территорию нынешнего Лотошинского муниципального района, в частности через Микулино и Лотошино, "проходила и Волоцкая сухопутная дорога из Великого Новгорода в Москву, Рязань и другие приокские города".(103)
Как увидит в дальнейшем читатель, важно, что существуют исторические сведения о том, что представители скандинавских племен (норманны-викинги), объединившись в группы, попали в южную часть Русской равнины (в Киев) воспользовавшись путем "из варяг в греки", (8) а в IX-X веках в бассейн Верхней Волги - вместе с новгородскими словенами и ассимилируемым словенами финно-уграми по Балтийско-Волжскому пути,(11, 35) что еще праславяне контактировали с древними германцами, (26), а полабские славяне (например, лютичи) имели большие торговые связи с восточными балтами, (13) пруссы - с Новгородом и Киевом,(14) племена восточных балтов по рекам Угра и Ока продвигались в земли поволжских угров.(2)
Таким образом, в древние времена территория Московии была не только местом, в котором пересекались маршруты перемещавшихся по Русской равнине племен, часть из которых окончательно оседала здесь, но и местом пересечения торговых путей, идущих с северных, западных, восточных и южных направлений. В этой связи автор особо обращает внимание читателей на то, что славяне, скандинавы, немцы, балты и финны в VIII - XI веках были связаны не только общими экономическими интересами, но и культурными нормами. (35)
Важно, что в XII-XIII веках территория верховьев рек Лоби и Ламы вошли в состав Новгородской республики. (18)
II. О языках
Известно, что словарный запас любого языка за редким исключением в подавляющем большинстве состоит из исконных, производных из них, а также заимствованных слов.
Ясно, что каждое вновь приходившее главным образом вдоль рек на территорию осваивающее ее племя, встречало уже сформированные прежними "коренными" племенами названия рек и селений, которые, как утверждают ученые, практически не изменялись или подвергались некоторым изменениям в связи с особенностью языка (диалектов) того или иного впервые пришедшего на территорию племени.
А поскольку это так, то и существующие географические названия (названия рек, населенных пунктов), значительная часть которых, несомненно, возникла на местах прежних поселений племен, должны сохранить следы балтизмов, финно-угорского и славянского языков. При этом особенно важно, что языки балтов и славян имеют общую историческую основу возникновения - индоевропейскую. На протяжении многих веков и тот и другой языки были общими языками соответственно как для балтийских, так и соответственно славянских племен.
Таким образом, сохраненные исторической памятью названия "могут косвенно указывать на этническое своеобразие местного населения. ... помогают сориентироваться и сузить круг поисков. ... указывают с той или иной степенью определенности только на наличие контактов на данной территории". (22)
В этой связи крайне важно рассмотрение гидронимов и ойконимов - названий водных объектов (рек, ручьев и др.) и любого населенного места, от города до отдельно стоящего дома (29)
Названия, своими корнями связанные с исчезнувшими языками, в топонимике относят к субстратным. (24) По мнению автора на рассматриваемой в данной книге территории в результате длительных контактов племен, населявших ее, налицо присутствие, как заимствованных слов, так и слов, сложившихся из разноязычных словообразующих элементов. Это вполне корреспондируется с утверждением о том, что "заимствованное слово... является результатом контактов между племенами, этносами, народами, происходивших в определенную эпоху и на определенной территории" (25)
Учитывая, что по территории современного Лотошинского муниципального района в древности проходили пути из Новгорода до Каспийского моря, автор считает вполне вероятным, что балтийские элементы гидронимов и ойконимов имеют "не только восточно-балтийское (особенно латгальское), но и западно-балтийское происхождение, будучи занесены ... в результате миграции славян (кривичей) с более западных территорий" (36), как и то, что "некоторые балтизмы ... проникли через прибалтийско-финские языки" (37)
Конечно, точного представления о словарном составе языков нет, однако, известно, что язык восточно-балтийских племен в наибольшей степени приближен к литовскому языку, правда, при наличии большого количества элементов латышского; а финно-угорских племен, в частности племени меря, - к языку марийцев, эрзя, мордвы,(21, 4) "..мерянский язык - праязык всех ныне существующих финно-угорских народов." (33)
"Мордовский язык, испытавший в древности сильное влияние со стороны балтийских языков (или языка), позднее подвергся не менее сильному воздействию языка русского. Лексика и мокшанская, и эрзянская полна русских слов" (21)
Языки финно-угорской группы: "прибалтийские (финский, ижорский, карельский, вепский, эстонский, ливский и другие), саамские (в частности на Кольском полуострове), мордовский (эрзя, мокша), марийский..." (5)
"В финских языках название объекта всегда идет впереди слова, определяющего сам объект..., в то время как у славян эти слова пишутся отдельно и всегда наоборот..." (1)
Как увидит в дальнейшем читатель, имеет место быть и славяно-балтийско-польские словоообразование (2). Нельзя упускать из виду и наличие большого числа германизмов в славянской лексике, так как ареалы распространения германских, балтийских и славянских языков соседствовали, а также кентумных элементов лексики (кельты). (26)
Поскольку "словообразование - это процесс", (21) важно, что "человек, создающий звукоподражательное слово, членит определенное звучание сугубо индивидуально по принципу "что кому слышится и как представляется" (25) Поэтому выделение тех или иных корней и суффиксов или сравнивание со сходно звучащими словами (21) позволяет довольно достоверно определить происхождение названий рек и озер (гидронимов) и населенных пунктов.
При этом основную этимологическую информацию в слове несут не аффиксы, а корень (25), "внешне одни и те же суффиксы могут принадлежать к разным языкам". (21) Корень слова обычно состоит из 3-5 фонем. (28)
Как увидит в дальнейшем читатель, особое значение для автора имеют многие словообразовательные компоненты.
Например, корень *lei- (лить, течь) не только балтийский, он есть и славянском и финно-угорских языках (мордовское -лей, -ляй). Кроме того компоненты -лей, -ляй присоединялись к корням финно-угорского происхождения. Окончание названий на -лей, -ляй - это следствие балтийского влияния на финно-угорские племена. (21)
Названия с формантами -ш- и -кш- могут быть и финно-угорскими, и балтийскими, и русскими. (21) Названия на -ва и -ша могут принадлежать разным языкам, -ва и -ша в финальной части слова являются суффиксами, а не значимыми словами (25) Литовское -še при заимствовании в славянские языки дает -ша (21, 25) Окончание названий на -ва относится к финно-угорскому племени меря (32) Формант -ва на коми, марийском и мерянском языках означает "река", "вода", "мокрый". (33)
Элемент -ва - "вода" (коми), -ава - "мать, самка" (мари). Элемент -ша (от форманта -кша) (21) означает "вода, река". Эрзянское слово "-ква", "кува" означает "местность, где...", "место, где..." (33) Однако есть мнение, что "ни в одном финно-угорском языке нет никаких следов слова *ша со значением "вода, река". (25)
Выше автор уже указывал, что языки балтов и славян имеют общую историческую основу возникновения - индоевропейскую. Например, славянский переход s > x, или раннеславянские заимствования k" > *c > *s из балтийского языка. (26) Русское ш при украинском с и польском s" (27)
От праиндоевропейской эпохи в славянский язык попал суффикс -jъ прибавляемый до XIII в. к названиям городов, основы которых, оканчивались на некоторые согласные (-р, -ц), приведший к образованию -л после -в. С XIII в. возрастает топонимичность суффиксов -ов-/-ев-, -ин-. Названия образованные от природных объектов с суффиксом -ов/-ев, -ин известны уже в XI в. К XIII в. появляются названия городов с этими суффиксами -ов/-ев, -ин. В XIII-XV вв. массово появляются названия сельских поселений на -ов/-ин. Названия с суффиксом -ьскъ, образованные от топографических, географических и этнических названий и личных имен, также относятся к ранним. Названия с суффиксом -ън- давались городам и деревень, при для городов (мужской род) - с суффиксом -ънъ, а деревням (средний, женский роды) как более мелким поселениям - с суффиксом -ъно/-ъна. К древнейшим относятся и названия с формантами -нъ, -анъ, -унъ, -енъ, -ънъ, -ынъ. Формант -ъjе служил для образования названий местностей и городов. Древними является и формант -ица, формирующий названия деревень, рек и урочищ, а также и форманты -ец и -ичи. (29) По версии автора -ца может означать подчиненность, уменьшение в размерах
Суффикс -чь означает принадлежность. (20) и по версии автора позднее превратился в -ц. Наиболее древние славянские суффиксы -н-, -ица-. Славянский словообразовательный тип на -ка, -овка (-евка) появился в XVI-XVII веках. (24) Древнерусские суффиксы -ян- и -ик(а)- соответственно равнозначны финским суффиксам -ns- и -ikka-.
Слог -ли, означающий "чистый", в русском языке меняется на слог -лю (30) Суффикс -ино обозначает принадлежность (чье?) (31) Уменьшительная частица -ка (33)
Важно и то, что окающие говоры были характерны для кривичей, а акающие говоры - вятичей. (3)
Имело место приглушение звонких "з" и "д" и перестановка "з" и "с", "д" и "т" , "к" и "г", "д" могло выпадать из-за плохой слышимости, замена "о" на "а", произношение "з", "с(ь)", "ц" вместо "ж", "ш(щ)", "ч" и наоборот. (33) Древние индоевропейские прилагательные с -u- основой дают производные с суффиксом -v- (25) Для данной книги особенно важно, что большое количество древних индоевропейских прилагательных с -u- основой сохранил литовский язык, известный своей исключительной архаичностью (25)
Установлено, что "сумма словообразовательных моделей в балтийских и славянских языках почти полностью совпадает" (21) Например, корень "nep/nop/nur" есть и в славянском и в балтийских языках, обычно из него формируются названия рек, озер и деревень.(2) Отсюда и появление топонимических гибридов состоящих из балтийского корня и славянского суффикса или наоборот (25), а также наличие структурных балто-финских сходств в образовании слов. (26)
От балтийского -аре, -ире образовался славянский формант -а(-я), а - (u)va, - (a)va образовался славянский формант -ва. (10) Морфемы у-, о- также балтийского происхождения (10)
Слова, производные от гидронимов и оканчивающиеся на -ин также балтийского происхождения. (21) Суффикс -in- имеет славянское значение - инский, -инской, -инка, -енка, -(ь)ня. (21) Буквы "т", "у" и "ы" преобладают в эстонских топонимах и гидронимах несмотря на финский язык эстов, это говорит о том, что эсты были кельтским племенем. (1)
Образования оканчивающиеся на -ava, -uva и -va имеют в качестве производящей основы прилагательные на -ủs (25) Балто-язычный термин -ап (-апе, -упе), -аре, -ире имеет смысловое значение "вода", "река" (24, 10) Элемент -уга (-юга) восходит к древнему финно-угорскому слову со значением "река". Маа- имеет значение "земля". (24) Слово "мате" означает "мать". (2) Мордовские "мар" - бугор, куча (29) В мерянском языке: "ме" - "мужчина", "мол" - "рыба". (1)
Следует учитывать и то, что карельский язык содержит глухие k, p, t, s, š и звонкие g, b, d, z, ž , а также имеется конечная огласовка двусложных и в ряде случаев многосложных слов с древней a(ä) в абсолютном конце, при этом, "если в первом слоге выступает гласный переднего ряда", например, i, ï, ä, "то в последующих слогах могут выступать лишь гласные того же ряда и, наоборот, при задних гласных", например, о, ö " в первом слоге в последующих слогах выступают гласные заднего ряда, i и е в отношении гармонии нейтральны". В карельском языке "kala" означает "рыба". (34)
Слово "идель" в татарском и башкирском языках, относящихся к тюрским, означает "река". (20)
Итак, на протяжении многих веков, живя рядом и ассимилируясь, и балты, и финно-угры, и славяне использовали, развивали, обогащали и изменяли словарный запас своих языков до тех пор, пока из этих языков не сложился один, объединивший их: древнерусский язык, ставшим единым для сложившегося этноязыкового единства с перевесом славян.(4) Не маловажно, что на его языковый запас оказали влияние и славянско-скандинавские отношения,(35) а также то, что "ареалы распространения германских, балтийских и славянских языков" соседствовали.(165)
Вот почему, прежде чем приступить к изложению версий, автор, исходя из того, что связь истории и топонимики неразрывна,(33) счел необходимым хотя бы вкратце познакомить читателей с основополагающими сведениями, знание которых поможет в дальнейшем лучше понять изложенное в настоящей книге
***
Теперь, когда читатель имеет общее, возможно несколько не полное представление о заселении и древнем населении Московии, в том числе территории интересующего нас нынешнего Лотошинского муниципального района - территории балтов, финно-угров и кривичей, тесно взаимодействовавших с новгородскими словенами, перейдем к изложению и рассмотрению версий, особо принимая во внимание, что расселение племен проходило анклавами.
Начнем с рек. При этом, как в дальнейшем увидит читатель, автор не в полной мере разделяет утверждение о том, что "вся сложная словообразовательная система древнейшей гидронимии бассейна Оки ... является балтийской, а не славянской и не финно-угорской" (25) , а также том, что гидронимы балтийского происхождения - это, образно говоря, следы былого расселения балтоязычных племен, (24) равно как и утверждение о том, что "анализ речных и иных названий балтийского происхождения в бассейне реки Оки показывает, что это - гидронимия не "западнобалтийского типа"..., а восточнобалтийского, наиболее близкая к литовскому языку, но с элементами, близкими к языку латышскому". (21)
III.Реки
ЛОБЬ
Река Лобь (или Лоба, как ее называют на старых картах) (19), - правый приток реки Шоша, наряду с Шошей главная водная артерия древнего времени Лотошинской земли, и ныне протекающая по территории Лотошинского муниципального района. По Лоби (Лби, как ее называют в Тверских писцовых книгах 1539-1540 гг. и писцовой книге 1580-1581 гг.) (18, 17) и ее притокам расселялись племена и проходили до прокладки сухопутных дорог торговые пути. "Принимает слева р. Шерстню, Издетель, справа руч. Кизель. Бассейн мало залесен, но много болот". (43)
Версия балтийского происхождения
В науке устоялось предположение о том, что гидроним Лобь "восходит к балтийскому географическому термину" loba, lobas означающему "долина, русло реки" Лобь (lobas, lobis) - "хорошая" (добрая) река. Историческая наука установила, что "в I тысячелетии до н.э. на юге и востоке балты проживали в верховьях Днепра, Оки" (56) При этом учитывается, что Лобь входила уже при раннем расселении балтов в водный путь, соединяющий, Днепр, Оку через Ламу, реку Москву, Рузу и Волошню с Верхней Волгой (20, 21, 48, 49)
В то же время мало обращается внимания на то, что имеются и другие значения слова lóbas - это "яма, лужа, болото", а также есть слово lobnủs - "низкий, впалый, глубокий" (21)
И практически совсем не рассматриваются другие, возможные на взгляд автора, варианты происхождения названия реки. В этой связи автор предлагает читателям собственные версии. Итак.
Версия финно-угорского происхождения
Лобь - производное из заимствованного этнонима лопь. Что же, а вернее, кто же эта лопь? Лопь (древнерусское название) - это саамы (35, 39, 41), называющие себя лопарями (этноним -лопь и производное от него -лопарь) "Наименования древних и средневековых племен и народов сплошь и рядом переносились на соседей. ...по-видимому, и средневековое русское население Севера различало чудь и лопь,..." (22)
В этой связи не случайно, что "... у Лоби есть небольшой приток под названием Лопца."" (20)
А на "Карте Московской губернии 1821 г." на реке Лобь обозначено не Лотошино, а Лопатино, (45) также как и на "Генеральной карте Тверской губернии (Сочинена по новейшим и достоверным сведениям в Санкт-Петербурге 1821 года)". Что это? Не внимательность картографов или реальный отголосок древней истории, генетическая память живших на момент составления этих карт на территории нынешнего Лотошинского муниципального района? Карты-то изготовлены "по новейшим и достоверным сведениям"!
Как же это название попало из Финляндии в центральную часть России, в частности на территорию нынешнего Лотошинского муниципального района? Автор считает, что вполне вероятно, не без участия переселившихся сюда балтов, что вполне корреспондируется с известной в исторической науке гипотезой "о проникновении балтийских племен в Финляндию" (21), а также через переселившихся сюда карелов, поскольку лопь населяла существовавшие с конца VI века карельские княжества. (40)
Немаловажно и то, что в русском языке слово лопарь имеет бранное значение, является синонимом слов: басурманин, нехристь, еретик, не соблюдающий установления церкви, а слово лопь - некрещеный младенец. (39,42) Кстати, современные саамы (лопь), не проживающие в Российской Федерации, являются христианами-протестантами (лютеранами) (41) и, очевидно, имели это же вероисповедование в прежние века, что также подтверждает версию автора о происхождении названия реки от слова лопь. А, как увидит в дальнейшем читатель, вопросы вероисповедования тесно связаны с историей нынешнего Лотошинского муниципального района.
А как же то, что название реки перекликается со словами -лап и -лоп современного лугово-марийского языка, означающими долину? Автор считает, что поскольку балты были предшественниками пришедших на их территорию финно-угров, то финно-угры переняли у них название реки, оставив его без изменения.
Имеет право на существование и предположение о том, что название реки связано со старорусским словом либь, означавшее "древне-русское"(39) название небольшого угрофинского племени ливов, (56) проживавшего на "северном прибрежье Курляндии и в Ней-Салисе в Лифляндии" (38), т.е. "в северных и западных частях современной Латвии", у которого "большую роль играли рыболовство и бортничество, а также торговля" (13)
Вместе с тем, автор не исключает вариант, что Лобь - это искаженное название племени любь (7), однако, по его мнению замена в течение веков -ю на -о маловероятно
Версия славянского (русского) происхождения
Автор полагает возможным, что гидроним Лобь - это трансформированный за много веков древнеславянский гидроним Лаба (нем. Эльба), перенесенный на территорию нынешнего Лотошинского муниципального района в результате миграции балтов или кривичей.
Почему? Судите сами.
Историки утверждают, что "с конца 6 в. до середины 13 в. н.э. восток, север и северо-запад современной Германии" был местом проживания полабских славян - большой группы западнославянских племен, объединенных в три племенных союза: лужичане, лютичи (велеты или вильцы) и бодричи (ободриты, рароги или ререки) Эта территория простиралась на западе - от устья Эльбы, а на севере - до Балтийского моря. (13,53)
"Эльба (Лаба) (чеш. Labe, нем. Elbe) - река бассейна Северного моря, берет начало в Чехии. Основное течение - по территории Германии" (52) Чехия - территория, где изначально жили славяне.
С юга соседями лютичей были восточнопрусские балтоязычные племена, в частности голядь. (54)
Балтоязычное племя голядь "согласно древнерусским письменным источникам XI-XIIвеков" обитало, в том числе "на территории современных Московской, Смоленской и Калужской областей", "между землями вятичей и кривичей". Очевидно, что в этой связи не случайно в настоящее время в соседнем с Лотошинским Клинском муниципальном районе, а также в Дмитровском "существуют деревни с названием Голяди" (55, 56)
В то же время ряд историков полагают, что, "первоначально (II век) голядь жили в Восточной Пруссии, а потом мигрировали на восток в верховья Оки, где ассимилировали местных восточных балтов".
В этой связи автор выдвигает версию о том, что название реки Лаба было перенесено на открытую в результате переселения реку, что полностью корреспондируется с утверждением историков о том, что во время экспансии балтов на восток они принесли древнеевропейские гидронимы.(26) В данном случае они перенесли известный и заимствованный ими у славян гидроним.
Важно и то, что на "старых картах название иногда писалось, как Лоба" (20) и только с XVII века река называлась Лобь. (57)
То, что гидроним Лобь может быть славянского происхождения, указывают и следующие совпадения.
Реку Лобь, как указывал автор в начале этой главы, в Тверских писцовых книгах 1539-1540 гг. и писцовой книге 1580-1581 гг. называли Лба. А древнерусском языке есть слово "Лъбъ" - "череп", в чешском "Leb", род.п.lbi ж., lbu, lba м. - "череп", польском лъeb, род.п. лъba "голова". (39) Внимательный читатель, несомненно, помнит, что ранее автор указывал на то, что кривичи пришли "из центральных районов Польши" (1)
Если же принять во внимание, что существует указание на то, что река Лобь имеет другое "название - Лов" (50) , то с учетом, что новгородские словены использовали для торговли путей с севера на юг, в том числе проходившие через территорию нынешнего Лотошинского муниципального района, вполне вероятна следующая версия происхождения гидронима: река Ловать - Ловь - Лов - Лобь.
И еще одна версия автора относительно появления гидронима Лобь, версия, являющаяся всего лишь частью общей версии автора, с которой читатель познакомится, прочитав данную книгу...
Мало кому известно, что "Любы-Бог был покровителем влюбленных у славян... Любы-Бог и Люль, или Лель, одно лицо вероятно. Оно на Севере Руси упоминается как "Люли", а на Юге как "Люб-Любы-Люб". Ему придавалось, вероятно, значение Бога любви в супружестве, то есть любви физической, .... Для чувства нефизического был Бог-Ладо. ... Если был Бог-Ладо, то и была Богиня Лада". "в разных местах были то божество Ладо, то богиня Лада, и, наконец, супружеская чета Ладо с Ладой" (58) Так почему не допустить, что при переходе от язычества (Люб) образовалось раннее христианское Лоб, в дальнейшем превратившееся в Лобь? Нельзя не учитывать и чередование -д и -б и изменение в разговорном языке -а на -о (Ладо, Лада - Лоб- Лобь).
РУССА.
Река Русса - левый приток реки Лобь. (20)
В наше время река имеет два названия: Русса или Русца.(44) "В документах и на картах XVII - начала XX встречалось также написание Русца и Рузца". (20)
Есть предположение, что гидроним Русса - балтизм, т.е. имеет "балтийское происхождение ...(от ruosa - "узкий луг с ручьем, лежащий между полями или лесами" (20, 29) Однако, соглашаясь с балтийским происхождением гидронима, автор считает, что нельзя оставлять без внимания и то, что существуют гидронимы Русс и Русне - название правого рукава дельты реки Неман, а также гидроним Руссна - прежнее название "Куршского залива, которое можно прочесть на карте Пруссии, составленной в 1576 г." (14)
В то же время на "Карте Московской губернии с лежащими вокруг местами" (1745 г.) указана река Руса.
В этой связи автор полагает, что балтийское название реки трансформировалось в древнерусском языке в гидроним Руца (рука), а в дальнейшем в Руса - Русца (Рузца) - Русса. В данном случае гидроним Руца отражает бесспорный факт: река и настоящее время - приток реки Лобь.
ИЗДЕТЕЛЬ
Необычное название реки, не правда ли читатель?
Считается, что "оно происходит из языков балтийской группы (в латышском языке есть izdega - "горелое место в лесу). От подобного слова могло возникнуть название реки Издегель или Издедель, которое позже превратилось в устной печи в Издетель. Таким образом, имя этого водотока можно перевести как "река на горелом месте", "горелая река") (20)
На взгляд автора могут быть еще два варианта происхождения данного гидронима, основанные на том, что название реки на протяжении многих веков неоднократно трансформировалось.
В этой связи автор предлагает два варианта происхождения гидронима.
Первый основан на предположении о том, что название изначально имело балтийское происхождение, точнее скандинавское. Известна древнеисландская "Песнь о Риге", среди ее действующих лиц упоминается Адаль - сын Ярла, внук Рига. Имя Адаль примерно означает "сын", "ребенок", "отпрыск".(46) Если принять, что -тель - это искаженное - даль, то в названии реки Издетель отражена ее подчиненность реке Лоби. И действительно река Издетель - приток реки Лоби. В этом случае название реки указывает направление движения или действия: из реки. Или содержит вопрос: где река? (-изде - производное от - и где?)
Второй связан с тем, что как указывалось выше - идель в татарском и башкирском языках, относящихся к тюрским, означает "река". (20)
Автор считает, что такое совпадение первого и второго вариантов не может быть случайным, оно обусловлено как тем, что, как подчеркивал автор выше, в IX веке по территории нынешнего Лотошинского муниципального района проходила часть пути славяно-скандинавской торговли, осуществлялся доступ к источникам арабского серебра, так и последствиями монголо-татарского ига XIII - XV в.в. В последнюю гипотезу корреспондируется и происхождение князей Мещерских, предки которых приняли ислам, а их потомки, принявшие православие, участвовали, в частности, в Куликовской битве и казанском походе 1508 г . (47, 51)
Автору удалось установить, что название реки существовало уже XVII веке, более того в указанном веке существовал и Издетелемский стан Волоколамского уезда.(58)
ШОША
Версия балтийского происхождения
Данная версия считается основной, однако, автору удалось найти только одно лингвистическое обоснование, заключающееся в том, что литовское " -šé передается в славянских заимствованиях посредством -ша" (21) Найти ответ на вопрос: что в этом случае означает "производящая основа гидронима" (21) -шо, автору не удалось.
Версия финно-угорского происхождения
В относящемся к финским языкам современном марийском языке есть слова шокш - "рукав" и шокшо - "тепло, теплый" (21) Правда, при этом утверждается, что они возникли в результате переноса "значительного количества гидронимов" балтийского происхождения "из Волго-Окского бассейна на север в результате колонизации последнего". (21)
Ряд специалистов по гидронимии считают, что "речной" суффикс -ша имел значение "река", относят "к финно-угорским названиям гидронимы ... только из-за наличия у них "финно-угорского форманта" - кша" (21)
Если согласиться с этим, то Шоша - это рука-река или теплая река.
Если Шоша - рука-река, то это не что иное, как отражение того, что река в древности являлась притоком Волги (в настоящее время впадает в Иваньковское водохранилище). Название же "теплая река" может иметь различные толкования, которые читатель может дать самостоятельно...
Если принять версию финно-угорского происхождения, то придется согласиться с тем, что в древние времена на берегах Шоши проживали предки современных марийцев. Это вполне вероятно, если принять во внимание, что расселение марийцев в IX-XVI веках "с юго-запада на северо-восток" проходило, в том числе и "по волжским ... притокам", основу его составляли "территориальные земляческие союзы, идентифицирующие себя по названиям рек". (59) В этой связи интересно, что и в наше время среди марийцев "различаются небольшие "земляческие", по месту жительства, подгруппы", среди которых есть "шошмары". (60)
На взгляд автора, это не случайное совпадение.
Версия славянского (русского) происхождения
На мысль о том, что такая версия возможна, автора при подготовке данной книги натолкнула следующая фраза: "Гидронимы с формантами -ш или -кш могут быть и финно-угорскими, и балтийскими, и, например, русскими..." (21)
Однако, пока автору не удалось найти доказательств, которые могли бы быть положены им в основу версии о славянском (русском) происхождении гидронима, возможно потому, что действительно имела место как "славянизация балтийской гидронимии Поочья", (21) так и финно-угорской.
ЛАМА
Ученые связывают данный гидроним с латышским lama - "узкая длинная долина; маленький пруд, лужа",(61) "низина, узкая долина",(49) литовским lömas = lomủs - "низменный, низкий", а также отмечают сходство названий рек Lomá и Лама (21)
Формант - лам также родственен литовскому luomas - "часть, полоса, участок земли, ряд" и латышскому luo-ms - "улов, налов" (39)
Очевидно, это действительно балтизм, поскольку другие возможные варианты: финно-угорский и славянский (русский), скорее всего, являются производными или заимствованными.
Или древнерусское (с 1391 г.) ламба - "озеро в лесу" (олонецкое, архангельское), ламбина (олонецкое) - "небольшое озеро, образовавшееся на прежнем русле реки" (архангельское). (39)
Автор полагает, что с названием реки и ее значением как одной из сторон волока (Волок Ламский) тесно связаны и такие слова как ламды (архангельское) - "водные лыжи, более длинные, чем снежные", а также ламбои или ламбуи (олонецкое) - "длинные узкие сани", родственные с финским lampus - "перекладина на дне саней". (39) Такие лыжи и сани, очевидно, использовались для перевозки волочением грузов.
По мнению автора от названия реки и ее торгового значения произошли и такие слова как ламанский (поволжское)- "тайный язык мелких торговцев и коробейников", а также ламберить (вятское)- "обмануть, облапошить". (39)
Несколько особняком стоит лам (псковское, тверское) - "хворост", (39) но и это, как уверен автор, можно объяснить, например, тем, что хворост использовался не только для костров, но им выстилали заболоченные участки волока, чтобы облегчить перевозку грузов из реки Лама в реку Волошня. (61)
***
От версий о происхождении гидронимов, переходим к рассмотрению версий о происхождении ойконимов. Начнем, естественно, с административного центра нынешнего Лотошинского муниципального района - Лотошино.
IV ЛОТОШИНО и НОВОШИНО
Прежде чем приступить к изложению новых версий и фактов, подкрепляющих или опровергающих ранее изложенные автором в его статье "Что мы знаем о нашем прошлом или версии краеведа"(63) версии происхождения данных ойконимов, автор считает необходимым напомнить читателям о ранее выдвигавшихся автором в его статье версиях.
Итак, да простит автора читатель за пространную цитату из вышеназванной статьи, но все же: "... в размещенной на официальном сайте администрации Лотошинского района информации "Летопись основных исторических событий п. Лотошино" указано, что "1478 - Впервые упомянуто с. Лотошино 1485 - Лотошино стало дворцовым великокняжеским селом". Также, используя в качестве своеобразного обоснования со ссылкой на писцовые московские книги за 1581 г., в вышеупомянутой информации "История Лотошино с 1478 по 1990", утверждается, что "само название "Лотошино" произошло от слова "лотошить" - торговать с лотка"
Очевидно, вдумчивый и внимательный читатель подметил некоторые, мягко говоря, "нестыковки". Одна из которых "если с. Лотошино впервые упомянуто в 1478 г., значит, к данному году село уже носило название Лотошино, так почему же в качестве обоснования названия используется ссылка из источника более чем на сто лет позднее - на 1581 г.?
...
Мало кому известно, что вплоть до окончания XVIII в. на географических картах нынешнее название "Лотошино" писалось как "Латашина" или "Лоташина"...
Поскольку названия населенных мест с суффиксом -ин- известны уже XI в., активно распространяются в XIII - XV в.в., и получают повсеместное применение с XVIII в., ясно, что основу названия "Латашина" ("Лоташина") могут составлять слова "лат", "латаш".
Если это так, т.е. "лат" - это, говоря современным языком, национальность (в рассматриваемый исторический период, как известно, национальностей, народностей и наций в нынешнем понимании не существовало) представителя одного из балтийских племен (в их состав входили наряду с ливами и др., латы); а "латаш" - видоизмененное слово "латыш". Следовательно, Латашина (Лоташина) - населенный пункт, где живут латы.
Есть и еще одна версия, перекликающаяся с вышеизложенной. "Латаш" слово, производное от глагола "латышать", т.е. картавить, шамкать, нелегко говорить. Почему не допустить, что пришедшие на заселенную не славянскими, а финно-угорскими племенами, а ранее племенами балтов," территорию, "кривичи испытывали затруднения в понимании языка "аборигенов", и это и нашло свое отражение в названии данного населенного пункта, а в дальнейшем закрепилось в тверском говоре.
В этой связи нельзя не остановиться на спорном на взгляд автора утверждении о том, что "само название "Лотошино" произошло от слова "лотошить" - торговать с лотка". Как выше указывалось, написание "Лотошино" установилось после XVIII в.; поэтому, с учетом тверского говора, в его основе могли лежать слова "лоточина" или "лотошливый", которые, соответственно означают, "долинка, росточь, овраг" или "человек торопыга".
...
... еще две версии происхождения ойконима Лотошино.
Первая заключается в том, что ойконим Лотошино (вспомним его написание на географических картах до окончания XVIII в. Латашина, Лоташина) происходит от слова "латать", т.е. чинить, ставить заплату. Следовательно, Лотошино, расположенное на реке Лобь, - место, где производился ремонт древних деревянных судов, перевозивших товары... А уж, лесом, в т.ч. строевыми деревьями, Лотошинская земля всегда богата!
Вторая перекликается с первой и связана с тем, что в слове Лотошино, как и в слове Новошино, можно выделить две составляющие. В первом - "лото" и "шино", во втором "ново" и "шино". Тогда, с учетом написания на географических картах до окончания XVIII в., получается, что для Лотошино исходными являются "латать" и "шина", а для Новошино - "новость" ("новая") и "шина". "Шина" - это металлическая (железная) полоса, крепящаяся на обод колеса или полозья.
Таким образом, Лотошино - это населенный пункт в котором что-то ставилось на колеса или полозья, причем покрытые железом. Что же это что-то? На взгляд автора, это и есть те древние суда, которые перевозили товары ..., их переоборудовали для перетаскивания волоком по суше. Если это так, то Новошино - новое (в отличие от старого - Лотошино) место для такого переоборудования судов.
Металлическая (железная) полоса, очевидно, использовалась для придания необходимой крепости и упругости, меньшего износа трущихся деревянных частей." (62)
Изложенная выше версия автора о том, что ойконим Лотошино - производное от слов "латать" и "шина", а Новошино - "новость" ("новая") и "шина" частично совпадает с тем, что "считается, что "Лотошино" произошло от словосочетания "латать шину", т.е. чинить колеса для карет и телег, ломающихся в пути. ... в Новошино (деревня неподалеку от Лотошина) ... делали новые колеса".(95)
Автору удалось установить, что Новошино упоминается в переписке властей Иосифо-Волоколамского монастыря с подворьями в разных вотчинах не только 1573-1760 годов, (157) но приходно-расходных книгах Волоколамского монастыря 1560-1580 годов. (168)
В вышеназванной статье автор выдвигал версию о том, что Лотошинское (1478-1485 г.г.) удельное княжество, входившее в состав Тверского, выполняло функции охраны проходившего по нынешней территории муниципального образования "Лотошинский район" участка торгового пути. "В 1485 г. и Лотошино, также утратившее свои охранные функции, перешло в разряд великокняжеского (Московского) дворцового села." (63) Однако, при подготовке настоящей книги, доказательств подтверждающих существования Лотошинского княжества автору найти не удалось, кроме как на официальном сайте администрации Лотошинского муниципального района и двух других сайтах, очевидно, использовавших как источник вышеназванный официальный сайт.(94,95) Нет упоминаний и о династии Лотошинских князей. Важно и то, что, поскольку центрами княжеств, как установили историки, были не села, а города, расположенные на высоком берегу при впадении одной реки в другую, Лотошино не может быть центром княжества.
Версия скандинавского происхождения
Эта авторская версия происхождения ойконима Лотошино основана на древнеисландской "Песни о Риге". В этой поэме упоминается один из двенадцати внуков прародителя человечества Рига (Хеймдаля), родившийся от сына Рига - Трэлла (древнеисландское - раб), женатого на Тире (древнеисландское - рабыня). (120) Этот внук был девятым из всех и звали его Лут. "Удобряли поля, строили тыны, торф добывали, кормили свиней, коз стерегли".(121) Автор оставляет читателям решить, соответствует ли это описание деятельности людей, в древности живших на территории нынешнего Лотошинского муниципального района... Но то, что в результате чередования гласных -у и -о могло возникнуть слово Лот, ставшее основой ойконима Лотошино, вполне вероятно.
Версии балтийского происхождения
Автору удалось найти сведения, которые подтверждают возможность балтийского происхождения ойконима Лотошино.
В литовском языке есть слово latäkas, означающее "поток, струя" (21) Если принять, что от - latä возникла первая часть рассматриваемого ойконима: - лото, то он может означать "поселение, принадлежащее потоку, струе", говоря современным языком - это "населенный пункт, расположенный у (на) реки(е)".
Нельзя исключать и вероятность того, что ойконим мог сформироваться в результате слияния двух слов latäkas и läšis. Литовское слово läšis означает "лосось".(21)
Да и вышеизложенная версия автора о том, что ""лат" - это, говоря современным языком, национальность...; а "латаш" - видоизмененное слово "латыш". ... Латашина (Лоташина) - населенный пункт, где живут латы." (63) нашла свое подтверждение.
Ученые полагают, что название латыши возникло от названия восточно-балтийского племени латгалов, которое на востоке граничило с кривичами. Земли латгалов в X-XII веках находились в зависимости от русских княжеств. При чем на правобережье реки Даугавы в IX-XI веках существовали латгальские города с частично восточно-славянским населением (.(63) И, что имеет, на взгляд автора, особое значение уже в 1242 г. "новгордцы называли словом Лотыгола земли латгалов..." (65, 66)
Интересно, что в эстонском языке есть слово laat, означающее "базар, привоз, ярмарка".(72) В случае, если первая часть рассматриваемого ойконима: - лото, произошла в результате народной языковой трансформации слова laat, то он может означать "поселение, где есть базар, привоз, ярмарка", т.е. "населенный пункт, где осуществляется торговля привозными товарами". А это, на взгляд автора, ни что иное, как одно из доказательств того, что Лотошино было одним из центров торговли как на втором пути из "варяг в греки" по Волге, так и Балтийско-Волжском водном пути.
Нельзя не учитывать и то, что до 1845 г. название древних племен - носителей балтийских языков, проживавших на территории современной Прибалтики было летто-литовцы. (56)
Так не в результате ли замены -е на -о и появился ойконим Лотошино?
Версии финно-угорского происхождения
В относящихся к финно-угорским языкам эрзянском и мокшанском языках, есть, соответственно, слова латко (овраг) и лашмо (долина), а также латка (овраг, ложбина). Однако, есть мнение, что в их основе лежит балтийское происхождение, эти слова "в составе гидронимов сохранили более древнее значение "ре(ч)ка". (21) Отсюда возможный вариант возникновения ойконима: латлашмо - латашмо - Латашно - Латашино - Лотошино, т.е . "населенный пункт в долине с оврагом (в овражистой долине)".
В этой связи представляет интерес и версия о том, что "к финно-угорскому слову "лотша" добавлено славянское окончание "но". (93)
Возникновение ойконима может быть связано и с имеющимся в марийском языке словообразующим элементом - лташ, используемым для формирования глаголов, и выражающим процесс изменения чего-либо. (75)
В этой связи на взгляд автора, нельзя не учитывать возможность следующей трансформации: Лтш (Лтж) - Лтаж - Лташ - Лтошин - Лотошин - Лотошино или Лта+жи - Лта+ши - Лта+шин - Лота+шин - Лоташино - Лотошино. То, что это возможно, в частности, подтверждается наличием в русском языке таких, например, слов как "лотошить - говорить быстро, торопливо// болтать попусту, делать что-либо бестолково, суетливо", (91) "лотошливый - человек-торопыга", "латышать (тверское) - картавить, шамкать, нелегко говорить". (42) Таким образом, утверждение, что ойконим произошел "от слова "лотошить" - торговать с лотка" (92, 93, 95), не соответствует действительности, поскольку как видно из выше приведенного, слово "лотошить" имеет совершенно другое значение!
Ойконим может отражать и особенности диалектов карельского языка. Об этом говорит наличие в многосложном слове Латашина (Лотошино) глухих согласных -т (-t) и -ш (- š), древней -a (переднего ряда нижнего подъема -ä) в абсолютном конце трансформированной в -о. Это полностью корреспондируется с характерной для карельского языка гармонии "гласных: если в первом слоге выступает гласный переднего ряда, то в последующих слогах могут выступать лишь гласные того же ряда".(34)