Гаушкин Олег Александрович : другие произведения.

Крым 2004-2006

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Олег Гаушкин

КРЫМ 2004-2006

Каких последов в этой почве нет
Для археолога и нумизмата -
От римских блях и эллинских монет
До пуговицы русского солдата!

М.Волошин



Было жаркое утро. Сонный поезд, медленно постукивая колесами, шел через крымские степи. Проехали Красноперекопск, впереди Джанкой. Иришка, лежа на нижней полке, читала свой любимый "Космополитан", а я смотрел в окно на унылый пейзаж крымской степи. Лишь изредка встречались пасущиеся на скудных полях стада. Только белые чайки, стремительно проносившиеся мимо, напоминали, что где-то недалеко есть вода.
Редкие населенные пункты напоминали оазисы. Зелень радовала глаз только вблизи оросительных каналов, редко встречающихся на нашем пути. Не верилось, что за этими степями нас ждет море, горы, пляж - одним словом - земной рай.

Вот и столица степного Крыма - Джанкой - встречает нас виноградниками и фруктовыми садами. Сквозь открытые окна вагона с перрона доносятся крики торговок, наперебой предлагающих сочные дыни и виноград.

О Крыме мы знали понаслышке как о месте, куда больные едут за здоровьем, а богатые за наслаждением. Оказалось, Крым - это еще и история, давняя история.
Вот за окном промелькнули чугунные столбы. И нет меж ними проводов...
- А ведь это остатки старого телеграфа между старой Индией и Британией, - заметил кто-то из попутчиков.

Максимилиан Волошин в статье "Культура, искусство, памятники Крыма", сравнивая Крым с Кавказом, писал:
"...Соседний Кавказ был гребнем, о который чесались все народы, оставляя на его зубцах клоки руна и шерсти всех мастей - образцы расы. Это делает Кавказ этнографическим музеем.
Крым - не музей. Сюда от избытка переливались отдельные струи человеческих потоков, замирали в тихой и безвыходной заводи, осаждали свой ил на мелкое дно, ложились друг на друга слоями, а потом органически смешивались..."
Херсонес и греки в VI-м и в VII-м веке, а до них киммерийцы, тавры, скифы, хазары и турки - кто только тут не побывал и не приложил свои руки к этой земле? Одни строили, сажали сады, другие жгли и разрушали.
Ренесанс Крыма связывают с именем турецкого хана Гирея. Больше всего водопроводных каналов, садов, дворцов заложено при нем. Татары и турки были великими мастерами орошения, умели собирать драгоценную росу с камней.
Истребление крымских садов началось после присоединения к России после походов Миниха и Ласси с первой половины XVIII века. Крым был отрезан от Средиземного моря, от Босфора, отдалился от торговых путей...
"...Взамен пышных городов из 1000 и 1-й ночи русские построили несколько убогих уездных городов, - писал М.Волошин, - Древняя Готия от Балаклавы до Алустона (Алушты - прим. О.А.Г.) застроилась непристойными виллами в стиле железно- дорожных буфетов и публичных домов и отелями в стиле императорских дворцов."
И сегодня эти слова не потеряли актуальность. Повсюду на ЮБК мы видим виллы, дачи, или просто высокие заборы, за которыми ничего не видим. И верь после этого, что "ни в одной стране Европы не встретить таких пейзажей, как в Крыму, так тесно сосредоточенных на ограниченном пространстве полуострова!"
Но нет, еще остались чудесные уголки. И в каждый свой приезд непременно открываешь для себя новые места, удивительные пейзажи, волшебный мир звуков и красок ЮБК. Я б добавил еще и запахов, но воздержусь.

Иришка продолжала читать, а я писать. И то и другое занятия весьма полезные и позволяют скоротать время в пути.
О попутчиках. Одна женщина со следами былой красоты всю дорогу тараторила о больницах и больных, о симпатичных врачах и бессовестных медсестрах. Ее речь звучала с частотой пулеметной очереди, перемежалась медицинскими терминами и часто мешала сосредоточиться на чтении. Мне было жаль сидевшую напротив девушку, которой ничего не оставалось, как выслушивать все это и только кивать в ответ головой.
Еще о попутчиках. Мужики выскакивают на остановках, чтобы прихватить еще пивка, а дамы - чтобы покурить. Вот такая вот публика. Кроме "дамы-пулеметчицы" была еще одна яркая личность: девушка с мечом. Да-да, вы не ослышались. С мечом, а не с веслом. Оказывается в Судаке стали проводить рыцарские турниры. Молодежь увлекает романтика старинных замков, дикие танцы у костра...
Но вот проводница стала возвращать билеты. Значит подъезжаем, - сработал инстинкт старого командировочного.

Симферополь нам не понравился. Непременно хочется побыстрее отбиться от назойливых таксистов, вскочить в троллейбус или маршрутку, и айда на ЮБК!
Первый день в Алуште пролетел незаметно. Хлопоты поселения немного угасили яркие впечатления от увиденного. И потом, не хотелось писать, хотелось как можно больше увидеть, пощупать, попробовать на вкус.
Второй день. Впечатлений море! За весь год, пожалуй, не насобирается их столько, сколько за один день отпуска, проведенного вдали от дома.
Море и горы - те же самые, что и сто лет тому назад. Море соленое, горы - высокие. Вот и все. Нет не все! Море теплое, ласковое, солоноватое на вкус. Входишь в него, испытывая легкий стресс, как первый раз с женщиной... Зато потом, такой кайф! Включается механизм терморегуляции и не хочется из него выходить. В отличие от женщины, море не надоедает своим шумом. Вот оно какое, море!
А горы! На них можно смотреть бесконечно. "Лучше гор могут быть только горы...,"- как справедливо пел В.Высоцкий! Я бы добавил, они особенно красивы с моря, если отплыть от берега подальше, за буйки, повернуться лицом к берегу и смотреть, смотреть... С берега плохо видно, там много заборов и деревья мешают.
Даже, если бы тут было одно только море или одни только горы, все равно сюда стоит ехать хоть за тысячу километров, чтобы полюбоваться этим чудом.
А на пляже - лежбище. Негде присесть, негде приткнуться. А солнце палит нещадно. "Пахлава, пахлава, трубочки со сгущенкой, "ха-алодное"пиво, креветки" - то и дело раздаются крики, ухищряющихся пройти между телами, торговок. Сам после всего увиденного как трубочка со сгущенкой...
Море будит во мне древние инстинкты, будит во мне музу. Неправильно сказал. Пытается разбудить. В прошлый приезд в 2002-м про камешки сочинил четверостишье.

Волна играет пеной, морской травкой
Вздыхает шумно вдоль прибрежной полосы.
Кому-то, расшалившись, стягивает плавки,
Кому-то - накидает мелких камешков в трусы...

То изловчившись, вдруг швырнет меня как щепку
А то качает нежно словно детку.
Не покоряюсь ей, плещусь до дури,
Плыву я за буйки в морской лазури.

Теперь, на прозу потянуло. А сколько ненаписано за годы разлуки с морем! Пропало! Жалко ведь, что пропало.
М.Волошин в 1926 году, конечно, написал лучше.

Будь прост, ка ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.




Погода радовала. Солнца - хоть отбавляй. Только после обеда, иногда из-за яллы набежит тучка и побрызгает на нас, смывая морскую соль с обгорелых лиц и плеч.


Уезжать не хочется. Но вот уже троллейбус качает нас на подъеме в гору. Бросаем прощальные взоры на Алушту, на море. Вот слева красуется горный массив Бабоган. Закладывает уши. Легкое облачко, зацепившись за вершину горы, пытается медленно переползти к морю.
И вспомнилось почему-то: "Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана". Евгения Алексеевна - наша учительница по русскому языку и литературе, медленно ходит между рядами парт и диктует. И мы, сопливые, старательно выводим перышками буквы. "А тучка без мягкого знака? А почему золотая-то?"
А теперь через 40 лет я это увидел. Она и впрямь золотая, сияет в лучах пробивающегося сквозь нее солнечного света.

(продолжение следует)


(C) ОАГ август 2007


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"