Геращенко Андрей Евгеньевич: другие произведения.

Нато и Белоруссия

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Загадка Лукоморья
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    За несколько дней до Чикагского саммита НАТО в Белоруссии побывала делегация военных из брюссельской штаб-квартиры альянса... Попытки продолжения начатой в 2011 году в Северной Африке ·ротации элитЋ с применением вооружённых сил НАТО не могут не распространиться на Евразию. И в свете этого Белоруссия не может не стать для альянса одной из первых мишеней. Любые заигрывания с НАТО грозят Белоруссии самыми пагубными последствиями. Время невнятных, половинчатых ответов на вопрос ·друг НАТО или враг?Ћ прошло. В сокращении опубликовано: http://www.fondsk.ru/news/2012/05/19/nato-i-belorussia.html

  Андрей Геращенко
  НАТО и Белоруссия
  
   С 14 по 16 мая 2012 года в Белоруссии и очередным визитом побывала делегация штаб-квартиры НАТО. Целью данной поездки было согласование позиций сторон в рамках Процесса планирования и оценки сил программы "Партнерство ради мира" и Индустриальной программы сотрудничества и партнерства НАТО и Белоруссии в 2012-2013 годах. Белоруссию посетили члены секретариата НАТО, представители стратегических командований по трансформации и операциям, военные атташе стран-участниц североатлантического альянса, имеющие аккредитацию минобороны Белоруссии. Информация об этой встрече в СМИ была достаточно скупой. Известно, что обсуждались практические вопросы сотрудничества в 2012 году.
   Между тем для Белоруссии данная тема является весьма важной и принципиальной, исходя как из исторических аспектов, так и современной ситуации в Европе и мире. После распада Советского Союза НАТО напрямую вышло к белорусским границам, потому что в данный блок вступили приграничные государства - Польша, Литва и Латвия. На северо-западном направлении на белорусской границе оказались вооружённые силы самого мощного военного блока в мире. С учётом того, что во время Великой Отечественной войны в Белоруссии погибла практически треть населения, разрушены все города, сожжены тысячи деревень вместе с их жителями, всё это воспринимается белорусами достаточно болезненно. Да и примеры Югославии и той же Ливии это вполне понятное беспокойство только усиливают.
   Любопытно и то, что данный визит делегации НАТО состоялся в преддверии саммита НАТО в Чикаго, который должен пройти 20-21 мая. Очевидно, поездка носила упреждающий характер для того, чтобы уже в Чикаго помимо других решений выработать согласованную позицию и по Белоруссии.
   История взаимоотношений Белоруссии и НАТО началась фактически сразу же после обретения республикой независимости. Сразу же после распада организации Варшавского договора и Советского Союза НАТО начало свою активную экспансию на восток, стремясь извлечь для себя максимальные выгоды из изменившейся геополитической ситуации, активно вовлекая в сферу своего влияния как бывшие соцстраны, так и республики бывшего СССР. Уже в 1992 году Белоруссия вступила в Совет североатлантического сотрудничества - так называемый ССАС, преобразованный в 1997 году в Совет евроатлантического партнёрства. Уже после прихода к власти А.Лукашенко в 1995 году Белоруссия присоединилась к программе "Партнёрство ради мира". В этом же году Белоруссия впервые принимает участие в заседании совета ССАС в Норвегии, а в 1998 году открывает постоянно представительство при штаб-квартире НАТО.
   Однако в 1999 году возник первый серьёзный кризис между Белоруссией и НАТО. Выражая протест против бомбёжек НАТО Югославии и политики альянса по вопросу Косово, Белоруссия демонстративно вышла из ряда соглашений с НАТО.
   Но уже в 2004 году Белоруссия присоединяется к так называемому Процессу планирования и анализа ПРМ (ПАРП). В 2006 году возникает очередной кризис в связи с негативной оценкой со стороны НАТО как хода президентских выборов в Белоруссии, так и их результата. В следующем 2007 году НАТО выделило Белоруссии из целевого фонда ПРМ средства для уничтожения 700 000 противопехотных мин. Проектом руководили военнослужащие Канады. Частичное финансирование было предоставлено также Литвой. В 2010 году было подписано соглашение о железнодорожном транзите через белорусскую территорию грузов ИСАФ (МССБ), предназначенных для Афганистана. В 2011 году НАТО профинансировало создание новой системы мониторинга риска наводнений в Белоруссии и Украине. Стоит отметить, что помимо собственно проблем с паводками НАТО получило достаточно подробную информацию о всей гидросфере как Украины, так и Белоруссии. Ценность данной информации в военном отношении не вызывает никакого сомнения.
  Белоруссия в своих отношения с НАТО реализует и собственные инициативы. Так, республикой была разработана и осуществляется Индивидуальная программа партнёрства (ИПП). В рамках данной программы белорусские военные и иные лица регулярно проходят обучение в странах блока. ИПП также предполагает взаимодействие в вопросах гражданского чрезвычайного планирования, кризисного регулирования, контроля над вооружениями, противовоздушной обороны, управления воздушным движением, телекоммуникациями. Как видно из этого перечня, фактически идёт взаимодействие по достаточно широкому спектру вопросов. Проявляет НАТО внимание и к белорусскому научному потенциалу. Так, начиная с 1993 года, 75 белорусских ученых получили стипендии для научно-исследовательских работ в странах НАТО. Эта программа продолжает активно развиваться.
  Альянс в Белоруссии также активно использует и появившиеся после распада СССР возможности прямых контактов с белорусскими общественными и неправительственными организациями. Эту работу координирует Управление общественной дипломатии НАТО. Подавляющее большинство белорусских общественных организаций являются в той или иной степени оппозиционными и ориентированными на Запад, что позволяет функционерам из штаб-квартиры НАТО довольно легко находить общий язык с лидерами и активистами этих организаций. В каждой стране, с которой взаимодействует НАТО, функции его представительства возлагаются на одно из посольств государств - членов альянса. В Белоруссии эта миссия возложена на посольство Франции.
  Проявляемый активный интерес НАТО к Белоруссии вполне объясним. Во-первых, Белоруссия пока выпадает из общей сферы влияния НАТО и склонна к сотрудничеству в военной области прежде всего с Россией. Во-вторых, Белоруссия обладает неплохими вооружёнными силами, сохранив многое из того, что ей досталось в наследство от Белорусского военного округа времён СССР.
  История создания самостоятельной белорусской армии началась в 1992 году - 20 марта было принято постановление белорусского правительства "О создании Вооружённых сил Республики Беларусь". Одновременно с этим Верховный Совет Белоруссии принял Закон "О Вооружённых силах Республики Беларусь".
  Всего в Белоруссии 48 000 военнослужащих. Часто называется цифра в 62 000 человек, однако при этом необходимо учитывать, что сюда включают и 14 000 человек гражданского обслуживающего персонала. В армии два основных рода войск - Сухопутные войска и Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны. Есть также Силы Специальных операций, напрямую подчинённые генштабу ВС Белоруссии. В наследство от СССР Белоруссии досталось около 3,5 тысяч танков, 3,8 тысяч боевых бронированных машин, 1,5 тысячи артиллерийских систем, 390 самолётов и 79 ударных вертолётов. В последствии, в связи с требованиями Договора об обычных вооружениях в Европе, значительное количество вооружений было ликвидировано. Важным моментом был отказ Белоруссии от ядерного оружия, которое было представлено ядерными боеголовками, установленными на межконтинентальных баллистических ракетах РС-12М. В 1996 году ракеты вывезли в Россию. Россия и США подписали с Белоруссией соглашение, в котором взамен на отказ от ядерного оружия гарантировали Минску безопасность и неприменение каких либо санкций. К сожалению, в связи с увеличивающимся на Белоруссию дипломатическим нажимом всё более очевидным становится то, что США не намерены выполнять собственные обязательства и активно лоббируют введение против Белоруссии санкций, хотя в определённой мере данное соглашение всё же несколько препятствует проведению такой политики.
  Несмотря на проведённые сокращения у Белоруссии остаётся в наличии достаточно серьёзный военный потенциал. Так, согласно данным IISS Military Balanc в Белоруссии на 2010 год было 92 танка Т-80Б, 1465 танков Т-72Б и 29 танков Т-55. Основу боевых машин пехоты составляют БМП-2 (1164 единицы). Помимо этого есть 109 БМП-1, 161 БРМ-1К и 154 БМД-1. Достаточно разнообразен и парк бронетранспортёров - 446 БТР-70, 184 БТР-80, 188 БТР-60, 66 МТ-ЛБ и 22 БТР-Д. Артиллерийские системы представлены как самоходными, так и буксируемыми. Из первых (САУ) на вооружении состоит 54 единицы 2С9 "Нона-С" (120 мм), 246 штук 2С1 "Гвоздика" (122 мм), 163 штуки 2С3 "Акация" (152 мм), 120 штук 2С5 "Гиацинт-С" (152 мм), 13 штук 2С19 "Мста-С" (152 мм) и 36 штук 2С7 "Пион" (203 мм). Из буксируемых артсистем в наличии имеются ряд моделей гаубиц - 202 штуки Д-30 (122 мм), 50 штук 2А36 "Гиацинт-Б" (152 мм), 136 штук 2А65 "Мста-Б" (152 мм), 58 штук Д-20 (152 мм) и 77 транспортируемых миномётов 2С12 "Сани". Противотанковое вооружение представлено около 480 ПТРК различных типов - "Фагот", "Конкурс", "Штурм" и "Метис". Из реактивных систем залпового огня имеется 213 единиц БМ-21 "Град", 84 единицы БМ-27 "Ураган" и 40 единиц БМ-30 "Смерч". Белоруссия также обладает и тактическим ракетным оружием - 26 тактических ракетных комплексов "Точка" и 60 тактических ракет Р-11. Небо охраняют более 300 зенитно-ракетных комплексов различных типов - "С-300В", "Бук", "Оса", "Стрела" и "Тор". К слову, опыт ведения последних войн показывает, что именно наличие сильной ПВО часто является решающим фактором в сдерживании потенциальных агрессоров. Те же США и другие страны НАТО хорошо себя чувствуют в случае ведения воздушной войны, а не при наземных операциях, которые приводят к потерям и создают негативное мнение о боевых действиях среди собственного населения. Если же говорить о белорусской авиации, то сегодня в строю 93 вертолёта "Ми-8" и "Ми-26", 10 учебно-тренировочных самолётов Л-39, 3 эскадрильи истребителей (две из "Миг-29", одна - "Су-27"), две эскадрильи "Су-25" и две эскадрильи "Су-24М".
  Как хорошо видно из вышеприведённых цифр, белорусские вооружённые силы конечно же, не могут угрожать НАТО уже даже в силу несопоставимости военных потенциалов, однако и лёгкой прогулки у войск альянса в случае атаки Белоруссии может не получиться.
  Помимо регулярных ВС в Белоруссии создана и действует также система территориальной обороны, которая начала создаваться в начале XXI века. В последнее время А.Лукашенко уделяет ей значительное внимание. Во многом это был белорусский ответ на прокатившуюся волну цветных революций, когда стало понятно, что одна из главных проблем - сохранение управляемости и целостности государства в случае резкой дестабилизации внутриполитической обстановки. Исходя из этого к сфере ответственности территориальной обороны отнесли охрану и оборона объектов, выполнение отдельных боевых задач совместно с соединениями и воинскими частями ВС при отражении возможной агрессии, борьбу с десантно-диверсионными силами и незаконными вооруженными формированиями, ведение вооруженной борьбы на временно оккупированной противником территории (партизанское движение), участие в усилении охраны участков границы, выполнение мероприятий по обеспечению поддержания режима военного положения и других оборонных мероприятий. Важно то, что территориальные войска состоят из людей, проживающих в данном регионе и строятся по административно-территориальному признаку. Территориальной обороной в каждой области руководит губернатор (председатель облисполкома). Всем губернаторам А.Лукашенко присвоил звание генерал-майоров. Между тем такой подход может привести к переизбытку генералов, так как губернаторы меняются не так уж и редко. Одним из вариантов решения этой проблемы может быть присвоение генеральского звания только на период губернаторства.
  Критики А.Лукашенко обвиняют его в том, что система территориальной обороны создана им для укрепления внутриполитической ситуации. На это можно возразить, что задача любого государства в сфере обороны как раз и заключается в том, чтобы сделать это самое государство более прочным.
  Вместе с тем картина далеко не столь радужная, как это может показаться на первый взгляд. Белоруссия - страна небогатая и ей стоит немалых усилий содержать даже такую относительно небольшую армию. Ко всему прочему идёт время, устаревает техника и рано или поздно Белоруссия неизбежно столкнётся с проблемой необходимости массового перевооружения. Эта проблема будет тем сложнее решаться, чем на больший срок будет откладываться. Потому что тогда возникнет ситуация, при которой будет необходимо модернизировать и менять практически всё сразу.
  Есть и другой аспект, о котором в Белоруссии не слишком любят говорить. Большие потери во время Великой Отечественной войны, активное участие белорусов в боевых действиях в Афганистане, войны в Чечне и Северной Осетии сформировали в Белоруссии стойкое общественное мнение по нежелательности участия белорусских военнослужащих в конфликтах за пределами республики. Между тем длительное отсутствие боевого опыта у офицерского состава неизбежно со временем отрицательно скажется на боеспособности белорусских вооружённых сил. У многих офицеров не всегда чётко прослеживается понимание того, что НАТО является нашим потенциальным противником, а также, несмотря на все официальные заверения в мощи белорусских вооружённых сил, зачастую бытуют настроения о том, что в реальности в случае начала серьёзного конфликта Белоруссия не сможет оказать сколь либо долгого сопротивления. Кстати, опасения тесной интеграции с Россией в офицерской среде связаны как раз с нежеланием быть вовлечёнными в разного рода военные конфликты на том же Кавказе или в Средней Азии. В этом смысле оппозицией активно дебатируется вопрос о том, что Белоруссии следовало бы сохранять нейтралитет, что позволит резко сократить расходы на оборону. Ко всему прочему следует добавить и недовольство военных низкой заработной платой. В этом смысле некоторые полагают, что более перспективным и в финансовом и карьерном плане для белорусских военнослужащих было бы участвовать в операциях НАТО, прежде всего в качестве не столько боевых, сколько вспомогательных подразделений. Безусловно, так думают далеко не все, однако наличие подобных настроений среди части военнослужащих, как и в белорусском обществе в целом, необходимо учитывать для правильного понимания тех взаимоотношений, которые сегодня складываются по линии "Белоруссия-НАТО".
  НАТО как раз хорошо учитывает это и стремится всячески поддерживать на уровне тех же контактов с неправительственными организациями.
  В настоящий момент совершенно очевидно, что Белоруссия на уровне правительства и лично А.Лукашенко не рассматривает вопрос о членстве в НАТО в принципе исходя из реалий внутри и внешнеполитической обстановки. Более того - совершенно очевидно, что только военный союз с Россией в состоянии гарантировать защиту Белоруссии от угрозы со стороны НАТО, а также позволит в обозримом будущем провести модернизацию вооружений и белорусской армии в целом. Нет у А.Лукашенко и личных перспектив в контактах с Брюсселем в том смысле, что в НАТО если и захотят иметь с ним дело, то только на время, до прихода более удобного лидера. А.Лукашенко это прекрасно понимает.
  Между тем, начавшаяся в 2011 году массовая насильственная смена властных элит с активным участием евроатлантического блока, наиболее активно происходившая прежде всего в странах арабского мира, с большой долей вероятности может быть продолжена как в Средней Азии, так и в Европе. В последнем случае именно Белоруссия является главной мишенью для таких действий, так как ни сам А.Лукашенко, ни белорусская модель абсолютно не устраивают НАТО. Сегодня белорусский президент является гарантом продолжения тесной военно-политической интеграции в рамках Союзного государства России и Белоруссии, однако в случае его ухода не всё будет так однозначно. Во всяком случае если по какой-либо причине к власти придёт белорусская оппозиция, она почти наверняка тут же возьмёт курс на интеграцию с НАТО и даже, вероятно, на прямое членство в альянсе, так как именно НАТО, с точки зрения наших оппозиционеров, может быть защитой Белоруссии от России. То, что о реальном суверенитете после этого можно будет просто забыть, никого особенно не волнует.
  Белоруссия - гораздо более удобный кандидат для Брюсселя на вступление в НАТО, нежели Украина. Она намного меньше, да и каких-либо серьёзных общественно политических антинатовских или пророссийских сил, как на той же Украине, здесь нет. Исходя из этого всяческие заигрывания с НАТО вроде участия в программах "Партнёрство ради мира" и т.п. могут иметь для Белоруссии далеко идущие негативные последствия. Да и Россия, являясь главным союзником Белоруссии, вряд ли станет благосклонно смотреть на такие действия.
  Совершенно очевидно, что НАТО в отношении Белоруссии занимает пока выжидательную позицию, рассчитывая, что со временем, когда ситуация изменится, можно будет вернуться к вопросу более тесного взаимодействия или даже членства Белоруссии в НАТО. Если же Белоруссия уйдёт от России в НАТО, это будет иметь самые негативные последствия для всей постсоветской интеграции. Белоруссии необходимо выстраивать отношения с альянсом в тесном взаимодействии с Россией. Более того, учитывая непростую международную ситуацию, представляется, что роль ОДКБ должна усилиться, так как только совместными усилиями всех его членов можно обеспечить национальную безопасность участников ОДКБ и успешно противостоять попыткам замены национально ориентированных правящих элит на более лояльные НАТО, подконтрольные евроатлантическим силам.
  В сокращении опубликовано: http://www.fondsk.ru/news/2012/05/19/nato-i-belorussia.html
  
  18 мая 2012 года
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"