Вега Габриэль : другие произведения.

Иоганн Георг Пизендель

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Об этом замечательном музыканте, к сожалению, очень мало информации. Все, что мы имеем это - краткие упоминания и сухие словарные статьи в несколько строк. Однако именно влиянию Пизенделя, его оригинальному стилю исполнения мы обязаны построением произведений величаших композиторов того времени. Оригинальная статья David Charlton, 1996-2000 (опубликована на сайте classical.net). Перевод с английского Gabriel Vega, 2008.

  Иоганн Георг Пизендель был выдающимся скрипачом своего времени. Антонио Вивальди, Георг Филипп Телеман и Томазо Альбинони посвящали ему свои скрипичные концерты. Несмотря на то, что его композиторское наследие невелико, Пизендель оказал немалое влияние как на величайших композиторов той эпохи, в числе которых были Бах, Вивальди, Телеман, так и на развитие инструментальной музыки в целом. Это во многом объясняется тем, что Пизендель занимал должность концертмейстера знаменитой Дрезденской Капеллы, что стало причиной создания замечательных виртуозных произведений специально для этого музыкального коллектива.
  
  Иоганн Георг Пизендель родился 26 декабря 1687 года в Кадольцбурге, где его отец служил кантором. В возрасте десяти лет он выступает в придворной капелле в Ансбахе в качестве хориста. В шестнадцать становится скрипачом в придворном оркестре, одновременно с этим обучаясь у Джузеппе Торелли. В марте 1709 года покидает Ансбах, стремясь в Лейпциг, являвшийся в то время крупнейшим культурным центром. Именно там он находит дружбу с двумя величайшими людьми той эпохи; дружбу, которая продлится всю жизнь. Как отмечает Хиллер:
  
  В течение шести лет Пизендель выступал при дворе Ансбаха в качестве сопраниста, но позднее, когда его голос подвергся определенным возрастным изменениям, он продолжил музыкальную карьеру уже как скрипач. В марте 1709 года музыкант отправился в Лейпциг, для того, чтобы продолжить обучение в академии. Его путь пролегал через Веймар, где он повстречался с Бахом, в то время находившимся на службе там.
  
  В ходе этой встречи Пизендель получает копию концерта соль-мажор (Kross 2V.G1) для двух скрипок Телемана. А после прибытия в Лейпциг встречается с Телеманом сам. Встреча была мимолетной, Телеман тогда направлялся из Эйзинаха в Сорау, однако последующая дружба эти двух талантливых людей продолжалась до последнего дня Пизенделя. Их переписка была весьма обширна и есть все основания полагать, что большинство произведений Телемана, которые композитор всегда предварительно высылал другу, были созданы именно для Пизенделя. Более того, Телеман таким образом активно поддерживает Пизенделя, после того, как тот получает должность концертмейстера.
  
  Пизендель так же известен как исполнитель скрипичных концертов Альбинони. Отъезд Хоффмана поспособствовал востребованности музыканта уже в оперном искусстве. В 1711 году он отбывает в Дармштадт с тем, чтобы принять участие в постановке оперы Кристофа Граупнера "Телемах". В 1712 году Пизендель поступает на службу в Дрезденскую капеллу на должность скрипача, где работает до последнего дня. В его обязанности так же входит сопровождение курфюрста в поездке по Европе. В 1714 году он посещает Францию, в 1715 - Берлин и в 1716-1717 годах - Венецию, где знакомится с Антонио Вивальди. На последнего способности музыканта производят большое впечатление, они довольно быстро становятся друзьями, и все время пребывания в Венеции Пизендель обучается у Вивальди.
  
  Путешествуя по Италии музыкант так же обучается у Монтарини в Риме, затем отправляется в Неаполь, после чего в 1717 году возвращается в Венецию и продолжает обучение у Вивальди. В связи с этим есть несколько исторических анекдотов, записанных Хиллером.
  
  Как-то во время прогулки на площади Сан-Марко, Вивальди заметил пристальный интерес со стороны представителей правопорядка. Он сразу же предложил вернуться домой, опасаясь ареста. Начались расспросы о том, что могло вызвать слежку, не совершал ли Пизендель каких-либо предосудительных действий и не говорил ли чего-либо противозаконного. Иоганн Георг был в недоумении. Позднее оказалось, что причиной было всего лишь внешнее сходство Пизенделя с разыскиваемым преступником.
  
  Курфюрст был близко знаком с Вивальди, который посвятил ему произведение под называнием La Sessiona. Надо отметить, что крон-принц относился к творениям маэстро несколько фамильярно. Однажды он попросил Пизенделя исполнить скрипичный концерт Вивальди, идентифицируемый как сочинение RV 571 в стиле оперного entr'acte. В ходе исполнения во время расширенного соло с переходом в верхний регистр, его аккомпаниатор излишне торопился, чем доставлял Пизенделю немалый дискомфорт. Однако музыкант, проявив большое самообладание, продолжал выдерживать медленный темп, отстукивая ритм ногой.
  
  Во время пребывания в Венеции Пизендель собрал большое количество нотных рукописей, среди которых были новейшие на то время работы Вивальди, многие их них содержали дарственную подпись маэстро. Партитуры трех сонат и шести концертов Вивальди содержат автограф: "fatto per il Sign. Pisendel.". Сочинение RV340 посвящено Пизенделю и подписано: "per li coglioni" - для исполнителей басовой партии блок флейт. Пизендель собственноручно скопировал партитуры двадцати двух концертов, семь скрипичных сонат и полный набор фрагментов для будущих пятнадцати концертов.
  
  Помимо этого он сделал копии концертов Бенедетто Марчелло и Альбинони, который так же посвятил один концерт музыканту. Эти работы были приобретены после смерти Пизенделя электрессой Марией Жозефиной и за исключением скрипичной сонаты RV19, хранящейся в Парижской консерватории, ныне находятся в частной коллекции в Саксонской Государственной Библиотеке.
  
  Считается, то по приезду Пизендель показал Баху сонату ля-минор, в которой использовал популярный в Венеции ряд. Это произведение позднее стало основой для нескольких сонат и соло скрипичных произведений Баха.
  
  После 1718 года Пизендель уже не так часто путешествует по Европе. В это время он берет уроки композиторского мастерства у Иоганна Давида Хайнихена. Композиторское наследие Пизенделя не столь велико, как у других авторов, но, несомненно, отличается высоким качеством и требует определенного мастерства в исполнении. Естественно, что в его работах передан весь опыт, полученный во время путешествия по Италии, и наибольшее предпочтение отдается скрипке - семь скрипичных концертов и сонаты соло для скрипки.
  
  Телеман, один из тех, кто был приглашен в Дрезден в 1719 году на торжество по случаю свадьбы курфюрста и Марии Жозефины, представил вниманию публики посвященный Пизенделю концерт си-бемоль-мажор. В конце партитуры есть любопытное примечание: "Последнее аллегро написано с помарками, надлежит скопировать лучшим образом. Автор", видимо концерт был написан в большой спешке и еще подлежал доработке.
  
  После смерти Вулмейра в 1728 году Пизендель исполняет обязанности концертмейстера, в 1730 году получает эту должность официально. В те дни, ведущий немецкий скрипач, он задает музыкальный стиль для многих композиторов, которые берут во внимание его чувственную манеру исполнения. Кванц комментирует его интерпретацию адажио Хассе, как очень экспрессивную. Такой манерой исполнения Пизендель оказал немалое влияние на сочинения Вивальди, Альбинони, Джузеппе Тартини, Телемана, Иоганна Фридриха Фаша, Граупнера, Штоцеля и самых знаменитых учеников - Иоганна Готлиба Грауна и Франца Бенда. Надо отметить, что Пизендель пользовался так же большим почетом при дворе Фридриха Великого.
  
  Следующий исторический анекдот дает нам представление о том, как музыканты виртуозы сочиняли и исполняли музыку для собственного эстетического удовольствия, так же здесь упоминается инструмент, именуемый viola pomposa, изобретение которого приписывается Баху.
  
  Во время Карнавала 1738 года Бенда по приглашению концертмейстера (Пизенделя), с которым он имел дружескую переписку, прибыл в Дрезден, чтобы услышать оперу Хассе "La Clemenza di Tito". В это же время он познакомился с послом в Российской Империи графом фон Кайзерлинком, который прославился как замечательный знаток и ценитель музыки и был весьма рад Бенда. Во время домашнего приема у графа Бенда услышал знаменитого лютниста Сильвиуса Леопольда Вайсса и восхитился его мастерством. После этого Вайсс пригласил Бенда и Пизенделя на обед, в тайне надеясь услышать исполнение Бенда. После полудня он попросил Бенда исполнить соло, которому при помощи viola pomposa должен был аккомпанировать Пизендель. После первого исполнения, он попросил продолжить этот своеобразный концерт, таким образом званый обед затянулся до полуночи. В папке Бенда были партитуры двадцати четырех произведений, и он исполнил их все, тогда как Вайсс во время концертов не исполнял более восьми - десяти лютневых сонат. (Этот пример, похоже, приводится автором в качестве сравнения физических и технических возможностей обоих музыкантов - прим. переводчика).
  
  Пизендель так же был близко дружен с другим знаменитым композитором того времени -Яном Дисмасом Зеленкой. Телеман называл Пизенделя и Зеленку "закадычными друзьями". После смерти Зеленки Пизендель вместе с Телеманом способствовали опубликованию фрагментов его произведения "Responsoria". Пизендель был очень осторожен, в письме от 16 апреля 1749 года, он просит о том, чтобы произведение было опубликовано не полностью, дабы не представлялось возможным установить личность обладателя копий партитур.
  
  В отличие от многочисленных вариаций оригинальные произведения Яна Дисмаса Зеленки были собственностью королевского двора, их издание находилось под строжайшим запретом. В письме от 17 апреля 1756 года Телеман говорит о Responsoria следующее:
   ...полная нотная рукопись находится при дворе в Дрездене и хранится под замком, поскольку представляет собой произведение уникальное.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"