Гайдукова Людмила Александровна: другие произведения.

Хранение и реставрация старинной одежды своими силами

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние конкурсы на ПродаМан
Открой свой Выход в нереальность
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор форумов по хранению и реставрации старинной одежды. Статья для газеты

  

Бабушкин сундук

  Хранение и реставрация старинной одежды своими силами
  
  Ко многим из нас попадали в руки старинные вещи: семейные иконы, разнообразные шкафчики, оставшиеся в наследство, прабабушкины шерстяные шали, холщовые полотенца и рубахи. В музей не сдашь: память, да и стыдно отдавать испачканные и залатанные вещи. Вот и пылится на антресоли красивое узорное полотенце с застарелым жирным пятном. Советы по хранению и реставрации этнографической одежды я обнаружила в интернете. Своим опытом делятся профессиональные реставраторы, музейные работники, антиквары и просто люди, которым небезразличен вопрос сохранения народной традиции.
  
  Итак, в наших руках очень старая, но, несомненно, ценная вещь. Сначала её необходимо очистить от загрязнений. Первичная обработка производится кисточкой или пылесосом через влажную марлю. Если вещь нуждается в стирке, следует помнить, что стирать можно далеко не всё. Тафта, например, при намокании расползается; нарядные платья и сарафаны из тафты наши прабабушки носили и хранили очень аккуратно. Бархат тоже стирать не рекомендуется, вещь может потерять цвет и форму. Раньше бархат для блеска натирали салом. Льняные и шерстяные вещи нельзя стирать в машине: ткань сильно садится. Однако если вам достался кусок некрашеной холстины, долгое время хранившийся на чердаке или в подвале, и вы планируете использовать ткань в хозяйстве, то рекомендуется именно машинная стирка: запах плесени исчезнет, а материал даст необходимую перед раскроем усадку. Вода для замачивания и полоскания должна быть мягкой. Специалисты советуют использовать дождевую и снеговую воду, а также мягкую воду из родников и колодцев.
  
  С окрашенными и вышитыми разноцветными нитями вещами следует обращаться очень аккуратно. Перед стиркой обязательно попробуйте стойкость красок на малозаметном участке влажным ватным тампоном. Чтобы сохранить яркость цвета и удалить пятна, замочите вещь в холодной или чуть тёплой воде с натёртым на тёрке хозяйственным или детским мылом. Мыло, к тому же, является хорошим отбеливателем. А вот порошок использовать не рекомендуется: замоченная в нём вещь может сильно полинять. Для закрепления красок на шёлковой или шерстяной вещи после стирки в воду для полоскания добавьте уксус и сушите, разложив горизонтально на старых простынях. Краски на хлопчатобумажных вещах закрепляют крепким раствором соли. Отжимать старинные рубахи и сарафаны не стоит: вещь может потерять форму, а ветхие нити - расползтись. Я сама не раз сталкивалась с таким явлением, когда аккуратно выстиранное вышитое полотенце всё-таки окрашивалось в процессе сушки. А дело в том, что не стойкая краска оплывает вниз, образуя на белом полотенце разноцветные потёки. Поэтому-то реставраторы и рекомендуют любую окрашенную вещь сушить в горизонтальном положении. Есть ещё один интересный и действенный старинный способ сушки сложно окрашенных вещей: стираем, резко встряхиваем, не отжимая, и быстро выносим на мороз. Там вещь висит до тех пор, пока влага не выморозится. Однако зимней сушкой нельзя злоупотреблять: от мороза и льда волокна трескаются и быстрее разрушаются.
  
  Отдельный разговор - выведение пятен на старинных изделиях. Если ткань крепкая и неокрашенная (или окрашенная стойким красителем), то жирное пятно можно удалить с помощью "fairy": намазать гелем пятно, а затем аккуратно почистить ткань губкой. Пятна от ржавчины выводятся слабой кислотой - щавелевой, лимонной. Вот один из способов: растереть свежий лимон, приложить на пятно, сразу же застирать и прополоскать в проточной воде. При необходимости повторить, но при этом следует помнить о воздействии кислоты на краситель! Въевшиеся пятна от красителя убирают уксусной кислотой. Пятна сажи и свежий жир хорошо отстирывается хозяйственным мылом.
  
  В старину латание прорех, штопка, называлось "штуковкой", а гладкий предмет, который подкладывали под прореху, - "штуковиной". Сколько лет прошло, а технология "штуковки", знакомая каждой женщине, совершенно не изменилась. И всё же для реставрации ветхого полотна, помимо обычной штопки, у музейщиков есть свой секрет - шов "реставрационная сетка". Чтобы залатать дыру на бесценном артефакте, подбираем ткань, подходящую по цвету и фактуре, натягиваем её (например, на пяльцы), подкладываем натянутую ткань под место разрыва, прикалываем и укрепляем (пришиваем). Самый быстрый способ укрепления - это "реставрационная сетка" или "скорый" шов. Нить накладывают сверху и прикрепляют в нескольких местах, следующую укладывают и прикрепляют параллельно первой на расстоянии примерно 5 мм и т.д. (см. рисунок).
  
   []
  Шов "Реставрационная сетка". Рисунок реставратора ГИМа Екатерины Барабановой
  
  И вот, наконец, наше сокровище очищено от пятен, выстирано, высушено и заштопано. Но тут возникает вопрос: как хранить, чтобы вновь не покрылось плесенью, не было обесцвечено и побито молью? Издавна вещи (текстиль) хранились в сундуках, а сундуки обычно помещались в неотапливаемых сенях. Заменой сеням в условиях городской квартиры может служить холодная кладовка или лоджия.
  
  Музейные работники дают ценные советы по хранению этнографической одежды. В борьбе с молью очень важна первичная обработка предмета: очистка (моль предпочитает загрязненную ткань), промораживание, обработка утюгом или паром. Поскольку моль и ее личинки боятся воздуха и света, необходимо регулярное проветривание предметов на свету. И, конечно же, нельзя забывать об отпугивающих препаратах - растительного и химического происхождения. Нам следует помнить, что нафталин является канцерогеном, музеи отказались от его использования. Заменой могут послужить пластины препарата "Экстрамит", которые необходимо менять по истечении срока действия. Хороши также издавна использовавшиеся средства, отпугивающие летающих особей: мешочки с цветками лаванды или табаком. Вот ещё один народный способ. Взять фильтровальную бумагу и пропитать листы смесью скипидара с керосином. Высохшие листы не жирные и не пачкаются, не оставляют следов. Обернуть предметы снаружи или вложить внутрь. Но до этого надо очень хорошо прочистить вещь, так как керосин и скипидар только отпугивают моль, но не убивают. Мех тоже можно обработать керосином, запах со временем выветривается. Тем, кто любит резкие пряные запахи, можно посоветовать держать в шкафу индийские курительные палочки, обёрнутые тканью или бумагой.
  
  Ну что же, думаю, теперь настала пора перетряхнуть бабушкин сундук и, пользуясь советами "бывалых" реставраторов и антикваров, вернуть к жизни вещи, на которые мы уже давно махнули рукой. А, может быть, у кого-то есть собственный бесценный опыт реставрации этнографической одежды? Тогда добро пожаловать на форумы любителей старины: Ярмарка традиций и Хранение и реставрация народной одежды своими силами.
  
  Опубликовано в газете "Алексинская городская" от 22 декабря 2010 г.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Зайцева "Трое"(Постапокалипсис) Eo-one "План"(Киберпанк) Д.Хэнс "Хроники Альдоса"(Антиутопия) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) И.Воронцов "Вопрос Времени"(Научная фантастика) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) П.Роман "Искатель ветра"(ЛитРПГ) Е.Шторм "Мой лучший враг"(Любовное фэнтези) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"