Галанин Алексей Евгеньевич : другие произведения.

Теплоход "Балашиха"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Теплоход "Балашиха" - легенда Одесского морского пароходства. Он осуществлял грузовые перевозки по всему миру, в том числе и в дружественный Вьетнам, за что награжден советскими и вьетнамскими орденами. Об истории теплохода и пойдет речь в этой статье.

   ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ ...
  
   Балашиха - город сухопутный. Река Пехорка - не в счет. По ней даже на катере далеко не уедешь - упрешься либо в плотину, либо в мост. А дальше - волоком, как в стародавние времена. И все же Балашиха, как оказалось, - морское название. Долгие годы по морям-океанам ходил сухогруз с гордым именем на борту "Балашиха".
  
   Теплоход "Балашиха" был построен на Херсонском судостроительном заводе. В 60-70-х годах его называли гордостью Черноморского морского пароходства. Гордиться действительно было чем. Длина корабля - 156 метров, ширина - 22 метра, грузоподъемность - 12,5 тысяч тонн. Мощность главной машины - дизеля, изготовленного на Брянском заводе, - 9 тысяч лошадиных сил. Скорость судна - 16 узлов (около 30 км в час). Экипаж - 49 человек.
   "Балашиху" оборудовали по последнему слову техники. На теплоходе установили собственную электростанцию, которая вполне обеспечивала все потребности в энергии. Судно снабдили новейшими аппаратами автоматики и механики, обеспечивающими надежность и безаварийное плавание.
   На теплоходе создали все условия для нормальной работы и отдыха экипажа. Для командного состава были оборудованы одно-двухкомнатные каюты, в каждой - душевая и ванна. Рядовой состав проживал в одно-двухместных каютах. Камбуз оснащен электроприборами разного назначения.
   На судне - собственный медицинский блок. Для охлаждения и подсушки воздуха оборудована специальная установка кондиционирования. В 60-х годах на "Балашихе" устроили два салона отдыха с пианино, телевизорами, радиоприемниками и различными настольными играми. Тогда же выходила стенная газета, имелась хорошая библиотека и киноустановка. Для связи с родиной и с любой точкой земного шара установили мощную радиостанцию.
   В состав Черноморского пароходства корабль вошел 8 октября 1965 года. А уже 10 октября, с грузом автомашин, он отправился в Египет, с которым тогда Советский Союз связывала крепкая дружба. За месяц "Балашиха" дважды доставляла грузы из СССР в порт Александрию. А затем был Вьетнам, куда теплоход доставлял секретные грузы военного назначения. С заданиями "партии и правительства" моряки "Балашихи" справлялись отлично. За это корабль был награжден орденом Дружбы народов и орденом "Освобождение Социалистической Республики Вьетнам" II степени.
   Моряки "Балашихи" быстро сдружились с городом, в честь которого и было названо судно. Делегации из нашего района посещали теплоход и их неизменно встречали, как самых званных гостей.
   На страницах районной газеты "Знамя коммунизма" (сейчас "Факт") много рассказывалось о суровых буднях балашихинских моряков. А вот отзывы о корабле тех, кто в те годы работал в команде корабля. "Теплоход "Балашиха" прошел сотни водных дорог, сложных, тернистых, непохожих друг на друга, - писал капитан корабля В. Бачинский. - Это прекрасное сооружение, достойное имени вашего города. Мы всюду помним о том, что представляем за рубежом свою родину Россию и с гордостью несем Государственный флаг СССР".
   Первый помощник капитана В. Соломаха не скрывал своей гордости за корабль: "Наш теплоход один из наиболее крупных сухогрузов Черноморского пароходства. В этом смысле "Балашиха" - новинка современного судостроения. Экипаж укомплектован квалифицированными специалистами".
   А вот слова из письма черноморцев в газету "Знамя коммунизма", опубликованное в 1967 году: "Мы горды, что наш теплоход назван именем вашего города Балашиха. На протяжении годичного плавания экипаж судна не уронил этой чести".
   В дальнейшем "Балашиха" избороздила много морей. Юго-Восточная Азия стала для нее почти родной. В 90-х годах уже постаревший корабль курсировал между портами Вьетнама. До того самого момента, пока в конце 90-х годов корабль не попал в беду.
   Произошло это в 1997 году. Государственное предприятие "Укринтерэнерго" из Вьетнама решило отправить по морю рис высшего сорта для реализации украинскому потребителю. Партия отборного продукта была закуплена у вьетнамской государственной корпорации "Винатекс" в счет бартерной оплаты за объем работ, выполненных во Вьетнаме, согласно межправительственному контракту. Доставить груз риса из Вьетнама в украинский порт Ильичевск предстояло именно теплоходу "Балашиха".
   Еще задолго до трагедии в экипаже сложилась нервозная обстановка. Из-за задержки зарплаты экипаж бастовал, срывались рейсы, портились отношения с заказчиком. Кроме того, поведение капитана Филатова порождало у команды недоверие. Филатов избегал общения в кают-компании, ел на ходу или после всех. В целях экономии предложил отменить вечерний чай. Закупались по дешевке явно подпорченные продукты. Посиневшее мясо, липких кур кок вымачивал в марганцовке. Филатов в конце концов уехал домой. При досмотре в аэропорту вьетнамские власти изъяли у капитана неучтенную валюту. Деньги вернулись на судно и были выданы экипажу в качестве аванса.
   В июне 1997-го "Балашиха" все-таки начала грузиться и приняла на борт 11. 000 тонн риса. Часть продукта адресовалась грузополучателю в Адене (Йемен). Груз был на борту, но судно в рейс не выпускали: к тому времени теплоход был уже старым, изношенным, у него была нарушена герметизация трюмов. Наконец, 15 июля корабль вышел в море.
   В Йемен "Балашиха" дошла без особых проблем. Но на траверсе Адена команда решила встать на якоря и бастовать, пока кипрская компания не рассчитается с экипажем. Согласно контракту, первая выплата была предусмотрена через два месяца. Срок этот истек, компания обещала деньги в Адене, но не единожды обманутые моряки уже не верили никому. Разразился скандал.
   Грузополучатель капризничал, браковались мешки. Часть риса, которая предназначалась для Йемена, разгрузили, а судно арестовали - якобы за долги Черноморского морского пароходства. Двухмесячную зарплату компания все-таки выплатила экипажу. Но от дальнейших услуг "Балашихи" наотрез отказалась, разорвав контракт.
  В итоге теплоход снова вернулся к разоренному старому хозяину - Черноморскому пароходству.
   Тем временем за каждый метр причала надо было платить, а ЧМП - банкрот. Судно отогнали на рейд. Разрешили продать 350 тонн риса для закупки тяжелого топлива, солярки, воды и продовольствия. Часть экипажа улетела домой, на борту остались десять человек. Слег старший механик. На его счастье лечащий врач Сулейман Талиб, учившийся в свое время в Симферополе, оказался бескорыстным, сердечным человеком, он фактически спас стармеха, поставил на ноги.
   Седьмого сентября вернулся в Одессу стармех "Балашихи" Виктор Вовк. "Слава Богу, что я жив", - сказал жене. Последняя пятерка экипажа "Балашихи" во главе с капитаном вернулась только в 1998 году.
   Вот такая история приключилась с "Балашихой". Правда, подобные вещи сейчас - не редкость. Более того, постепенно наш мощнейший в мире морской флот превращается в команду старых, отработавших судов, которые частенько арестовывают в иностранных портах за долги своих владельцев. Тем не менее, история теплохода "Балашиха" заслуживает внимания. Ведь он сделал за время своей службы много добрых дел.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"