Саул не выдержал испытания верой в момент трудного положения в Галгале и обесчестил служение Божье, но его грех все же был поправим, и Господь предоставил Саулу другую возможность проявить непоколебимую веру в Божье слово и послушание Его повелениям.
Когда пророк обличил его в Галгале, Саул счел свое прегрешение незначительным. Он решил, что с ним поступили несправедливо, и пытался оправдать свои действия и извинить ошибки. С тех пор он редко встречался с пророком. Самуил любил Саула, как сына, а смелый и пылкий Саул, в свою очередь, весьма уважал пророка; но он отнесся к обличениям Самуила как к незаслуженным и с тех пор по возможности избегал встречаться с ним.
Но Господь послал Своего слугу к Саулу с другой вестью. Своим повиновением он еще мог доказать верность Богу и оправдать доверие Израиля. Самуил пришел к царю и передал ему слова Божьи. Чтобы монарх понял, как важно повиноваться этим словам, Самуил особо подчеркнул, что говорит по повелению Божьему от имени Того, Кто поставил его на престол. Пророк сказал: "Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта. Теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла". Амаликитяне первые вступили в войну с Израилем в пустыне, и за этот грех, а также за то, что они отвергли Бога и погрязли в идолопоклонстве. Господь через Моисея вынес им приговор. По Божественному повелению история их жестокого обращения с Израилем была записана с указанием: "Изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь" (Втор. 25:19). На протяжении четырехсот лет откладывалось исполнение этого приговора, но амаликитяне не отвратились от грехов своих. Господь знал, что этот нечестивый народ, если б только мог, стер с лица земли израильтян и их религию. Теперь наконец настало время привести в исполнение так долго откладываемый приговор.
Долготерпение Божье сделало этот нечестивый народ еще более дерзким в их беззаконии, и время не смягчило вынесенного приговора. "Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие" (Ис. 28:21). Для нашего сострадательного Бога наказание является чем-то чуждым, не свойственным Ему. "Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был" (Иез. 33:11). "Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный... прощающий вину и преступление и грех". Однако Он "не оставляет без наказания" (Исх. 34:6,7). Хотя Он и не находит удовольствия в мщении, все же Он накажет нарушителей Своего закона. Он должен так поступать, чтобы уберечь жителей земли от полного разложения и гибели. Чтобы спасти некоторых, Он вынужден уничтожить тех, кто ожесточился во грехе. "Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания" (Наум. 1:3). Страшным правосудием Он восстановит попранный авторитет Своего закона. Его нежелание вершить правосудие свидетельствует о глубине грехов, вызвавших это наказание, и о суровости возмездия, ожидающего грешника.
Но вершащий суд Бог помнит и о милосердии. Амали-китянам предстояло понести наказание, а Кинеян, живущих среди них, пощадили. Этот народ, хотя и не освободился полностью от идолопоклонства, служил Богу и дружески относился к Израилю. К этому племени принадлежал и шурин Моисея Ховав, который сопровождал израильтян во время их странствования по пустыне, и его знание страны оказало им ценную помощь.
После поражения филистимлян в Михмасе, Саул воевал с Моавом, Аммоном, Едомом, амаликитянами и филистимлянами и неизменно одерживал победы. Получив повеление выступить против амаликитян, Саул немедленно объявил войну. Его указ, скрепленный словами пророка, был объявлен по всей земле, и все способные воевать люди собрались для предстоящих действий. Этот поход предпринимался не с целью обогащения. В этой войне израильтянам не должна была принадлежать ни слава победы, ни добыча. Они отправлялись на войну исключительно для того, чтобы повиноваться Богу и совершить Его суд над амаликитянами. Бог желал, чтобы все народы видели, какая участь постигла народ, сопротивлявшийся Его верховной власти; Он хотел также показать, что их истребляет тот самый народ, который они ненавидели.
"И поразил Саул Амалика от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом. И Агага, царя Амаликова, захватил живого, а народ весь истребил мечем. Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили".
Эта победа над амаликитянами была самой блестящей из одержанных когда-либо Саулом, и вновь воспламенилась гордость в его сердце, что являлось самой большой опасностью. Божественный указ полностью истребить врагов Божьих был выполнен лишь частично. Стремясь приумножить славу своего победоносного возвращения, Саул, подражая обычаям окружающих языческих народов, пощадил жизнь Агага, свирепого, воинственного царя амаликитян. Народ же оставил себе лучших волов, овец и вьючных животных, оправдывая свой грех тем, что принесет их в жертву Богу. Животных намеревались использовать взамен собственных и таким путем сохранить свой скот.
Саул подвергся последнему испытанию. Его самоуверенное пренебрежение волей Божьей говорило о том, что он намерен действовать как независимый монарх, и тем самым доказывало, что он недостоин быть наместником Божьим. В то время как Саул и его люди, упоенные победой, возвращались домой, глубокая скорбь царила в доме пророка Самуила. Он получил от Бога весть, осуждавшую действия царя. "Жалею, что поставил Я Саула царем; ибо он отвратился от Меня, и слова Моего не исполнил". Пророк был сильно сокрушен поведением мятежного царя и всю ночь плакал и молился, чтобы страшный приговор был отменен.
Раскаяние Бога не похоже на раскаяние человека. "...Не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему". Раскаяние человека подразумевает изменение ума. Раскаяние Божье подразумевает изменение обстоятельств и отношений. Человек может изменить свое отношение к Богу, подчинившись условиям, и, принимая их, он будет в благоволении у Бога; либо, вследствие своих поступков, он окажется вне условий, соответствующих благоволению Божьему; но Господь остается тем же "вчера и сегодня и во веки" (Евр. 13:8). Неповиновение Саула изменило его отношение к Богу; но условия принятия его Богом остались неизменными - Божьи требования были теми же, что и прежде, ибо в Нем "нет изменения и ни тени перемены" (Иск. 1:17).
Наутро с болью в сердце вышел пророк встретить провинившегося царя. Самуил лелеял в сердце надежду, что, одумавшись, Саул признает свой грех, раскается, смирится и вновь обретет милость Божью. Но когда сделан первый шаг по стезе беззакония, остальные уже не так трудны. Опороченный своим непослушанием, Саул вышел встречать Самуила с ложью на устах. Он воскликнул: "Благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа".
Звуки, достигшие слуха пророка, разоблачили непокорного царя. На вопрос: "А что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу?" - Саул ответил: "Привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу, Богу твоему; прочее же мы истребили". Народ подчинился указу Саула, но чтобы оправдать себя, он был готов взвалить всю свою вину на народ.
Весть об отвержении Саула вызвала у Самуила невыразимую скорбь. Об этом должна была узнать вся израильская армия, которая, охваченная чувством гордости и триумфа после одержанной победы, всецело объясняла ее гениальностью и доблестью царя. Но и Саул не приписывал Богу успех Израиля в этой битве. Убедившись в неповиновении Саула, пророк ощутил гнев - ведь тот, кого так высоко отличил Бог, нарушил повеление Неба и ввел Израиля в грех. Отговорки царя не обманули Самуила. Со смешанным чувством скорби и возмущения он сказал: "Подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью. ...Не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем?" Он повторил повеление Божье относительно Амалика и потребовал от Саула объяснения.
Саул пытался оправдаться: "Я послушал гласа Господа, и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил; народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу, Богу твоему, в Галгале".
Сурово и торжественно пророк отверг спасительную ложь Саула и объявил ему неизменный приговор: "Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов. Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление тоже, что идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем".
Когда царь услышал этот страшный приговор, он закричал: "Согрешил я, ибо преступил повеление Господа, и слово твое; но я боялся народа, и послушал голоса их". Устрашенный осуждением пророка, Саул признал вину, которую до сих пор упрямо отрицал, но по-прежнему продолжал взваливать ее на народ, говоря, что согрешил из-за того, что боялся его.
Страх перед наказанием, а не скорбь о грехе руководили Саулом, когда он умолял Самуила: "Сними с меня грех мой, и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу". Если бы Саул покаялся искренно, он бы всенародно исповедал свой грех, но его беспокоило лишь сохранение собственного авторитета и преданности народа. Он потому так горячо желал удержать Самуила, что боялся утратить влияние на народ.
"Не ворочусь я с тобою, - ответил пророк Саулу, - ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем". Когда Самуил повернулся, чтобы уйти, охваченный ужасом царь схватил его за одежду, но она разорвалась. На это пророк сказал: "Ныне отторг Господь царство Израильское от тебя, и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя".
Саула больше беспокоила отчужденность Самуила, чем недовольство Божье. Он знал, что народ питал больше доверия к пророку, нежели к нему. Саул чувствовал, что ему не удержать во власти народ, если тому сообщат, что кто-либо другой будет помазан в цари. Опасаясь, что если Самуил оставит его сейчас, то вспыхнет бунт, он умолял пророка почтить его перед старейшинами и народом, приняв вместе с ним участие в религиозном служении. Повинуясь Божественному распоряжению, Самуил уступил просьбе царя, чтобы не дать повода к восстанию. Но он присутствовал только как безмолвный свидетель происходившего служения.
Однако оставалось еще одно суровое и справедливое дело, которое нужно было совершить перед всем народом. Самуил должен был всенародно отстоять честь Божью и обличить поведение Саула. Он повелел привести к нему амаликитского царя. Больше всех остальных, павших от меча израильтян, был виновен жестокий Агаг; он ненавидел народ Божий, хотел его уничтожить и во многом способствовал распространению идолопоклонства. Агаг явился по повелению пророка, льстя себя мыслью, что опасность смерти миновала. Самуил сказал: "Как меч твой жен лишал детей, так мать твоя между женами пусть лишена будет сыт. И разрубил Самуил Агага пред Господом в Галгале". Сделав это, он возвратился в свой дом в Раму, а Саул пошел к себе в Гиву. Только один раз после этого пророк и царь видели друг друга.
Когда Саул только стал царем, он имел скромное мнение о своих способностях и охотно выслушивал советы. Ему недоставало знаний и опыта, и у него были серьезные недостатки. Но Господь даровал ему Святого Духа в наставники и помощники и обеспечил его таким положением, при котором он мог развивать качества, необходимые царю Израиля. Если бы он оставался скромным и постоянно стремился к тому, чтобы Божественная мудрость руководила им, то исполнял бы свое высокое призвание с успехом и честью. Под влиянием Божественной милости каждое доброе качество приобретает силу, в то время как дурные наклонности ослабевают. Это и есть та работа, которую Бог совершает для всех, кто посвящает себя Ему. Есть много таких, кого Он призвал к Своей работе только потому, что они смиренны и восприимчивы к наставлениям. В Своем провидении Он создает такие обстоятельства, в которых люди могли бы учиться у Него. Он открывает им их собственные недостатки, и всем, кто ищет Его помощи, дает силу исправить ошибки.
Но Саул слишком полагался на себя и обесчестил Бога неверием и непокорностью. Хотя в начале своего царствования он был скромным и сомневающимся в себе человеком, успехи сделали его самоуверенным. Самая первая победа, одержанная в начале правления, разожгла в нем гордость, которая стала для него самой большой опасностью. Военное мастерство Саула, его находчивость во время сражения за Иавис Галаадский вызвали восторг народа. Люди славили царя, забывая, что он был всего лишь орудием, с чьей помощью действовал Бог; и хотя поначалу Саул воздал всю славу Богу, позже он присвоил ее себе. Он забыл о своей зависимости от Бога, и его сердце отошло от Него. Так был подготовлен путь для самонадеянного и кощунственного поступка в Галгале. Та же слепая самоуверенность побудила его отвергнуть обличения Самуила. Саул признавал Самуила как посланного Богом пророка, поэтому должен был прислушаться к его обличениям, хотя и не считал себя виновным. Если бы он захотел понять и исповедать свое заблуждение, этот горький опыт послужил бы для него защитой в будущем.
Если бы Господь совсем оставил Саула, Он не обратился бы к нему снова через пророка и не поручил бы выполнить определенную работу, чтобы искупить ошибки прошлого. Когда кто-либо из называющих себя детьми Божьими небрежно относится к исполнению Его воли и подает дурной пример другим, делая их непочтительными и легкомысленными по отношению к Божьим указаниям, он еще может одержать победу над грехом, если только примет обличения с искренним сердцем и возвратится к Богу с верой и смирением. Унижение, которое мы испытываем при поражении, часто оказывается благословением, поскольку показывает наше бессилие исполнить волю Божью без Его помощи.
Когда Саул отверг обличение, посланное ему через Духа Божьего, и продолжал упорствовать в своем самооправдании, он отверг единственное средство, с помощью которого Бог мог спасти его от самого себя. Он своевольно удалился от Бога. И не мог больше пользоваться Божественной помощью или руководством до тех пор, пока не возвратился бы к Нему, исповедав свой грех.
В Галгале Саул сделал вид, что с величайшей добросовестностью принес жертвы Богу перед всей израильской армией. Но его благочестие не было истинным. Религиозное служение, совершенное в прямом противоречии с повелением Божьим, только ослабило руки Саула, лишив его той помощи, которую Бог желал дать ему.
Воюя против Амалика, Саул думал, что сделал все, что повелел ему Бог, но Господь не был доволен частичным послушанием. Он не мог пройти мимо того, чем пренебрегли пусть даже под благовидным предлогом. Бог не дал людям свободы отступать от Его требований. Бог сказал Израилю: "Вы не должны делать... каждый, что ему кажется правильным", но вы должны слушать и исполнять "все слова сии, которые заповедую тебе, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя вовек, если будешь делать доброе и угодное пред очами Господа, Бога твоего" (Втор. 12:8, 28). Принимая какое-либо решение, мы должны интересоваться не тем, причинит ли нам это ущерб, но тем, будет ли это отвечать воле Божьей. "Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти" (Притч. 14:12).
"Послушание лучше жертвы". Жертвоприношения сами по себе не представляли никакой ценности в очах Божьих. Принесением их человек выражал свое раскаяние в грехе, веру в Христа и дальнейшее повиновение закону Божьему. Но без раскаяния, веры и сердечной покорности эти жертвы не имели никакого значения. Когда Саул грубо нарушил повеления Божьи, намереваясь принести в жертву то, что Бог обрек на уничтожение, он продемонстрировал открытое презрение к Божественной власти. Это служение было бы оскорблением для Неба. Зная о грехе Саула и его последствиях, многие поступают так же! Отказываясь верить в некоторые требования Божьи и повиноваться им, они упорно продолжают исполнять перед Ним формальные религиозные обряды. Дух Божий не отвечает на такое служение. Как бы ревностно люди ни соблюдали религиозные церемонии. Господь не может принять их, если они продолжают нарушать одну из Его заповедей.
"Непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство". Непокорность берет свое начало в сатане, и всякое возмущение против Бога исходит от него. Тот, кто восстает против правления Божьего, входит в союз с великим отступником, и он употребит всю силу и хитрость, чтобы поработить чувства и помрачить разум. Он представит все в ложном свете, подобном тому, под влиянием которого наши прародители видели только великие выгоды, что будут получены ими после нарушения закона.
Не существует более сильного доказательства чарующей силы сатаны, чем то, что многие из обольщенных им обманываются убеждением, будто служат Богу. Когда Корей, Дафан и Авирон восстали против авторитета Моисея, они думали, что ополчились против вождя человеческого, подобного себе, и верили, что тем самым служат Богу. Но отвергая избранное орудие Божье, они отвергли Христа; они оскорбили Дух Божий. Так и в дни Христа иудейские книжники и старейшины, выставляя напоказ великую ревность о Боге, распяли Его Сына. Подобный дух и поныне живет в сердцах тех, кто следует своей воле вопреки воле Божьей.
Саул получил красноречивые доказательства того, что Самуилом руководил Дух Божий. Смелость, с которой он нарушил повеление Божье, переданное пророком, противоречила здравому рассудку. Его роковую самонадеянность можно приписать сатанинскому волшебству. Саул усердно запрещал идолопоклонство и волшебство, но, ослушавшись Божественного повеления, он действовал под влиянием того же духа противодействия Богу и был так же искушаем сатаной, как и те, кто занимается волшебством; а когда его обличили, к его непослушанию добавилось еще и упрямство. Открыто объединившись с идолопоклонниками, он не мог нанести Духу Божьему большего оскорбления.
Это очень опасно - пренебрежительно относиться к обличениям и предостережениям Божьего Слова или Его Духа. Многие, подобно Саулу, уступают искушению, пока наконец, ослепленные грехом, не перестают видеть сущность греха. Они льстят себе тем, что имели доброе намерение и не сделали ничего, что противоречило бы Божественным требованиям. Так, действуя вопреки благодати Духа, они наконец перестают слышать Его голос, и остаются в сетях обольщения, которое сами выбрали.
Бог дал Израилю Саула, царя по сердцу их, как и сказал Самуил, когда воцарял его в Галгале: "Вот царь, которого вы избрали, которого вы требовали" (1 Цар. 12:13 - выделено автором). Миловидный и благородный, с царственной осанкой, - он своей внешностью отвечал их представлениям о царском достоинстве, а благодаря его храбрости и способности командовать войсками они рассчитывали приобрести уважение и славу среди народов. Их мало беспокоило, обладает ли их царь теми благородными наклонностями, которые только и могут сделать его способным управлять справедливо и беспристрастно. Они не просили такого царя, который имел бы действительно благородный характер, который любил бы и боялся Бога. Они не спрашивали совета у Бога, какими качествами должен обладать царь, чтобы Израиль сохранил свой особенный, святой характер как Его избранный народ. Они искали не Божьего пути, но своего. Поэтому Бог дал им такого царя, какого они желали, характер которого отражал их собственный. Их сердца не были покорены Богом, и их царь также не был покорен Божественной благодатью. Под управлением такого царя они должны были познать то, что открыло бы им глаза и возвратило бы их к Богу.
Однако Господь, возложив на Саула ответственность управлять царством, не оставил его на произвол судьбы. Он дал ему Святого Духа, чтобы Он пребывал в нем и открыл ему его слабости и нужду в Божественной благодати; и если бы Саул полагался на Бога, Господь был бы с ним. До тех пор, пока его воля была покорна воле Божьей и пока он повиновался Его Духу, Бог посылал ему успех во всем. Но когда Саул решил действовать независимо от Бога, Господь не мог больше оставаться Его руководителем и был вынужден устранить строптивца. Затем Он призвал на трон "мужа по сердцу Своему" (1 Цар. 13:14), тоже не лишенного недостатков, но такого, который, вместо того чтобы полагаться на себя, полагался бы на Бога и был водим Его Духом; такого, который, когда согрешит, покорно примет обличение и исправится.