Янс Георгий : другие произведения.

"Школа" в отсутствии любви

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Не могу не проучаствовать в разговоре о сериале "Школа", хотя бы потому, что отдал школе без кавычек не самые худшие 22 года жизни. Сразу скажу, что какого-то ошеломляющего впечатления от сериала (просмотрел тройку серий) не получил - ни негативного, ни позитивного. По содержанию я не узнал ничего нового, а художественное исполнение оставило равнодушным.
  В школе, как в зеркале отражается все наше общество практически без искривлений Громкий и противоречивый резонанс на "Школу", возможно, обусловлен тем, что сериал взял на себя функцию этого зеркала, в котором все или почти все себя узнали - ученик - учитель - родитель. Вот об этом треугольнике мне бы и хотелось поговорить. Но прежде, несколько слов о самом сериале.
  Вряд ли школа с такой концентрацией пороков существует в реальности, но в то же время все эти пороки имеют место быть в каждой школе в разных пропорциях. Потом я бы обязательно учитывал и то обстоятельство, что авторы "Школы" этим сериалом подавляют или преодолевают свои не очень приятные детские комплексы и обиды. На мой взгляд, этот сериал про любовь. Точнее про то, что происходит с людьми, когда она отсутствует. Поэтому все эти страсти-мордасти, представленные в фильме, секрет Полишинеля.
  Подросток-девятиклассник - и в физиологическом, и психологическом плане переходит в качественно новый возраст. Переход сложный и противоречивый, в процессе которого идет самоидентификация личности, поиски в этом мире своего "я", а отсюда - сочетание несочетаемого. Подражание другим с одновременным желанием быть не кого непохожим. Не случайно же в педагогике этот возраст всегда считался самым сложным.
  Все, что показано в сериале с поправкой на время, технический прогресс и информационные технологии, было и 20, 30 и 40 лет назад (более далеко не заглядываю, так как не знаю). Курили, пили, баловались наркотиками. В духе реалий того времени ассортимент был ограничен - "Прима-"Ява", пиво -портвейн, косячок "дури". Да и хрестоматийная школьная любовь не всегда ограничивалась походами в кино и прогулками под луной. Это совсем не значит, что каждый подросток тех лет проходил через это (современные акселераты тоже не поголовно вкушают "запретные плоды). В каких-то школах подобных проблем было больше, в каких-то меньше, но показательно-стерильных учебных заведений не существовало, да и не могло существовать. Будем помнить, что школа - зеркало общества.
  Учитель, продемонстрированный в сериале, также не является каким-то неприятным открытием. По крайней мере, для меня. Я лет пять, как пишу о том, что среднестатистический учитель существо само по себе более, чем посредственное. И здесь со всей категоричностью могу заявить - в советской школе такого педагогического убожества не было. Вину за такую печальную учительскую метаморфозу возлагают на государство. Дескать, оно, довело учителя "до ручки". Безусловно, доля истины есть в этих словах, но не вся.
  В учительской профессии всегда присутствовал флер таинственности, какой-то метафизической особости. В силу этого она была привлекательна не только для девочек "по распределению", но и для личностей творческих и неординарных. Да и тогда учителя не были супердобропорядочными гражданами - и пили, и гуляли, и влюблялись не только в совершеннолетних. Но этот самый флер каким-то невообразимым образом демонстрировал лучшие человеческие, учительские качества и оставлял в тени низменное и гадкое.
  Сегодня налета таинственности в фигуре современного педагога нет. Сам ли он смыл налет или ему помогли, уже не важно. Важен тот факт, что учитель из лидера, хотя бы на полшага опережавшего своих учеников, превратился в обслугу со всеми присущими этой социальной группе качествами (грубость, хамство, унижение слабого, угодливость перед сильным). В школе правят бал этакие "учительские амазонки", озабоченные проблемами собственного выживания, а не посадками "разумного, доброго, вечного". Много ли вы знаете учителей (я говорю учителей, подразумеваю женщин) счастливых в семейной жизни и для которых работа в школе не источник дохода, а радость существования. Разве может несчастный человек научить других счастью?
  И, конечно, из школы окончательно выветрился мужской дух. Во многом проблемы школы и сериальной "Школы" обусловлены тем, что не осталось настоящего учителя-мужика(мужик - не только половая принадлежность, но и состояние духа). Именно мужикам - учителям по силам сгладить или погасить те подростковые конфликты, с которым не в силах справиться женщина.
  Я уже не раз писал, что никакие финансовые вливания кардинально не изменят кадровую ситуацию, так как нарушен один из важнейших кадровых принципов - учительская преемственность. Когда я об этом рассказываю, со мной, как правило, соглашаются, но при этом спрашивают, а, что же тогда делать? Я отвечаю, что не знаю, и привожу аналогию с вымиранием рода. Последний представитель рода не оставляет детей, и после его смерти род прекращает свое существование. Примерно такая же ситуация складывается с учителями - нет продолжателей "рода".
  Наше государство было, есть и остается патерналистским государством, то есть, оно(государство) для своих граждан папа и мама в одном флаконе. "Плодитесь и размножайтесь, - говорило оно людям, - а мы позаботимся о вашем потомстве". В советское время вся система дошкольного и школьного образования была заточена под этот тренд. Практически полностью ложилась на школу ответственность за моральный облик, поведение, здоровье детей и т.д. и т.п. Родители де-факто от процесса воспитания устранялись (выпил, закурил, попал в милицию - "виновата школа"). И надо отметить, что в целом школа с этими задачами худо-бедно справлялась - с одной стороны, качественный педагогический состав, с другой, хорошая и доступная база для организации досуга. Родителей такое положение дел в целом устраивало, и больших нареканий на учебные заведения не было.
  Несмотря на все телодвижения за последние двадцать лет, наше государство так и осталось патерналистским. Но школа в силу, прежде всего, кадрового оскудения уже не в состоянии выполнять взятые ранее на себя родительские функции воспитания. Родители же в силу инерционного мышления продолжают настаивать - "школа должна, школа обязана". В итоге мы имеем то, что имеем. В частности, сериал "Школу", содержание которого родителей шокировало. Неужели и мой ребенок учится в такой школе? Нет, не учится, если он живет в любви родительской и совсем чуть-чуть в любви учительской.
  Георгий ЯНС
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"