Школа меняет не только первоклашек, но и их игры. Кое-что из потерь мне было жалко. Мы оставались детьми, хотя и не такими, как прежде. Слово "надо" в нашей жизни становилось более требовательным и категоричным.
Уличные игры справедливы по сути, привлекательны, непринуждённы. В классе они стали в первую очередь развивающими, превратившись в ёмкую частицу обучения. На улице шёл стихийный отбор везунчиков и умельцев. Вот безобидная, казалось бы, считалочка:
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей!
Названы разные, близкие сказке, персонажи. И богатые, и бедные. Отыскавшие себе место "на золотом крыльце". Эту безусловную справедливость я не мог не чувствовать. Вот из будущих игроков остаётся один. Невезунчик. Ему и предстояло честно зажмурить глаза (отсюда название "жмурки"), не подглядывать, пока остальные спрячутся в укромных местах. Чтобы другой зажмурил глаза, нужно было найти всех спрятавшихся.
Со считалочкой связана и игра, которую называли в Старых Бобовичах "палочкой-стучалочкой". Портной, сапожник, королевич, король, царевич, царь оказывались счастливцами. Оставшийся в одиночестве должен был закрывать глаза. Все от него прятались, куда только возможно. Если кого-то обнаруживал, требовалось постучать палочкой и назвать его имя.
Если спрятавшемуся удавалось прибежать к палочке первым, он, постучав палочкой, получал право выбора: палочка-стукалочка за себя либо за всех. В последнем случае невезунчику снова приходилось зажмуриваться, другим игрокам - прятаться. Подспудно развивались у детей сноровка и быстрота реакции.
Неудачнику-школьнику помогала в нужный момент учительница. Развивающий элемент в любом случае сохранялся на главном месте. Улица же требовала лишь расторопности да смекалки. И всё-таки справедливость соблюдалась с той же неукоснительностью, что и в считалке. По большому счёту, уличная игра являлась подготовкой к учёбе в нашем селе, где в ту пору садика ещё не построили.