Говорят дети
Позвала меня на лето племянница в гости, специально, чтобы я гуляла с её сыном. Мой маленький внучатый племянник (второй год пошел) только-только начал говорить, и мы все приучали его звать меня просто Тетя. Имя Марзия ему еще было не под силу. Однажды он как-то быстро поел, ушел в другую комнату, снова вернулся на кухню, я еще чаи распивала, и четко обратился ко мне - "дём ззя". Стали выяснять, что такое "ззя", может нельзя? Отчаявшись объяснить, он выдал нам новое слово - тетя Ззя. Так и была тетя Ззя почти год.
Мой старший сын начал говорить сразу полными предложениями и очень рано в год и семь месяцев. До этого он говорил несколько слов - утюг, мама, папа, дед, баба. А толчком всему была муха. Декабрь в Ташкенте выдался теплый, и я открыла дверь на балкон проветрить комнату, пока спали мои мальчики - одному год и семь месяцев, другому - месяц. Залетела муха и разбудила старшего. Хлопнуть муху - разбудить маленького, поэтому я взяла сына на руки и стала ходить с ним по комнате, приговаривая,
- Ах, эта муха, спать не дает. Вот придет папа домой, он ее хлопнет. Сыночек скажет папе, папа бей муху, папа и хлопнет.
Так я повторяла весь день, не меняя фразы, несчетное число раз.
Вечером пришел с работы отец.
Сын выбежал ему навстречу и с порога, -
- Папа, бей муху, спать не дает.
С этого момента мы не слышали ни одного отдельного слова, сын внимательно вслушивался к разговорам и выдавал всегда полные предложения.
Средний сын, в отличие от старшего, до трех лет говорил невнятно. Говорил он много, почти захлебываясь от наплыва слов, но ни одного слова нельзя было понять. Правда, старший брат всегда переводил его. Почему-то у среднего в ходу была всего одна согласная буква - "Т". И предложение " я пошел кушать" звучало примерно так,
- Я тотот тутать.
Сначала такая речь умиляла, потом мы поняли, что надо принимать меры, и отдали сына в логопедическую группу при садике. Прогресса долго не было. Логопед говорила, что мальчик верно выполняет все упражнения, никаких отклонений в развитии нет, по всем признакам он должен говорить хорошо. Он предположила, что сын просто ленится проговаривать звуки, посоветовала нам каждый день делать логопедические упражнения и намеренно не понимать исковерканную речь. Толку не было.
Применяли к нему и карательные меры. Однажды я пришла в садик, когда не было воспитательницы. Все дети гуляли на улице, а моего сына не видно. Поднялась в группу - там на трехэтажном сооружении (стол - большой стул - маленький стульчик) сидел сын, очень довольный своим положением. Но говорить чище от такого развлечения (наказания) он не стал.
Перелом наступил в жару. Мы не переживали, знали, что в садике есть бассейн, и детям там комфортно плескаться. Сын же каждый день говорил, что они не купаются. Я пришла в садик выяснить, почему в 40 градусов детей мучают на жаре.
Дети все плескались в воде, моего нет. Поднялась в группу, логопед монотонно повторяла сыну за приоткрытой дверью, - Будешь хорошо разговаривать, будешь купаться.
Я возмущенно открыла дверь, сын увидел меня и заорал, не искажая ни одного слова,
- Мама, меня купаться не пускают!
Младший сын был моложе старших на семь и шесть лет. К тому времени у нас не существовала проблема, как научить говорить малыша, поскольку эту роль взяли на себя братья. Надо ли говорить, что начал говорить он рано и к двум годам говорил очень развернуто и чисто. Единственное слово, которое ему не поддавалось, это автобус. Просишь повторить по слогам автобус. Он так честно-честно смотрит в глаза и говорит по слогам - а-ка-бак. Просишь сказать трактор или машина, от него опять в ответ - акабак. Так продолжалось до того момента, пока мы всей семьей не переехали в Россию. Ехали мы на поезде четверо суток через Узбекистан, Казахстан, Россию. Поезд его так поразил, что он после этого забыл про акабак.
В Глазове первое время ему пришлось побыть с бабушками на даче. Там прилепилось новое слов - пакать(копать), но к следующему лету он уже забыл про него. Не давалась ему буква "Р", то есть, то нет. А при поступлении в английскую школу нас предупредили, что это может повлиять на прием. Конкурс был как в хороший вуз - семь человек на место. Надо было прочесть текст, ответить на вопросы, прочесть стих и решить задачи. Выучили стих с одной буквой "Р",чтобы не рисковать. Я стояла за дверью и слушала, как он отвечает. Дошел до стиха и начинает:
"В доме номер 33..." и так далее десять "Р" в одной только первой строфе. Этот стих мы ему давали для тренировки произношения, он ему весь ни разу не давался. Так и стояла в обморочном состоянии, пока всё не рассказал с раскатистым "Р". Спрашивали потом, почему этот рискованный стих рассказал. Сказал, что хотел показать экзаменаторам, что букву "Р" выговаривает. В школу поступил.
Внучка заговорила тоже рано, в этом полностью заслуга её родителей. Она уже говорила полными предложениями в полтора года, но родители не понимали, что дочь говорит, считали, что это тарабарщина, и заставляли показывать, что она хочет. А она упрямилась и отказывалась. Оказалось, девочка склонна к наблюдению и обобщению. Как показать, что облака плывут (потому что) ветер сильный (и) собака (спряталась) в будке. А внучка могла, сидя на крылечке и оглядевшись, сказать: обака пывут, вете синый, аав будке. Буква "л" ей поддалась только в три года, осталось "Р" освоить. Прежде, чем перевести ее речь тогда, надо было отбросить последние буквы в слове и те, которые она не проговаривала.
Сейчас ей уже три с половиной года. Она бойко говорит на любые темы, но, встречаясь с новыми словами, очень внимательно вслушивается, повторяет про себя, только потом озвучивает.
|