Гакман Нина Григорьевна
Откровения Иоанна Богослова: тайна третьей печати и всадника на вороном коне

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Книга Откровения, или Апокалипсис Иоанна Богослова, - это финальный, самый загадочный и драматичный акт библейского повествования. Среди его пророческих видений особое место занимают Четыре Всадника - архетипические вестники грядущего суда. Если первый всадник на белом коне олицетворяет завоевание, а второй на рыжем - меч и братоубийственную войну, то третий всадник, появляющийся после снятия третьей печати, несет с собой загадку, которая будоражит умы вот уже две тысячи лет

  Книга Откровения, или Апокалипсис Иоанна Богослова, - это финальный, самый загадочный и драматичный акт библейского повествования. Среди его пророческих видений особое место занимают Четыре Всадника - архетипические вестники грядущего суда. Если первый всадник на белом коне олицетворяет завоевание, а второй на рыжем - меч и братоубийственную войну, то третий всадник, появляющийся после снятия третьей печати, несет с собой загадку, которая будоражит умы вот уже две тысячи лет.
  
  "И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай" (Откровение 6:5-6)
  
  Давайте всмотримся в этого всадника и попробуем понять его символику.
  
  Портрет третьего всадника
  
  Иоанн Богослов видит его так: "И вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей".
  
  Образ вороного коня можно понимать так: в отличие от агрессивного красного, черный цвет в библейской традиции часто символизирует траур, смерть, голод и запустение. Это цвет земли, выжженной солнцем и лишенной жизни. Это не мгновенная катастрофа войны, а затяжное, изматывающее бедствие.
  
  Мера в руке - мера на греческом "зигос", то есть "весы" или "ярмо" - ключевой символ. Это не весы правосудия, а инструмент для тщательного, скупого отмеривания пищи. Сам образ говорит о тотальном дефиците, когда еда настолько ценна, что ее взвешивают по крупицам.
  
  Загадочный голос и экономика апокалипсиса
  
  Самая сложная для толкования часть - это голос, который звучит "посреди четырех животных" - символов Божьего присутствия. Он произносит странные, на первый взгляд, экономические указания: "Хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий".
  
  Что это значит в практическом смысле? Хиникс - это дневная норма зерна для одного взрослого человека. Динарий - стандартная дневная плата римскому солдату или поденному рабочему.
  
  Получается жуткая картина: весь свой дневной заработок человек тратит на то, чтобы купить хлеба всего лишь для себя одного. При этом он стоит перед выбором: купить один хиникс более качественной пшеницы или три хиникса менее питательного ячменя, чтобы накормить семью. Это экономика выживания, где нет места для чего-либо, кроме хлеба насущного. Работать, чтобы есть, и есть, чтобы работать, - вот замкнутый круг существования.
  
  Но самая загадочная фраза - последняя: "Елея же и вина не повреждай". Это указание порождает множество вопросов. Почему голод касается только зерна, но не вина и елея - оливкового масла? Здесь богословы и историки видят несколько слоев смысла:
  
  1. Символ избирательного суда. Голод направлен конкретно на основу пропитания - хлеб. Вино и елей, часто связанные с радостью, богатством и помазанием, остаются, возможно, указывая на то, что Бог устанавливает пределы бедствию, не уничтожая все полностью. Это не тотальное истребление, а карающая рука, сохраняющая возможность покаяния.
  
  2. Исторический контекст. В Римской империи I века зерно, особенно импортное египетское, было самым уязвимым звеном экономики. Неурожай или перебои с поставками мгновенно вызывали голод в городах. Виноградники и оливковые рощи, будучи многолетними культурами, были более устойчивы. Голос может отражать реальную экономическую ситуацию: кризис хлебного снабжения при относительном изобилии других продуктов.
  
  3. Духовное толкование. Зерно - символ базовых потребностей и физической жизни. Голод обнажает человеческую зависимость от материального. Елей в Писании - символ Святого Духа, а вино - иногда радости спасения. Таким образом, фраза может означать: даже в самые страшные времена физического голода и лишений Бог сохраняет для верующих источник духовной поддержки и утешения. Духовные блага не отнимаются.
  
  Кто он - всадник на вороном коне?
  
  В отличие от Четвертого Всадника, чье имя - Смерть, у третьего нет прямого имени. Традиционно его называют Голод. Однако точнее было бы назвать его Экономическим Крахом или Социальной Несправедливостью.
  
  Это не просто отсутствие еды в природе. Это кризис распределения, когда пища есть, но она недоступна для простого человека. Это мир, где труд не вознаграждается по справедливости, а жизнь сводится к борьбе за кусок хлеба. Это всадник, который разъедает общество изнутри - не мечом, а ценой на хлеб.
  
  Третья печать сегодня: вневременное пророчество
  
  Видение третьего всадника оказывается пугающе актуальным в любую эпоху:
  
  - гиперинфляция, когда деньги обесцениваются за часы, а на зарплату можно купить лишь буханку хлеба;
  
  - экономические блокады и санкции, ударяющие по простым гражданам;
  
  - спекуляция на продовольствии во время кризисов;
  
  - социальное неравенство, когда роскошь соседствует с нищетой.
  
  Всадник на вороном коне - это не просто библейский персонаж. Это извечное предупреждение о хрупкости человеческой цивилизации, построенной на хлебе и справедливости. Он напоминает, что, когда рушится экономический порядок, на смену ему приходит ярмо - "зигос" отмеренного пайка, за который человек вынужден отдавать всю свою жизнь.
  
  И в этом апокалиптическом образе звучит и надежда: даже когда земные весы скрипят под тяжестью голода, небесный голос напоминает, что есть ценности, которые не подлежат уничтожению - елей милосердия и вино надежды.
  
  (C) Copyright: Нина Гакман, 2025 Свидетельство о публикации No225110600856

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"