Не делай другим то, что ты хотел бы, чтобы они делали для тебя. У вас могут быть разные вкусы.
Бернард Шоу
- Слушай, Вася, ты спишь с моей женой. Нехорошо это.
- Не пойму я вас, Парамоновых. Она говорит - "Хорошо", ты говоришь: "Нехорошо"...
Бородатый анекдот советских времен.
|
Зло и добро, хорошо и плохо - такие простые и вместе с тем бесконечно сложные понятия. Их практически невозможно определить однозначно. Если говорить о "хорошо-плохо", то достаточно посмотреть на эпиграфы. У каждого из нас свой вкус и то, что хорошо одному, может быть плохо другому. В этом мне точно не разобраться. Попробую с парой "добро и зло", они все-таки более определенны. Интуитивно мы все понимаем, что такое "зло", но попробуйте выразить это словами, да еще так, чтобы другие с вами согласились. Боюсь, что у вас ничего не получится, как это не получилось у меня.
У каждого из нас есть свой, внутренний список добра и зла, хороших и дурных поступков. Более того, те поступки, которые мы однозначно осуждаем, если их совершают посторонние нам люди, вдруг теряют свою отрицательность, когда это делаем мы сами. Удивительно, как мы умеем оправдывать себя. Самые, казалось бы, гнусные поступки становятся вдруг не просто простительными, а чуть ли не правильными. Ведь мы-то знаем, что мы преследовали исключительно благородные цели. Ведь это все было сделано для восстановления справедливости, для общего блага. Цель ведь, как считают многие, оправдывает средства.
Из объективности добавлю, что такое всепрощение часто распространяется не только на себя любимого, но на всех "наших", ту группу людей, которую мы считаем "своими". Когда это делаем "мы", это хорошо и правильно, а, если, не дай бог, "они", то гнусное преступление. Никогда не замечали таких ситуаций? Тогда посмотрите, что происходит в международных конфликтах или межнациональных разборках.
Но есть такое зло, по отношению к которому мы достигли некоторого согласия. Это те поступки, которые внесены в уголовный и прочие кодексы. Но и тут далеко не всегда согласие является всеобщим. Вряд ли хоть один вор согласится со справедливостью вынесенного ему приговора. Да и у нас, так называемых, честных людей отношение к разного рода преступлениям очень различно. Как ни парадоксально, но чаще всего мы склонны прощать и оправдывать убийства.
Возьмем такой пример. Собралась мужская компания, крепко выпили и один из них уговорил собутыльников затащить к нему в дом совсем юную девушку. Запершись с ней, он раздел ее догола и, в конце концов, задушил. Труп же закопал неподалеку с помощью все тех же приятелей. Гнусное убийство, скажете вы? Вы в этом уверены? А, если девушка была чеченкой, а убийца был полковником российской армии? Вы, по-прежнему, будете считать, что это убийство, не имеющее оправдания? Не станете утверждать, что это был правильный поступок доблестного офицера, направленный на борьбу с террористами? Тогда, я боюсь, далеко не все с вами согласятся.
Я уж не буду трогать те случаи, когда не отдельные люди, а целые государства, руководимые своими бравыми, демократически избранными, правительствами, совершают действия, которые международным законодательством (есть и такое) однозначно квалифицируются, как преступления. Там гибнут или становятся инвалидами, уже не единицы, а многие сотни, тысячи людей. И все это делается во благо человечества.
Ладно. Так я могу зайти слишком далеко. Давайте вернемся к понятиям добра и зла, с которых я начал. Нет ли каких-либо высших понятий, которыми должны руководствоваться люди? Разумеется, ответят мне верующие. Есть же "десять заповедей", данные нам самим Господом Богом! Теперь уже мне придется спросить. А вы уверены, что они, действительно от Бога? Уверены, что их не сочинил кто-нибудь из обычных людей, вроде нас с вами? Есть ли у вас хоть малейшие основания для такой доверчивости?
Давайте я напишу то, что думаю поводу Бога, библии и религий. Только, вы уж простите, я напишу это словами Альберта Эйнштейна. Совсем не потому, что я хочу спрятаться за авторитет великого физика. Просто он уж очень хорошо выразил мои мысли на этот счет.
'Слово 'Бог' для меня не более чем выражение и результат человеческой слабости, а Библия - сборник достойных уважения, но примитивных легенд, в которых есть что-то детское. Никакие аргументы не могут изменить моего мнения'
Не верю я ни в господа бога, ни в божье наказание за совершенные грехи. Наказываются не грехи, а поступки, которые считаются в данном обществе наказуемыми. Это не обязательно то наказание, которое выносится судом или какими-либо административными органами. Существует ведь и общественное мнение, которое может очень и очень наказать. Но, если вы умудрились совершить свой дурной поступок незаметно, то, увы, будете всю жизнь пользоваться его плодами, если, конечно, плоды не кончатся раньше. Только имейте в виду, я говорю это не в переносном, а в совершенно буквальном смысле. Например, если вы украли достаточно крупную сумму денег, будете жить в достатке и довольстве, а, может, еще и вашим наследникам достанется. Ну, если вы человек совестливый, наверное, будете пользоваться и одновременно мучиться угрызениями совести. Это, правда, маловероятно - совестливые люди обычно не воруют.
Только не напускайтесь на меня за эти слова - это ведь не я придумал. Просто жизнь так устроена. C'est la vie, как говорят французы. Такова жизнь и таковы мы, люди. Посмотрите вокруг себя, только посмотрите внимательно. Увы, многих из нас удерживает от совершения преступлений только страх наказания. Надо сказать, что и это уже очень неплохо. Нужно совершенствовать следственную работу, улучшать законодательство и число преступлений будет снижаться. Но снижаться не потому, что все преступники будут сидеть по тюрьмам, а потому, что преступников станет мало. Люди, боясь тюрьмы, перестанут совершать преступления. Именно по этой причине в маленьких странах, где все и всё на виду, уровень преступности значительно ниже, чем в больших.
Но, если говорить о зле, то оно, конечно же, не ограничивается кодексами. Это понятие, хотя и несколько различно у каждого из нас, но оно покрывает гораздо более широкий круг поступков. Что же делать с теми из дурных поступков, которые не вписываются ни в какой свод правил? Если честно, я не знаю. Боюсь, что эта часть "зла" останется с нами навсегда. Можно только постараться выбрать свое окружение так, чтобы среди него не было людей, способных на такого рода поступки. Но и здесь нет 100-процентной гарантии. Никто ведь не выпячивает свои отрицательные стороны.
Когда я начинал писать этот текст, то очень надеялся завершить его на какой-нибудь оптимистической ноте. Извините, не получилось.