Генерал-Полкан: другие произведения.

История ювелирной промышленности С.С.С.Р

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья будет дописываться и исправляться. Вожможно появление иллюстраций.

   Ювелирная промышленность в СССР прошла через несколько основных этапов. Каждый - чем-то характеризуется. Пожалуй, лишь одно ювелирное изделие прошло через века и не претерпело никаких изменений: это любимые на Руси дутые серьги-калачики. Какими они были в 19 веке, такими же и остались в веке двадцать первом.
  
   Первый этап: 1917-1939 годы.
   Этот этап характеризуется небольшим объёмом производства. Можно сказать - кустарщина. А можно сказать - искусство. Заводов было раз-два и обчелся. Даже проба своя у CССР появилась лишь в 1926 году. До этого шла царская, 84 (76) для серебра и 56 для золота (обычно). То есть, золотниковая. На пробе была изображена женская голова в кокошнике. Трудно, а подчас невозможно определить было ли изделие изготовлено "при царе" либо "при советах", ведь с 1908 по 1926 ни проба, ни иная маркировка не менялисью Влт и приходится ориентироваться либо на выграверованне надписи на самом изделии (например, ртсутствие твёрдого знака), либо - режим экономии (например, у брошки - иголка не серебряная, а железная).
   Государство нуждалось в ювелирной промышленности. Речь идёт и о товарах на экспорт для приобретения валюты, и об изготовлении медалей (в том числе орденов и значков), ну и удовлетворить спрос.
   Продолжали функционировать старые заводы (фабрика Хлебникова, например), старые мастера-кустари (Кавказ, Ялта). Вместе с тем появлялись новые мастерские, например, ВХУТЕМАС.
   Этот этап закончился тогда, когда началась индустриализация. Появились новые заводы. Не только ювелирные, но и часовые.
   Отсутствие крупных предприятий не говорит о том, что ювелирное искусство исчезло. Более того, многие изделия создавались по формам западных украшений. КУиноильмы... Журналы... Моряки... Поездки за границу, приезд иностранных специалистов. Достаточно сказать, что русская (советская) бижутерия была представленна на международной выставке в Париже в 1925 году (появление Ар Деко).
  
   Второй этап. 1939-1954
   Этот этап прошел незамеченным. С одной стороны, реформа 1946 года в ювелином пробирном деле... С другой - огромное количество конфискованных ювелирных изделий из Германии (брошки, заколки для галстуков, столовые приборы и т.п. В основном - серебрянные.). Часто можно встретить изделия с германской пробой 835, переклеймёные советской пробой 800. Заработала Прибалтика. Рига и Талин. Встали на ноги заводы в Свердловске, Харькове, Киеве, Москве, Ленинграде. Сталинский логунг "Обогощайтесь" сделал свое дёло. Не смотря на то, что новое в пробирном деле (обязательное клеймо завода с датой выпуска изделия) было введено после смерти Сталина, понятно, что подготовка изменения в законодательстве велась еше при жизни вождя.
   Появилось много артелей, работающих с серебром: вот некоторые (и их клейма):
  Артель 'Красносельский ювелир' (Костромская область) - КЮ
  Артель 'По заветам Ильича'' (Костромская область) - ПИ
  Промколхоз 'Искра Октября' (Костромская область) - ИО
  Промколхоз 'Красный прибой' (Костромская область) - ЗКП
  Промколхоз 'Советская Россия' (Костромская область) - СР
  Артель 'Красная Пресня' (Ивановская область) - КП
  
  Третий этап 1954-1958
  
   Этот этап формально ограничен двумя законодательными актами по пробам. В 1958 году принято новая форма пробирного клейма: вместо головы рабочего с молотом на плече появилась звёздочка, которой иногда пользуются и сейчас.
   Интересно, что в 1955 году вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". Подчиняясь линии партии, с излишествами принялись бороться и в ювелирке.
  
  Четвёртый этап 1958-1972
  
   Постановление сказалось (линия партии!) на эстетику ювелирки. Старые, опробованные формы, которые как правило копировали образцы царского времени, были заменены модерновыми мотивами. Соответственно, цветные стёклышки, имитировавшие рубины-изумруды и бриллианты стали менее востребованы, а в начале 60-х от покупки чешских стразов отказались вовсе и пререшли к использованию поделочных камней.
  Статьи "Ювелирная промышленность в БСЭ 1957 года нет. Только Ювелирное искусство (ювелирное дело). Характерно, что на иллюстрациях к этой статье представлены следующие изделия: 13. Сахарница с чернью, Кубачи, артель "Художник". 15. Браслет. ЭССР, 1950-е годы. 16.Серебряная стопка с чернью . Великий Устюг. худ. Е.П.Шильниковский, 1953 г. 17. Подстаканник. Ажурная скань.Село Красное на Волге. 18. Серьга серебрянная с позолотой и жемчугом.АзССР. 1950-е.
   Открытие и освоение месторождений якутских алмазов, а также способов огранки вывело ювелиров страны на потенциально более высокий уровень.
   Промышленность начала расходиться: ширпотреб (серебро) и предметы для удовлетворения вкуса правящей элиты (золото, платина, алмазы, изумруды, и т.п.)
   Датой создания ювелирной промышленоости СССР считается 1966 год (БСЭ, 1978 г.)
  
  Пятый этап. 1972-1986.
  
   В 1972 году началось массовое производство золотых изделий (так сказано в Справочнике товароведа, Т.2). Почему это произошло - остаётся пока только догадываться. Вероятно, главной причиной является отказ мирового сообщества от "золотого стандарта" и необходимость увеличивать в золото-валютном резерве долю валюты с одной стороны, и решение о "достаточности" количества золотых слитков. Второй фактор - налаженный выпуск фианитов. По видимому, КГБ осуществил операцию по огранке фианитов и их продажу на черном рынке на Западе под видом бриллиантов. Когда афера со строны Запада была обнаружена (пожаловались руководству СССР и афера была раскрыта другим управлением КГБ) то общественного резонанса (как дело с валютчиками) уголовное дело не получило, а фиантиты тут же появились (1972 г.) в изделиях. Третим фактором, наверно, была цель "изъятие денежной массы у населения".
   Вал ювелирки и требование к плану (производство и реализация тонннами) пагубно сказалась на качестве изделий.
  Именники заводов СССР на 1983 год:
  БЮ - Бакинский
  Сч - Великоустюгский
  ГХК - Гоцатлинский (Дагестан)
  Е - Ереванский
  ЯК - Калининградский
  КЮ - Киевский
  МП - Кишинёвский
  КЗ - Костромской
  КХК - Кубачинский (Дагестан)
  Л - Ленинградский
  ЛВ - Львовский
  Б - Бронницкий
  Ю - Московский (экспериментальный)
  МЮ - Московский (Ювелирпром)
  ОЮ - Одесский
  РЮ - Рижский
  СЮ - Свердловский
  Т - Таллинский
  ТЮ - Ташкентский
  Т.Ю. - Тбилисский
  ХЮ - Харьковский
  (видимо, у следующих клейм требуется точка или одна буква. Будет уточняться)
  Э - "Эмитрон" (?)
  Э - Эчмиадзский (Армения)
  
  Шестой этап 1986-1991.
  
   Всеобщий дефицит, вкупе с вложением денег людьми в золото и серебро как ликвидный товар, привело к тому, что об эстетической стороне производители попросту забыли, поставив во главу угла низкую себестоимость. Как произведения искусства изделия заводов этого этапа никакой ценности не представляют.
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-5"(ЛитРПГ) Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика) Н.Любимка "Алая печать"(Боевое фэнтези) Б.Толорайя "Чума-2"(ЛитРПГ) Е.Кариди "Суженый"(Любовное фэнтези) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) В.Старский ""Темная Академия" Трансформация 4"(ЛитРПГ) Т.Сергей "Дримеры 4 - Дрожь времени"(ЛитРПГ) А.Робский "Охотник: Новый мир"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"