Гаев Юрий Александрович : другие произведения.

Советские Миги в корейском небе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Советские МиГи в корейском небе
  
  
   Разгром Японии во второй мировой войне положил конец японскому господству в Корее, находившейся с 1905 года под протекторатом Страны Восходящего Солнца. По договору между союзниками по антигитлеровской коалиции Корею поделили на Советскую (к северу от 38-й параллели) и Американскую (к югу от неё) зоны ответственности. В 1948-ом году на полуострове возникли два государства - Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея. 25 июня 1950 года между Северной и Южной Кореей вспыхнула война. Через два дня после начала боевых действий Совет Безопасности ООН признал Пхеньян агрессором и призвал все государства - члены ООН оказать помощь Южной Корее. Кроме США к походу против коммунизма присоединились еще 15 государств. Соединенные Штаты сосредоточили на театре военных действий огромное количество авиации, поэтому очень скоро их ВВС стали господствовать в воздухе. В октябре 1950-го объединенные войска ООН вышли на ближние подступы к границам КНР и СССР. В этих условиях правительства КНДР и КНР обратились с просьбой к Советскому Союзу о неофициальной военной помощи реактивной авиацией и зенитной артиллерией, которая была направлена в Китай, как к месту базирования.
   Житель Мелитополя, пенсионер Аркадий Никитин, - один из тысяч советских военнослужащих, чье участие в Корейской войне долгие годы не афишировалось.
   - В конце 40-х годов прошлого века после окончания Воронежского авиационного училища я служил в части, расквартированной в подмосковном городке Кубинка, - вспоминает Аркадий Никитин. - В январе 1951-го года из личного состава дивизии отобрали человек 250 механиков, электриков, летчиков (в том числе и меня), и сообщили, что отправляют в правительственную командировку. В течение трех дней самолеты были разобраны и погружены на товарный поезд, а нас отправили пассажирским. Куда направляемся конкретно, никто не знал. Только когда обогнули Байкал и пересели в другие вагоны, поняли, что едем в направлении Китая. Проводники-китайцы приветливо улыбались и говорили "сулен туже хо" - русский товарищ хороший. Сталин и Мао тогда нашли общий язык, дружба с Китаем набирала силу.
   В Китае смонтировали самолеты и перебазировались к реке Ялунцзян, по которой проходила граница с Кореей. Разместились самолеты на аэродроме рядом с городом Аньдун, для каждой машины из плетеных мешков с землей соорудили укрытия. Весь личный состав дивизии (мы так назывались, хоть по количеству самолетов - 56 МиГов - не дотягивали даже до авиаполка) поселили в городе в двух зданиях, командование - в одноэтажном, летный и техсостав - в двухэтажном. В комнатах было по 2-3 человека. В город не пускали, разрешали общаться только с теми из местных жителей. кто жил в гарнизоне или обслуживал аэродром. Объяснили, что Китай и Советский Союз, верные интернациональному долгу, помогают Корее, народ которой борется за независимость. Командир дивизии, знаменитый летчик-ас, трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб и замполит полковник Докучаев построили нас и очень просто сказали: "Товарищи, запомните, что мы советские люди. Нужно соблюдать нашу советскую дисциплину и порядок, уважительно относиться к окружающим". Поэтому о дисциплине вопрос никогда не стоял. Не было случая, чтобы самолет не был готов к вылету или вышел из боя по технической неисправности. Если "МИГ" возвращался из боя с повреждениями, на исправление обычно давался минимальный срок. И этот срок часто перекрывался.
   Со стороны китайцев и корейцев отношение было самое теплое. Кормили они нас очень хорошо, на столах в столовой всегда были цитрусовые, яблоки, печенье, конфеты. Но за питанием особый отдел серьезно следил, нам говорили, были попытки отравить советских людей.
   Через мост на реке Ялунцзян из Китая в Корею шли продовольствие и боевая техника. Американцы стремились разбомбить его, поэтому перед нами поставили задачу охранять мост и электростанцию. Поскольку официально Советский Союз в войне не участвовал, наше присутствие тщательно скрывалось. На самолетах нанесли корейские опознавательные знаки, военнослужащих переодели в корейскую форму.
   В северокорейской армии на вооружении были только поршневые самолеты, поэтому американские летчики на своих истребителях (в основном F-84 и F-86) и четырехмоторных бомбардировщиках В-29 господствовали в воздухе. Основным самолетом советской истребительной авиации был реактивный МиГ-15, который превосходил по главным характеристикам аналогичные самолеты противника. Первые же воздушные бои показали, что "сверхкрепость" В-29 на самом деле очень уязвима. На МиГах было хорошее вооружение (две пушки 23-мм и одна 37-мм), трех попаданий в В-29 хватало, чтоб он или загорелся, или стали отваливаться хвостовое оперение, шасси и так далее. Вместе с самолетом зачастую гибли 10-12 человек экипажа.
   Ночных боев не было, но днем делали от 3 до 5 боевых вылетов. Получали команду: в таком-то районе появился американский самолет, нужно было его отогнать, а лучше сбить. Бой продолжался минут 15, летчик следил за тем, чтоб горючего хватило на возвращение. Как только в баках оставалось 300 литров керосина, загоралась лампочка. Очень скоро американцы поняли, что с ними воюют не корейцы, и стремились любым путем захватить советского солдата, чтоб выставить в Совете Безопасности и разоблачить СССР перед всем миром. Но им так и не удалось взять в плен ни одного нашего летчика.
   - Наши летчики положили конец американскому преимуществу. Если прежде они залетали даже за реку, то перестали подлетать к ней, - продолжает Аркадий Никитин. - Хорошо помню 12 апреля 1951 года, когда 48 бомбардировщиков под прикрытием нескольких десятков истребителей совершили налет на железнодорожный мост через реку Ялуцзян. Их встретили 36 наших МиГов, которые сбили 9 "крепостей", громадные машины лопались как воздушные шарики. Но самые тяжелые потери США понесли в воздушном бою 30 октября того же года, недаром они сами назвали этот день "черным вторником". Всего в бою участвовало 270 самолетов. Налет 21 бомбардировщика обеспечивали около 200 истребителей. Мы из своих 56 МиГов ввели в бой 44, остальные оставались в резерве на случай прорыва противника к переправам и для прикрытия аэродромов. Американцы потеряли в том бою 12 В-29 и 4 F-84, многие самолеты получили повреждения. Наши потери - один МиГ-15 в бою с F-86 уже над территорией КНР, границу которой противник нарушил. После этого боя ни один американский самолет три дня не появлялся в зоне действия МиГов. Через корейцев до нас дошел слух, что у противника паника и траур, один из наших пилотов, кажется Евгений Пепеляев, сбил ихнего аса. Кстати, Пепеляев за Корею получил Героя Советского Союза, на его счету 20 сбитых самолетов. Попытки взорвать мост американцы оставили надолго. Позже они совсем отказались от применения В-29 днем, а для повышения безопасности бомбардировщиков покрасили их снизу в черный цвет. Но за всю войну им так и не удалось повредить мост.
   - Наши летчики потеряли много машин?
   - За время моей службы в Корее было четыре случая. Еще вначале, когда американцы прилетели бомбить наш аэродром, один из МиГов не успел взлететь и набрать скорость. Его сбили, но летчик катапультировался и благополучно приземлился. Потом мой командир эскадрильи майор Ларионов полетел и не вернулся. Так же пропал старший лейтенант, - то ли Чабан, то ли Чабанов. Скорей всего, оба упали в море, иначе американцы бы раструбили. Еще один, капитан Яковлев, преследую "крепость", слишком близко подошел к земле и в неё врезался...
   Одним из тех, кто командовал группой советской истребительной авиации после Кожедуба был Г. Лобов. В своих воспоминаниях, опубликованных в журнале "Авиация и космонавтика" в 1990-91 гг. Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации в отставке Лобов пишет, что в корейской войне, сменяя друг друга, приняли участие 40 тысяч советских военнослужащих. Численность военного контингента в 1952 году достигла 26 тысяч человек и сохранялась такой до окончания войны. Ссылаясь на опубликованные в США данные, генерал сообщает, что по общему количеству самолетов (истребители, истребители-бомбардировщики и бомбардировщики), с которыми пришлось воевать, американцы превосходили нас раз в восемь-десять. Численность самолетного парка американцев в отдельные периоды превышала 2400 боевых машин.
   27 июня 1953 года был подписан договор о прекращении огня. Корея была разделена на два государства четырехкилометровой демаркационной линией. проходящей по 38-й параллели.
   Вернувшись после службы в родной Мелитополь, Аркадий Никитин работал учителем русского языка и литературы в школе и техникуме, вышел на пенсию. Верный данному в армии обещанию, о своем участии в корейской войне практически никому не рассказывал. И очень удивился, когда в феврале 2003 года его разыскали двое американцев, интересующихся событиями полувековой давности. Они сообщили, что в рамках правительственной программы ездят по городам СНГ, собирая данные о соотечественниках, погибших во время войн, в которых участвовали США. Спрашивали Никитина, знает ли, кто из американских солдат попал в плен, погиб, захоронен? Один из иностранцев, Данз Блассер, старший аналитик управления Министерства обороны США, передал экземпляр доклада, подготовленного в 2001 году совместной российско-американской комиссией по делам военнопленных и лиц, пропавших без вести. В докладе, в частности, есть сведения о том, что благодаря документам, полученным в Подольском архиве Минобороны СССР, удалось выяснить обстоятельства гибели, а в некоторых случаях проследить судьбы 140 американских пилотов, сбитых во время войны в Корее. Так же были определены обстоятельства гибели и места захоронений и 54 советских военнослужащих, принимавших участие в войне.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"