Ганеева Екатерина Адалатовна : другие произведения.

Брат и сестра

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Есть такие горы в Приморском крае, у г. Находка, и мне неизвестно, почему они так названы. Я решила немного украсить их имена грустной легендой


Брат и сестра

   Эту историю я услышала давно, когда мне было лет пять - шесть. Летом мы с родителями приехали погостить к бабушке со стороны моей матери. В первый раз меня решили отвезти на море. С нами отправилась и бабушка. Она всю жизнь жила в этом крае и, будучи хорошо образованной, знала его историю.
   Мы добирались до моря на автомашине отца. Я, сидя на коленях у бабушки, с интересом смотрела в окно на незнакомый пейзаж. До пляжа оставалась пара-тройка километров, когда бабушка сказала, обращаясь будто к самой себе:
   - Надо же... От Брата уже почти ничего не осталось.
   Я засмеялась. Эта непонятная фраза показалась мне смешной.
   - От какого такого брата, бабушка? - спросила я.
   - А, вон, от того, - сказал папа и кивнул в левое окно автомобиля. - Видишь, там, за лесом, раньше была гора, называлась она Брат. Хотя, и горой это назвать трудно - так, высокий холм. Сейчас ее почти снесли, там добывают какой-то камень.
   Мы проехали еще немного, и я снова спросила:
   - А почему гору назвали Братом?
   - Потому, - ответила бабушка, - что у этой горы есть Сестра. Видишь, по правой стороне от дороги, лесистый холм с острой вершиной? Это она.
   - А раньше Брат был большим, - вставил отец.
   - Выше нашего дома? - недоверчиво спросила я.
   - Намного выше, - засмеялась мама.
   - И не просто так эти горы назвали Братом и Сестрой, - сказала бабушка.
   Я знала, что от нее всегда можно услышать множество интересных легенд и сказок. Поэтому я попросила ее рассказать, что она знает про эти горы. И вот, вечером, бабушка рассказала.
   В очень давние времена на этой земле обитали племена коренных жителей, потомки которых почти исчезли в наши дни. Эти люди жили в ладу с природой и друг с другом. Но однажды в их богатые леса и плодородные долины пришел враждебный кочевой народ, и началась война. Многие семьи местных жителей уменьшились, много стало вдов и сирот, калек и больных, а побороть хитрых кочевников не мог никто.
   В одной семье жили брат с младшей сестрой. Род их был маленьким и бедным, и когда их родителей убили, брат сам стал заботиться о любимой сестре. Он охранял ее, кормил и, если она болела, собирал для нее целебные травы. Раз он ушел в лес на охоту, а на его деревню напали чужаки. Они убили мужчин и увели в плен женщин. Забрал один воин и маленькую девочку, прятавшуюся в пустой хижине. Пришел домой ее брат, увидел свой совсем опустевший без сестры дом, разоренную деревню и горько заплакал. Отправился он куда глаза глядят. Шел он по лесу, и к вечеру выбрел на соседнюю деревню. Там он попросился ночевать у каких-то людей. Времена были лихие, и жители сначала отвели его под охраной к старейшине. Тот выслушал рассказ пришедшего о том, что чужаки напали на соседей и опустошили их деревню. Мудрый человек увидел в руках юноши богатую и редкую дичь и понял, что он отличный охотник.
   - Ты можешь жить с нами, сирота, выстроить себе дом и взять в жены одну из наших девушек, - сказал старейшина.
   - Благодарствую, - ответил юноша. - Тогда примите от меня все, что я добыл.
   - Разве тебе самому не нужна дичь? - удивился старейшина.
   - Нет. Я добыл ее для своей сестры, которой больше нет в живых.
   Брат поселился на самом краю деревни, в маленькой хижине. Там он жил уединенно и тихо, ни с кем не дружил, хоть и помогал соседям и охотился вместе со всеми.
   А его сестру воин-чужак привел в свое селение. Девочка была маленькой и не могла работать, как остальные пленные. Воин сжалился над ней, приютил у себя и стал относиться к ней, как к дочери. Через несколько лет она стала первой красавице, но никому не хотела отдать свое сердце. Все эти годы она мечтала увидеть своего брата, чтобы он узнал, что она жива. Когда исполнилось ей пятнадцать лет, попросила она у своего названого отца разрешения: уйти искать родного брата. Отец отпустил ее с условием - если не вернется она через три года, то все племя уйдет кочевать в другие земли, и девушка останется одна. Но ничего не могло удержать ее. Ходила она всюду не год, не два, а три раза по три года, ища своего брата и в маленьких селах, и в больших городах, и в родной, потерявшейся в лесу деревне, и в далеких северных землях. Но никто не слыхал о ее брате, никто не видал одинокого чужеземца, умелого и храброго охотника. Девушка вернулась ни с чем в родные края. У нее больше не было здесь ни дома, ни рода. И она поселилась у старой ведуньи, которая жила вдали от людей, за большим зеленым холмом.
   Напротив высилась каменистая гора, скрывавшая поселение людей. У подножия этой горы, с другой стороны от холма, стояла хижина брата, потерявшего всякую надежду увидеть сестру живой. Часто видели его соседи сидящим на склоне горы и смотрящим вдаль, куда-то за зеленый холм. Брат думал, что если б его сестра была живой, она наверняка уже стала бы взрослой красивой девушкой. А сестра часто уходила из дома ведуньи, поднималась на вершину холма и оттуда глядела вокруг невидящим взором, словно все еще пыталась найти своего брата и дом.
   Так прожили они много лет и умерли в один день, не успев состариться. "Горе убило его. Неизлитое горе", - сказал старейшина деревни, в которой жил брат. То же сказала и старая ведунья про сестру, закрывая ее остановившиеся очи. Из деревни к ведунье пришел человек попросить ее отправить душу усопшего к его предкам.
   - Подожди, - сказала ведунья, беря шаманский бубен и надевая костюм, - мне нужно проводить в долгий путь эту невинную душу. В своей жизни она потеряла всех своих близких и была очень несчастна.
   Шаманка провела обряд и с помощью селянина похоронила девушку на вершине холма. Затем старая ведунья отправилась в деревню. Как только она увидела лицо человека, душу которого ей предстояло провожать в мир мертвых, она воскликнула:
   - Да это же ее брат!
   И действительно, этот человек был очень схож с той девушкой, что жила у ведуньи. А на поясе его были такие же узоры, что и у нее, означавшие, что они были одного рода и одной семьи. Ведунья расспросила старейшину, откуда этот человек, и сама рассказала о девушке, жившей у нее долгие годы. Тогда поняли люди, что эти двое чужаков были братом и сестрой.
   Ведунья провела обряд проводов души, и брата погребли у подножия горы, где он жил. Когда старейшина спросил, не лучше ли похоронить его рядом с сестрой, старая шаманка ответила:
   - Они и так уже встретились. В мире мертвых нет преград для хороших людей. Там все утерянное находится, и никакие расстояния и горы не могут этому помешать.
   - С тех пор высокую гору называют Братом, а холм рядом - Сестрой, в память о потерявших друг друга людях, которым чуть-чуть не хватило сил найтись, - закончила бабушка и о чем-то задумалась. Такую грустную историю она рассказывала в первый раз.
   ... В наше время гору Брат снесли почти полностью, оставив площадку высотой метров 20 - 25. Я пыталась навести справки, не обнаружено ли там остатков древних поселений и захоронений, но людям, заведовавшим горнодобывающим делом в этом районе, было абсолютно все равно на такие мелочи - меня вежливо попросили не лезть с глупыми вопросами. Что и говорить, это дело прибыльное, никакие исторические находки не остановят владельцев компании...
   А гора Сестра начала разваливаться буквально на части, постоянно заваливая пролегающую рядом дорогу к морю огромными валунами. Создается впечатление, что она спешит исчезнуть за своим Братом, чтобы не потерять еще раз родную душу... Ведь верили древние, что у камней есть душа. А у людей, утративших всякое уважение к природе, старым местам и легендам, ее, кажется, уже нет.
  
  
   12.08.08.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"