Гайа Григорий : другие произведения.

Слоны ведической поэзии. эссе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  В культуре Древнего Индостана поэзия играла значительную роль и стояла выше прозы. Стихосложением описывали философию (Веды и Пураны), историю ("Рамаяна", "Махабхарата"), развлечения Божественной Четы ("Шримад Бхагаватам", поздней "Гита Говинда" и "Кришна карнамрита") и самые различные дисциплины знания, вкрапленные россыпями алмазов в эти и другие писания. Очевидно, что арийские брахманы отдавали лире приоритет перед пером. Трон этой исключительности поэзии поддерживали несколько слонов.
  
  Один из этих слонов - опытный проводник в искусстве хождения по языковым тропам - сравнениям, метафорам, эпитетам и т.д. Как трактует литературоведение, функция этих троп, с одной стороны, замена длиннот, которые могут вызвать у читателя скуку, а с другой, пространные описания не всегда оправдывают себя применительно к теме либо сюжету произведения; с иной стороны, явления, которые нужно упомянуть автору, могут вовсе не заслуживать обсуждения либо пояснения. Таким образом, тропы служат в качестве речевых кодов, обозначающих комбинацией слов то или иное явление, действие, настроение. Они помогают читателю поразмышлять, додумать что-то, отправившись в полет мысли. Допустим, часто используемый в вайшнавской литературе троп "вставшие дыбом волоски на теле" говорит знакомому с этим кодом читателю о состоянии восторга, духовного возбуждения, и он пытается представить это состояние. Более широкий пример - "Бхагавад Пурана", главная для вайшнавов из всех Пуран. Изначально она поведана Господом Кришной Брахме в четырех стихах. Но эти речевые шифры настолько емки, чему способствует богатство и совершенство санскрита, что позволяют давать им множество не исключающих друг друга смыслов, комментариев, все из которых будут верны. Случившееся впоследствии углубление и расширение смысла четырех стихов, проникновение в информацию, скрытую в них, которые были осуществлены богами и святыми Брахмой, Нарадой, Вьясой, Шукадэвой и Сутой, создали многотомную Пурану, охватывающую десять главных философских и исторических тем. В этих святых поэтах, как и в целом во всех настоящих писателях, но в разной степени раскрыты лепестки прекрасного цветка натуры души. Писатель умеет готовить такие литературные пиршества с помощью набора слов, помешиваемых в котле ума на творческом огне, что любые, даже обыденные, явления превращаются в привлекательные художественные образы. Это создает интерес для чтения, побуждает читателя помнить слова, которые, прежде чем выйти на страницы, как бы побывали в доме моды, броско приоделись и расположились в последовательном и узорчатом сюжетном порядке. То есть, мастера слова способны оттенить ансамблями фраз, паузами, интонациями какие-то мысли и настроения. Говоря, как используется первый слон поэзии, отметим: хотя и прозаики, и поэты, учены оседлывать слона троп, в стране поэзии на нем ездят чаще. Во многом это вызвано тем, что тропы являются звуковыми украшениями из-за присущих им красоты и декоративности. Вайшнавские поэты в этой связи нередко уподобляют стихи сережкам для ушей, подразумевая филигранные оправы стихов с подвесками алмазов мудрости. Как гласит расхожее среди литераторов мнение, красота и обряженность стихов дает возможность передавать возвышенную эмоциональность. По определению В.Г.Белинского мысль в поэзии это не рассуждение и не описание, а "восторг, радость, грусть, тоска, отчаянье, вопль". По Белинскому поэтическая мысль - чувство. И хотя ведическая поэзия служит целям широкого спектра, она также немало используется для описания жизни чувств. Особенно когда речь идет о произведениях, представляющих развлечения Радхи, Кришны и обитателей духовного царства, чьи эмоции очень возвышенны. В них нет ничего кроме любви в ее наивысшем проявлении и сопутствующего ей блаженства. Так об этом пишет Прабходананда Сарасвати: "Они (Радха и Кришна) никогда не становятся старше расцвета юности, и Они никогда не оставляют развлечения даже на мгновенье, всегда утопая в трансцендентном блаженстве Вриндавана". Существа, не отягощенные на этом уровне тяжестью материальных тел и проблем, проявляют чистую эмоциональность, которой присуща безмятежность, беззаботность, непосредственность, всеохватная увлеченность и увлекающая охваченность объектом любви. Такая привязанность соткана величайшей преданностью объекту любви, готовностью пойти на все ради удовлетворения Пассии. А поскольку Пассия необыкновенно красив, отрешен, возвышен, прославлен и мудр, то и чувства к Нему и выражения этих чувств в словах должны быть изысканны и возвышенны. Благодаря этим особенностям Парнас становится заветной горой, взобравшись на которую с целью развить свои настроения в любви к Богу, можно ступить и выше - в страну сверкающих светлых вершин трансцендентных настроений. Человек, узнавая из стихов о высоких чувствах освобожденных существ, любящих Бога зрелой любовью, получает возможность совершенствовать свои чувства благодарности Богу, привязанности или высшего их проявления - любви к Богу. То есть, он может приближать свои чувства к проявлениям продемонстрированных в писаниях чистых настроений. Ведь человек (пусть он и невещественная духовная душа), будучи взращенным на грибках определенной культуры, может проявлять свои чувства к Богу несколько по-своему, не всегда так, как это принято в духовном мире, например, проявлять их так, что там это может считаться отсутствием культуры, непорядочностью или даже оскорблением. Поэтому невероятно полезно и даже необходимо равнение своих выражений чувств к Богу на принятые с Ним выражения чувств, свойственные духовной природе, другими словами, сверка своих настроений с настроениями, характерными для чистой любви к Богу. Благодаря этому, человек, если он следует правилам и методам преданного служения Богу, может возвысить свои чувства и поднять уровень своего развития до культуры такой высоты, на которой он сможет спонтанно - без труда, полноценно и верно выражать свои духовные чувства и получать необыкновенное внимание со стороны Пассии.
  
  Второй слон лирного искусства - совершенный мастер игры на барабанах ритма стихосложения. Он отбивает различные размеры, задающие сильную энергию стихам. Это дает возможность петь их под музыку, что усиливает чувственное восприятие стихов. При многократном пении взгляд на мудрый стих углубляется, осмысление его становится объемным, многоступенчатым. Кроме того, в Древней Индии повсеместно превалировала культура поклонения полубогам и Верховному Богу, и в протяженном ряду обрядов, церемоний и разнообразных практик служения одно из главных мест занимало вознесение возвышенных духовных гимнов. Их пели на специальные мелодии - раги, о которых говорится, что они или их составные части спустились из высших миров. Это в сочетании со стихами или без них позволяло получать разнообразные эффекты, например, вызывать дожди в засушливый год. Вдобавок ко всему Кришна в "Бхагавад Гите" так определяет любимый Им вид поклонения: "Из жертвоприношений Я повторение святых имен". И традиционно эти имена принято повторять в заданной ритмической последовательности. Несмотря на то, что используется практика произнесения имен Бога по отдельности или без уделения внимания авторитетным звуковым фигурам, все же чаще для их декламации применяют стихотворные формы - мантры. Это делается из-за того, что энергия, задающая ритм стихам, стимулирует ум к сосредоточению и слежению за звучанием. Или же к контролю произношения, устремленного к четкости; игнорированию мыслей, мешающих фиксировать ум на звуковой вибрации; достижению верных интонаций, которые приводят к успеху, что зависит от очищения стимулов повторения - мотивов желаний. Главная из мантр на сегодняшний век - Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе - состоит из четырех восьмисложных строк. Этот размер называется "анустубха", он изошел от богини учености, красноречия и поэзии Сарасвати, и некоторые считают что этот ритм является самым популярным среди ведических размеров. Он имеет несколько разновидностей, отличающихся длиной слогов и местами ударений. Помимо всех этих эффектов слон ритма давал возможность легко запомнить стихи, написанные точными, лаконичными определениями и часто описывающие гениальные мысли, которые изумляют и входят в сознание на весь человеческий век. Таким образом, поэзия служила общей методологии, давая превосходный способ к запоминанию запоминанию информации, что вообще может быть применимо к любому учебнику любой науки.
  
  Стихи легко памятовать еще и потому, что их поддерживает третий слон - музыкальность, основанная на созвучии звуковых сочетаний и слогов, подборе слов по составу, расстановке их в определенном порядке и интонации речи. Так музыкальность, которая определяет красоту и поэтичность стихов не только помогает сильнее поэту выразить мысль, она помогает читателю приобрести эту мысль навсегда, как сокровище в казну разума.
   Четвертый слон - это рифма, служанка памяти. В последнее время ассонансы стали замещать рифмы, и это сказывается на качестве поэзии.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"