Геращенко Екатерина Витальевна : другие произведения.

Альтернативная история:болезнь или лекарство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Очередная размышлизма

   Встречаются очень разные мнения по поводу существования такого жанра, как альтернативная история. Кто-то называет это направление больной литературой для личностей, которые любят "плакать над пролитым молоком". Кто-то считает по -другому. Я же просто хочу высказать своё мнение.
   Не будем распыляться по направлениям, ибо этот жанр многолик. Рассмотрим несколько историй про попадание героев в "весёлые времена" ВОВ.
   Начнём с давно и хорошо знакомой многим истории про товарища Лисова из книги В.Конюшевского "Попытка возврата".
   В центре повествования - судьба сына офицера , а ныне бизнесмена "с лёгким налётом криминала", как говорит о себе сам герой, Ильи Лисова. Рассказ ведётся от лица главного героя, поэтому образность языка заставляет читателя переживать все события рядом с героем. Редко произведения могут похвастаться тем, что я, для себя, называю "кинематографичностью". Когда читаешь произведение, ты как бы видишь происходящее. Ты не просто веришь герою. Ты идёшь рядом. А это дорогого стоит. Илья не мегакрутой супермен. Он сын военного, который волей судьбы, в своё время, получил навыки спецуры. Можно возразить, что раз владеет навыками спецподразделений, то это уже шаблон- мегакрутой крутыш. Но если проследить действия и раздумья Ильи на протяжении всех книг, то можно заметить, что автор предоставил своему герою возможность ошибаться и сомневаться. Шаблонные крутые парни этого лишены. В старом добром фильме "В бой идут одни старики" есть одна фраза, которая может быть отнесена к по -настоящему сильным и талантливым произведениям о войне: "Кто сказал, что надо бросить песню на войне?!! После боя сердце просит музыки вдвойне!.." В фильме поднимался вопрос о музыке, но если вдуматься, то смысл этой фразы несколько глубже, чем кажется. На войне жизнь не заканчивается. Именно поэтому так до сих пор популярен этот фильм. Там с большим талантом и вдохновением показано, что на войне есть место и шутке, и музыке, и любви. Точно так же не заканчивается жизнь Ильи на отрывании немецких голов. Он просто живёт и пытается сделать всё от него зависящее, чтобы то будущее, которое он помнит, не повторилось. Как говорит сам герой :" Но трепыхаться, чтобы все получилось лучше, буду до конца!"
   Есть присловье, "многие знания- многие скорби". Илья ЗНАЕТ и с достоинством несёт этот груз, пытаясь влиять на ситуацию. Он не идеал: он курит, выпить не дурак и т.д. Он не картонная фигура, и не супергерой. Он просто парень, отец которого служил в разведке, и научил сына самому главному, что, на мой взгляд, должно отличать мужчину от мужчинообразного оно - умению брать ответственность на себя.
   Следующим у нас Александр Конторович со своим "Чёрным бушлатом". Эта история несколько отличается от предыдущей. Ведь герой переносится не в своём теле. Происходит перенос сознания в чужое тело. Причём не простого рядового, а солдата штрафной роты(это во второй истории). А сначала, и вовсе, "убийственный вариант". Зек, которого должны расстрелять. Уже необычное начало. Такое начало УЖЕ подразумевает двойной стресс от, так сказать, "двойного попадания". Однако ГГ не выпускница Смольного, а взрослый, битый жизнью и людьми, мужик. В меру циничный, необыкновенно упрямый, опытный. Он быстро осваивается и старается выжить. Но выжить так, чтоб самому себе было не стыдно в зеркале в глаза смотреть. Мало кто способен, попав в столь непростую ситуацию, думать не только о своём выживании, но и о других. Об их жизни, а не только о своей. И это является одной из привлекательнейших черт главного героя. Он , не размышляя, готов взять ответственность на себя. Умение думать быстро и принимать максимально адекватные решения, готовность принять ответственность на себя и рисковать, но рисковать обдуманно, делают образ дяди Саши ярким и запоминающимся. Он не утратил способности бояться и сомневаться. При всём своём зубодробильном опыте, Саша не превратился в мясника. Он остался мужиком, простым офицером-отставником, которому то ли повезло, то ли нет, угодить в "попаданцы" со всеми вытекающими. И недаром во второй книге его друг говорит: " Потому и поступаю так, что настоящих мужиков мало осталось. И если мы друг друга беречь не будем - грош нам всем цена!" И лишь остаётся спросить себя: "Не потому ли эта книга популярна, что большинство читателей с Дмитрием согласны ..."
   Теперь рассмотрим Артёма Рыбакова с его "Игрушками". Опять нетривиальное начало. Группа единомышленников играла в простую игру страйкбол. И вот однажды выехали они на игру на природе... Да оказалась та игра малость серьёзней и длинней, чем думали наши главные герои. Понимают разумом, куда они попали, ребята довольно быстро. И действуют умело и слаженно. Но что интересно... Когда герои ОСОЗНАЮТ как они ПОПАЛИ, то первые их мысли не о себе:
  "...И все замерли. Каждый думал о своих. У командира сын уже взрослый, в институте учится, потому и не поехал с нами. У Бродяги - три дочки и сын. У Дока дочка маленькая. У Люка - тоже. А моему Пашке - только два годика исполнится... Ёкарный бабай! Вот они стоят - мои друзья, без дураков друзья. Надёжные взрослые мужики. Кормильцы. Надёжа и опора своих семей, которые остались где-то там - шесть десятков лет тому вперёд! И глухая тоска пробивается через сведенные судорогой скулы Дока, кривую полугримасу-полуухмылку Люка, светится в печальных аидских глазах Бродяги, и тяжелыми каплями собирается в уголках глаз Тотена..."
   Их военные приключения, безусловно, увлекательны и затягивают читателя быстро и надолго. Но для меня было интереснее пронаблюдать именно психологическую составляющую "попаданства". У Рыбакова это выписано хоть и фрагментарно, но проработано и ярко. ЭТИХ ГЕРОЕВ точно не обвинишь в шаблонности. Они люди. И это, без сомнения, огромный плюс автору, который смог "оживить" своих персонажей. Когда из книжных героев вырастают люди... Именно люди, способные как на подвиг, так и на подлость... Тогда становится ясно, что автор не зря взял в руки перо или компьютерную мышку. Так что могу лишь низко поклониться писателю, который смог в мир чуть больше ИСТИННОГО СВЕТА. Ведь подлинный СВЕТ в этот мир могут принести лишь люди. Именно поэтому я так уважаю действительно талантливых авторов, что через всё разнообразие жанров втолковывают читателю одну простую, нехитрую, но почему-то не доходящую до многих мысль...
   Но это уже другая история. А сейчас вернёмся к "попаданцам" во времена ВОВ. Несколько особняком в этом ряду стоит Серёга Оргулов из "Достойны ли мы отцов и дедов" Станислава Сергеева. Все предыдущие товарищи попадали во времена ВОВ из нашего времени, оставляя за собой пускай и извращённый и загаженный, но ЖИВОЙ мир. У Сергея за плечами МЁРТВЫЙ МИР. Мир, убитый радиацией, мир без чистого воздуха, воды, земли и НАДЕЖДЫ. И это уже ИЗНАЧАЛЬНО диктует другие правила игры. Да случай подарил Сергею шанс...Даже не так...ШАНС... Но мало просто получить шанс, надо суметь им воспользоваться. Так ГГ не просто использует этот шанс. Он выгрызает у судьбы всё, что можно, чтобы спасти тех, за кого в ответе. Описание деяний Серёги заставляет о многом задуматься. И иногда мне кажется, что всем "патриотам", которые так ратуют за награждение бывших эсэсовцев, как героев, стоит прочитать эту серию. Может охладит хотя бы одну излишне горячую голову. Хотя иногда, когда слышишь об очередном "перле", хочется , как Илья Лисов в своё время, заложить взрывчатки на пути следования колонны и привет!!!
   Это, разумеется, не всё, что можно было бы описать, как контраргумент. Но главное, что объединяет эти книги, это, безусловно, тот факт, что они написаны о людях. О НАСТОЯЩИХ людях. Которые живут среди нас. И потому можно написать о них не одну "Повесть о настоящем человеке". Я ни за что не поверю, что нет в реальной жизни сыновей офицеров, которые, если бы довелось им попасть в обстоятельства из "Попытки возврата" проявили бы себя не хуже. Так же я не поверю, можете ругать меня за излишний оптимизм, что не найдётся на просторах бывшего СССР офицера-отставника, который не смог бы стать для кого то "Дядей Сашей", когда бы выпала ему такая судьба. И я упрямо отказываюсь верить, что не ходит где-то по земле нашей другой Антон-"Арт" из "Игрушек", или Серёга Оргулов, или кто-то из тех, кого воля авторская забрасывала в...
   Впрочем, пока, на этом закончим нашу беседу. Единственное, что хотелось бы сказать напоследок, что книги о ЛЮДЯХ и для людей будут популярны всегда, чтобы не говорили "маститые авторитеты".
   РЕБЯТА! БУДЕМ ЖИТЬ!!!
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"