Гайдукова Людмила Александровна : другие произведения.

Тайная папка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Усадьбу Одинцова - красивое старинное здание, находящееся в центре роскошного парка, местные жители почему-то предпочитают обходить стороной. Работники краеведческого музея тоже не могут взяться за изучение этого памятника: каждый раз мешают необъяснимые трагические обстоятельства. Ходят слухи, что усадьба проклята, но кто поверит этим сплетням в конце ХХ века, да ещё в такой атеистической стране как Советский Союз? Молодые сотрудницы музея Аня и Галя отправляются на усадьбу, несмотря на то, что директор подобную инициативу не одобряет". Рассказ "Тайная папка" является бонусом к седьмой повести цикла "Эльфёнок" "Люди Севера".

  1
  - Ань, смотри, мороженое! Давай, по стаканчику?
  
  - Давай!
  
  Было лето, город плавился от жары. Молодые сотрудницы краеведческого музея Аня и Галя уже не раз в конце рабочего дня, посмеиваясь, замечали, что домой уходить не хочется. Действительно, толстые стены старинного особняка, в котором располагался музей, весь день до самого вечера сохраняли приятную прохладу, а вместе с ней - бодрое настроение, тогда как на улице хотелось только мороженого и лимонада, думать о чём-то ещё просто не было сил.
  
  Купив в ближайшем магазине по стаканчику подтаявшего мороженого (даже промышленные холодильники уже не справлялись с такой жарой), девушки устроились на лавочке в тенистом сквере, чтобы продолжить начатый незадолго до этого интересный разговор.
  
  - Так вот, Галка, - сказала Аня, привычным жестом откинув со лба модную чёлку, - после звонка из редакции газеты я сразу пошла к Алексею Петровичу за материалами. Он же теперь все материалы по усадьбе Одинцова собрал в одну папку и хранит у себя в кабинете. Но директора на месте не оказалось, спрашивать разрешения было не у кого, а я хотела до конца рабочего дня успеть набросать хотя бы черновик статьи. Прямо там, в директорском кабинете, быстро всё просмотрела, сделала выписки и решила, что не будет ничего страшного, если позаимствую на выходные этот план.
  
  Аккуратно достав из сумки пожелтевший листок с обтрёпанными краями, Аня протянула его подруге. Но темноглазая Галя отрицательно замотала головой и на всякий случай даже отодвинулась:
  
  - Ты что? Я с мороженым! Убери от греха, а то заляпаем!
  
  Когда документ был снова убран в сумку, Галя задумчиво произнесла:
  
  - Чует моё сердце, что Алексей Петрович неспроста хранит эту папку у себя. И тебе лучше бы вернуть план на место так, чтобы он ничего не заметил.
  
  - И ты туда же! - рассмеялась Аня. - Наслушаются всяких глупостей... Небось, тётя Лида рассказала?
  
  - Она...
  
  Тётя Лида работала в музее с самого дня его открытия - сначала смотрителем, потом кассиром. Эта не в меру энергичная женщина любила в обеденный перерыв позабавить молодёжь разными байками: она знала множество городских сплетен и интересных историй, которые девушки охотно слушали за чаем. Одной из самых популярных была легенда о проклятом Замке - усадьбе Павла Одинцова: ходили слухи, что со всеми, кто брался за изучение истории этого дома, обязательно случалось что-то нехорошее.
  
  Вот, например, первый директор музея погиб как раз, когда решил оспорить заключение комиссии по охране памятников и написать письмо самому министру культуры. Несмотря на интересную архитектуру, комиссия отказалась ставить здание на учёт, а, следовательно, усадьбе не полагалось государственного финансирования на ремонт и реставрацию. Директору музея такое заключение показалось несправедливым, и он начал собирать документы на пересмотр дела через министерство культуры. Только довести до конца столь похвальную задумку так и не удалось, помешал несчастный случай на зимней рыбалке.
  
  Или вот ещё что было, уже после того, как директором стал Алексей Петрович. В коммунальной квартире, где жила одна из сотрудниц музея, случилась ужасная пьяная драка с поножовщиной. Женщину, пытавшуюся разнять дерущихся соседей, сильно порезали, она потом долго лежала в больнице, и работать в музей так и не вернулась. А занималась эта сотрудница очень любопытной перепиской, касавшейся усадьбы Одинцова: музей тогда получил письмо из Германии, один богатый коллекционер предлагал взять здание во временную аренду, отреставрировать его и использовать в качестве гостиницы для иностранцев. Однако городские власти отклонили запрос немцев, а вскоре с сотрудницей музея, на которой лежала вся переписка, случилось несчастье, и Алексей Петрович долгое время после этого ездил в командировки, из которых возвращался мрачнее тучи.
  
  По словам тёти Лиды выходило, что во всех странных ситуациях виновато проклятье, некогда наложенное на Замок. Кто и зачем его наложил, оставалось загадкой, потому что даже бойкая городская сплетница не смогла придумать этому внятного объяснения. Однако Аня и Галя хоть работали в музее не слишком давно, уже сами успели стать свидетелями одного подобного несчастного случая. Молодой сотрудник Игорь, избравший усадьбу Одинцова темой своей кандидатской, едва взявшись за систематизацию информации, пережил инфаркт и вынужден был оставить не только тему, но и работу в музее. Может, это случилось вовсе не из-за проклятья, а Игорь попал в больницу потому, что накануне свадьбы его бросила невеста? Только Алексей Петрович, явно не поверивший в совпадение, после этого перенёс все документы, касающиеся Замка, из музейного архива к себе в кабинет и никому не позволял брать их без разрешения.
  
  То, что Аня сегодня работала с материалами "тайной папки", да ещё самовольно взяла на выходные план главного усадебного дома, получилось почти случайно. Под самый конец рабочего дня, когда директора музея не оказалось на месте, вдруг позвонили из редакции городской газеты с просьбой срочно подготовить заметку по усадьбе Одинцова. Как всегда, в редакции всё горело и рушилось, и тамошнее начальство обещало уволить всех сотрудников, если ко вторнику не будет готов тематический номер. Разумеется, о том, что понедельник в музее - выходной, вспомнили в последнюю очередь. Звонок принимала Аня и, выслушав сбивчивые объяснения испуганной сотрудницы газеты, пообещала, что во вторник статья будет готова. Задача не казалась невыполнимой: если сегодня успеть поработать с документами, а в выходные - съездить за город сделать фотографии усадьбы, то во вторник к обеду статью удастся отправить в редакцию. Можно даже облегчить себе задачу, если сразу фотографировать, сверяясь со старинным планом. Поскольку делать копию документа было долго и некогда, Аня на время позаимствовала из папки оригинал, рассчитывая вернуть его на место во вторник утром. Может, Алексей Петрович и вовсе не рассердится, когда узнает, что работа выполнена хорошо и в срок? А сказкам о проклятии старинного Замка Аня никогда всерьёз не верила.
  
  Однако, выслушав планы своей подруги, Галя недоверчиво покачала головой.
  
  - Ты когда собираешься на усадьбу? - спросила она, задумчиво накручивая на палец длинный тёмный локон.
  
  - Завтра.
  
  - Одна?
  
  - А что?
  
  - Поехали вместе?
  
  Голубые глаза Ани вдруг сверкнули весело и лукаво.
  
  - Поехали, конечно! Но признавайся, ты же просто не хочешь меня оставлять без присмотра, потому что веришь глупым историям тёти Лиды?
  
  - Думай, что хочешь, - надулась Галя, - а я с тобой.
  
  - Ладно, не сердись! Вдвоём и правда веселее!
  
  
  2
  Усадьба Одинцова располагалась в одной из прилегающих к городу деревень на расстоянии столь небольшом, что невозможно было сказать, что же находится дальше от здания музея - парк усадьбы или городской парк? Деревенские дети ездили учиться в городские школы, а на центральном рынке постоянно можно было встретить женщин, торговавших молоком, мёдом и овощами из личных хозяйств. Все давно привыкли к подобному положению вещей, и городская молодёжь по выходным тоже часто отдыхала в огромном усадебном парке, полном таинственных тропинок и укромных местечек.
  
  Однако сам Замок - красивое здание, стоявшее в середине парка, - деревенские жители и городские гости предпочитали обходить стороной. Никто толком не мог сказать почему, просто так сложилось. На прямой вопрос: "Разве вы не хотите полазить по развалинам?" - можно было получить какой-нибудь невнятный ответ, вроде "Да ну, делать там нечего!" или "В парке интереснее". Может, виной подобному странному отношению была лишь привычка: Аня ещё помнила рассказы старших о том, что не так давно в здании усадьбы располагался санаторий для партийных работников, и в вестибюле его всегда дежурила милиция. Позже заметно обветшавший дом передали машиностроительному техникуму, но реставрация требовала слишком много средств, и директор техникума принял решение на выделенные государством деньги построить новый учебный корпус и общежитие. Это было намного практичнее, чем постоянно ремонтировать тесное, неудобное здание. Так что теперь, хоть центральный усадебный дом формально и числился за техникумом, фактически не принадлежал никому и постепенно разрушался под действием сил природы и времени.
  
  В летний солнечный выходной здесь было так же безлюдно, как и всегда. Подойдя к Замку, девушки отметили, что вокруг заброшенного дома царит атмосфера какого-то потустороннего спокойствия: над высохшими фонтанами под ласковым ветерком шуршат листвой серебристые тополя; изредка и лениво проплывают облака над высокой башней, украшенной зубцами; в стрельчатых окнах с остатками витражей играют солнечные зайчики. Аня достала фотоаппарат.
  
  - Красота какая! - заметила она с восхищением. - Жаль, это скоро совсем развалится, а то как бы хорошо: тихо, всё в зелени и речку видно!
  
  Галя согласно кивнула, разглядывая стену:
  
  - Смотри-ка, тут точно были пандусы! Раньше следы скрывала штукатурка, а сейчас она осыпается и становится видна первоначальная архитектура. Ведь последний хозяин усадьбы почти полностью перестроил этот дом. Наверное, Замок хранит ещё много разных загадок.
  
  - Если повезёт, может, разгадаем хотя бы часть? - откликнулась Аня.
  
  Она уже закончила снимать здание снаружи, и теперь доставала из сумочки музейный документ, намереваясь идти внутрь, делать фотографии основных помещений, отмеченных на плане.
  
  Галя внутрь дома не пошла. Помахав подруге рукой, она сказала, что будет неподалёку - около флигеля, и скоро скрылась за углом башни. Проводив её взглядом, Аня только пожала плечами, а затем, аккуратно развернув листок с планом, пролезла в щель между створками двери, выходящей в парк.
  
  Внутри старого дома было прохладно. Здание ещё не успело окончательно превратиться в руины: его толстые стены исправно поддерживали температурный режим, а крыша, лишь кое-где протекавшая в период дождей, сейчас принимала на себя главный удар солнечных лучей, спасая нижние этажи от перегрева. С наслаждением вдохнув прохладный, чуть пахнущий пылью и извёсткой воздух, Аня осмотрелась. Ясно, что с того момента, как студенты техникума переехали в новый корпус, люди заходили сюда лишь изредка, да и то случайно. Пустота и бесприютная заброшенность ощущались особенно тоскливо уже потому, что снаружи было весёлое лето, светило солнце и парк утопал в буйной зелени. А эти стены насквозь пропитались памятью, будто старый дом специально отгородился от мира и находил успокоение только в созерцании картин давно исчезнувшего прошлого.
  
  Аня осторожно прошла по растрескавшимся доскам пола, засыпанным битыми стёклами и обвалившейся с потолка штукатуркой, по всему первому этажу. Сделав несколько снимков комнат, отмеченных на плане, девушка по парадной лестнице поднялась наверх, в бывшую бальную залу. Здесь ещё сохранилось кое-что из интерьера времён Павла Одинцова: дубовая обшивка дверей, остатки витражных стёкол на окнах и стенные панели, роспись которых была давно закрашена масляной краской. Но, несмотря на это, казалось, что сейчас из какой-нибудь двери, ведущей в маленькие комнатки-будуары, выйдет весёлая горничная с длинной чёрной косой, молодая хозяйка в платье из белого струящегося шёлка или сам хозяин со светлыми кудрями и решительным взглядом голубых глаз. Образы последних владельцев усадьбы почему-то рисовались Ане очень красивыми, даже немного сказочными. Впрочем, можно было фантазировать что угодно хотя бы потому, что ни одной фотографии Павла Одинцова не сохранилось. Биография гласила, что после революции он добровольно передал свою усадьбу большевикам, а сам вместе со второй женой переселился в город. Работал на новую власть, был инженером и архитектором, а погиб в войну - в 1941-м ушёл на фронт добровольцем и пропал без вести. Аня знала эту информацию по документам, хранившимся в "тайной папке" Алексея Петровича, но всё равно владелец старинной усадьбы виделся ей совершенно другим - романтическим и таинственным, похожим на сказочного принца. Здесь, в этих стенах, картины о прошлом усадьбы возникали в сознании девушки так ясно, будто она не сама придумывала их, а смотрела увлекательный фильм. Аня ходила из комнаты в комнату, поднималась и спускалась по лестницам, и глаза её всё яснее и чётче видели то, чего не должны были видеть. Перила - гладкие, новенькие, их так приятно касаться рукой! На стенных панелях бальной залы - картины с изображением девушек и цветов. В будуарах стоят бархатные банкетки, а сквозь огромное витражное световое окно над парадной лестницей внутрь врываются целые россыпи разноцветных солнечных зайчиков... Аня забыла, что уже давно убрала фотоаппарат в сумку; она, смеясь, кружилась и бегала по гулким пустым комнатам: сейчас для неё эти комнаты совсем не казались пустыми! Время остановилось, повернуло вспять и пошло отсчитывать назад месяцы, годы, десятилетия.
  
  Одна из дверей второго этажа вела на небольшой балкон, располагавшийся над парадным входом. Отсюда должен открываться хороший вид на въездную липовую аллею и оба флигеля. Взявшись за медную, начищенную до блеска, ручку новенькой двери, Аня шагнула на балкон. Здесь было так же прохладно, как и в доме, хотя солнце, стоявшее в зените, палило нещадно. Однако задуматься о подобном несоответствии девушка не успела: у одного из флигелей она заметила Галю. Подруга сидела на каменных ступенях невысокой лестницы и от нечего делать играла с приблудившимся из деревни котёнком.
  
  - Галка! - позвала Аня с балкона. Подняв мордочку на звук и, видимо, чего-то испугавшись, котёнок тут же скрылся в высокой траве за флигелем. Подруга тоже подняла голову.
  
  - Ты закончила? - спросила она, вставая со ступенек. - Спускайся, я тебя заждалась! Такая жарища, просто сил нет!
  
  - А внутри хорошо, прохладно! - сказала Аня, облокотившись на дубовые перила балюстрады, блестевшие свежим лаком, и свешивая голову вниз в попытке рассмотреть цветы, растущие в больших белых вазонах у парадной двери. Она ещё успела услышать отчаянный крик подруги: "Анька, стой!!!", но руки тут же поймали пустоту и сознание озарило вспышкой: "Падаю? Перил здесь нет..."
  
  
  3
  Очнулась Аня в больнице - со сломанной ногой и неприятными последствиями теплового удара. Правда, через некоторое время, когда тошнота и головная боль прошли, жить стало веселее, потому что к ней в палату начали пускать гостей. Галя пришла одной из первых.
  
  - Ну, и напугала ты меня, Анька! - сказала она, выкладывая на тумбочку гостинцы от коллег из музея. - Вышла на улицу со второго этажа! Я думала, ты хоть по лестнице спустишься!
  
  - Мне казалось, там перила... - смущённо улыбнулась Аня.
  
  - Какие перила? - Галя подняла брови в искреннем удивлении. - Может, были когда-то, только их сто лет как сняли, раз на балконе уже берёзки растут.
  
  Аня непонимающе уставилась на подругу.
  
  - Берёзки? - переспросила она. - Там же дверь была совсем новенькая с медной ручкой... и цветы внизу... Галочка! Это, что же получается? Солнечный удар, и мне всё померещилось?
  
  В её голосе было такое неподдельное сожаление, что Галя тоже вздохнула.
  
  - Не знаю, что ты видела внутри, но ни цветов, ни перил снаружи не было. Зато под балконом валялся старый матрац, только благодаря ему ты не сломала себе шею! А нога заживёт, не расстраивайся!
  
  Девушки распечатали коробку с пастилой и взяли по яблоку.
  
  - Наверное, это даже хорошо, что я в больницу попала, - задумчиво сказала Аня, скользнув взглядом по горке фруктов и сладостей на тумбочке. - Мне так стыдно перед Алексеем Петровичем! Очень глупо всё получилось... И тебя я подвела... Ты ведь уже разговаривала с директором, раз он мне больничный подписал?
  
  - Да, говорила, - кивнула Галя, откусывая яблоко. - Прямо на следующий день после выходных. К тебе тогда ещё не пускали. Не переживай, Алексей Петрович на нас не сердится! Когда он узнал, почему ты поехала в Замок, то даже похвалил за старательность. И просил передать, чтобы ты быстрее выздоравливала и возвращалась к работе.
  
  - Фу! Просто камень с души свалился! - вздохнула Аня. - А план усадьбы? Тебе удалось незаметно положить его в папку?
  
  Подруга вдруг улыбнулась как-то по-особенному лукаво и, подмигнув таинственно и заговорщически, заметила:
  
  - Не-а! Ты только Алексею Петровичу не говори: я его в папку не клала, а сунула в библиотеке в какую-то книгу, теперь уже не помню в какую! Но директор его искать не будет, это точно!
  
  И Галя рассказала, что за время Аниного отсутствия случилось в музее. Едва узнав, что сотрудница сломала ногу, отправившись на усадьбу по музейным делам, директор очень сильно разволновался, даже опрокинул на стол чашку с кофе. Галя тут же бросилась помогать вытирать, чтобы не испачкались бумаги, и за этой суматохой совсем забыла сказать про план усадьбы. А потом Алексей Петрович увидел, что поставил мокрую чашку на ту самую "тайную папку", и расстроился ещё больше. Пока Галя заканчивала уборку на рабочем столе директора, она слышала, как он звонил в кондитерскую, делал заказ на праздничный торт. На следующее утро директор пришёл на работу с огромной коробкой, из которой пахло свежим бисквитом, на несколько минут зашёл к себе в кабинет, а потом уехал в городской архив. Галя решила, что вот он - подходящий случай незаметно вернуть план на место! Однако папки с документами по усадьбе в кабинете директора уже не было. Осмотрев стол, ящики и полки, Галя вдруг вспомнила о том, что, собираясь в архив, Алексей Петрович взял с собой какие-то документы: вероятно, повёз сдавать на хранение ту самую папку. Облегчённо вздохнув, девушка тогда направилась в библиотеку и сунула злополучный листок в какую-то толстую книгу на одной из верхних полок, куда никто уже давно не лазил.
  
  - Вот так-то! - весело закончила Галя, передавая подруге коробку с печеньем. - Считай, что нам с тобой повезло: раз директор отвёз документы в архив, значит, темой усадьбы никто из сотрудников заниматься не будет. С газетой он уже решил вопрос, а в музее сказал, чтобы всех интересующихся усадьбой Одинцова направляли лично к нему. Тебе осталось только выздороветь, и всё совсем будет хорошо!
  
  Аня тоже радостно улыбнулась: если гроза миновала, значит, волноваться не нужно, а это в свою очередь означает, что выздороветь получится быстрее! Всё виденное на усадьбе теперь казалось девушке странным сном - полузабытым, чужим и очень далёким. Глупым историям тёти Лиды о проклятье она по-прежнему не верила, но люди, обходящие Замок стороной, пожалуй, правы: делать там совершенно нечего! В парке же интереснее...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"