Гайдукова Людмила Александровна : другие произведения.

Тезисное описание партии Игры в бисер...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    По аниме "Юная революционерка Утена" и роману Г.Гессе "Игра в бисер"

  Автор: Lady Garet
  Фэндом: Аниме "Shoujo Kakumei Utena" и роман Германа Гессе "Игра в бисер" (кроссовер)
  Персонажи: Кнехт, Микаге, Акио; упоминаются Утена, Плинио и другие
  Рейтинг: G
  
  Аннотация: Между касталийским Орденом и Орденом Печати Розы так много общего! Некий молодой касталиец в своём научном труде развивает эту тему, сравнивая и противопоставляя друг другу биографии Иозефа Кнехта и Микаге Содзи.
  ________________________
  
  
  Настоящий сравнительный очерк представляет собой тезисное описание партии Игры в бисер, подготовленной для участия в празднестве большой публичной игры, что ежегодно проводится в Вальдцеле /Касталия/. Эта партия вызвала горячие споры среди достопочтенных мастеров Игры, поскольку здесь фигурирует имя и затрагивается история одного из величайших магистров прошлого - Иозефа Кнехта. Поэтому, по традиции предваряя данную работу небольшим вводным обращением, мы, прежде всего, желали бы сообщить читателю о серьёзности наших намерений: то глубочайшее почтение, с которым каждый касталиец относится к памяти великого Мастера, к его заслугам перед Отечеством и вкладу в сокровищницу науки, - полностью исключает возможность трактовки данной партии в легкомысленном или юмористическом ключе.
  
   Упрекая нас в легкомыслии, наши уважаемые оппоненты, в первую очередь, исходят из неравноценного выбора биографий центральных фигур партии. Но позволим себе напомнить, что личность Магистра Кнехта овеяна столь же большим количеством легенд, как и личность Микаге Содзи - великого учёного и гениального режиссёра человеческих душ, о котором мы знаем слишком мало, чтобы однозначно причислять его к персонажам легендарным. Однако схематичность образа Микаге, объясняемая, без сомнения, традициями той страны, где он жил и работал, как раз даёт основание полагать, что профессор-Тень - реальная личность, а не мифический герой. Косвенно это подтверждается сравнением его биографии с биографией профессора Немуро, занимавшегося в то же время в Академии Оотори теми же научными вопросами. Всесторонне изучив проблему, мы даже возьмём на себя смелость заявить, что Микаге и Немуро - одно лицо. Но поскольку подробное рассмотрение этой темы не входит в задачу настоящего описания, то мы лишь ограничимся утверждением, что Микаге Содзи - лицо исторически реальное, а, следовательно, любые факты его биографии (реальные или легендарные) могут быть так или иначе соотнесены с фактами биографии Магистра Игры Иозефа Кнехта.
  
   Поскольку на предварительном рассмотрении партии было высказано предложение заменить достаточно спорную фигуру Микаге не вызывающей сомнений, ясной и реальной фигурой Оотори Акио, мы считаем необходимым коротко остановиться на этом вопросе. Как известно из сохранившихся биографий и многочисленных свидетельств, именно Оотори Акио организовал в Академии Оотори подобие нашего касталийского Ордена, среди самых достойных членов которого время от времени разыгрывались дуэльные партии на приз обладания Невестой-Розой - неким символом, подтверждающим право лучшего и дающим определённые преимущества в игре. Здесь уместно будет заметить, что дуэльная игра в Академии Оотори в некоторых своих положениях напоминает Игру в бисер - именно тем, что в основе борьбы стоят интересы и идеалы игроков. Чья душа чище, чьи интересы бескорыстнее, тот имеет больше возможностей провести свою партию с привлечением силы Невесты-Розы, что, конечно же, не гарантирует победы, но намного увеличивает её вероятность. Однако Орден Печати Розы и дуэли - не единственное, что отличало Академию Оотори от остальных элитных учебных заведений подобного плана. Именно Оотори Акио выдвинул идею и стал организатором научного проекта "Вечность", руководителем которого и был назначен профессор Микаге (по другим данным, профессор Немуро).
  
   И здесь мы вплотную подходим к вопросу, почему столь великолепная и, что немаловажно, полностью реальная биография не была взята нами, как антитеза биографии Магистра Кнехта в настоящей партии? Несмотря на то, что личность Оотори Акио сложна и во многом привлекательна, мы не имеем каких-либо сведений о том, подтолкнула ли его Игра к индивидуальным духовным открытиям и озарениям. Более того, у нас создалось впечатление, будто основатель Ордена Печати Розы был настолько увлечён самим процессом игры, что вообще не видел перед собой какой-либо конечной цели. Усложняя правила, детально выстраивая взаимоотношения игроков, сам он непременно оставался участником проекта, даже не предпринимая попыток выйти за его границы. Тогда как профессор Микаге в конце своей партии покидает Академию Оотори так же, как и Тендзё Утена - лучшая из игроков Ордена Печати Розы, так же, как и сама Невеста-Роза. Этот факт может трактоваться только как непременное свидетельство наличия духовного озарения, обретение личного смысла вне Ордена, игры и Академии.
  
   Таким образом, обозначая главной темой настоящей партии духовный путь и поиск, производимый замечательной исторической личностью, её стремление к преодолению заданных рамок и границ, обретение внутреннего смысла и гармонии между желаниями и целью, мы предлагаем проследить развитие этого сюжета в антитезе биографий Иозефа Кнехта и Микаге Содзи. Основной музыкальной темой партии возьмём один из хоралов Дж.Э.Сизера, любезно предоставленный коллегами из архива Академии Оотори. Хорал называется "Я - воображаемое живое тело", его нотная запись вместе с переводом изложенных здесь тезисов на язык символов Игры и подробная раскладка партии находятся в приложении к настоящему очерку.
  
   Предоставив обоснование избранной темы, и наметив её основную линию, нам остаётся только чуть подробнее остановиться на противоположностях, тех самых узловых моментах, характеристике и подробному рассмотрению которых посвящена эта партия.
  
   Прежде всего, необходимо отметить разность натуры Кнехта и Микаге: лучистое спокойствие первого и мрачную замкнутость второго. В этом отрывке подробнее должны быть рассмотрены внешние причины, побудившие формирование этих черт, как то: сравнительная характеристика касталийского Ордена и Ордена Оотори, педагогическая система и духовная составляющая Игры обоих сторон. А также причины внутренние, включающие особенности воспитания, влияния наставников (или иных людей, сыгравших важную роль в биографии наших героев), окружения, собственные желания к исполнению возложенной Орденом задачи.
  
   Следующим моментом, на который необходимо обратить пристальное внимание, является необыкновенное психологическое чутьё к людям и огромная сила влияния, столь по-разному воплощённая этими учёными. Мягкому педагогическому воздействию Кнехта, его бесконечной терпимости и стремлению к гармонизации внутреннего пространства своего подопечного вполне можно противопоставить резкий, не допускающий возражений тон Микаге, и использование им таких опосредованных инструментов работы с человеком, как лифт и зеркало. В этом отрывке также должны быть рассмотрены цели влияния, то есть те идеи, во имя которых наши герои используют могучую силу своего личного обаяния для работы с определёнными людьми.
  
   Особым подпунктом данной темы стоит выделить взаимоотношения Магистра Игры и Профессора со своими учениками. Линии Кнехт - Тито и Микаге - Мамия, достаточно интересные сами по себе, вполне могут прозвучать отдельно, а могут быть включены в качестве составной части в общий педагогический мотив партии.
  
   Далее, возвращаясь к личностным характеристикам и причинам поступков, мы соотносим естественное одиночество одарённой натуры с силой её влияния на людей. В этом контексте правомерно будет предложить слушателям медитацию на пассаж из хорала "Я - воображаемое живое тело":
  
   "Дёргая за ниточки мира
   Одинокое существо
   Для остальных - воображаемый кукловод
   Субнулевая тьма
   Родившиеся создания
   Соотнесены с Антропопериферизмом".
  
   Небольшая ремарка. В материалах, присланных из Академии Оотори содержится несколько переводов хорала: от приближенных к тексту, подробно разъясняющих значение каждого слова, до вольных импровизаций на тему. В одной из таких импровизаций вышеприведённый пассаж звучит так:
  
   "Где же, спросите вы, теневой кукловод?
   Может, нами всецело придуман?
   В ночи хаоса длится мой вещий полёт -
   Одинокий, печальный, угрюмый".
  
   Кульминация партии - встреча героя со своим альтер-эго, противоположной стороной своей натуры, проявляющаяся в конкретном разговоре с неким не случайным человеком, воплощающим определённую идею, к которой герой, так или иначе, должен прийти в результате своего духовного поиска. В случае Магистра Кнехта - этот человек Плинио Дезиньори, в случае профессора Микаге - Тендзё Утена. И Дезиньори, и Тендзё воплощают собой нечто не пережитое, не исследованное, символизируя открытую дверь в мир новых творческих задач и ощущений. И тут мы снова возвращаемся к антитезе: противоположности восприятия неизбежных перемен. Если Кнехт, осознав эту неизбежность, смиренно принимает её в себе, анализируя, оценивая, рассматривая с разных сторон, что даёт ему время и возможность подготовиться к осуществлению решительного шага, то Микаге бунтует, до самого последнего момента не желая увидеть очевидное, но, тем не менее, он не в силах противиться начавшемуся процессу перемен.
  
   Здесь, предчувствуя разного рода возражения, можно заметить, что, поскольку мы вплотную подошли к области легенд, овевающих своим ореолом биографии обоих наших героев, то дуэль Микаге и Тендзё вполне возможно рассматривать не только и не столько как часть сценария, написанного для них Оотори Акио, а скорее, как финальный акт личностной драмы профессора, приведший его к прозрению, озарению и изменению собственной реальности, - то есть, к уходу из Академии Оотори. Что же касается Иозефа Кнехта, то выход его из состава Ордена и сложение с себя обязанностей и полномочий Магистра Игры, - явление вполне закономерное для личности, главной своей задачей поставившей самосовершенствование и Служение в самом высоком смысле этого слова. Следовательно, однозначно говорить о том, что наши герои окончили свой жизненный путь, мы не можем: достигнув озарения, они перешагнули границы собственных возможностей и отправились по пути самосовершенствования дальше, в те сферы чистого духа, которые обычному человеку познать пока не дано.
  
   На этом месте, в точке наивысшего эмоционального подъёма партии, в общих чертах рассмотрев основные антитезы, ясно обозначив перспективы, и не уходя за границы реальных биографий в область легенд и фантазий, нам представляется правомерным завершить её, предложив слушателям финальную медитацию на пассаж из хорала "Я - воображаемое живое тело":
  
   "Я воображаемое обречённое тело, идущее к своему концу
   Поиск времени
   Без отдыха
   Спелеоморф, продолжающий жить
   Поиск земли, без рук, без ног
  Я всё ещё существую, прозрачный, неосязаемый, лёгкий вздох".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"