-Проверяйте опечатки трижды: сразу после написания, потом ещё раз, и ещё раз перед тем, как нажать "Опубликовать".
-Проверьте грамматику. Попросите у кого-нибудь проверить её.
-Приучайте себя видеть то, что действительно написано на странице. Очень часто люди пробегают взглядом по "поершили", и остаются уверенны, что там написано задуманное "порешили", хотя на деле это не так. При проверке на орфографию не думайте, что вы всегда пишете слова правильно, и потому можно не вглядываться в большую их часть. Очень часто я легкомысленно проверяю предложение и не нахожу ошибок, но при повторном тщательном просмотре нахожу пару таких "описок".
-Не пишите "для других". Я не имею в виду фики и рассказы для друзей, я имею в виду писательство только ради лайков, популярности и рейтинга. Да, всем нам этого хочется, и бывает неприятно, когда вроде бы и отзывы хорошие, но их мало и вас не замечают. Однако если вы пишете фанфик о саркастичном Драко Малфое только потому, что считаете, что читатели любят саркастичного Драко Малфоя и потому завалят вас сообщениями, вроде "проду, проду!", то с большой вероятностью вы напишите полную хрень.
-Не стоит считать себя "Чувствительным Писателем", а мир "Не понимающим Вас". Ничто не убивает искусство письма так быстро (кроме плохой орфографии и пунктуации)). Вы должны выстоять. Тем более, если ваши черновые варианты довольно хороши, но привлекают некоторых "хейтеров ради хейта". Однако, если вы молоды и у вас есть подростковые переживания и проблемы, которые вы никак не можете оторвать от ваших произведений, то лучше не публиковать это, пока вы не научитесь это делать. "Главная цель искусства - раскрыть его, но скрыть автора" (с) Оскар Уайлд.
-Проверяйте персонажей вплоть до их уничтожения. Прежде, чем приступать к написанию произведения, сопоставьте ваших персонажей и сюжет. Если вы находите, что ваша маленькая испорченная принцесса не способна спасти мир, то не нужно делать её маленькой испорченной принцессой. Очень часто я видел истории, которые были бы гораздо лучше, если бы персонаж был другого пола/расы/характера/ориентации/возраста. Но авторы настойчиво пытаются впихнуть персонажей, зачастую основанных на их собственной личности. Если личность, сильные и слабые стороны вашего персонажа неестественно смотрятся в сюжете, не служат инструментом для придания ему глубины, то почему бы не избавиться от такого персонажа изначально? Или хотя бы не изменить в нём что-то? Нужен ли ему самый мощный магический меч в мире, или вы даёте его просто потому, что с ним он кажется круче? Проверяйте персонажей, меняйте их так, чтобы ход сюжета вытекал из поступков, обусловленных только их личными качествами.
-Обращайте внимание на фокус-персонажей. Не нужно прыгать в голову злодею, если по сюжету предполагается, что герой раскроет его планы позже, в виде "неожиданного поворота". Если вы пишете фанфик по Властелину Колец, и считаете, что определённая сцена будет выглядеть лучше, если посмотреть на неё глазами Мерри, а не вашего Мерисьюшного Нагибатора, то не бойтесь смотреть глазами Мерри.
-Не бойтесь написать что-то новое. Если вы думаете, что плохи в рассказах с большим количеством описаний, то почему бы не попробовать это сделать, чтобы набить руку? Если вы боитесь писать главы от лица мужского персонажа только потому, что считаете, будто не знаете, что у них в голове, то почему бы не попробовать и посмотреть что получится? Многие писатели из-за страха нового не раскрывают своих лучших качеств.
-Осознавайте, что было сделано до вас, и последствия того, что вы выбрали историю, использованную всеми, кому не лень. Я не говорю, что вы должны создавать целиком оригинальную историю, но если вы чувствуете, что ваши читатели наелись "Менеджером Васей в тридесятом царстве", то вы должны понимать, что может последовать, если вы решите написать историю про очередного менеджера в тридевятом царстве. Не нужно жаловаться "Дайте мне шанс! Этот фик абсолютно другой!". Если история выглядит и пахнет, как дерьмо, то большинство читателей не станут ходить вокруг да около неё, чтобы понять, пахнет ли она дерьмом. Это ваша обязанность - либо сделать старую известную историю действительно умной и интересной, либо поискать что-то менее известное.
-Не привязывайтесь слишком сильно к вашему произведению. Не стоит бурно реагировать на любую критику. Да, это ваше дитя, но в отличие от настоящих детей, в этом случае читатели не обязаны постоянно говорить вам, какое оно милое. Вы может получить хейт, или конструктивную критику. Не жалуйтесь, или жалуйтесь - но в приват. Просто соберитесь и идите дальше. Вы всегда можете сделать произведение лучше. Большинство писателей становятся лучше с годами. Пробуйте что-то новое, практикуйтесь в старом.
-Практикуйтесь каждый день. Это самый лучший совет, который я могу вам дать. Если два человека сядут писать одновременно, и один накопит писательского опыт за все 365 дней, а другой - всего за 90, то кто, по-вашему, будет лучше к концу года? Не нужно искать оправданий для лени. Не стоит сидеть на заднице и ждать "вдохновения". Некоторые говорят о музах, как о живых людях. Хорошо, тогда накиньте на неё аркан и притяните к своему писательскому столу. Как говорил один учебник, "книги пишутся часами спокойно и упорной работы, а не два-три дня в году, когда вас посетило вдохновение".
Вот. Невинные были защищены.
Совет N 3. Женские персонажи, которые не отсасывают.
И снова, чисто личное.
-Не перебарщивайте с описаниями её внешности. Я имею в вид следующее: не используйте в предложении-описании больше двух прилагательных. "Длинные тёмные шелковистые волосы" куда ужаснее простого "Длинные тёмные волосы". "Длинные волосы" ещё лучше. Если глаза у неё голубые - хорошо, напишите "голубые". Не нужно называть их "сапфировыми" на следующей странице, а через десять страниц "аквамариновыми". Если они зелёные, то не называйте их изумрудными (изумруды бывают разных оттенков). Если волосы сиреневого цвета, то не нужно перемещаться в последующих описаниях между сиреневым, фиолетовым и лавандовым.
Это если, конечно, ваша история не планируется быть пародией. Иначе, с такими описаниями, героиня сосёт.
-Не нужно описывать героиню целиком в одном абзаце.
"Иэрина посмотрела в зеркала и увидела бледное лицо с васильковыми глазами. Порой она желала родиться с глазами цвета весенней травы и волосами цвета солнца, которые шелковистыми локонами были бы рассыпаны по её плечам. Она надеялась, что её сапфировое платье будет отдавать дань её красоте, но оно заставляло всех мужчин бегать за ней. Её это повергало в отчаяние".
О боже, я это написал. Пойду помою руки.
Используйте кусочки описания в разных местах книги, где это лучше соответствует ситуации (например "Джек посмотрел на Лютиэн, и увидел, что лучи только что взошедшего солнца вызолотили её вьющиеся волосы"). Опять же, задумайтесь, а нужно ли подробно описывать внешность героини? Если сюжет хорош, а личность героини глубока и интересна, то позвольте читателям самим представлять, как она выглядит. Они будут рады. И, ради бога, не нужно из раза в раз бросать им в лицо один и те же описания одной героини.
-Не нужно описывать внешность персонажа с помощью отражения в зеркале или воде. Это давно избитый приём. Старайтесь использовать другого персонажа в подходящий момент, когда у него есть причина полетать на крыльях поэзии.
-Наделите её недостатками. И я имею ввиду не то, о чём думают многие писатели. Не нужно недостатки отдавать на откуп таким вещам, как "она слишком темпераментная" или "слишком страстная", "недостаток, который оказывается полезен в трудной ситуации и в худшем случае помогает героине захомутать парня её мечты". Постарайтесь наделить её недостатками, которые могут ей навредить. Делает ли она себя клоуном для остальных своим вкусом в одежде? Может быть, она обвиняет людей, которые этого не заслуживают? Слишком упрямая, что бы принять чужую помощь?
Вы не должны бросать описания недостатков в лицо читателям, но вы должны сделать её похожей на живого человека, со своими реальными проблемами.
-Поставьте перед ней реальные проблемы. Если это романтическая проблема, то копните глубже и шире банального "Я его люблю, но мои родители против!". Если проблемы с родителями, то не "Они держат меня в клетке!!!" или "Они меня не понимают!". Ни у кого нету идеальной семьи, но далеко не во всех таких семьях дети являются жертвами насилия или Нытиками Месяца. Возможно, героиня сделала что-то человеку, который был близок Тому Парню, и это заставляет её выбирать между тяжёлой правдой и лёгкой утайкой. Возможно, в семье героини есть такие скелеты в шкафах, от которых ей стыдно или она хочет от них избавиться. И так далее.
-Не все героини обладают тёмным прошлым и оказываются дочерьми тёмных властелинов. Поверьте, бывают хорошие героини из семьи фермеров, которые знают, что их родители - фермеры. Секреты - это прикольно, но они могут нанести вред дальнейшей истории, если автор не сумеет должны образом их преподнести и увязать с сюжетом. Если уверены в себе, то попробуйте обойти клише. Например, героиня уверена, что обладает магией потому, что её отец вовсе ей не отец, но в итоге оказывается, что усыновлённой дочерью была не она, а её сестра, и магией она обладает по иным причинам.
-Героини не обязаны быть объектом всеобщего внимания. Отсосные героини почему-то вселяют в каждого встречного либо любовь, либо ненависть. Где тогда все те люди, которые относятся к ней неопределённо, или находят её забавной, или вообще наплевать? Постарайтесь внедрить некоторых персонажей, которые не будут иметь много общего с героиней. Не нужно заставлять мир обращать на неё внимание, старайтесь делать героиню частью мира.
-Если вы делаете героиню не боящейся лезть за словом в карман. Пылкие девицы прикольны только тогда, когда написаны правильно. Тестируйте диалоги на знакомых и близких. Если они вызывают у читателей настоящий смех и веселье, значит, вы двигаетесь в правильном направлении. Если героиня звучит просто как хитрожопая девчонка - переписывайте диалог.
-Делайте героиню неуверенной, время от времени. Она не должна по поводу каждой вещи, человека и ситуации иметь определённое железное мнение, которое к тому же всегда оказывается верным. Сталкивайте героиню с персонажами, которые могущественнее/умнее/симпатичнее неё, и смотрите, что получится.
-Заставьте её что-то терять, испытывать разочарование. Если это фанфик по Гарри Поттеру, в котором ваша главная героиня играет в квиддич, то я бы, наверное, не стал его читать, потому что знаю, чем всё кончится - её команда побеждает, во многом благодаря Мисс Отсосницы (Мери Сью ведь обычно такими и бывают), все ликуют. Это отвратительно. Я не говорю, что нужно заканчивать всё трагически, но добавьте щепотку утраты, компромисса между победой и поражением. Она выиграла, она рада, Сней посрамлён, но тут же она увидела лицо любимого парня из факультета-противника, который проиграл и из-за этого не сможет исполнить свою мечту. Вот что я имею в виду.
-Заставьте героиню взаимодействовать с персонажами. Я тянусь к кнопе "Выход", когда читаю сцену, где героиня со слезами на глазах рассказывает о своём печальном прошлом, а все её знакомые стоят вокруг и повторяют "О, какой ужас" в нужные моменты. Другие героини делают то же самое, только в мыслях, убивая страницы на описания мёртвых щенков и порванных кукол. Научите героиню говорить с другими персонажами, научите её брать что-то от других, но и давать взамен. Не нужно делать персонажей горсткой семечек вокруг главной курицы, бледными тенями. Заставьте героиню меняться от взаимодействия с ними.
-Не пытайтесь чересчур сильно ассоциировать себя с героиней.
-Создавая романтические отношения, ради бога, постарайтесь не делать мужского персонажа (или женского, если вы понимаете, о чём я) тенью героини. И я не говорю о мужчинах-тюфяках, которые есть и в реальной жизни. Я говорю о мужчинах-статистах, которые присутствую в произведении для галочки в пункте "Любовный интерес".
Опустил щит.
Совет N 25. Второстепенные персонажи.
Я знаю, о чём говорю. Моя первая новелла содержала все из нижеперечисленных косяков. С ними тяжело бороться. Но мы попробуем.
-Не надо создавать второстепенного персонажа только затем, что бы главный герой выглядел хорошо. Эта проблема имеет разные формы: туповатый соперник для создания любовного треугольника, умные персонажи, которые отупляются, что бы герой или героиня смогли спасти день, ужасные родители и так далее.
Нет ничего плохого в том, что бы сделать второстепенных персонажей как минимум равными главному герою, в разных аспектах, разумеется. И не нужно заставлять их ошибаться на ровном месте, что бы герой стал победителем. Это скучно, это плохо. Это ведёт нас к следующему пункту.
-Главный герой может быть центром истории, но не центром вселенной.
Я всегда могу сказать, когда персонажи становятся бледными тенями того, за кого автор предлагает мне переживать. Даже если герой не здесь, они обсуждают его. Абсолютно случайные персонажи волнуются о его счастье, здоровье, половой жизни. Злодеи думают о нём, даже когда он ничерта не делает. Есть новеллы, где абсолютно все персонажи начинают бешено переживать, когда речь касается главного героя.
И я иду и спрашиваю "Что это за херня?"
Такое может случится, если персонаж озабочен героем, например, мужчина, страстно любящий героиню. Но это, чёрт возьми, ненормально, когда второстепенные персонажи думают о главном герое больше, чем сам главный герой.
В этом одна из сильнейших сторон Мартина. Каждый из его фокусных персонажей имеет свой собственный мир. Они могут в некоторых моментах позаботиться о другом фокусном персонаже, но они не будут озабочены им всё время.
-Не надо создавать персонажа только для того, что бы он был наблюдателем происходящего. Это скууууучно. Если вы пишете сцену о короле, то почему бы не следить за нею глазами короля?
-"Нет!" тупым злодеям.
Мне плохо, когда я читаю фентези, где злодей рассказывает о своих планах, решает поговорить перед смертью героя или вообще не пытается его убить в подходящий момент, придумывая для этого смешные отговорки.
Да, у них должны быть недостатки, которые мешает им видеть вещи, которые видит герой (например, высокомерие), но это не должна быть тупая тупость, которая превращает всё действо в фарс.
И во имя всех святых, если вы рассказываете историю от лица злодея, не нужно заставлять его думать о злодействах, что он совершает. Нет никакого удовольствия читать, как злодей наслаждается насилием над детьми и резнёй в деревне. Лучшие злодеи всегда те, чьи поступки кажутся вполне благовидными и правдоподобными во время чтения их сцен.
Мотивы, вроде "Он переживал 10 лет по поводу смерти отца, и решил отомстить за него герою, хотя этот отец никогда его не любил" - плохие мотивы.
-Не нужно характеризовать второстепенного персонажа "личностным описанием" вместо его поступков.
"У него были бегающие глаза, слабый подбородок, добродушный смех".
Эти детали - дешёвый способ наделить персонажа личностью. Поступки и мысли создают подлинную глубину. Описания лишь набрасывают на персонажа клишированную картонку.
-Чем дольше второстепенный персонаж остаётся на сцене, тем меньше смысла оставлять его непроработанных.
Нет проблем, если персонаж - личный раб главного героя. Но когда какой-то начальник стражи появляется из раза в раз рядом с главным героем и угрожает ему, то вам лучше объяснить, как он умудряется знать местоположение героя, а также объяснить причины, по которым он это делает.
Если второстепенный персонаж появляется в книге едва реже, чем герой, и при этом мы к концу книги ничерта не знаем о его характере, прошлом и мотивах, то это плохая работа автора.