М.Г. : другие произведения.

День космонавтики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Отрывок из сборника "Марийкины рассказы"


  

День Космонавтики. Первый пионерский поход

  
   Первый год в новом городе запомнился Марийке необычными событиями. Самый непредсказуемый и радостный случился 12 апреля 1961 года, в день полета Юрия Гагарина.
   В тот день все жители города - и взрослые, и дети проснулись в новой стране. Внешне ничего не изменилось, лишь появилась необыкновенная гордость, что им посчастливилось родиться в стране, не только победившей фашистскую Германию во Второй мировой войне, но и первой запустившей человека в космос всего через пятнадцать лет после окончания разрушительной и смертоносной войны. Девочка запомнила до мелочей, что происходило двенадцатого апреля с утра до вечера. Она пришла на занятия рано утром вместе с подружками-одноклассницами. Снег давно растаял, и даже на склоне глинистой горки, что по дороге в школу, окончательно подсохла вязкая жидкая грязь, поэтому не пришлось отмывать её на запачкавшейся обуви щеткой на длинной рукоятке в длинных железных корытцах с водой.
   Солнышко пригревало не по-весеннему тепло, и Соня с Лилей обещали показать Марийке после уроков полянку возле ближнего леса, где обычно быстро подсыхала земля, а следом моментально прорастала мягкая весенняя трава, и вся детвора с улицы играла там кто во что - мальчишки в 'ножички', а девочки в 'лунки' и 'классики'.
   Прошел первый урок. С началом второго урока Марию Сергеевну неожиданно вызвали в учительскую, и ученики, пользуясь ее отсутствием, начали переговариваться, самые смелые открыли окна, высунулись через подоконник на улицу, как раз на восток - погреться на солнышке. Мария Сергеевна вернулась быстро, загадочно притихшая и улыбающаяся и не обратила внимания на нарушителей дисциплины,
   - Запомните этот день, - сказала она. - Такое больше никогда не повторится. Первый человек в космосе. И это наш лётчик - Юрий Алексеевич Гагарин! Директор школы отпустил по такому случаю всех домой.
   В классе поднялся невообразимый шум, никто не верил, что так просто можно уйти на весь день, но на всякий случай все быстро подхватывали портфели и выбегали на улицу. На улице уже толпились все школьники с первого по десятый класс. Кто-то из старшеклассников сказал, что можно посмотреть на ракету через закопчённое сажей стеклышко. Никто не знал, что такое ракета, никто не знал, как надо закоптить стекло, и в каком месте на небе можно увидеть эту загадочную ракету. Наверно, и учительница знала чуть больше учеников, но тогда она сказала им самое главное,
   - Запомните этот великий день и гордитесь своей страной. А теперь бегите домой и слушайте радио.
   - Ура! Наш лётчик в ракете! Наш, русский лётчик! - ватаги школьников бегали по улицам города и громко орали от переполнявшего их восторга. Все срочно коптили стёклышки, чтобы через него увидеть маленькую движущуюся точку ракеты на дневном, освещаемом солнцем небе. Неизмеримо высоко поднялся престиж уличных хулиганов: они могли найти темную бутылку и без сожаления разбить ее об забор или кирпичом, у них водились спички, потому что покуривали втихаря в школьных туалетах.
   - Наш космонавт, наш в космосе! - не сходило со страниц газет, звучало в восторженных разговорах детей и не менее восторженных, но с оттенком снисходительности разговорах взрослых; они, взрослые, не могли показать, что тоже радуются, как дети. К вечеру многие выучили новые слова - космос, космонавт и стали называть Гагарина Летчиком - Космонавтом. Первый Космонавт в мире - советский лётчик Юрий Гагарин, звучало по радио, повторялось по телевидению. Телевизор на 'Сахалине' был всего один, через две улицы. Двери этого дома не закрывались несколько дней подряд - всем хотелось посмотреть на Гагарина. Вот он выходит из самолёта, спускается по трапу, спотыкается о развязавшийся шнурок... и тут все зрители ахали, но Гагарин не падает, а широко улыбается ослепительной улыбкой и шагает дальше.
   Конечно, ни о какой полянке и "лунках" с "классиками" уже не шло и речи. Набегавшись по весеннему городу, усталая Марийка пришла домой к вечеру, перед приходом родителей. Старшая сестра снисходительно смотрела на непутёвую сестрёнку, ведь она узнала намного больше. Во-первых, что тренировка лётчиков - космонавтов включает в себя центрифугу и барокамеру. Что это такое, она не смогла подробно объяснить, но сказала, что центрифуга похожа на качели и, если долго на них качаться, и голова не закружится, то тебя могут взять в космонавты. Во-вторых, что днём ракету не видно на небе из-за солнечного света, зато ночью можно увидеть спутник который запустили еще в 1957 году - это будет звёздочка, которая не стоит на месте, а равномерно перемещается по небу. Марийка решила проверить про звездочку этой же ночью, но сон сморил её раньше, прежде чем она попыталась запомнить очень важную, но ускользающую мысль.
   Мысль "буду космонавтом" вернулась утром, о чём и было сказано одноклассникам. Но они не удивились, все хотели стать космонавтами, только не знали, как это сделать.
   - Я знаю! - со знанием дела заявила Марийка. - Надо на качелях тренироваться.
   - Откуда взяла? - недоверчиво смотрели друзья.
   - Сестра сказала.
   Против авторитета старшей сестры никто не выступил, все-таки шестой класс это шестой, а не третий, да и сама идея - качаться на качелях до упаду всем понравилась. Но больших качелей не было ни у кого, оставалось уговорить родителей, которые должны понять своих детей и дать им такую возможность - готовиться в космонавты. Качели были обещаны всем, но к лету.
   А пока до лета произошло еще одно событие, которое запомнились Марийке надолго. Через десять дней после полёта Гагарина всех третьеклашек приняли в пионеры. Им повязали красные галстуки на шею, все вместе дружно произнесли торжественное обещание, повторяя слова клятвы после председателя совета дружины, и пионерам было сказано, что теперь они совсем взрослые и должны подавать пример младшим.
   Марийка загорелась сразу. Она допыталась у Розы, что теперь у них должен быть пионерский отряд со своим председателем отряда, они должны составлять план работы,
   - Какой план работы?
   - Например, хорошо учиться, помогать отстающим
   - Я и так хорошо учусь! - отмахнулась Марийка, и, подумав, добавила, - И Соня с Лилей тоже хорошо учатся.
   - Ходить в походы, учиться ориентироваться на местности,
   -Это север - юг находить? По компасу? Еще можно по деревьям, муравейнику.
   - Откуда ты это знаешь?
   - Мария Сергеевна рассказывала, и сама в книжках читала про растения, в учебнике географии.
   - Еще можно металлолом и макулатуру собирать в помощь заводам.
   - Всё! Я поняла!
   Марийка убежала поделиться только что созревшей великолепной идеей с подружками. Она предложила пойти в лес на заветную полянку не с уличными ребятами, а всем классом, новым пионерским отрядом. Бурное обсуждение предстоящего похода длилось целую неделю. решили утром собраться у школы, потому что не "сахалинцы" не знали дорогу до леса, а "сахалинцам" не впервой было сбегать до школы и обратно. Мама, узнав, что затеяла Марийка, подстраховалась и попросила пойти с ней вместе Розу, та позвала своих подружек, только Марию Сергеевну ребята не поставили в известность, ведь они стали пионерами, и считали себя взрослыми, тем более что собирались идти в знакомый лес.
   В десять утра весь класс был в сборе: возбужденные и счастливые от первого самостоятельного пионерского похода мальчики и девочки решали, как надо идти - строем или в разбивку. Пионерские галстуки все повязали на шею и расстегнули свои курточки и пальтишки, пусть прохожие видят, что ребята - юные пионеры. Директор школы жил рядом и очень удивился такому скоплению учеников в воскресный день.
   - Здравствуйте, дети! Куда вы собрались без учителя?
   - Марие Сергеевне тяжело ходить, у неё ноги болят.
   - В поход!
   - Мы уже взрослые.
   - Нас в пионеры приняли! - Выслушал он разноголосье ответов.
   - Кто у вас командир отряда? Без командира нельзя.
   Наступила тишина. Марийка осмелилась,
   - Мы не выбирали.
   - Тогда кто вас поведет? Нужно дорогу знать
   - Мы знаем, мы - "сахалинские"*.
   Директор улыбнулся.
   - Нужен командир, который проследит, чтобы никто не потерялся, и кто-нибудь из взрослых.
   Ужаснувшись от мысли, что намеченный поход сорвется, Марийка вдохнула побольше воздуха и смело заявила,
   - Тогда я - командир, а моя сестра, она уже взрослая и тоже пойдет с нами, только она ждет нас на "Сахалине".
   - Сестре сколько лет?
   - Тринадцать!
   - Да, вполне взрослая,- согласился директор. - Тогда мы сделаем вот что: вы идете в поход, как договаривались, только с вами пойдет еще и вожатый. У вас есть вожатый?
   - Нет, кто у нас вожатый? - заговорили молчавшие до этого одноклассники.
   - Подождите немного, она к вам подойдет.
   Вожатой оказалась шестиклассница из Розиного класса. Это она повязывала галстуки на первой линейке, и поэтому третьеклашки радостно захлопали в ладоши, когда увидели, что к ним направляется знакомая Света.
   Низкорослые можжевеловые кусты, маленькая затененная опушка с темно-зеленой травой, солнечные полянки на взгорке и солнце, солнце, много солнца - вот что запомнилось Марийке после этого похода. Кустарники росли не на ровном месте, еле заметная тропинка между ними вела неуклонно вниз, поэтому, пройдя сквозь заросли, через полчаса можно было выйти к краям широкого и глубокого оврага с почти вертикальным обрывом. По дну оврага протекал ручей, сверху он казался мелким и безобидным. Слева открывался вид на сосновый лес, оттуда и брал свое начало овраг.
   Договорились с одноклассникам на будущий год в сентябре повторить поход в эти же места, но осенью Марийка и её друзья -"сахалинцы" перешли в новую школу, специально выстроенную для них. И началась новая история в новой школе.
  
  
  Р.С. День Космонавтики стал определяющим в жизни девочки. Марийка упорно шла к своей мечте - попасть в отряд космонавтов. В восьмом классе она разослала письма с просьбой о зачислении в несколько военных училищ связи радиотехники, но отовсюду пришел отказ по двум причинам - девочек не берем, с близорукостью тем более не берем. Близорукость в те годы не лечили, оставался один вариант - поступить в авиационный институт, чтобы быть причастной к созданию самолетов или космической техники. Так и сделала, поступив в Казанский авиационный институт после окончания школы и проработав пятнадцать лет конструктором на одном из крупнейших авиационных заводов Советского Союза в городе Ташкенте. Кроме повседневной работы по выпуску серийных ИЛ-76, она также принимала участие в изготовлении летающей лаборатории 76К, тренажера невесомости для космонавтов, и легендарного, самого большого в мире грузового самолета 'Руслан'.
   *'Сахалин'- городская окраина у леса, отделенная от города незаселенной пустошью. 'Сахалинцам' до школы нужно было идти два километра.


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"