Группу из двенадцати человек посадили в самолет и отправили в город Ростов- на Дону, а оттуда уже переправили в город Новочеркасск, где находилась учебка. Будущих поваров сдали на руки местному руководству.
-Ну, ребята, учитесь, учитесь и ещё раз учитесь, как завещал великий Ленин!-
наказал ребятам на прощанье сопровождающий их офицер в чине старшего лейтенанта. - Я сам лично вернусь за вами. Самых лучших заберу в городской полк, а остальных отправлю к чёртовой матери, то есть по отрядам!
Учебный центр утопал в зелени. Территорию воинской части обрамляли громадные тополя, такие толстые, что их могли обхватить за "талию" только двое. Апартаменты находились на третьем этаже трехэтажного здания.
Первым делом курсанты перезнакомились друг с другом. Местный контингент был разношерстный. Тут была собрана молодежь со всех концов страны. Зубанову повезло, два студента были тоже родом из Самары. Андрей Санников и Сергей Иванов учились до армии в авиационном институте. Сергей по складу ума был интеллектуалом с добродушным лицом. Андрей же наоборот казался отпетым гулякой готовым всегда к авантюрам.
Так начались длительные недели обучения азам кулинарии. Полдня продолжались теоретические занятия, полдня строевые. Будущих поваров не освобождали и от физической подготовки. Теория состояла из предметов: "Гигиена труда", "Виды термической обработки продуктов" и ещё всяких премудростей. Курсантам читали разные лекции, например, "Какие могут быть бульоны". Одни курсанты откровенно скучали на лекциях, они уже имели опыт работы на кухне. Сашке же было всё интересно, так как он хотел сам освоить премудрости кулинарии.
Практические занятия проводились на огромной кухне, где рядами стояли тридцать штук газовых плит, самых, что ни наесть обыкновенных, таких, как в любой квартире. Кухня была обеспечена современными приспособлениями и механизмами, облегчающими труд повара. Здесь были промышленные овощерезки, картофелечистки, миксеры и тестомешалки. Каждый курсант становился за "мартен" и мог воплотить теорию в практику. Сашка никогда не имел тяги к готовке, самым большим достижением было для него сготовить яичницу с помидорами или пожарить картошку. Его мама, готовила так вкусно и разнообразно, что Сашке не было никакой надобности стряпать самому на гражданке.
Разделка и готовка мяса оказалась сложнейшей наукой, ничуть не легче, чем сопромат в техникуме. Лексикон курсанта Зубанова пополнился новыми словечками: вырезка, филейная часть, карбонат. Тушка свиньи состояла из пяти частей, а говядины из девяти частей. Ценность продуктов каждой части оценивалась по баллам, как в фигурном катании. Максимальные сто баллов присваивалось свиной вырезке. В учебке для "экспериментов" над телом давали только свинину.
Второй основной продукт, на котором набивали руки курсанты, была мороженная рыба. В воинских частях применяли хек и минтай. Замороженную рыбу обрабатывали тремя способами. При жарке рыбы в обильном количестве масла, рыба приобретала золотистый оттенок с хрустящей коркой. Запекание рыбы в духовке был более экономным способом, а третий способ применялся ещё реже - приготовление рыбы в маринаде. Параллельно юные повара учились готовить эти самые маринады.
В учебке не забывали и о приятных дополнениях к обеду. Это были вегетарианские салаты. Салаты в учебном центре для воинских частей готовились с использованием овощей: свеклы, капусты, моркови, картошки, и конечно, солёных огурцов, которые поставлялись в армию в больших деревянных бочках.
Но самой сложной наукой для вчерашних студентов Андрея и Сергея оказалось приготовление соусов. Это было покруче, чем фокториалы и интегралы. К рыбе, например, подавали белый соус, к жаркому красный. Нельзя было передержать соус, и недодержать тоже было нельзя. Приготовление соуса требовало навыков, а главное терпения, которым бог не наградил Андрея.
Он щедро от всей души сыпанул в сковородку муки, добавил воды и стал нетерпеливо помешивать.
- Кто только придумал этот дурацкий соус?! - искренне возмущался Сергей Иванов, здоровенный детина, с пунцовыми щёками, отчаянно пытаясь отлепить ложку от налипшей мучной массы. - Зачем мне будущему авиаинженеру эта мазня, когда можно всегда сходить пообедать в столовую.
-Что это у тебя за бурда такая? - язвил Андрей, пихая ложку с варевом буроватого оттенка в рот, земляку. - У тебя же вместо пикантного соуса получился "самарский" пирог. Попробуй, какой у меня шикарный соус.
-Тьфу, ты кислятина, какая, аж челюсти свело, - откликнулся живо Сергей, пробуя блюдо соседа.
Андрей же наоборот пожалел муки, но щедро оросил блюдо томатной пастой, получив на выходе томатный сок кислого вкуса. Блюда, которые готовили курсанты, шли на стол к своим же товарищам. Коллеги по кухне должны были отведать и оценить яства друг друга. Так на ошибках и промахах повара точили своё мастерство.
Курсанты трапезничали как белые люди. Стол, накрытый скатертью был сервирован на пять персон. В центре стола возвышалась фарфоровая супница с голубым отливом, рядом всегда стояли салатница, тарелки для хлеба, для костей, набор тарелок, ножей, вилок, всё как положено у буржуев.
В учебке завтраки и обеды готовили и сервировали столы работники из числа гражданских, и только ужин стряпали избранные курсанты, которые имели опыт готовки на гражданке. Это была для них высокая ответственность, чтобы не дай бог, не отравить солдат.
Полевые учения были приближены к боевым условиям на передовой. За учебкой располагался полигон. Там были вырыты окопы, выстроены блиндажи из брёвен. Военная кухня представляла собой прицеп на передвижных колёсах. Задачей курсантов было закамуфлировать кухню, чтобы она сливалась с местностью, незаметно и быстро для противника распаковаться и разжечь огонь. Кухня на колёсах вмещала два котла. В боевых условиях готовили только два блюда: суп и компот, или же кашу и компот. Второго блюда бойцам в полевых условиях не полагалось. Для облегчения жизни военных поваров, в машине были вмонтированы газовые баллоны. Прицепное устройство, можно было при необходимости растапливать и дровами.
Курсантам разрешалось в этих котлах только кипятить воду, обеды здесь не варили, чтобы курсанты зря не не переводили продуктов.
Курсантам нужно было не только качественно приготовить блюдо, важно было успеть с обедом к назначенному часу. Было много приёмов и хитростей, которым им предстояло ещё научиться. Например, курсанты ещё не знали, что из сырой говядиной невозможно сделать быстро гуляш, просто не хватит времени, полк останется без обеда. Говядину нужно было отварить заранее. Но это всё было впереди.
Теорию Зубанов усвоил назубок, например, что при разделке свиную тушу можно укорачивать до такой степени, что ни один эксперт не подкопается. Для Шурика стало открытием, что любой мясной продукт имеет свойство улетучиваться в пространство. Курсант из Тольятти ещё не знал, что впоследствии оперирование такими понятиями, как уварка, ужарка, усушка ни раз спасут его от неминуемой гаубвахты.