Гавань Сергей Васильевич : другие произведения.

Лимуааэль, советы по письму. Выпуск 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Совет N 4. Создаём дышащих персонажей.
   "Дышащий" для меня - это комбинация "реального" и "цельного". Я также избегаю термина "симпатичный". "Дышащие" злодеи не обязаны вызывать сострадание, хотя это и не плохо в определённых историях.
  
   -Выберите точку зрения персонажей. Это кажется очевидным, но многие начинающие писатели, если не пишут от первого лица, прыгают из головы в голову персонажей абсолютно случайно, или даже выбираются из голов и рассказывают историю во всезнающем стиле. Я прошу вас не делать этого. Всезнающий стиль хорош тогда, когда с ним умеют обращаться, но порой даже в таких случаях он раздражает: в некоторых частях Властелина Колец мне бы хотелось, что бы Толкин говорил через какого-нибудь персонажа вместо того, что бы описывать детали, о которых ни один из персонажей даже не знает.
  
   -Запомните, о каких персонажах нужно позаботиться, а о каких не особо. Одно дело, когда вы уделяете много времени сопернику героя, показывая его мысли и отношение к герою, поскольку они связаны, и другое - когда вы подробно описываете мысли и отношение к герою персонажей, которые не имеют с ним практически ничего общего.
  
   - Наделите персонажа эмоциями. Это может показаться простым, но просто невероятное количество персонажей оказываются машинами с переживаниями, или машинами-весельчаками, или другими, какими они нужны в данный момент писателю. Скажем, ваш персонаж - лингвист. Она начала тяжёлый перевод документа с английского на русский. Она была изображена как приземлённый, серьёзный персонаж, который беспокоится за документ. Но значит ли это, что если она расплещет чай на бумагу, то просто трезво кивнёт и продолжит работу? Это её право разозлиться, разразится проклятьями (или другая реакция, которая, по вашему мнению, ей подходит), попытаться с надеждой оттереть пятно, поискать помощи или, возможно, заплакать. Научите персонажей реагировать так, будто они люди, а не машины.
  
   -Не делайте из персонажей рабов сюжета. Хорошо, если герой узнал о планах злодея, будучи умным, или, например, он является предателем с причинами на то. Но не надо преподносить знание в виде прозрения, интуиции или пророческого сна, если только вы не наделили заранее персонажа подобными чертами. Жрица, которую посещали видения в течение всей жизни, способна увидеть пророческий сон. Сын фермера, не обладающий магическими силами, вряд ли на такое способен. Дайте персонажам делать то, что они должны, а не то, что вам требуется от них по сюжету.
  
   -Наделите персонажей глубиной и богатством, если вы можете вкраплять в них мелкие детали, которые не вредят сюжету. Возможно, персонаж усердно пытается рисовать, но он ужасен в этом деле. И возможно это не окажется ключом для сюжета 60тью страницами позже. Я предостерегаю вас от создания такого сюжета, который эксплуатирует все качества и навыки вашего героя, иначе читатели смогут увидеть все повороты за много миль до них. "О, так она может рисовать картины, которые претворяются в жизнь, но у неё этого не получается? Ну конечно они претворятся в жизнь в самый подходящий момент, что бы спасти мир!"
  
   -Не пишите профили персонажей. Правильно. Я говорю, не пишите. Профили - это очень механические вещи, а я уже говорил о том, что на страницах книги должны ходить живые люди, а не машины. Вы можете набросать несколько базовых фактов о персонаже - "Дженни упрямая, имеет голубые глаза, и на самом деле не хочет доставать меч из камня" - но не пытайтесь узнать о ней каждую деталь до того, как начнёте писать историю. Многие из этих деталей могут никогда не появиться. Если вы упомянули, что Риенн любит чай, но при этом никогда не показывали, как она пьёт чай в самой истории, то в чём тогда смысл? Или наоборот, некоторые писатели считают нужным впихнуть сцену с чаепитием даже в самый неподходящий момент, лишь бы оправдать упомянутую любовь к чаю. Не нужно, это создаёт искусственность.
  
   -Уделите чуточку времени для попыток сродниться с каждым персонажем. Это не значит, что вы должны писать главы о лица каждого персонажа, но попытайтесь понять, что заставляет их работать. Возможно, враг героини, который постоянно рвёт её одежду и провоцирует, делает это не просто потому, что он враг, а потому что героиня однажды прокатила его и высмеяла на глазах у честного народа, и это то, за что он не может её простить. Не создавайте персонажа просто чтобы мучать героя, иначе в итоге мы опять придём к тому, что на страницах будут ходить роботы без мотивов, желаний и верований.
  
   -Опять же - не создавайте персонажей только для того, что бы герой над ними издевался и одерживал победу. Ваш герой не должен побеждать их всех. Он может снять с ушей макароны и пойти дальше, зато читатели будут видеть, что вокруг него есть просторный мир, который не обязан быть у него под ногой.
  
   -Не делайте ваших персонажей идеальными. Не нужно делать их лучшими во всём, дайте им слабости. Подумайте о последствиях наделения их какими-то способностями. Скажем, у вас есть великий боец на мечах. Неожиданно его захватил в плен плохой лорд и отобрал меч. Будет ли мечник так же хорош и в бою с голыми руками или всё же примёрзнет к месту в сомнениях и панике? Упоминание о последствиях придают персонажам необходимую натуральность.
  
   -Дайте персонажам время. Одна из вещей, который я начинаю медленно ненавидеть, читая любительские произведения в интернете - это "сюжетные кролики". Как только персонаж вводится в действие, он тут же приобретает кучу черт, обзаводится историей детства и так далее. Зачастую такими бывают Мери Сью. Иногда подобное срабатывает, если персонаж действительно здорово развивает сюжет, но чаще всего нет, он становится гротескной карикатурой. Дайте персонажам время. Подумайте о нём. Сейчас я пишу новеллу, персонажи которой появились десять лет назад, но я рад, что не стал торопиться тогда. Один из персонажей предполагался быть полубезумным, но только две недели назад я понял, что у него были половые отношения с его сестрой, и это так хорошо вписалось в его характер, что я удивляюсь, как не знал этого раньше.
  
   -Не ищите лёгкого выхода. Если вы знаете, что лучший конец вашей истории включает в себя смерть героя, не нужно читерить просто потому, что вы влюблены в героя. Я не рекомендую влюбляться в героев. Любить его - одно дело, но эмоционально соотносить себя с ним - совсем другое. Это ведёт к некоторым проблемам, указанным выше, например, персонажи появляются только для того, что бы ваш любимчик показал себя.
  
   -Оставайтесь верным по отношению к персонажам. Пусть горы будут описаны поэтичным языком, если вы пишите от лица барда. Пусть моряк разговаривает на своём жаргоне. Не впихивайте персонажам фразы, которые они вряд ли бы произнесли.
   Определённо, не все мои персонажи дышат, но если я вижу робота, стоящего на обездвиженной ноге, то я постараюсь зарядить его электроэнергией по полной.
  
  
   Совет N 27. Самые ненавистные идеи в фентези.
   -Во имя любви любого божества, в которого вы верите, сделайте ваше пророчество коротким, туманным и не автоматически указывающим на вашего героя. Читай, пророчество чётко указывает, за кого нам болеть, кого превозносить, и что случится в конце книги.
   Нет, нет, нет.
   Ваши герои должны обладать чем-то другим, за что стоит их любить, а не только Избранностью. Длинные и чёткие пророчества убивают всю интригу и рушат саспенс, поскольку мало кто из писателей способен написать историю, где пророчество оказывается неверным.
   Никто не любит пророчества, которые прикрывают дыры в сюжете и плохие совпадения (ох, я когда-нибудь говорил о вас, Роберт Джордан и Терри Гудкайнд?).
  
   -Связано с предыдущим. Сделайте ваших героев героями потому что они такими и являются, а не потому, что так говорит пророчество. Условный Джон ходит и не делает ничего стоящего, но все вокруг встают на колени, потому что он Избранный. Боже, вы слышите мой крик?
   Я не хочу, что бы мне рассказывали, как эта двенадцатилетняя капризная овечка станет, несомненно, великолепной королевой просто потому, что у неё особая кровь и судьба оберегает её.
   Иными словами, покажите нам персонажей, которые имеют веские причины сесть на трон, даже если всемогущая судьба не имеет к ним никакого отношения. Серьёзно, пусть герои заслужат делом наше уважение и почитание другими персонажами.
  
   -Не нужно автоматически наказывать непочтительных персонажей.
   Так часто те, кто не верит в избранность героя, показаны тупыми и неправыми. Кто вообще имеет причины поверить этому старику и подростку, которые стучатся к ним в двери и провозглашают себя спасителями мира? Как минимум сомнения нормальны.
   Но многим персонажам не позволено сомневаться. Старик затыкает их мгновенно, и подросток автоматически становится объектом поклонения. Пожалуйста, внесите долю здравого скептицизма в отношение персонажей к герою, которого они едва знают.
  
   -"НЕТ!" королевским особам, взращённым в семье фермеров.
   Эту сюжетную линию я ненавижу больше всего на свете. Почему? Давайте перечислим:
   а) Использована каждым автором от и до, и я думаю, что прочёл только две книги, которые убедили меня в том, что это может сработать.
   б) Это подразумевает, что никто из простых людей не способен самостоятельно совершать значимые поступки, что королевская кровь является причиной для героических свершений.
   в) Какого чёрта выросший на ферме человек будет готов к сложности политики и правлению государством? Подразумевается, что герой учится этом во время приключений, но на деле я ещё не видел книги, где это было проделано. Это всё о "вырасти внутри себя", "убеги от врагов" и "найди квестовый предмет". Простите меня, но как это сделает из человека хорошего монарха?
   г) Используется для ангста. "Аааа, меня усыновили! Аааа! Какой злодей этот узурпатор!!!"
   д) Это делает злодеев некомпетентными. Они убили всю королевскую семью героя, но при этом умудрились прошляпить этого ребёнка? Лузеры.
   Я хочу, что бы эта сюжетная линия умерла. Абсолютно идиотский тип историй.
  
   -Убедитесь, что что-то идёт не так. Другая проблема с "судьбоносным" сюжетом, это то, что герой практически ничего не теряет. И убитая семья оказывается живой, и утраченный контроль над магией вернулся, и герой воссел на трон, и ля-ля-ля, УМРИ!
   Некоторые писатели идут по другому пути и бросают героя во все возможные передряги. Это делает персонажа пассивным. Автор кричит: "Смотрите, он страдает. Вам должно быть его жалко!"
   Извините, но нет. Я просто хочу шарахнуть нытика по голове и сказать ему начать жить.
   Как всегда, старайтесь избегать крайностей. Не нужно перебарщивать с хеппи эндом, но и превращать историю в дневник переживаний тоже не стоит.
  
   Ненавижу эти клише. Ненавижу.
  
  
   Совет N 35. Погода.
   -Не наделяйте вашу страну неестественной погодой, если в это не вовлечена магия. Не делайте нелогичных вещей. Почему ваши герои спокойно переходят горы в зиму? Почему, пересекая пустыни, они удобно находят источник воды? Не нужно манипулировать погодой во имя удобства сюжета. Опять же, если ваша локация в середине дождливого сезона, будет странно, если герои идут три месяц, не встретив ни единого ливня. Если вы не знаете о погоде в вашем мире, то постарайтесь узнать. Подумайте о её последствиях для героев.
  
   -Начав с описания погоды, не забывайте о её постоянном наличии. Это очень просто. В одном параграфе у меня начался дождь, а в другом герои ложатся спать в чистом поле. Я встречал новеллы, где упоминается густой снегопад, а через несколько абзацев герои умудряются увидеть врага в километре от них. Постарайтесь указывать шпаргалки при написании сцен, например "Здесь идёт дождь!".
  
   -Не забывайте о последствиях погоды. Хорошо, если дождь начался ночью, когда герой остановился в таверне на ночлег. Но не забывайте, что даже если дождь прекратится к утру, то герою придётся тяжело передвигаться по бездорожью, поскольку почва станет влажной и мягкой. Не думайте, что если снег прекратился, то он немедленно растает.
  
   -Погода будет влиять на марш армии. Армии должны нападать зимой только если у них есть специальные приспособления, и в основном если они родом из мест, где приходится бороться с суровыми зимами. Сезон сражений открывается весной не только потому, что лорды берегут запасы провизии, но и потому что это банально сложно - маневрировать в снегу без особых приспособлений. Разузнайте о том, как погода влияет на ландшафт. Весеннюю реку пересечь непросто из-за ледохода и подъёма воды. Солдатам непросто передвигаться во время тяжёлых ливней. Летняя жара оказывает своё влияние на жизнь армии.
  
   -Персонажи не готовы к погоде. Забавно, как часто герои приходят в зимнюю локацию в летней одежде. Постарайтесь подумать о том, как, где и во что их одеть. Крутые магические робы - это круто, но не в минусовую температуру и по пояс в снегу. Также, подумайте о припасах. Дрова будут мокрыми после дождя. Многие животные прячутся в норах во время ненастья. Ваши герои должны планировать свои действия, не надеяться на случайный тайник с едой.
  
   -Погода может быть союзником. Если у защитников осаждаемой крепости кончается вода, то дождь будет им маной небесной. Снег может задержать атаку вражеской армии.
  
   -Если у вас имеются необычные места в мире, подумайте о том, какую погоду они могли бы иметь. Если ваша раса живёт под землёй, то она вряд ли будет строить крыши со скатами для воды. Если эльфы живут высоко на деревьях, то почему их стены такие тонкие и изящные, а крыши - плоские? Им должно быть весьма холодно и мокро во время ненастий.
  
   -Географические особенности могут изменять погоду. Селение в горной долине будет защищено от ветра лучше, чем пики гор. Открытые равнины могут быть подвержены мощным ураганам. Побережья в тёплых широтах вашего мира наверняка видели муссоны.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"