Рождественский пост был у нас не праздником, а состоянием семьи. Батька называл его Филипповкой. Длился он сорок дней, из-за чего произошло ещё одно название - Малая четыредесятница. Заканчивался к 7 января, дню рождения Иисуса. Хоть электричества в нашей скромной хате нет - занавески, рушники не только выстираны, но и поглажены утюгом с углями. Некрашеный пол тщательно вымыт матерью. Кивот почищен и обновлён.
Голод в немецком плену, перенесённый сыпной тиф отразились на батькином здоровье. Долгий пост становился для него суровым испытанием. Если воздержание от яиц и мяса не представляло проблемы, то с молочной продукцией сложнее. Она стояла у родителя на первом месте. Даже на работу летом он брал среди прочего бутылку молока.
Верующие имели и послабления по состоянию здоровья. До Николы Зимнего, 19 декабря, еда отличалась пусть скудным, однако всё же разнообразием. Особенно по субботам, воскресеньям, вторникам и четвергам. Постная каша могла быть дополнена рыбой. Строгими являлись пятницы и среды с овощами, хлебом, фруктами.
Мне, Наде и Гришке дозволялось больше: нужно учиться в школе, расти, крепнуть. И всё-таки даже нам, детям, к исходу Филипповки, от второго до шестого января включительно, довелось почувствовать суровость поста, особо проявлявшуюся в сочельник.
Тем выше для меня становилось значение радости Рождества, начинающейся с первой звезды на небе. К этому моменту запасались лучшие продукты: домашняя колбаса, свои сливочное масло и творог, пирожки с черничным вареньем, компот из чернослива.