История человечества зафиксировала смену моделей воззрения людей на окружающий их мир - птоломеевская «геоцентрическая модель мира» (150г) сменилась коперниковской «гелиоцентри-ческой моделью мира» (1543г), которая, в свою очередь уступила место пониманию (Ньютон, Эйнштейн и др), что солнечная система не неподвижна и не определяет границы мира и является частью нашей галактики и взаимодействия с другими галактиками порожденными «Большим Взрывом» (Хаббл,1931).
Это современное воззрение на мир, без сомнения, должно уступить место пониманию, что центром мира- «Мира существования Людей» с их деятельностью, заблуждениями и поиском знания и человеческим знанием о мире является информационное пространство о мире, сформированное и формирующееся человеческим сознанием и его особенной способностью к познанию - биологически детерминированной когнитивной функцией.
Такое понимание безальтернативно приведет к формулированию понятий «Антропоцентрического Мира» существования людей и человечества, в целом - Мира, как философской системы сводящей воедино все многообразие человеческой деятельности и человеческого знания.
Стремительно изменяющийся мир, лавинообразный процесс глобализации сталкивает между собой традиционные идеологии, вызывая хаос идей, крушение миражей и принципов. Хаос идей выплескивается на улицы, иной раз неся с собой разрушение и смерть.
Отсутствие понятной общечеловеческой идеологии, способной наметить ориентиры движения в этом, казалось бы, не имеющем никакого смысла человеческом театре абсурда, вызывает чувство бессилия и безысходности.
А, между тем, мы проживаем свою жизнь, на смену нам приходят другие поколения со своими не менее сложными проблемами – как и мы пришли на смену нашим предкам, исполняя какой-то долг, имея какую-то, порой неосознанную, цель.
«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.»
(Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»)
Мир существования человека возникает при его рождении, зреет, формируется, расцветает, блекнет и исчезает со смертью. Но моделированная информация индивидуальных эмоциональных образов в неживой природе формирует виртуальный мир для сменяющихся поколений – Виртуальный Антропоцентрический Мир – Единственно Реальный Мир Человеческого Существования.
Автор считает, что любое утверждение в книге выступает для вдумчивого читателя в качестве вопроса, на который требуется найти свой собственный ответ. Уточняя и совершенствуя систему доказательств и понятий Читатель вместе с Автором имеет возможность сформулировать принципы существования и конструкции мира существования людей – Антропоцентрического мира
Книга состоит из 2-х частей:
1-ая часть отражает состояние развития концепции Антропоцентрического мира на момент написания книги.
2-ая часть представлена очерками на избранные, наиболее актуальные, с точки зрения автора, темы.
В интернете основные положения концепции изложены на сайте: http://hackeron.dyndns.org/eugene/index.php/Main_Page
В некоторых темах присутствуют дискуссии с Т.Товаровской, которые с её позволения перенесены из Website'a : http://hackeron.dyndns.org/graphomania/index.php/Main_Page; и включены без изменения в книгу. Она же и заканчивает Книгу, взяв на себя труд «Многоточия Заключения» .......
Часть I
Антропоцентрический Мир
«Судостроение, полей обработка, дороги и стены,
Платье, оружие, права, а также и все остальные
Жизни удобства и всё, что способно доставить усладу:
Живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй –
Все это людям нужда указала, и разум пытливый
Этому их научил в движеньи вперед постепенном».
Лукреций («О природе вещей». Y. 1440-1450)
Введение
Этой работой делается попытка в категорической форме утверждать, что в мире, где существуем Мы – Люди – нет Ничего вне нашей природной способности Ощущать, Познавать и Понимать. Эта способность отдельного человека является основой его деятельности, которая в процессе коммуникации, используя информационные технологии, создает расширяющийся Мир Существования Человека и Человечества.
Этой работой я смею утверждать, что, исключая из природы Свойства Сознания Человека и Человечества, Физический или Объективный Мир не существует, поскольку Понятие о его существовании есть понятие Человеческого Разума.
Понятия Человеческого Разума существуют в пределах возможностей Человеческой рецепции определять и реагировать на воздействия Физического мира, которые и определяют Границы его существования. За этими границами для Человека не существует Сущего. Однако даже робкое это Утверждение определяет Вопрос: «Так ли Это?». И уже Вопрос определяет мотивацию к Познанию, расширению пространства (в его информационном качестве) Существования человека, его экспансию в Неведомое.
Мотивация представляется функциональным императивом биологически детерминированной способности к активности живого организма и, как результат эволюции, Когнитивной способности человеческого сознания.
Необходимость помещения читателя в рамки информационного поля Сюжета или взаимодействия определенных образов, систем образов и понятий диктует обязательное присутствие перед изложением специального раздела – «Введения» – входа в информационное поле конкретного Сюжета.
Информационное поле ограничено рамками Информационной системы этого Сюжета и выступает в качестве информационной системы более обширного информационного поля, частью которого логически является.
Информационная система Сюжета, закодированная на физических носителях памяти информационными технологиями, обладает способностью трансформироваться в информационный импульс для Сознания отдельного человека, вызывая к жизни Эмоциональные Образы Сознания этого человека, соответствующие предложенному Сюжету, которые, в свою очередь, способны трансформировать Сюжет с последующим воздействием на индивидуальное сознание – в виде информационного импульса.
Сюжет, в данном случае, представляется информационным полем для существования и взаимодействия информационных систем, как моделированных и предложенных автором, так и возникших в ответ на информационный импульс в процессе коммуникации Эмоциональных Образов Сознания отдельного входящего в сюжет Человека.
Информационные поля, зафиксированные на физических носителях информационными технологиями, в совокупности с эмоциональными Образами Сознаний, участвующих и участвовавших в коммуникации человеческого сообщества, формируют Информационное пространство для людей, которые совершают активный обмен информацией в этом пространстве.
Информация Информационных Пространств, накопленная информационными технологиями за всю историю существования Человечества, представляется Информационным Миром Существования Человечества или Виртуальным Миром Существования Человеческого Сознания.
Формы существования этого мира и их взаимодействия подчиняются законам функционирования человеческого сознания - чему и посвящено дальнейшее изложение.
Определения
Виртуальный Мир – понятие-образ природы в индивидуальном и/или коллективном человеческом сознания, существующий благодаря ОГРАНИЧЕННОЙ БИОЛОГИЧЕСКИМИ ПАРАМЕТРАМИ способности человека ощущать и познавать физический мир.
Явление – вербально сформулированная абстракция эмоционального образа человеческого сознания.
Понятие – конвенциональная система сформулированных вербально эмоциональных образов, участвующая в процессе Коммуникации и Мышления индивидуального Человеческого сознания.
Двигательная реакция – движение в ответ на информационный импульс.
Движение – физическая способность к перемещению в самом широком и в относительном смысле этого понятия.
Форма – информация о совокупности циклических превращений в пространстве единой информационной системы, сформулированной определенной Сутью Существования.
Содержание – информационные системы циклических превращений, поддерживающих пространство явления совокупностью и вектором своих Сутей.
Деятельность – комплекс двигательной активности, изменяемый в зависимости от результатов промежуточной активности для достижения поставленной осознанной цели.
Информация – конвенциональное понятие об определенном качестве природных явлений, проявляющемся в процессе взаимодействия между ними, которое предполагает обязательность существования физического явления – «Источника» Сигналов-качеств явления, равно как и Рецепции определенного диапазона этих сигналов-информации явлением-«Приемником».
Информационный импульс – понятие-образ выделенного рецепцией «Приемника» диапазона сигналов за определенный промежуток времени - физический стимул (воздействие, сигнал) физического явления в определённый промежуток времени.
Информационные системы, Информационные Поля, Информационные Пространства, Виртуальный Мир – понятия-образы условного существования информационного качества природы в индивидуальном и коллективном сознании человека и человечества.
Конвенциональность – согласие – признание предложенного понятия определенным числом живущих и живших людей в рамках человеческого сообщества, НА ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ К МЫШЛЕНИЮ.
Маска – понятие-образ определенного сюжетом индивидуального поведения или поведения социальных групп, которому это поведение соответствует и в рамках которого реализуется.
Нервный импульс – понятие-образ закодированных в рецепции нервными импульсами информационных импульсов явлений окружающей среды.
Работа – образ целенаправленной человеческой деятельности, имеющей, в основном, материальное воплощение.
Реальность – образ физического мира в индивидуальном и/или коллективном сознании представленного в понятиях Знания («Познанного» и зафиксированного в памяти).
Сюжет – понятие образа сложной информационной системы, определяющей границы информационного поля и включающей в себя вторичные информационные системы, которые активно взаимодействуют между собой. Сюжет, преимущественно, – понятие коллективного сознания, где личности или индивидуальные образы самого себя взаимодействуют согласно известным в коллективном сознании правилам поведения Масок. Иногда, в случаях построения Сюжета в индивидуальном сознании, предполагается поведение под различными Масками одной и той же личности - в зависимости от развития сформулированного этой же личностью Сюжета.
Труд – образ определенного круга человеческой деятельности, востребованной и оцененной человеческим сообществом.
Физический Мир – конвенциональное понятие-образ природы коллективного человеческого сознания, существующей вне связи с существованием человека.
Человек, Homo sapiens, Человек разумный – конвенциональное понятие-образ Человека в Коллективном человеческом сознании.
Человечество – конвенциональное понятие-образ совокупности физически существующих и существовавших людей.
Поведенческая реакция – комплекс двигательных реакция в ответ на информационный импульс.
Поведение – стереотипный комплекс двигательной активности в ответ на Мотивацию и Эмоции.
Осознанная цель – оптимальный Эмоциональный образ, выделенный в процессе мышления для восстановления эмоционального баланса Сознания.
Эмоциональный баланс/дисбаланс сознания – состояние нейротрансмиттерных систем лимбической системы мозга в ответ на информационный INPUT сознания.
Информационный INPUT сознания – совокупность информации из рецепции нервной системы в ответ на воздействие физических факторов из окружающей среды, а также изнутри организма.
Размышления
Мир существования человека возникает при его рождении, зреет, формируется, расцветает, блекнет и исчезает со смертью. Этот мир не ограничивается физическими обстоятельствами существования человека, но включает в себя комплексы образов физического мира в памяти и систему выработки оценок этих обстоятельств человеческим сознанием.
Существуя в качестве физического тела, человек, как и любое другое животное, реагирует на изменения окружающей среды в качестве участника событий физического мира. Но, обладая функциональной системой сознания, живой организм выступает и в качестве «Свидетеля» событий физического мира, выделяя и накапливая образы информации физического мира в памяти своего сознания. Эти образы отражают его предназначенности в пищевой пирамиде и взаимодействия с другими явлениями природы.
Анатомо-физиологические особенности организма отражают его предназначенности в физическом мире и в мире животных. Так, строение тела животного определяет его суть -хищник, травоядное, водоплавающее т.д..
Анатомо-физиологической особенностью человеческого организма, его сутью, является также выраженная когнитивная способность.
Накапливая знания о физическом мире в процессе жизнедеятельности, отдельный человек передает эти знания в процессе межперсональной коммуникации и/или моделирует образы этого знания на физических носителях информации.
Эти образы, накапливаясь и формируясь в процессе коммуникации и познания, передаваясь из поколения в поколение людей, создают систему Коллективного сознания человечества как систему адаптации Человечества к изменениям окружающей среды.
Окружающая среда или Мир Существования Людей представляется совокупностью образов физических явлений и образов явлений, сформированных в процессе коммуникации внутри человеческого сообщества, а также зафиксированных в биологической памяти человека и на физических носителях.
Отличительной особенностью этого мира от физического неосознаваемого мира является причинно-следственные взаимоотношения явлений природы – признание Человеческим Разумом или Коллективным Человеческим Сознанием «Порядка вещей».
Такой порядок вещей утверждает исходную Истину или конвенционально признанное Человечеством понятие: ничто, ни одно явление в мире не существует само по себе, но возникает, развивается и гибнет во взаимоотношениях с другими явлениями природы.
«Порядок вещей» отражает всеобщий закон информационного качества природы – Закон Сохранения, Накопления, Усложнения и Моделирования информации. Вступая в последовательные взаимодействия – события явления природы – свидетели накапливают и усложняют информацию об этих событиях, формируют образы этих событий, придавая им значение потенциальных образов поведения явлений и моделируя эти образы в неживой природе. В рамках этого закона явления живой природы существуют в диапазоне «Смерть-Боль-Угроза Жизни-Комфортное существование-Удовольствие-Радость-Жизнь», где Смерть есть разрушение информационной системы (потеря Сути существования), а Жизнь - исполнение Сути существования информационной системы.
Человечество пока не знает центра мира. В доисторические времена мир существования людей находился вокруг культурного или религиозного центра определенного человеческого сообщества. По мере совершенствования информационных технологий религиозные и культурные центры стали представлять собой меньшее число географических точек, в которых произошла максимальная централизация религиозной и культурной жизни.
Дальнейшее развитие информационных технологий вывела центры мира из под контроля религиозных догм и распространило по всей земле – в зависимости от центров концентрации научной мысли (ведущие университеты мира).
Глобализация и интеграция научных знаний формулирует центр мира на планете Земля, как планете обитания Человечества. Человечество формирует Знание о мире, и по этой логике можно считать, что центром Мира существования человека является Земля.
Знания о Вселенной и Физическом мире имеют центр в Человеке, Человечестве и на Земле, планете обитания Людей, а, кроме Знания о Вселенной и Физическом мире, ничего не существует или, может быть, существует, но нам не дано это знать в настоящее время. Присутствие или Отсутствие явления за пределами Знания определяется в процессе познания.
Познание Мира, Накопление Информации о нем, Формулирование взаимоотношений природных явлений и Моделирование своих понятий в физическом мире окружающей среды происходит благодаря специфическим способностям человеческого сознания – Человеческого Разума – познавать мир и формировать систему Знания о нем, с последующей фиксацией этого знания в Коллективном Сознании Человечества при использовании информационных технологий в процессе Коммуникации.
Центр и средоточие физического мира окружающей среды располагается в сознании индивидуального человека как частицы – биологически возобновляемого носителя и производителя коллективного человеческого знания.
Движение явлений в Мирах Знаний Отдельных Людей и в Мире Знания Человечества - Виртуальных Мирах Человеческого Сознания – подчиняется законам функционирования и взаимодействия механизмов сознания, развившихся на основе генетической информации и формирующих – на основе поступающей информации – образы поведения. Они фиксируются в памяти, исходя из каталога соответствующих эмоций, активирующих и трансформирующих образы – уже в Эмоциональные Образы Поведения – в ответ на поступление новой информации и моделирующих эти образы в физическом мире посредством движения, поведения и деятельности организма.
Являясь основным строительным материалом Мира Существования Человечества, Эмоциональные Образы Поведения взаимодействуют между собой в процессе Мышления через Рецепцию Эмоционального Образа Поведения, в которой представлены отражения Образа в слуховой, зрительной, обонятельной, тактильной форме, а также в специфической для Человеческого Сознания вербальной форме – Мысли.
Мысль, как вербальное формулирование Эмоционального Образа Поведения в его рецепции, обладает свойствами Слова - Коннотацией (несёт значение Символа явления) и Денотацией (несёт значение Конкретного содержания явления). Они и определяют, в ассоциативном и интуитивном мышлении, взаимодействие образов, а, стало быть, и движение явлений в идеальном Мире Существования Человеческого Сознания. Это взаимодействие рецепций образов между собой и, с последующей активацией оптимального для восстановления эмоционального баланса Образа Поведения, проявляется его моделированием в Физическом Мире – Движением, Двигательной активностью, Поведенческой реакцией, Поведением и Деятельностью.
Идеальный или духовный Мир Существования Человеческого Сознания формируется в Памяти на основе каталогизации Эмоциональных Образов Поведения, накапливаемых в процессе жизнедеятельности, и остается в потенциальной форме, согласно законам сохранения памяти, со способностью, в свою очередь, к реализации. В ответ на вновь поступающую информацию происходит формирование Физического или реального Мира Существования Человеческого Сознания, а также поддержание и трансформация уже сформированного в памяти Виртуального Мира Сознания на принципах Обратной связи (Feedback).
Естественная материальная способность физического мира нести и передавать информацию определила возникновение Сознания как биологического механизма обработки информации, которое, в свою очередь, определило возникновение Физического Мира Существования Человеческого Сознания.
Три фундаментальных вопроса Бытия
Все многообразие существования Природы, её законов развития и взаимодействия явлений в ней, все многообразие человеческих понятий и человеческих взаимоотношений, все многообразие взаимоотношений между группами людей, народами и странами, другими словами, все многообразие Бытия требует ясного и точного ответа на три фундаментальных вопроса:
1.Кто есть Я и Мы?
2.Что есть Все вокруг нас?
3.Что есть Я и Мы в Том, что вокруг нас?
Ответы на эти вопросы:
1.Я и Мы есть То, что я и мы Думаем о себе и о нас.
2.Все вокруг нас есть То, что воздействует на нас, заставляя Чувствовать, Переживать, Думать и Понимать То, что есть вокруг нас.
3.Я и Мы в Том, что вокруг нас есть То, что мы Думаем и Представляем о себе и о взаимодействии нас с тем, что вокруг нас.
Таким образом ответы на вопросы сводятся к процессам:
1.Чувствовать,
2.Переживать,
3.Думать,
4.Представлять,
5.Понимать.
Все перечисленное относится к функции Человеческого Сознания и располагается в иерархии механизмов Сознания:
1.Чувствовать – как функционирование рецепции сознания (органы чувств и механизмы саморегуляции систем и органов человеческого организма)
2.Переживать – как врожденные эмоциональные реакции, характерные для биологического вида людей и для каждого отдельного индивидуума, определенные генетическими особенностями.
3.Думать – как освоение индивидуальным сознанием методологии познания под культуральным воздействием коммуникации в определенной человеческой среде.
4.Представлять – как участвовать в коммуникации планируя, выстраивая и моделируя образы своего сознания.
5.Понимать – как получать разрешение эмоционального дискомфорта (удовлетворение) от формирования нового образа, трансформации или замещении старого образа – формирования Знания как продукта когнитивной функции человеческого сознания.
Таким образом, Человеческое сознание и вся совокупность его механизмов есть пространство для решения (понимания) всех проблем Бытия.
Без представлении о Понимании как совокупной деятельности механизмов человеческого Сознания невозможно понимание Себя, Нас и Того, что вокруг нас.
Сознание
Общие понятия
Если представить Человеческое Сознание как «Черный Ящик», то на входе мы имеем физические воздействия окружающего и внутреннего миров, трансформируемых в Информацию, а на выходе мы имеем Движение, Двигательную и Поведенческую реакцию, Поведение и Деятельность.
Основным и единственным природным явлением, объясняющем Человеку все явления природы, является Человеческое Сознание или Человеческий Разум. Вне сознания Человек не способен к пониманию явлений природы и к существованию в ней.
Степени утраты сознания определяются в медицине во Шкале Комы Глазго (Glasgo Coma Scale-GCS). Эти проявления отражают поэтапное отключения уровней сознания в векторе от нарушения когнитивной функции сознания к полной потери регуляции деятельности внутренних органов организма. Любое нарушение сознания создает опасность для существования организма человека.
Группа когнитивных расстройств (Cognitive disorders), которые проявляются расстройствами памяти и нарушением обработки информации, известны в психиатрии и относятся в современной психиатрической классификации к расстройствам, развивающимся в результате общих медицинских расстройств. Последнее издание этой классификации DSM-IV использует такую терминологию взамен существовавшему ранее определению «Органическое Психическое расстройство – Organic mental disorder». Такая замена отразила современное представление психиатров о невозможности выделить расстройства когнитивной функции вне биологической (органической) причины.
Медицина рассматривает функцию сознания в экстремальных состояниях патологии, однако, рассматривая патологию, медицина вскрывает и проясняет биологические механизмы сознания – основы психологической и ментальной активности здорового индивидуального сознания – функциональной системы адаптации человеческого существа к изменениям окружающей среды.
Функциональная система адаптации живого организма к изменениями окружающей среды в рамках биологического диапазона рецепции информационной системы определенного организма – Сознание – является производным развития информационного качества природы. Оно подчиняется основному закону Сохранения, Накопления и Усложнения Информации и отражает эволюцию природного информационного явления-Свидетеля среди явлений живой природы.
Сигналы явлений физического мира, принимаясь рецепцией живого организма, кодируются в образах поведения, которые, в свою очередь, фиксируются в памяти и составляют блоки образов, выступающих в роли стандартов разных уровней реагирования, фильтрующих информационные потоки.
Уровни фильтров информации сами формируют системы свидетелей, усложняющих и оптимизирующих функцию Cознания в рамках предназначенности животного.
Человеческое сознание или Человеческий Разум есть присущая Человеку форма Сознания, особенностью которого является когнитивная способность с возможностью моделирования образов сознания в неживой природе и фиксировании их на материальных носителях памяти информационными технологиями, модели которых составляют Знание коллективного сознания человечества – Мира человеческого существования.
Сознание есть функциональная биологическая информационная система и в качестве этой системы подчиняется основным принципам функционирования биологических систем.
Такое определение представляется верным по отношению и к отдельному виду животных, и к человеку в том числе.
Генетически обусловленные видовые особенности животного мира определяют предназначенности существования этих видов во взаимодействии между собой в пищевой пирамиде. Пищевая пирамида или пищевая цепочка – основа биологической жизни вида животного. Эта биологическая основа предполагает основные анатомо-физиологические особенности организма разных видов животных и особенности реагирования на изменения окружающей среды.
Сознание как биологическая функциональная система адаптации организма к измененим окружающей среды имеет общие для вида животного характеристики реагирования - в том числе и биологическая основа Коллективного Сознания животного и Человека.
Информация из окружающей среды и о состоянии самого организма, воздействуя на рецепцию сознания, формирует образы поведения животного в ответ на изменения поступающей информации. Таким образом, Input из окружающего мира и внутреннего мира организма животного преобразуется сознанием и инициирует процесс реагирования на изменения информации о явлениях природы.
Определения
Сознание – Понятие-образ явления, определяющего самого себя и окружающий мир как Существующего – функциональная биологическая система адаптации организма.
Человеческое сознание – Понятие-образ формы существования сознания, характерной для Homo sapiens (Человека Разумного) и определяемой особенностями когнитивной способности человека.
Когнитивная способность – Понятие-образ процесса познания-накопления и систематизация образов физического мира в биологической памяти сознания.
Образы сознания – Образ фиксированных в памяти наборов кодированной нервными импульсами информации о внутреннем состоянии организма или об изменении окружающей среды, связанных с определенным набором последовательностей возможного реагирования.
Эмоциональные Образы Поведения – Понятие-образ группы образов сознания, маркированных принадлежностью к определенной эмоции, каталогизированных и сохраненных в памяти соответственно эмоциональной окраске (лейблу) образа.
Знание – Понятие-образ всей совокупности осознанных Эмоциональных Образов Поведения.
Индивидуальное Знание – Биологически детерминированный Образ всей совокупности накопленных в течение жизни, осознанных Эмоциональных Образов Поведения индивидуального человеческого организма.
Коллективное Знание – Психически детерминированный Образ всей совокупности Моделей Эмоциональных Образов Поведения, накопленных на физических носителях памяти в результате деятельности определенного человеческого сообщества или всего человечества за всю историю его существования.
Мышление – Образ процесса выбора для активации оптимального Эмоционального Образа Поведения в целях преодолеть эмоциональный дисбаланс и восстановить эмоциональный баланс сознания.
Осознание – Образ процесса вербального определения оптимального Эмоционального Образа Поведения в Памяти Сознания.
Мотивация – Образ информации о внутренних, биологически обусловленных явлениях, представляющая императив к поведению и деятельности.
Эмоция – Сложный образ двигательной, поведенческой реакции, поведения и деятельности на основе врожденной, биологически детерминированной моторной реакции и реакции вегетативной нервной системы - реагирования на фоне информации о внутренних, биологически обусловленных, явлениях в результате получения информации из окружающей среды. Нейрофизиологическое состояние баланса нейротрансмиттерных систем лимбической системы мозга, детерминированное информацией изнутри организма (внутренний Input) как основа фиксированного набора моторного и вегетативного реагирования на контекст определенного вида информации извне (наружный Input).
Фильтры информации – Понятие-образ комплексов образов-стандартов, сформированных на различных этапах эволюции и зафиксированных в памяти сознания, которые определяют уровень реагирования на поступающую информацию.
Предназначенность – Понятие-образ заложенного в физической природе явления возможного взаимодействия с другими явлениями природы.
Суть – Образ определенной предназначенности, реализуемой в определенных условиях -характеристика природного явления в системе взаимодействия с другими явлениями природы.
Размышления
Существует множество определений Сознания в зависимости от контекста: медицинское, философское, психологическое.
Рассматривая сознание как качество человеческого разума, такие определения ограничивают это понятие только человеческим существом. Такое ограничение не позволяет проследить природу развития и формирования сознания как части объективно существующей реальности, в то время как эта задача является основополагающей для понимания существа Сознания - и человеческого в том числе.
Для этой цели выведение понятия Сознания из рамок человеческого и придание ему свойства характеристики живой природы позволяет рассматривать Человеческое Сознание или Разум как естественную, но особенную форму Сознания.