Аннотация: Шуточный рассказ о съемках современного фильма на сюжет из русской истории.
Александр(а) Невский
(шутка)
- Легко найти мужеподобную женщину, но надо, чтобы она была ещё и привлекательна, - говорил кинорежиссёр Шеин своему помощнику Оскару. - Во всей истории кинематографа я знаю не больше пяти таких женщин - во главе, конечно же, с непревзойдённой Марлен Дитрих.
- А как же "Гусарская баллада"? Голубкина там очень хороша в роли корнета, - возразил Оскар.
-- Да, но это всё же симпатичная девушка, а не корнет, и если мы видим это, то как мог не заметить поручик Ржевский, большой знаток женщин? - снисходительно улыбнулся Шеин. - Настоящая кавалерист-девица, Надежда Дурова, была действительно мужеподобна, и когда уже после войны она ходила в мужском сюртуке, её в самом деле принимали за мужчину. Вот такая артистка нам и нужна: с шармом Марлен Дитрих и достоверностью Надежды Дуровой. Помимо того, она должна отлично ездить на лошади и владеть кое-какими боевыми искусствами, ведь ей предстоит сниматься и в батальных сценах.
- Поэтому мы выбрали этих трёх на кастинге, - сказал Оскар. - Вы сами их одобрили.
- Одобрил, - согласился Шеин, - но надо посмотреть поближе. Зови первую...
- Вы у нас... - Шеин стал перелистывать папку с фотографиями, когда девушка вошла в студию. - Вы у нас...
- Ксения, - представилась девушка.
- Ах, да, нашёл! - Шеин вытащил нужное фото. - Итак, Ксюша, вы хотите сниматься в нашем фильме. Вам известно, что вам придётся скакать на лошади, сражаться мечом и копьём? Вы сможете?
- У меня есть опыт: я снималась в фильме "Рязань. 1237 год" в роли одной из горожанок, я сражалась на стенах города с воинами хана Батыя, - ответила Ксения.
- Прекрасно, прекрасно, - сказал Шеин. - Неплохой фильм; в нашем тоже, кстати, есть хан Батый, он один из основных персонажей. Однако у нас вам нужно будет показать искусство перевоплощения: вы будете играть женщину, которая одевается и ведёт себя как мужчина. Сможете?
- Я профессиональная актриса, нас учили перевоплощению, - с готовностью ответила Ксения.
- Ах, так! - воскликнул Шеин. - Замечательно, давайте попробуем... Скажите: "Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет Русская земля".
- Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет Русская земля, - повторила Ксения низким голосом, вскинув голову и выпятив грудь.
- Н-да....- протянул Шеин. - Что же, спасибо, Ксюша, что пришли к нам. Ваше досье у нас есть; мы известим, когда будем готовы пригласить вас на роль.
- Вам спасибо, - с натянутой улыбкой Ксения вышла из студии.
- Видишь? - обратился Шеин к Оскару. - Внешние данные вроде бы ничего, но актёрское мастерство ниже плинтуса, даже для сельской самодеятельности не сгодится. Впрочем, теперь большинство актёров такие... Ладно, зови следующую... Вы Виктория? - сказал он второй девушке, вошедшей в студию. - Замечательно, Викуся, вы знаете, что от вас требуется?
- Знаю, - ответила девушка с обольстительной улыбкой.
- Гм-гм! - откашлялся Шеин. - В нашем фильме вы должны будете сыграть женщину, которая переодевается мужчиной, сражается в боях, но у неё есть и тайная любовь.
- К другой женщине? - спросила Вика.
- Нет, отчего вы так решили? - слегка смутился Шеин. - Любовь к мужчине, но тайная.
- И постельные сцены будут? - оживилась Вика.
- Постельных сцен не будет, это чувство скрыто глубоко внутри, - пояснил Шеин.
- Жалко, постельные сцены у меня классно получаются, - Вика облизнула губы, глядя на Шеина.
- Спасибо, Викуся, - поспешно сказал он. - Мы сообщим вам, когда примем решение.
- Я буду очень ждать, - со значением произнесла она, направляясь к выходу.
- Фу-у! - Шеин вытер пот со лба. - Горячая штучка, но не подойдёт: у нас же не эротическая картина... Следующую зови.
- Вы - Маша? - спросил он третью девушку. - Замечательно, замечательно... Опыт съёмок в батальных сценах имеете?
- Да, я снималась в фильме "Подвиг Воронежа", играла роль девушки-снайпера, - ответила Маша.
- То-то я гляжу, лицо знакомое! - обрадовался Шеин. - У вас отлично получилась эта роль, она запомнилась. Но в нашем фильме вам надо будет сменить гимнастёрку на кольчугу, а винтовку - на меч. А вместо "виллиса" вас будет возить горячий конь, - справитесь?
- Я два года занималась в конной школе, а ещё участвовала в исторических реконструкциях, - кивнула Маша.
- Да?! Ну, совсем молодец! - всплеснул руками Шеин. - Однако вам придётся играть и лирические сцены; сможете изобразить скрытую, но бурную страсть? Посмотрите-ка на моего помощника так, будто вы его сильно любите, но не смеете в этом признаться...
Маша бросила на Оскара взгляд, полный невыразимой любви; на глазах у девушки показались слёзы.
- Бесподобно! - восхитился Шеин. - Остаётся последнее: вы - женщина, изображающая мужчину, крупного государственного деятеля. Представьте себе, что этот стул - ваш трон; вы сидите на нём и слушаете иностранных послов, посланцев самого папы римского. Они уговаривают вас изменить православию и ввести на Руси католичество; вы никогда на это не пойдёте, но и обидеть послов нельзя. Покажите, без слов, вашу непреклонную волю защитить русскую веру и обычаи.
Маша уселась на стул в позе, похожей на иконописную; лицо её приняло важное и твёрдое выражение.
- Гениально! Вы органичны, как кошка! Завтра же снимем настоящие пробы и утвердим на роль! - закричал Шеин. - И скорее начнём свою картину, продюсеры торопят...
- Да, да, пора начинать, - подтвердил Оскар.
- Спасибо, - грудным голосом проговорила Маша и направилась к выходу.
- Наконец-то нашли нашу Марлен Дитрих, жемчужное зерно в куче навоза, - потёр руки Шеин. - Ну-с, давай ещё раз глянем, что насочинял сценарист...
***
- Чёртов халтурщик! - ругался Шеин, пролистывая сценарий. - Для телевидения пишет, для всяких ток-шоу, типа "Суд идёт". Но для фильма мог бы и получше постараться: как-то всё плоско, банально, натянуто - мыльная опера, да и только! Вот, например: главная героиня, Александра, решила выдать себя за мужчину, потому что её отец князь Ярослав стар, а брат Андрей эгоистичен и не желает заботиться о защите Руси. Александра же отлично владеет военным искусством, склонность к которому имела с детства: фильм как раз и начнётся с эпизодов, где она девочкой проходит обучение ратному делу под руководством княжеского дружинника, опытного воина.
Ладно, пусть, хотя такое уже сто раз было, но к чему эти длинные диалоги о том, что она хотела бы быть обыкновенной девочкой, играть в куклы, ловить бабочек, но долг зовёт её к подвигам во имя Отечества? В "Гусарской балладе" была чудесная песенка "Спи, моя Светлана", когда Шурочка обращалась к своей кукле, уходя на войну, а мы какую песню тут поставим? От нашего композитора шедевров ждать не приходится - благо, что за свои бессмертные творения миллионы не просит...
Нет, эти диалоги сокращаем: больше действия, меньше слов - в конце концов, мы же снимаем исторический боевик!.. В сценах битв на Неве и Чудском озере диалоги также урезаем по максимуму, зато больше моментов самих сражений: Александра должна биться у нас, как Жанна д'Арк, побивая врагов целыми пачками!..
Совсем слабая лирическая часть, - продолжал Шеин. - За что, спрашивается, Александра полюбила Батыя? Из сценария ничего не понятно: приехала к нему, увидела и полюбила, - вот и всё! Не убедительно! Надо показать правдоподобно, с чувствами, с переживаниями, чтобы видна была настоящая любовь. А за что любит, это отдельный вопрос, на который мы должны дать ответ, понятный зрителям.
- Хорошие девочки часто любят плохих мальчиков, - сказал Оскар.
- Красавица и чудовище? Испытанный приём, может прокатить... - призадумался Шеин. - Но нет, этого будет мало, - встряхнулся он в следующую минуту. - Не убедительно, не убедительно! Что же она, вот так вот взяла да и полюбила Батыя за то, что он плохой: Русь разорил, города пожёг, людей поубивал и прочее? Тогда надо предположить, что в нашем Александре... тьфу, то есть в нашей Александре есть сатанинское начало. Эдак мы в хоррор уйдём, но у нас-то фильм иной! Малость покопаться в психологии не помешает, зрители это любят, однако без жути и заумности... Что же делать, что делать?..
- А может быть, Батый напоминает ей отца? В каком-то фильме было такое: девушка сошлась с мужчиной, потому что он напоминал ей отца, - сказал Оскар.
- Молодец! - Шеин хлопнул его по плечу. - То что надо! Ну, конечно, Батый напоминает Александре отца! Он такой же суровый на вид, но добрый в глубине души; он очень глубокий, содержательный, чуткий, внешне жёсткий, но отзывчивый. Таким Александра видит Батыя, и таким она его полюбила, но беда в том, что она вынуждена скрывать свою любовь. Женщина не может быть полноправной союзницей великого ордынского государства, но Александре необходим этот союз для защиты Руси от притязаний Запада. Накрыться ордынском щитом - вот задача Александры, и это же вызывает у неё дополнительные переживания, ведь её женская натура требует своего, и щит Батыя на подсознательном уровне воспринимается Александрой как символ мужского внимания и заботы, то есть того, что больше всего нужно женщине. Как бы она хотела прильнуть к Батыю, склонить голову ему на плечо, услышать ласковые слова, но это невозможно, - отсюда все её мучения.
- Неподражаемо, - с неподдельным восхищением сказал Оскар. - Вы великий режиссёр.
- Ну, не надо петь мне дифирамбы, я ведь ещё не снял этот фильм, - усмехнулся Шеин. - Давай теперь внесём психологизм в образ Батыя. Я думаю, что изюминкой должно стать подозрение, что Александра - не мужчина, и одновременно всё возрастающая симпатия к ней. Он видит перед собой прекрасного юношу, крепкого, хорошо сложенного, умного, но что-то беспокоит Батыя: он чувствует неладное. Здесь мы применим сюжетный ход из "Василисы Микулишны": в сценарии его нет, но мы вставим. Переодевшись мужчиной, чтобы спасти своего любимого мужа, Василиса должна была доказывать, что она настоящий богатырь: сражалась на поединке, охотилась наравне с мужчинами и так далее. У нас Батый будет предлагать Александре всё это, чтобы рассеять свои сомнения, и она отлично со всем справится. Но сомнения у Батыя останутся, и он начнёт, в свою очередь, мучится, потому что Александр ему очень нравится.
Отношения становятся всё более тяжёлыми для них обоих, и тогда им одновременно приходит в голову избавительная мысль: побрататься, ведь в таком случае любовные отношения станут невозможными. В сценарии у нашего халтурщика есть сцена братания, но какая-то вялая, неинтересная, а мы сделаем её кульминационной в фильме. По обычаю, Батый и Александра надрезают себе правую руку до крови, затем соединяют руки так, чтобы кровь смешалась, и клянутся в вечной братской верности... Эх, сюда бы ещё музыку соответствующую, чтобы мороз по коже подирал, но от нашего композитора разве её дождёшься?.. Но ничего, мы поставим эту сцену так, что зрители будут рыдать: я буду не я, если они не зальются слезами при виде того, как во имя высоких идеалов навеки рушится большая любовь.
- Это... Это... - задохнулся Оскар, не найдя подходящих слов. - Какое счастье с вами работать!
- Ладно уж, - усмехнулся Шеин. - Начальство, конечно, надо хвалить, но не перехваливать, чтобы оно не впало в гордыню... Фу, выпью воды, запарился...
***
- Ну-с, теперь следует придумать, чем приблизить фильм к современному восприятию, сделать его эмоционально ближе зрителям, - продолжал Шеин через минуту.
- Я знаю, как приблизить! - вскричал Оскар. - Пусть Александр, то есть Александра поют в стиле рэп! Скажем, так:
Вышел я за Святую Русь,
И теперь уже не трусь.
Велика, страшна Орда,
Она обширна и горда.
Но признает нас она,
Выпьем чашу с ней до дна.
Станет нам Орда щитом,
Защитит наш русский дом.
- Ну, ты даёшь! - изумился Шеин. - Прямо-таки, поэт, - неужели сам сочинил?.. Рэп, говоришь?.. Хм, заманчиво, это приблизит, конечно, наш фильм к современному восприятию, но... - он задумался. - Не будет ли это расценено как кощунство над русской историей?
- С чего это? Наоборот, мы хотим оживить её, подогреваем к ней интерес: какое же кощунство? - горячо возразил Оскар. - И потом, разве другие так не делают? Вон недавно вышел фильм про Пушкина, - вышел при поддержке министерства культуры, Фонда кино и ещё кого-то - чуть ли не самого Никиты Михалкова. Так там Александр Пушкин - рэпер, и друзья его - рэперы! Учитывая, кто этот фильм поддерживает, кощунства они не допустили бы, и, вообще, я читал восторженные отзывы, что так и надо снимать фильмы об исторических персонажах.
- Эдак у тебя скоро Иван Грозный рэпером заделается, и Пётр Первый, и Кутутзов тоже! - засмеялся Шеин. - Хотя, нет, Кутузов для рэпера староват, но тоже сможет спеть что-нибудь ритмическое... Шучу, шучу!.. Ладно, о рэпе мы подумаем, поработаем над этим, как следует. Вдохновение - вещь капризная; только труд наш надежный помощник в жизни и искусстве, - назидательно произнёс он.
- Это кто сказал? - спросил Оскар.
- Это я сказал, - ответил Шеин.
- А-а-а... Зачем нужен человек, если у него нет собаки? Так думают все собаки, - загадочно проговорил Оскар.
- А это к чему? - подозрительно посмотрел на него Шеин.
- Дураки любят умные слова: произнося их, дураки чувствуют себя умнее. Это я не про тебя - просто к слову пришлось... - сказал Шеин. - Что же, всё на сегодня. Продолжим завтра, а сегодня я рано встал и не выспался, - добавил он, потягиваясь. - Для меня вставать рано утром это пытка; я вижу всё в чёрном цвете. Но стоит мне выспаться, как чёрный цвет превращается в розовой, и жизнь кажется не такой уж плохой.
- А я пойду покурю: ужас, как курить хочется, - признался Оскар.
- Курение опасно для здоровья, как сказал Дантес Пушкину... Ну, пока, до завтра, - Шеин пожал Оскару руку и пошёл к выходу из студии.