Гаврилов Дмитрий Анатольевич : другие произведения.

Старые и новые столбовые шахматные игры (4 раздел книги)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Читателю предлагается популярное описание истории и правил столбовых шахматно-шашечных игр. Некоторые из них, например, шашки Тамерлана, являются реконструкцией игр, реально существовавших в древности. Другие - диалектические шахматы - изобретены авторами книги и могут быть использованы как средство моделирования в области фундаментальных наук. Столбовые шахматные игры предназначены для развития логических и творческих способностей у самого широкого круга читателей.

  Д.А.Гаврилов и др. СТАРЫЕ И НОВЫЕ СТОЛБОВЫЕ ШАХМАТНЫЕ ИГРЫ, - М.: Издательство "СИНТЕГ", 1998, - 100 С. ISBN 5-89638-005-4
  
  
  Четвертый раздел книги.
  МАГИЯ НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ
  
  В работе А.Платова [1] поднята тема очень важная для практикующих магию. Речь идет о феномене игры как переходе между нашей реальностью и магической действительностью, миром чувственных идей. В качестве примера используются хоббитские игрища.
  В книге А.Белова [2] рассматривается параллель народных игр - Царь-горы - и языческого ритуала тризны. А.Беловым приводятся и другие русские подвижные игры, предшествующие посвящению в магию боя. Вплотную подходят к воинской магии восстановленные им игрища Перуна.
  Известно также, что хороводы и скакалки связаны с культом солнечных и огненных богов, Хорса, Ярилы и Симаргла, с вызыванием плодоносящей силы. А ряжение и колядки - с культом Велеса и Макоши - отведение мора, обращение к берегиням рода.
  Но здесь мы ведем речь о настольных играх как средстве "вхождения в магию". В сознании людей укоренилось представление, что и шашки и шахматы есть инсценировка сражения. Это не совсем так!
  Случайно ли церковь считала шахматы языческой азартной игрой? Только ли потому, что пришла она в Европу от арабов? Ведь шахматы реабилитировали лишь в 1393 году решением Регенбургского собора [3].
  Мистика настольной игры (особенно той, где используются игральные кости), как и магия, опирается на понятие судьбы, предопределение исходов, т.е. принадлежит к миру управления вероятностью. Известен случай, когда в 250 году н.э. готы без сопротивления уступили поле боя римлянам, кинув жребий и убедившись, что боги к ним сегодня не благосклонны. Гунны не меньше германцев полагались на волю провидения.
  Мойры древних греков слепо вынимают жребий. Счастливая доля легче несчастливой - в Илиаде Ахилл убивает Мемнона согласно своему уделу. Известен фрагмент росписи древнегреческой вазы "Поединок Ахилла с Мемноном", где наверху Гермес взвешивает жребии, налево от него богиня Фетида - мать Ахилла, направо - Эос, в отчаянии, что жребий ее сына опустился вниз, т.е. Мемнон должен погибнуть.
   Нечто подобное совершают и норны скандинавов.
   Пускание стрелы тремя сынами из русских сказок, взять хотя-бы "Царевну-Лягушку", разве это не ритуал предопределения будущего?
  Лейф Эриксон, великий скандинавский мореход и первооткрыватель Северной Америки, привез в Гренландию примитивную рулетку, заимствовав ее у индейцев - раскручивается палочка, укрепленная на оси, на кого она, остановившись, покажет - тот и выиграл. Повинуясь воле богов - игроки отдавали победителю поставленное на кон.
  Как уже упоминалось выше греческие "петейя", "кубейя" и триктрак, так же, как и описанные нами игры, содержали игральный кубик.
  Индусы в "чатуранге" применяли кость, каждая из сторон которой символизировала право хода фигуры. Попав в христианскую Европу, чатуранга утратила свою игральную кость.
  Отмечу прямое сходство многоярусного строения столбовых шашек и таврелей, описанных И.Линдером [5], со Збручским идолом.
  По земле Вантит (вспомним о находке таврели в Старой Рязани) и ныне можно найти порушенные древние святилища вятичей [6].
  У скандинавов мы найдем мерилз - игру, сходную с нашими шашками, где использовали игральный кубик, о ней речь пойдет подробнее ниже. Скандинавская игра hnefatafl, доска и фигуры которой напоминают шахматные, могла отображать жизнь Асгарда. Известно, что "убитый" в процессе заоблачных тренировок викинг из дружины Отца Ратей воскресал по их окончании и, точно шахматная фигура к началу новой бескровной партии, был готов к очередной битве. "Жрецы" мудрого Одина владели искусством толкования "ведических" (далее без кавычек) символов, начиная от простейших солнечных, типа креста и свастики, заканчивая связанными рунами.
  Символы вырезали чаще всего из дерева или кости, посвящённый вбрасывал руны случайным образом на "алтарь", принадлежность всякой, в том числе и современной магической мистерии, либо раскладывал их, подобно картам Таро, в определенном порядке. Знаки образовывали фразу - совет богов. Следуя ему, предпринимали те или иные действия не только на военном, но и на хозяйственном поприще, а также в области любви. Ведические символы размещались и на самом алтаре.
  Вероятно, в зависимости от целей магического действа, каждый раз использовался особый алтарь. По нему-то и перемещали изображения языческих кумиров или "куклы", служащие для замещения своих реальных прототипов. Волхвы розыгрывали жизненную ситуацию, влияя на нее посредством этого ритуала. Тема, щедро эксплуатируемая в видеофильмах и литературе. Взять, к примеру, "Джуманджи" или "Восставшие из ада". Кто не читал "Хроник Амбера" Р.Желязны ?
  О бескровном настольном сражении упоминает и Кормчая книга, переведенная с греческого в 1262 году. Однако еще былинный Владимир Красно Солнышко проиграл переодетой Василисе Микуличне в золоченые тавлеи (таврели) и свой город, и свою семью, и собственную голову. Сходные мотивы мы находим в индуистской мифологии. Шакуни подчистую обыгрывает Дурьодхана, который в качестве последней ставки предлагает свою жену Драупади.
  Итак, далеко не всякая, но сколь-нибудь старая, даже древняя, игра ведёт свое начало от ритуала, ныне забытого или видоизмененного. Игра по-сути и есть магический ритуал, правда, теперь лишь дети и маг обладают той силой Веры, которая помогала нашим пращурам посредством обряда свершать "вхождение в магию". Взрослые могут прервать игру без последствий для себя, прерванная игра нанесет травму психике ребенка, а маг, если не защитится, получит чувствительный удар из Тонкого Мира. Подавляющее большинство современных нам игр носит несерьезный, развлекательный характер и не оказывает на повседневную реальность того воздействия, которое имело место во времена античности и раннего средневековья.
  Среди самых древних подвижных игр назовем метание копья. В пещере Нио во Франции найдено наскальное изображение бизона, пронзенного копьями, датируемое 17 в. до .н.э. Возможно перед ним когда-то потрясали оружием, готовясь к охоте. В войско ванов Один кинул Гунгнир по праву вождя. А Кухулин, бросив копье, друга убил - Фер-Диада, в жертву стране своей принеся. Дротик омелы пронзил сердце прекрасного Бальдра, жертвой он пал хитроумного Локи и Хёда-слепца. Асы и ранее в Бальдра копья швыряли, но он стоял, любимый сын Всеотца, ибо ничто не могло ему навредить.
  Поднятие тяжести - традиция, ничего, кроме проверки силы, ныне не значащая. Мидгардский Змей в облике кота был приподнят над землей могучим Тором. В Швеции, и не только в ней, до сих пор соревнуются, поднимая валуны или круглые шары. Главным увеселением была борьба - Тор схватился со Старостью в образе старухи и опустился пред ней лишь на колено. Толкователь законов на альтинге - Снорри Стурлусон имел возможность не раз побывать и в Норвегии, и в Швеции. Он наверняка был знаком с разными играми эпохи викингов, несмотря на то, что в Скандинавии и на Ютландии сложились централизованные государства.
  По колено, по грудь и по плечи в землю вгоняют друг друга былинные богатыри. Илья Муромец прошел одну из стадий посвящения в воины, очистив поле от валунов. Мистика славяно-горицкой борьбы описана А.Беловым [2].
  Еще одна забава, упомянутая в Младшей Эдде - бег. Тьяльви соревнуется в быстроте с Мыслью Утгарда-Локи. В русских сказках догоняют зайца, утку и рыбу. Все мы когда-то играли в салочки. Бег - это проверка выносливости, ритуал вошедший в историю со времен Марафонского сражения, но, несомненно, еще более древний, относящийся к первобытным временам. Вспомните фильм "Земля Санникова", эпизод выбора жен. Передача олимпийского огня из рук в руки - здесь никого догонять не надо. Смысл в том, чтобы избранный сумел быстрее донести божественное пламя мира и любви. В ночь Тесмофорий на вспаханном поле Скирона в Афинах нагие жрицы богини плодородия Деметры совершали бег с факелами.
  Викинги тоже довольно часто устраивали игрища, на которых мужчины состязались друг с другом в силе, ловкости и умении владеть оружием. "Существовало также особое упражнение для сохранения равновесия в бою, человек должен был пробежать по лопастям весел на корабле во время гребли. Саги утверждают, что в этих упражнениях особо отличался конунг Олав Трюггвассон. Викинги в своих играх были склонны к жестокости и насилию. Так, состязания в воде заключались в попытках утопить соперника. При игре в "кнаррлейк", напоминающей русскую лапту, дело тоже доходило до серьезных увечий. Любили скандинавы и бои жеребцов до смертельного исхода."[14]
  Выше я перечислил некоторые ритуалы, требующие от мага физического совершенства. Что скрывать - в 20-м веке далеко не каждый может им похвастаться. Впрочем, и ранее, несомненно, были физически неполноценные или одряхлевшие люди-маги. Кажущийся недостаток оказал им явную услугу - они создали свой собственный метод погружения в магическую реальность. Речь о ритуале, известном нам сейчас под именем "настольная игра".
  C играми подвижными настольная игра соотносится приблизительно так, как математика с естественными языками. Появление настольных игр по своим масштабам сравнимо разве с разработкой операционного исчисления Оливером Хевисайдом, той области математики, что ближе остальных подходит к магии. Ведь именно здесь может быть введено понятие субъекта и различения (вырождения). Для человека с физико-математическим мышлением любой обряд есть преобразование симметрии, выполненное действием ряда операторов над реальностью и субъектом в ней. Цель проста - переход в пространство магии. Но в отличии от абстрактных математических операторы магии строго индивидуальны и конкретны. В настольной игре простейшим оператором является, например, фишка или игральная кость. Однако для того, чтобы войти в магию, надо иметь ввиду, что это вовсе не та фишка, которую штампует станок, и совсем не тот пластмассовый кубик, какой можно купить в магазине.
  "Никто не даст магической силы: ее нужно заслужить. Существует лишь одни способ, как добиться этого: практика...". Традиционные ритуальные орудия ведьмы - чаша, клинки, алтарь, шнур, булава, кадильница, рабочая книга, ее одежда, руны, талисманы - все они напитаны Силой владельца и пользователя, все они в необходимый момент отдадут эту Силу [12,13]. Руна Техкур, начертанная мной- вовсе не та Техкур, что начертана Вами. Операторы всегда субъективны.
  Обратимся к Старшей Эдде, сложенной в языческую эпоху, но записанной только в первой половине XIII века [8]. Упоминание о шахматной игре находим в "Прорицании вельвы":
  
  7 "Встретились асы
  на Идавелль-поле,
  капища стали
  высокие строить,
  сил не жалели,
  ковали сокровища,
  создали клещи,
  орудья готовили.
  
  8 На лугу, веселясь,
  в тавлеи играли,
  все у них было
  только из золота..."
  
  Тавлеи здесь (сравните с русским - таврели) - средство развлечения. Это и не мудрено, поскольку "Прорицание..." далеко не самая древняя часть Старшей Эдды. Об этом свидетельствуют христианские мотивы вины старших асов за нарушенные клятвы и за кровь, пролитую в священном Асгарде для его же блага. Алчность-Гулльвейг есть воплощение зла в виде женщины - тоже пришлая идея. Наконец, об этом говорит и откровенная поздняя вставка о приходе Христа) после гибели языческих богов - между прочим, самая короткая, в четыре строки, и самая впечатляющая:
  
  65. Нисходит тогда
  мира владыка
  правящий всем
  властелин могучий.
  
  ...Собирание "Старшей Эдды" приписывается Сэмунду Мудрому Сигфуссону (1056-1133), который был сельским священником на хуторе Одди в Исландии. В этом же хуторе в конце XII века искал былой учености и Снорри Стурлусон (1179-1241) [9]. Сэмунд получил образование в одном из монастырей Парижа, а затем вернулся на родину, где, несмотря на свой сан, прослыл колдуном, подобным Мерлину. Сформировавшись как личность на переломе эпох, Сэмунд Мудрый в своих трудах не смог избежать противоречий этого странного времени.
  Снорри Стурлусон также унаследовал характерный для Исландии сплав мироощущений. При чтении прохристианского "Пролога" и традиционного "Видения Гюльви" складывается впечатление, что автор мечется от более древней традиции- к модной, современной ему. Показательно, как кончил Снорри свою жизнь. Спасаясь от убийц, он по совету священника спрятался в подвал, и был тут же им выдан своим неумолимым преследователям [10].
  Прожив очень длинную жизнь по меркам средневековья, когда 45-летний мужчина считался стариком, Сигфуссон, вероятно, успел побывать и в Гренландии, до которой значительно ближе, чем до Парижа. И хотя он родился ровно через 56 лет после принятия земляками христианства, Сэмунд Мудрый в полной мере застал бытовавшие среди бондов легенды и, конечно, шахматные игры типа hnefatafle.
   Фигуры делали из глины или дерева, и они не дошли до наших дней. Известно несколько фигурок из бивней моржа и слоновой кости. Занятно, что постоянный эпитет тавлей в русских былинах - "золоченые". И Эдда именует свои тавлеи золотыми.
  Известен внешний вид "доски" еще одной игры эпохи викингов - мерилз. Это реконструкция игрового поля для мерилз, осуществленная Йорвикским центром по исследованию викингов. Вместо клеток - небольшие углубления, связанные направляющими линиями, которые образуют на игровом поле своеобразную паутину. В качестве фишек используются речные камешки округлой формы. Что, если все Идавелль-поле, в интерпретации В.Щербакова [11] "поле для занятий валунами", являлось громадной шахматной доской, где игроки переносили или перекатывали вдоль по проведенным бороздам золоченые шары и устанавливали их в специально вырытые лунки? В такой игре развивалась бы и сила, и быстрота, и логика. Не является ли настольный вариант мерилз макетом?
  Не случайно, именно золоченые тавлеи, как лучшее из погибшего мира, останутся в мире обновленном наравне с рунами, вернее памятью о рунах!
  
  60. Встречаются асы
  на Идавелль-поле,
  о поясе мира
  могучем беседуют
  и вспоминают
  о славных событьях
  и рунах древних
  великого бога.
  
  61. Снова найтись
  должны на лугу
  в высокой траве
  тавлеи золотые,
  что им для игры
  служили когда-то
  
  Так гласят строки Старшей Эдды, и мы ей верим.
  
  ЛИТЕРАТУРА К ЧЕТВЕРТОМУ РАЗДЕЛУ
  
  1. А.В. Платов, Феномен виртуальной реальности и проблема "вхождения в магию"/ Мифы и магия индоевропейцев, N3.-М.: Менеджер, 1996.
  2. А.К. Белов, Славяно-горицкая борьба: Изначалие.-М.: НКДР, 1993.-159с
  3. Игры и развлечения. т.2. -М.:Мол.гвардия, 1990.-234 с.
  4. Вайкс Алан, Энциклопедия азартных игр.-М.: Товарищество "Ефрат", 1994.-240 с.
  5. И.М. Линдер, The Art of Chess pieces., H.G.S, Мoscow, 1994,
  6. А.В. Платов, Священные камни земли Вантит/ Мифы и магия индоевропейцев, N2.-М.: Менеджер, 1996.
  7. Г.С. Гриневич, Праславянская письменность. Результаты дешифровки. -М.: Общ.польза, 1993. -328 с.
  8. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах, -М.: "Художественная литература", 1975, стр 183-355
  9. Младшая Эдда,-М.: НИЦ "Ладомир", 1994, -254с.
  10. М.И.Стеблин-Каменский, Культура Исландии, -Л.: "Наука", 1967, -193с. см. также. М.И. Стеблин-Каменский, Снорри Стурлусон и его "Эдда"// в кн. "Младшая Эдда",-М.: НИЦ "Ладомир", 1994, -254с.
  11. Владимир Щербаков, Города богов/ Мифы и магия индоевропейцев, N 3,- М.: Менеджер, 1996.
  12. Крэг Д.М., Современная магия.-Спб.: "Вариант",-320с.
  13. Паул Хасон, Искусство колдовства.-М.: Эсперо, 1992, -251с., стр 37-39.
  14. Наталья Будур, Тигры моря. Введение в викингологию/ в кн. Девы битв.-М.: Терра, 1996.
  
  см.также.
  Гаврилов Д., Настольная игра как средство "вхождения в магию"/ Мифы и магия индоевропейцев, сб., N5, -М.: Менеджер, 1997.
  Гаврилов Д., От ритуалов - к игре и назад/ Мифы и магия индоевропейцев, сб., N6, -М.: Менеджер, 1997.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"