"Альтернативная история или игры в войну не наигравшихся взрослых мальчиков (рабочие материалы)"
После моей фразы "Этим он развязывает руки идиотам из других стран. Например, немецкий неофашист может выпустить роман 'СВАСТИКА НАД КРЕМЛЁМ', а какой-нибудь французский 'патриот' - 'КУТУЗОВ В ИЗГНАНИИ НА ОЗЕРЕ ХАНКА", аи-шники заверещали в один голос: "Победа гитлеровской Германии уже отображена в творчестве авторов АИ-шников. Например, роман "Человек в высоком замке" Ф. Дика.
Я пролистал этот роман и сделал вывод о том, что наши доморощенные авторы альтернативной истории не поняли главной фишки: АИ имеет место в том случае, когда автор рассматривает варианты "а что было бы, если...". Сиё можно, скорее, назвать антиутопией (или утопией)...
А своём романе"Порт-Артурский гамбит: Броненосцы Победы" о морских сражениях между японскими и русскими эскадрами в начале прошлого векаВ. Коротин создаёт утопию (с точки зрения восприятия русских, конечно), но, как говорил К. С. Станиславский, где поставленная автором "сверхзадача?" Ради чего он это делает? Например, в романеФ. Дика"Человек в высоком замке" некоторые персонажи читают роман (это типа роман в романе) "Когда наестся саранча". Сиё произведение - артикулирует уже третью реальность, то есть в нём описывается победа антигитлеровской коалиции над странами Оси, что, собственно, и произошло в реальности, но в эту победу внесены существенные коррективы. Две (а по существу, три) реальности проникают друг в друга, что приводит к мысли: идея о двух реальностях -- настоящей и фальшивой -- неверна, и реальностей множество. Таким образом, ставится вопрос - кто или что является движущей силой этих взаимопроникновений реальностей? И что вообще есть реальность?
Вернёмся же к роману В. Коротина. В аннотации к роману сказано:
"Но иногда бывает, что даже в почти безнадежной ситуации достаточно одному человеку найти в себе силы сделать один-единственный шаг - и все пойдет совершенно по-другому пути... и тогда трехсоттридцатикилограммовые снаряды русских броненосцев смогут, наконец, сделать то, что должны - сметут с лица океана не только весь японский флот, но и амбиции тех, кто на самом деле спланировал эту войну." (с) В. Коротин
Как бы концепт (истинный смыл), который заставил автора взяться за перо, понятен, но не будем делать скоропалительные выводы.
Возможно, всё ещё впереди, и сюжет вывезет автора на эту самую, пресловутую "сверхзадачу",постулируемую Константином Сергеевичем, из-за которой художники сжигают свои нервы, здоровье, бытовые условия, да и всю свою жизнь.
Конечно, в отличие от авторов, а-ля Михеев М. А.,создающихкосмические боевички (калькированные с американского лит. ширпотреба), в которых русские изображаются пиратами, поставившими все нерусские страны раком (например, "Изгнанники"), авторы альтернативной истории тщательно изучают материал, с которым работают. Если бы В. Коротин написал исторический очерко морских сражениях русской и японской эскадр в начале прошлого века, где бы и изложил свои суждения относительно тех исторических событий, то сиё бы не вызывало отторжения. Однако В. Коротин решил средствами художника воссоздать новую реальность, и сиё очень зримо напомнило рассказ-анекдот, типа того, о чём рассказывал один грузинский певец, вспоминая своё детство.
Учитель, ветеран ВОВ, Акопян ведёт урок по военному делу. - На вас, ученики, движется танк, ваши действия, - произнёс учитель. - Бах! - кричит Гаприндашвили - Мимо! - Бах! - кричит Сванидзе - Мимо! - Бах! - кричит Кантрашвили - Мимо! - в который раз заключает учитель. - Бах! - кричит Аветисян. - Попал! - заключил учитель.
Кстати, показать русских пиратами, как это делает в своих романах М. Михеев, В. Коротину тоже не претит.
"Ангара", тем временем, пиратствовала в водах севернее Хоккайдо по всем правилам большой дороги. По пути в Охотское море она утопила несколько каботажников, а потом словно смерч прошёл по японским рыболовным флотилиям: около тридцати шхун было утоплено, грузы конфискованы или тоже пущены ко дну, экипажи взяты на борт, а потом сданы в Корсакове подполковнику барону Зальца на содержание. Барон был совсем не в восторге от такого количества нахлебников, даже груз рыбы отданный ему полностью, не улучшил его настроения - шутка ли, кормить неизвестно сколько почти две сотни человек. Да и содержать их где-то надо, и охранять". (с) В. Коротин
В. Коротин не отказывает себе в удовольствии и пофилософствовать.
"А в результате - разгромленный флот так и не сумел оправиться до самой Первой мировой, когда его неспособность поддержать приморский фланг фронта привела к провалам в обороне балтийского побережья. Поражения на фронте спровоцировали Февральскую революцию. А после - запертый в базах флот породил тех самых "революционных матросов", на штыках которых победила уже Октябрьская революция... и погибли многие из тех, кто еще тогда, в русско-японскую не нашел в себе сил сделать пусть не благообразный, и не одобряемый начальством, но правильный шаг". (с) В. Коротин
Так вот откуда ноги растут у двух русских революций? Автор баталист-маринист ничтоже сумняшеся опровергает историков, в частности, Нарочинскую, утверждающих, что Октябрьская революция делалась на деньги Парвуса, взятые у немецкого штаба, и на деньги Троцкого, взятые у американских и английских банкиров. На чьи деньги делалась Февральская революция, правда, никто ещё не раскопал, но В. Коротин нам дал свою версию: мол-де, деньги тут ни при чём, главное - найти в себе силы сделать правильный шаг, пусть и не одобряемый начальством.
Особливо, умиляет обложка книги.
"Самураев надо разгромить наголову, отправив на дно любой ценой! ТОПИ ИХ ВСЕХ" (с) Коротин
Ничего это вам не напоминает? "Оле! Оле! Россия вперёд! Порвём их всех, как тузик грелку!"
То, что позволено болельщику, реализующему этими воплями на стадионе свои агрессивные витальные силы, не к лицу писателю, сеющему разумное, доброе, светлое...
Патриотизм истинный - всегда скромен и незаметен. Он не криклив и не чванлив, уважает противника, и даже если враг омерзителен, то настоящий патриот никогда не будет бить себя в грудь.
Помнится, наши спецназовцы спасали осетинских детей от пуль обкурившихся подонков, прикрывая детей своими телами. Вспомните героические поступки солдат и офицеров, накрывающих готовую взорваться гранату своим телом, дабы спасти от смерти своих товарищей.
Любой профессионал, честно исполняющий свой долг, - патриот, но высшая точка патриотизма - это как раз подвиг, подвиг человека, отдающего свою жизнь ради спасения других.
Может ли роман Коротина служить воспитанию патриотизма у молодого поколения? Нет, несмотря на то, что в романе показаны матросы и офицеры российского флота, честно исполняющих свой воинский долг. События в романе вымышленные, веры им нет. Альтернативная история ставит перед авторами другие задачи, нежели возрождение униженного самосознания какой-либо нации. Ф. Дик написал свой роман совсем не для того, чтобы возродить "униженное самосознание немцев", потерпевших поражение во Второй Мировой.
Чтобы это понять, надо понимать коревые основы творчества.
Рассмотрим опус В. Коротина с точки зрения понимания мифа, где нет прямой иллюстрации, а есть иллюстрация косвенная.
В мифе, как всякой семиологической системе, имеются три различных элемента: означаемое, означающее и знак.
Означающее- это форма, герои, вещи, смыслы (внешние, например, явный смысл поведения), шифры, коды, символы.
Означаемое - содержание, "концепт", интенциональная функция, скрытый, истинный смысл поведения. Концепт, то бишь содержание, является той побудительной причиной, которая вызывает к жизни миф
Третий элемент - значение.
Значение или знаковый характер отношения первых двух - результат корреляции. Это то, что снимает напряжение между бинарными оппозициями, например, сакральным и профанным, это компромисс, экономия сил "прогрессивное посредничество", "поток вопрошания", обращающий процесс Понимания вспять, это музыка, обволакивающая наше бытие, дающая силы вставать каждый день и бросаться в поток жизни в поисках куска хлеба и удовольствий.
Означаемое, концепт, в романе В. Коротина- доказать то, что правильное понимание долга не перед начальством, а перед родиной ведёт чуть ли не к спасению отечества. Ложное понимание патриотизма.
Означающее-согласно апологету АИА. Логинову, изображение исторических событий с 'учётом ввода новых условий', доблесть и мужество русских моряков, гений и честность адмирала, взявшего на себя миссию спасения чести русского флота, морские сражения.
Означаемое в романе Ф. Дика - кто или что является движущей силой взаимопроникновений реальностей, которых гораздо больше, чем только две: настоящая и фальшивая? И что вообще есть реальность?
Означающее - все персонажи романа, все перипетии и коллизии сюжета.
Двойственность в мифе "означающего" (одновременно и смысл, и форма) закручивает действо подобно непрерывно вращающемуся турникету: происходит чередование смысла означающего и его формы, языка объекта и метаязыка, чистого означивания и чистой образности. Концепт подхватывает чередование, подтверждая абсурдность жизни, так как истина всегда ускользает при таком вращении - смысл манифестирует форму, а форма заслоняет смысл. Однотонности спокойного сознания противостоит диссонанс "извращенного" сознания, которое вгрызается в традицию, ухватывается за наивные и тривиальные суждения наивного сознания, выявляет следы других текстов, их нетождественность, противоречия. Разрешения этим диссонансам нет, но честное и мужественное вопрошание, обращающее вспять процесс Понимания к своему Предпониманию на допредикативном уровне сознания, порождает музыку, приглушающую абсурдность бытия, разорванность и беспомощность мысли.
Ф. Дик честно и мужественно вопрошает. В. Коротин же монотонно плывет в фарватере (прошу прощения за двусмысленность)ложно понятого патриотизма. Он не спорит с идеологией патернализма, утверждающего, что от личности зависит почти все, не противостоит примитивным запросам толпы, требующей от массового искусства возрождения своего "униженного самосознания", не пытается "взорвать" патерналистскую идею , проверить её на вшивость, а стремится положить конец своему собственному движению, пытается артикулировать, зафиксировать идею. Его "концепт" не переплавляется в музыку, оставаясь незыблемым. Что же тогда есть творчество: художественная иллюстрация общей идеи или миф - история правдивая и ирреальная - когда человек сталкивается с пределом всякого бытия и мышления в момент соотнесенности экзистенции с трансценденцией, повергающей его на иррациональный "скачок" к рационально непостижимому, "нагружающей" его фантазию символами, шифрами, кодами?
Корневые основы творчества требуют, чтобы художественный образ - законная и свободная природа формообразования энергии духа, рожденная импульсом либо мысли, либо чувства -честно и мужественно вопрошал, обращая Понимание вспять к фундаментальным основам человеческой экзистенции, а не работал половым в трактире Массового Искусства среди разнузданных страстей и прочей мерзости бытия.