10 августа 2002 года, Москва встретила приветливо ранним прохладным утром. Пустынные свежеполитые улочки в центре столицы только просыпались, когда я шагала по Садовому кольцу, под Самотечной эстакадой, направляясь из гостиницы в гости к своей подруге. Юля только что вернулась с Пепси Сигета - крупнейшего музыкального фестиваля, который ежегодно проходит в Будапеште. Естественно, что после бурных венгерских приключений, она мужественно отказалась ехать в Раменское на Нашествие. Другая моя московская подруга тоже не смогла заранее запланировать посещение фестиваля. В итоге я решила ехать одна, о чем в последствии я не разу не пожалела и объясню почему. Но, обо всем по порядку!
На Казанском вокзале отличить обычных пассажиров от жаждущих музыкального драйва молодых людей было очень легко. Поскольку из-за отсутствия указателей все весьма смутно представляли в каком направлении необходимо двигаться, чтобы попасть на Нашествие, люди просто кричали: "На Нашествие?" - в кассах, на пероне, в электричке. В результате, уже через 5 минут, нужный нам электропоезд тронулся в путь, увозя нас на "главное приключение лета", как гласили организаторы фестиваля. Первое приключение не замедлило себя проявить, как только мы приехали в Раменское. Оказалось, что не все электрички идут до 47-й платформы, где расположен раменский ипподром. Поэтому после недолгих расспросов местных жителей, толпа молодежи, в том числе и я, двинулась по шпалам до следующей станции, откуда уже доносились мощные звуки музыки.
Первыми, кто нас встретили, был кордон ОМОН и шумная толпа разноцветных панков перед ними. Как выяснилось чуть позже, таких кордонов было впереди еще два, полюс длинные очереди за билетами. А уж что творилось на самом входе на ипподром, я могла только догадываться. Меня спас мой бэдж Ладаонлайн - "пресса". По нему мне удалось пробиться сквозь кордоны примерно через 5 минут уговоров и демонстрации удостоверения журналиста. С оформлением аккредитации проблем не возникло и должна отметить, все, что касается пребывания представителей СМИ на фестивале, было на достаточно высоком уровне.
Таким образом, я попала наконец-то на Нашествие! Аккредитация позволила беспрепятственно проходить на бэк-стейдж (место за сценой для журналистов и VIP), а также на фан-зону перед сценой и в пресс-центр. Когда я, подгоняемая эмоциями, ворвалась в первые ряды перед сценой, выступала группа "Сегодня ночью". Сразу после их выступлений был объявлен 15 минутный перерыв и я незамедлительно отправилась знакомиться с обстановкой на ипподроме.
Первое что бросалось в глаза - огромное количество людей, океан разноцветных лиц и флагов. Очень много разукрашенных панков в модных сейчас туниках - фанатов КиШ (Король и Шут). По надписям на флагах и на палатках я поняла, что география фестиваля впечатляет - все города от Урала до Санкт-Петербурга. Но к сожалению, как и на всех подобных российских мероприятиях, очень много людей в форме, причем вооруженых до зубов: автоматы, бронежилеты, мощные каски. А вот в Европе на рок-фестивалях, полиции нет вообще, так, на скутере промелькнет один и то редкость, в основном работают секъюрити в белых рубашках и галстуках. Но мы с вами в России вынуждены обороняться по-видимому от самих себя.
Итак, Нашествие - день первый. Мумий Тролль, Би-2, Мультфильмы, Чичерина, Кукрыниксы, Грин Грей, Сансара, Дельфин, Кирпичи, Найк Борзов, FAQ, Сплин, Земфира и другие известные команды. Все истинно панковские команды оставлены на десерт, на второй день: Ария, Король и Шут (настоящие хэд лайнеры фестиваля), Ленинград, Аквариум и много других новых, молодых и интересных музыкантов.
Фестиваль занимает всю территорию ипподрома, треть - палаточный городок, в центре сцена, VIP зона и бэк стейдж - территория прессы и ТВ. Бушующая масса людей, находящихся на основной части ипподрома, а это более 100 тысяч человек, поделены на сектора ниточками палаток с едой и развлечениями. Надо сказать, что для желающих отдохнуть, посидеть в теньке или просто побыть в тишине, ничего не придумано. С ипподрома выйти невозможно, так как один билет давал право разового прохода и только. Местность открытая, солнце палит, ни деревца, ни речки, а ведь много молодежи заехали в пятницу вечером, а уезжают в воскресенье в ночь, а то и в понедельник! Конечно, в этом организация Нашествия сильно хромает. Я, не раз посещая различные музыкальные фестивали как в России, так и за границей, привыкла к более высокой организации. По крайней мере, доставка чистой питьевой воды, наличие большой свободной территории для отдыха и отсутствие очередей - это минимум необходимый для фестивалей такого размаха.
С другой стороны, главный лозунг "Я пережил Нашествие", себя полностью оправдывает. Если не обращать внимание на бытовые неурядицы, и воспринимать все со здоровой долей экстрима, то я думаю что, провести одну-две ночи на ипподроме в ожидании концертов любимых групп - это не смертельно и даже наоборот по кайфу! За кружкой пива, общаясь с людьми из разных городов, слушая любимых исполнителей под одним небом, десятки выступлений за два дня - оно того стоит!
Мне очень понравилось выступление Би-2 и Чичериной - "Мой рок-н-ролл", очень эффектное появление Юли Чичериной буквально "из под земли" на дополнительной сцене, было очень неожиданно. А как весь ипподром подпевал! Вот это хор! В первый день пожалуй самым шокирующим выступлением стало появление на сцене обнаженного гитариста Дельфина. Причем длилось это шоу не минутку, что иногда позволяют себе экзальтированные личности, а весь получасовой концерт! Я скажу честно, не равнодушна к творчеству Дельфина, в связи с чем, знаю малую толику его жизненного кредо. Наблюдая его шоу, я сделала предположение, что эта сцена с голым гитаристом призвана показать наше извращенное общество во всей красе. И главное дать возможность увидеть это со стороны. По-моему, это Дельфину удалось. Может быть в подтверждение моих мыслей, музыкант отказался проводить пресс-конференцию, лишь передав журналистам, что "все всё видели".
Вторым по величине эмоционального напряжения, по крайней мере в VIP зоне, было появление В.В.Жириновского с недюжиной охраной. Владимир Вольфович охотно давал интервью журналистам, раздавал автографы и позволял проводить съемки, не отказываясь фотографироваться со всеми желающими. Тоже шоу!
Своеобразное мнение сложилось у меня и от общения с московскими журналистами. По настоящему работали на фестивале от силы 20% аккредитованной богемы. Остальные вольяжно перемещались среди артистов, между пивными стойками, даже не удосуживаясь посмотреть концерты! Кто работал в поте лица, так это несколько телевизионных компаний, транслировавших концерты в прямой эфир и фотокорреспонденты на сцене. Я бегала от сцены в пресс-центр и обратно между концертами, поскольку хотелось увидеть и услышать все. Я понимаю, что в столице можно увидеть все эти группы в любой вечер в клубах, и тем не менее, бэк-стейдж напоминала пафосную тусовку. В то время как истинные фанаты музыкантов за 150 рублей бились в экстазе в 50-300 метрах от сцены зажимаемые отрядами ОМОН с одной стороны и железными ограждениями с другой. Мне это ужасно не понравилось. В Европе каждый зритель имеет одинаковые возможности для просмотра концертов.
Отдельное слово о звуке. Очень не плохо! Акустика хорошая, громко, но по сравнению с европейскими фестивалями, над качеством звука еще работать и работать.
Во второй день все, кто дождались вечерних концертов, получили истинное наслаждение от своих любимцев. Выступление панк-группы Король и Шут признано одним из лучших на Нашествии 2002. Было не мало и новых групп, мне, например, очень понравились молодые ребята из Екатеринбурга - группа Сансара.
Друзья меня часто спрашивают: "Ты посещаешь так много разных фестивалей от бардов до металла, неужели тебя нравится вся эта музыка?". Конечно, я не являюсь фанатом какой-то группы, и слушаю совершенно разную музыку и не все команды на фестивалях для меня интересны. Самое важное на таких мероприятиях почувствовать атмосферу. Дух фестиваля, люди, которые его организуют и зрители - это главное. О Нашествии с уверенностью могу сказать: мне это нравится! Немного повысить уровень организации и культуру нашей молодежи и можно выходить на мировой уровень. Ах, да! Нашим музыкантам надо бы еще подтянуться.