Гакман Нина Григорьевна
Почему Хэллоуин вызывает страх и при чём здесь тыквенный спас?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Каждую осень, когда воздух становится прохладным, а дни короче, в России и других стран постсоветского пространства разгорается дискуссия. С одной стороны - весёлые тыквы-светильники, вампиры и ведьмы Хэллоуина, с другой - набирающий обороты православно-фольклорный "тыквенный спас"

  Каждую осень, когда воздух становится прохладным, а дни короче, в России и других стран постсоветского пространства разгорается дискуссия. С одной стороны - весёлые тыквы-светильники, вампиры и ведьмы Хэллоуина, с другой - набирающий обороты православно-фольклорный "тыквенный спас". Это не просто спор о двух праздниках. Это столкновение мировоззрений, культурная битва символов, в которой смешались страх перед чужим, поиск собственной идентичности и политические нарративы.
  
  Хэллоуин: три лика страха
  
  Страх, который вызывает Хэллоуин у его противников, многогранен. Его можно разделить на три основных аспекта: религиозный, культурно-идентичный и социально-психологический:
  
  1. Религиозный страх: "тень Самайна" и "потакание Тёмным Силам"
  
  Для многих верующих, особенно православных христиан, Хэллоуин - это не безобидный карнавал, а праздник, имеющий глубокие и опасные корни:
  
  - языческое прошлое: исторически Хэллоуин, или канун Дня всех святых, уходит корнями в кельтский праздник Самайн, который отмечался как граница между миром живых и миром мёртвых. Считалось, что в эту ночь духи и тёмные сущности могут свободно бродить по земле. Церковь, борясь с язычеством, в одностороннем порядке и насильно наложила на этот день свой христианский праздник, но архетипическая суть - общение с потусторонним - осталась в коллективном бессознательном;
  
  - опасная эстетика: мрачная символика Хэллоуина - смерть, нечисть, оккультизм - воспринимается буквально. Костюмы ведьм, демонов и зомби видятся не как игровая стилизация, а как отождествление с этими силами, что, с точки зрения религиозного человека, духовно опасно. Фраза "что посеешь, то и пожнёшь" здесь работает на полную мощность: играя с нечистью, можно привлечь её внимание в реальной жизни;
  
  - конкуренция с поминальными днями: православная церковь имеет свои дни поминовения усопших. Народная традиция, связанная с Радоницей, подразумевает молитвенную память, а не веселье и ряжение в покойников. Хэллоуин, выпадающий на канун Дмитриевской субботы, у славян-католиков - Дня всех святых, создаёт концептуальный диссонанс.
  
  2. Культурно-идентичный страх: "троянский конь глобализации"
  
  Это, пожалуй, самый мощный пласт сопротивления. Хэллоуин воспринимается как символ культурной экспансии Запада, в первую очередь - США:
  
  - угроза национальной идентичности: в постсоветскую эпоху, когда старые идеологически выверенные праздники, например, праздник 7 ноября, утратили актуальность, а новые ещё не укоренились, возник вакуум. Его начал заполнять коммерциализированный американский Хэллоуин. Для консервативной части общества это стало признаком утраты культурного суверенитета. Борьба с Хэллоуином - это борьба за "русскость", за сохранение собственных традиций перед натиском глобального мейнстрима;
  
  - чужеродность эстетики: символика Хэллоуина - летучие мыши, тыквы-светильники Джека, гадость-или-сладость - чужда традиционной русской культуре. В русском фольклоре есть своя нечисть - кикиморы, лешие, домовые, но её образы иные, более связанные с природой и бытом. Американский "упакованный" ужас кажется искусственным и навязанным.
  
  3. Социально-психологический страх: "разрушение табу и инфантилизация смерти"
  
  Хэллоуин делает тему смерти публичной, карнавальной и, что самое шокирующее для многих, весёлой:
  
  - табу на смерть: в традиционных обществах, включая российское, смерть - это сакральное, траурное, глубоко личное табу. Её не выносят на всеобщее обозрение и уж тем более не делают поводом для смеха и вечеринок. Хэллоуин грубо ломает это табу, вызывая у многих чувство глубокой неприязни как к "кощунству" и "глумлению";
  
  - инфантилизация ужасного: превращение образов смерти и насилия в детские игрушки и конфеты тревожит родителей и психологов. Возникает вопрос: не приводит ли это к стиранию границ между добром и злом, к нездоровому восприятию страданий в реальном мире?
  
  "Тыквенный спас": оружие возрождения или искусственный конструкт?
  
  В ответ на "угрозу" Хэллоуина и был предложен или стихийно сформирован альтернативный праздник - "тыквенный спас". Его появление - яркий пример культурного инжиниринга.
  
  "Тыквенный спас" позиционируется как исконно русский, православный и аграрный праздник. Он обычно отмечается в конце октября, часто в последнюю субботу месяца, и включает в себя:
  
  - благодарение за урожай: главный символ - тыква, но не как зловещий светильник, а как дар природы. Проводятся ярмарки, на которых продают тыквы, кабачки, яблоки, мёд;
  
  - православный компонент: праздник часто приурочивают к памяти какого-либо святого или урожай благословляют в храмах, освящая плоды;
  
  - народные гуляния: обычно в программе празднования - хороводы, игры, конкурсы на лучший пирог из тыквы, мастер-классы по народным промыслам;
  
  - экологичность и польза: во время праздника акцент делается на здоровом питании, кулинарных рецептах из тыквы.
  
  Критика "тыквенного спаса": благие намерения и исторические натяжки
  
  Однако у этого праздника есть и уязвимые места, которые видят его критики:
  
  1. Отсутствие исторических корней. Ни в церковном уставе, ни в народном календаре славян не существовало отдельного "тыквенного спаса". Есть три больших Спаса - Медовый, Яблочный, Ореховый, связанных с Успенским постом и сбором определённого урожая. "Тыквенный спас" - это калька, искусственная конструкция, созданная "в пику" Хэллоуину.
  
  2. Реактивная природа. Его главная функция - не столько возрождение традиции, сколько запрет и замещение чужого. Он определяется не своей собственной уникальностью, а через отрицание Хэллоуина.
  
  3. Коммерциализация. Несмотря на декларируемую духовность, этот праздник так же легко коммерциализируется: те же ярмарки, те же товары, те же развлекательные программы, только в "народном" стиле.
  
  Глубинный конфликт: карнавал против лада
  
  В основе этого противостояния лежит фундаментальное различие двух типов культуры.
  
  Хэллоуин - это карнавальная культура в её чистом виде, описанная Михаилом Бахтиным. Это культура "перевёрнутого мира", где на короткое время отменяются все социальные иерархии и табу. Смех над смертью и нечистью - это способ её приручения, победы над страхом через его публичное осмеяние.
  
  "Тыквенный спас" и традиционная культура стремятся к ладу - гармонии, порядку, устойчивости. Здесь нет места хаосу карнавала. Отношение к миру умерших - это отношение почтения и молитвенной памяти, но не игры.
  
  Таким образом, спор о Хэллоуине и "тыквенном спасе" - это не просто спор о том, как развлекаться осенью. Это симптом гораздо более глубоких процессов:
  
  - поиск идентичности в глобализирующемся мире;
  
  - столкновение модернизма и традиционализма;
  
  - борьба за контроль над культурным пространством и символами.
  
  В конечном счёте, судьба обоих праздников будет зависеть не от указов или запретов, а от того, какой смысл в них вложит народ. Хэллоуин может так и остаться для большинства весёлым карнавалом без глубокого подтекста, а "тыквенный спас" - либо превратиться в искреннюю и любимую традицию, либо так и остаться идеологическим проектом, не нашедшим отклика в сердцах. Но их диалог, пусть и конфликтный, является важной частью большого культурного самоопределения современной России.
  
  (C) Copyright: Нина Гакман, 2025 Свидетельство о публикации No225110301673

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"