Аннотация: Памятка пилотам и начинающим ФК малых гангов, для более полного понимание общих моментов.
На кого это рассчитано и зачем это нужно?
На начинающих ФК и пилотов, в целях улучшения понимания, а что собственно происходит на вылете. Понимание того как действует их отряд, приведет к улучшению взаимодействия внутри ганга, а также отразиться на его эффективности.
Важно! Вещи, изложенные в этой памятки, для многих пилотов очевидны. Ветераны уже набрали свой опыт: статистику полетов, увидели своими глазами и прочувствовали на своей шкуре как ведут их корабли и корабли, пилоты противника. Полетали в больших и малых гангах, соло - то есть теперь они ветераны, они опытные и им прописные истины нафиг не нужны. Но когда-то это происходит в первый раз и чтобы не тратить время ФК во время вылета на объяснение очевидных вещей и написана эта памятка.
Какие задачи решает ФК:
Конечно же у ФК, как и любого игрока в ЕВУ, основная задача получить удовольствие от игры. Но так как он действует не один, а отвечает за группу игроков, то ему приходится серьезно потрудиться и на определенном этапе ФК начинает вкладывать в игру намного больше времени и сил, чем в свою работу или семейную жизнь. Не переживайте - это будет не скоро и никто вас не заставляет этим заниматься.
Вылеты могут быть совершенно разные от простых (я знаю систему, где постоянно висит кемп - грохнем его или полетели, кого-нибудь убьем и т.д.) до вылетов, которые решают стратегические задачи вашего альянса (прессинг хантеров врага, роуминг вражеской территории, убийство вражеских перевозчиков и т.д.) до глобальных (захват, защита звездных систем, уничтожение других альянсов и т.д.).
Так или иначе, в первую очередь, перед любым ФК стоит организационная задача - ему необходимо организовать и провести успешный вылет. Условно работу над вылетом можно разделить на три части:
До вылета необходимо продумать: куда полетим, кого будем убивать, какое количество кораблей и каких нужно собрать, какой будет их фит, кого по дороге можно встретить, какие силы могут придти противнику на помощь и из каких систем и многое, многое другое.
После начала вылета возникает также немало вопросов, которые необходимо решать быстро и иногда в бою, когда времени, на то чтобы разобраться в ситуации и принять правильное решение, очень мало. В основном эти вопросы касаются перемещения, состава противника - то есть получение развединформации о противнике в режиме онлайн, координации с союзниками, действий вашего ганга в начавшемся, продолжающемся, заканчивающемся боестолкновение и т.д.
Бой прошел, но работа ФК на этом не закончилась, нужно довести остатки вашего ганга до домашних систем, проанализировать произошедшее, при необходимости разобрать конкретные моменты с привлечением игроков, подбить итоги вылета.
К сведению:Идеально если вы вылет записываете и потом сможете посмотреть видео и проанализировать что происходило. Кроме того интересным видео вы сможете привлечь внимание к своим вылетам, получить больше игроков в свой ганг. Но смотрите, чтобы в видео не попала информация, которая вам может повредить: пароли, чаты, ваши информаторы и т.д. Если не можете записать видео, то не стесняйтесь делать скриншоты: вот я запрыгиваю в систему, вот я на фоне ганга противника, вот меня убивают... вот я убиваю сцуко разведчика который сказал, что все чисто на несколько систем вперед.
Важно!ФК должен четко оценивать свои силы и представлять границы своих возможностей как лидера ганга. Есть ФК малых, средних или больших гангов, но очень мало ФК, которые объединяют все это в одном лице. Мы все разные и соответственно у нас разные способности - делайте то..., к чему больше заточен ваш мозг.
Взаимоотношение ФК с гангом:
У ганга может быть только один лидер - ФК, ему можно помогать, советовать, но окончательное решение ФК принимает сам. Слово ФК закон, если он говорит, что вам нужно что-то сделать - вы это делаете, даже если это приведет к потере вашего корабля, а не задаете вопросы зачем, почему или начинаете отстаивать свою точку зрения по этому вопросу.
К сведению. Работы у ФК, даже малого ганга, на самом деле дофига и больше, поэтому старайтесь лишний раз по пустякам не отвлекать ФК. Очень распространенное правило, что во время вылетов говорит только ФК, разведчики и целеуказатели (таргетколлеры) и чем больше народу, тем строже соблюдается это правило.
Это совершенно не означает, что ФК диктатор и самодур - это не так, хотя местами и возникает такое ощущение. Все просто - в распоряжении ФК находится более полная картина движения вашего ганга и его окружения, а также в его голове находится план вашего вылета, координация игроков. И задача ФК провести успешный вылет всего ганга в целом, даже если придется подставить под удар его часть. У ФК просто нету возможности, времени, а иногда и моральных сил вот прямо сейчас, во время вылета объяснять каждому пилоту, зачем он попросил его сделать то или иное действие.
Важно! Помните, что от скорости и четкости выполнения поставленной перед вами задачи зависит насколько будет успешным ваш вылет или нет. Это командная работа и кому-то приходится выполнять распоряжение ФК, и возможно это будете вы. Уверен, вы справитесь, не задавая лишних вопросов.
К сожалению, чем больше ганг, чем больше людей задействовано на вылете, тем в большем информационном вакууме находится рядовой пилот ганга. Если в малом или среднем ганге вы слышите информацию от разведчиков, ФК делится достаточно подробной информацией куда летим, что делаем и мемберы ганга участвуют в обсуждении вылета, в разумных пределах конечно же. То в большом ганге информация от разведчиков может поступать напрямую ФК и командному составу ганга, а в распоряжении рядовых пилотов остаются простейшие команды: лететь туда, ожидать тут, приготовится к бою и т.д. Притом это может длиться много часов подряд и для рядового пилота большого ганга вся напряженная работа командного состава остается за кадром. Из-за этого часто можно услышать мнение о больших гангах "Тупо сидишь несколько часов на посе, потом пропрыг через титан, полчаса боя и ты снова в клонилке, скукотааа". В этом плане для рядового пилота психологически малый ганг более динамичный, но когда идет большая заруба, когда задействованы сотни человек, можно простить это длительное ожидание, время ничего неделания на посе, ради того самого "динамичного получаса". Свои плюсы и минусы есть везде, что вам больше нравиться вы определяете для себя сами.
Наблюдение с КТА: Вот за что я люблю "групповуху", так это за то, что всегда можно сачкануть.
Важно! У ФК должны быть права администратора в том канале, где вы общаетесь. Чтобы своевременно замутить, либо кикнуть человека, который мешает вашему вылету. Случаи бывают разные: забыл выключить микрофон и весь ганг слушает, как игрок разговаривает по телефону с мамой, пилот ганга начинает качать свои права, какой-то левый человек заходит к вам канал и спрашивает, а что это вы тут делаете и т.д. - случаев масса. Не стесняйтесь проявлять твердость характера и осадить тех кто мешает вашему гангу и вам, даже если это лидер вашего альянса. Если не получается вразумить словами то не бойтесь действовать техническими средствами: мут, кик, исключение из ганга.
Обратите внимание на ваше общение с пилотами ганга. ФК обязан четко, ясно, уверенно излагать свои мысли и тем более отдавать команды, поэтому скиллы дикции, ясности мысли и уверенности в своих силах командовать вот этой толпой игроков - придется развивать. Никому не хочется слышать неуверенного ФК (ну вот возможно, наверное и т.д.) либо во время боя не понимать, а что он там шепелявит.
К сведению: Наличие толстого интернет-канала, мощного компьютера и качественного микрофона, поможет ФК более продуктивно управлять гангом и улучшит понимание пилотами ваших распоряжений.
Наблюдение из жизни: Желательно также для ФК находиться в звукоизолированной комнате. Когда ФК командует флотом, соседи из соседних домов, зачастую жалуются на громкие звуки на улице.
Если вы хотите долго и продуктивно водить ганги, ФК необходимо добиваться уважения от пилотов. Это в больших альянсах какого фк выдадут с таким и полетят. В малых и средних гангах пилоты достаточно быстро разберутся, что вы за фрукт такой. И если вы им не понравитесь - вас будут игнорировать, вы не сможете водить ганги.
Нередко при проигрыше у ФК виноваты все..., но вы должны понимать, что не всегда ответственность за проваленный вылет лежит на пилотах ганга - командовали ими Вы. Ошибки нужно искать в своих действиях как ФК, командира, а не перекладывать их на пилотов ганга и тем более не кричать на них, обвинять. Многие пилоты пришли после работы отдохнуть, а не слушать ваш матерный запас слов. И не важно, что у вас был тоже тяжелый день на работе, а жена, на пару с тещей выносят вам мозги в реале. Если пилот ганга действительно допустил ошибку - вам как ФК нужно принять решение: приглашать ли этого игрока в следующий раз, стоит ли на него тратить свое время, объясняя ему его ошибки, стоит ли на него рассчитывать и поручать какие-либо действия, а не кричать...
Важно! Каждый ФК подбирает себе пилотов, также как и каждый пилот подбирает себе ФК. Находя друг друга, вы создаете костяк своих будущих гангов, наполняетесь уверенностью в том, что ФК грамотно командует, что пилот выполнит распоряжение ФК с минимум ошибок, что вылет будет успешным, а даже если нет - то вы все равно получите фан от игры. ЕВА командная игра и хотя каждый из вас привносит что-то свое в эту игру, всю полноту ощущений вы сможете получить только от взаимодействия друг с другом.
К сведению:Хотите получить грамотный, слетанный ганг? Подбирайте пилотов, проводите тренировки: обучайте тактическим приемам и взаимодействию в ганге - будет вам счастье. Это работа, иногда очень тяжелая работа, но иначе никак.
Вылет:
Как вы видите, ФК требуется проделать определенную подготовительную работу, которая в зависимости от ситуации может занять как 5 минут, так и несколько дней. После того как ФК определился что и как он будет делать - на форуме, в почте алли, в чате алли появляются сообщения, что Х числа, в Х время, требуются Х корабли в Х фите. И вот этот день Х настал, все, что можно было сделать - сделано, ганг вылетает. При этом нужно помнить, что обстановка постоянно меняется, соответственно ФК так же корректирует свои действия вплоть до того момента как весь ганг придет в домашнюю систему.
Суповой набор скиллов ФК:
На самом деле этот набор не так уж велик и не требует пятые уровни спецух. В основном требуются скиллы хитрости, изворотливости, наблюдательности, решительности, наглости и следование нескольким простым правилам
Основные правила проведения боя малым, средним гангом:
Фактор неожиданности - когда вас никто не ждет, когда вы неожиданно сваливаетесь на голову противника, вы можете уничтожить большое количество кораблей, которые в случае прямого столкновения просто порвали бы ваш ганг. Дело в том, что любому ФК или группе игроков нужно некоторое время - время, чтобы осознать, оценить угрозу, собрать и скоординировать силы, раздать команды и атаковать вас. Пока они это не сделали, каждый сам за себя и каждый хочет жить.
Даже когда вы впрыгиваете в больший ганг противника его командному составу требуется время на то, чтобы осознать: кто на него напал, сколько сил идет за вами, свалится ли через цино к ним еще куча врагов. Самое главное, что в этот временной промежуток по вам нет единого фокуса, что дает вам преимущество.
К сведению: Даже опытные пилоты, если их неожиданно схватить за пятую точку начинают совершать ошибки - не успевают оценить ситуацию, а менее опытные начинают паниковать.
Паника вообще замечательная вещь, крики о том, что где-то кого-то убивают, схватили - приводит к тому, что когда идут на помощь то берут не то что надо, а то что есть под рукой и подварпывают не группой, а по отдельности, что позволяет вам уничтожить корабли противника иногда как в тире.
Случаи из жизни: Хотя есть такие кадры, которые готовы биться всегда и везде. И вроде одиночная цель - изи таргет, так мало того что измотает нервы, так еще и убьет пару кораблей из вашего ганга, обматерит в локале и выживет до подхода подмоги, которая будет гоняться за вами следующие полчаса.
Важно: Не стоит задерживаться слишком долго на одном месте, давая противнику то самое драгоценное время, чтобы собрать с мыслями, сформировать под вас ганг, найти ФК, требуемые шипы и потом просто убить вас.
Жизненная мудрость: Ударил по яйцам и бежать, бежать.
Соответственное все выше перечисленное относится к ФК и пилотам вашего ганга. Поэтому наличие разведки и глаз, а также открытый сканер во время боя сильно увеличивает ваши шансы на победу. Как минимум у вас будет время осознать, что к вам летит и не паниковать самим, в последнюю секунду увидев в оверью новые цели.
Важно: ФК всегда должен представлять время, за которое к противнику может придти помощь, какая это помощь будет и направление, откуда она придет. А если вы еще и профессионально будете отсекать дикторами силы противника, не давая им выйти на позиции и рассекая их основной дпс - то вы сможете малыми силами очень сильно потрепать даже большой ганг.
Окружение или давайте отрубим Сусанину ногу:
ФК должен наглядно представлять окружение, где находиться его ганг и иметь под руками распечатанную карту региона и прилегающих к нему регионов, желательно в цвете. Связано это с тем, что держать в голове большое количество систем практически невозможно. При наличии карты вам будет проще ориентироваться в перемещениях своего ганга, проще направлять разведчиков, вы лучше понимаете откуда придет помощь противнику (домашние системы никто не отменял, бриджи и т.д.), где он может вас перехватить, как вы можете обойти кемп и т.д. Кроме того во время проведения операции вы можете делать на карте пометки, что очень сильно вам помогут. Если нет возможности распечатать, то открывайте карты на втором мониторе. Сейчас есть ресурсы
Состав ганга и фит - необходимо очень тщательно подбирать фит и корабли под конкретную задачу, конкретного противника. Конечно есть более менее универсальные фиты, но у вас всегда должна быть возможность видоизменить фит и возможность сменить шип. Если такой возможности нет, то вам нужно заранее пригласить дополнительных пилотов, которые своими кораблями расширят возможности вашего ганга.
ДПС - всегда должна быть ударная группа дамагеров которая обеспечит вашему гангу высокий уровень ДПСа, речь идет о хорошо прокаченных пилотах, с соответствующими кораблями и фитом. Если у вас нет дамагеров то вы завязните в бою, не сможете быстро убить цель и дождетесь подкреплений к противнику, когда вы еще возитесь с начальными целями, не сможете быстро убить подкрепления и выйти из боя, соответственно потеряете свой ганг. Каждый раз до начала активных действий вы обязаны определять для себя какой уровень дпс вы сможете предоставить и соответственно понимать как быстро вы сможете убить ту или иную цель.
Взаимодействие ганг мемберов - каждый в ганге должен знать свои возможности и делать свое дело, а не ждать инструкций ФК, потому что советы на все случае жизни вам не дадут - тем более в в скоротечном бою, ФК осуществляет общее командование, отслеживает ситуацию в целом, отдает приказ кого примарить, о выходе из боя, но частности вы должны и можете решать сами. Каждый шип в ганге решает свои задачи и вы должны подстраиваться под бой сами, а не тупо нажимать ф1-ф8, это задача основных дамагеров. Обязательно наличие ватчлиста на мемберах ганга, это поможет вам видеть как развивается бой и поможет в принятии решений.
Важно! Основное правило успешного ПВП ВСЕГДА ПРИНИМАТЬ БОЙ НА СВОИХ УСЛОВИЯХ это залог успеха, ну и конечно же наглость. Под наглостью я понимаю не только скорость принятия решений, но и скорость их выполнения - никакой неуверенности в своих силах. Учтите, часто все решают секунды и от скорости ваших действий зависит погибнут ваши корабли или корабли противника, к этому кстати существенно привязан ДПС ваших дамагеров - цель нужно убивать как можно быстрее, желательно от 15-30 секунд до минуты максимум.
Как в идеале должен проходить бой малым гангом:
Проведя разведку и оценив ситуацию, вы вступаете в бой с противником, который не готов с вами драться на ваших условиях, навязываете ему свою тактику тем самым формируя те условия, пространство боя которые наиболее выгодны вашему гангу, вы быстро ориентируетесь в меняющейся обстановке, быстро переключаетесь с одной цели на другую и конечно же быстро убиваете корабли противника. То есть нанесли удар, перемололи корабли противника, полутали или убили вреки, скрылись.
Как добиться успеха в бою:
Как же этого достичь? Для того чтобы сформировать пространство боя, в котором вы будете наиболее выгодно использовать свои ресурсы, необходимо прибегать к тактическим приемам обеспечивающим вам превосходство.
Тактические приемы можно условно распределить на три группы:
а) которые применяются до начала боя
б) которые применяются во время боя
в) которые применяются после окончания боя
К первой группе относятся приемы которые призваны заставить вступить противника в бой на невыгодных для него условиях, разбить на части его ганг, развести, ввести в заблуждение относительно количества ваших сил и т.д.
Ко второй группе относятся приемы применяемые пилотами вашего ганга и по большей части они завязаны на их опыте и мастерстве. Это и растягивание ганга противника, снижении дамага по вам, удержание дистанции, джам выборочных противников, снятия агры и выход из боя, затягивание агры и выход и последующий вход в бой, переварп и т.д.
К третьей группе относятся приемы, которые вы используете при уходе от противника. Когда ваш ганг рассасывается по системам, логофается или курит и пьет чай на станциях, либо заманивает противника в ловушку, что позволяет вам снова входить в бой и т.д.
Важно! Как вы видите все направленно на то, чтобы разбить на части ганг противника, дезорганизовать, сломать его манеру ведения боя, развести отдельных его мемберов, тем самым ослабив основной состав и добиться победы уничтожив весь ганг противника.
Состав ганга
Малый ганг подразумевает под собой небольшое количество участников, основу которого составляют опытные пилоты высокого уровня, слетавшиеся вместе, которые и составляют ударное ядро такого ганга. Никто не говорит о том, что не нужно с собой брать неопытных пилотов, это позволит им получить опыт, привыкнуть к бою и не так нервно реагировать на большое количество целей в оверью. Но костяк и ударную группу дамагеров вы должны очень тщательно выбрать, потому что именно от них зависит выживет ваш ганг или умрет.
Получается, что состав ганга неоднороден и как минимум он должен содержать несколько групп кораблей, которые в принципе могут совмещать свои функции:
а) ударная группировка дамагеров
б) перехватчики
в) поддержка
К первой группе относятся наиболее прокаченные и опытные пилоты они ваша ударная сила, мощный кулак, который своим ДПС рвет корабли противника. Желательно чтобы эту часть вашего ганга составляло 2-4 пилота которые уже давно летают друг с другом и в нее входили вы, это связано с тем что вам как ФК и целеуказателю, будет проще ориентироваться в бою, вы будете видеть как продавливается та или иная цель и на кого вашей группе дамагеров переключиться дальше.
К второй группе относятся перехватчики: дикторы, интеры, некоторые реконы - задачи этой группы сводятся к тому чтобы перехватить, удержать корабли противника, вырезать сапорт противника, пока дамагеры делают свое дело, так же сюда можно отнести разведку и ваших альтов на невидимках. В этой группе часто используют неопытных пилотов и на начальном этапе они допускают ошибку, держат только праймери, стреляют только праймери - задача этой группы действовать паралельно с дамагерами, помогать им и вовремя отходить, а не выполнять их работу и вам как ФК необходимо это обьяснить заранее.
К третьей группе относятся корабли наличие которых в вашем ганге может очень сильно осложнить жизнь вашим противникам, спасти ваш ганг, помочь малыми силами разгромить превосходящую вас числом группировку. Сюда можно отнести логистиков и электронщиков. Надо учитывать, что пилоты входящие в эту категорию, должны быть опытными и уметь действовать самостоятельно, они должны сами отслеживать и анализирровать ситуацию на поле боя, основываясь на разведданных и командах ФК.
Важно! Как вы понимаете ганг должен состоять из нескольких групп кораблей, возможности которых дополняют друг друга. Хотя многие корабли и смогут взять на себя по несколько функций, структуру ганга желательно соблюдать, иначе вы не можете в полном обьеме контролировать ситуацию на поле боя. Вы не сможете эффективно перехватывать и уничтожать корабли противника, вы не сможете быстро подстраиваться под бой и т.д. то есть вы потерпите поражение.
Как правильно убивать корабли противника
После того как собралось достаточное количество пилотов, подобраны корабли, найден фит и наконец прозвучала общая команда "андок!" - все, что делается в ганге, направлено на поиск и уничтожение кораблей противника. Все эти пляски с бубном вокруг предполагаемой жертвы приводят к тому, что вот она перед нами: засеткана, заджамлена, задамперена, затрекдизена и т.д. и начинается заключительный этап. Иногда это проходит очень быстро иногда медленней, бывает что ковыряние, а по-другому это уже сложно назвать, длиться десятки минут и чаще всего это происходит из-за того что у вашего ганга банально не хватает ДПС, чтобы быстро убить цель. В EVE нет хороших танков, есть плохие дамагеры, отсутствие фокуса и непонимание, а сколько ДПС нужно для убийства того или иного корабля.
Так сколько же ДПС нужно для того, что бы убить корабль противника?
Для начала нужно определиться, за какое время вы хотите убить ту или иную цель, если вы можете позволить себе ковырять цель часами, то в принципе дамаг как таковой и неважен, рано или поздно цель кончиться, вы ее продавите, если конечно это не пассивный шилд танк или же не настроенный на реген капы армор танк или вы плюнете и скажете "фиг с этим ........!!!" и полетите дальше. Если же происходит столкновение с другим гангом, у вас не будет много времени, точнее его вам банально не дадут, корабли у вас в ганге закончатся несколько раньше.
В большом ганге не так уж важен ДПС отдельного корабля, на первые позиции тут выходит умение целеуказателя грамотно называть цели первую, вторую, третью и возможность ганга быстро залочить эти цели, отработать по ним. Суммарный ДПС такого большого ганга позволяет убивать цель любой степени танкованности, но и большой ганг ориентирован на скорость убийства кораблей противника.
В небольшом ганге вы обязаны очень четко подходить к тому, кто дамажит, как дамажит, потому что тут решает не количество кораблей, а их качество, а также качество скиллов их пилотов. Очень часто можно наблюдать ганги в которых вроде много шипов, вроде они достаточно тяжелые и дамажные, но почему то в киллмыле в топдамагерах крузак со значительным отрывом от бк, бш хотя они вроде начинали все вместе дамажить цель. Так кого взять в дамагеры - это вы будете решать для себя сами, каждый раз когда будете собираться на вылет.
Как вы понимаете бой в большинстве случаев протекает достаточно быстро и длиться для малых гангов от минуты до пяти минут, за это время кончаются либо ваши корабли либо корабли противника, либо вы водите хороводы вокруг друг друга и отстреливаете вырвавшихся далеко пилотов. Кроме того корабли под фокусом погибают намного быстрее. Исходя из времени боя и появились фиты. Зачем нам фиты кораблей? Для того чтобы лучше понимать сколько ДПС требуется для их убийства. Я не буду говорить о нано и т.д. и подходах как их поймать, мы условимся есть жертва и есть близкие к идеальным уловия прохождения по ней дамаги от вашего ганга.
Условно фиты кораблей можно разделить на три группы: