Гербов Сергей Васильевич : другие произведения.

О Самоопределении

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для разумных.


О САМООПРЕДЕЛЕНИИ

   В середине-конце 70х на трамвайном кольце линии соединяющей Ленинград с пос. Стрельна имели место быть три замечательных заведения, столовая, *разливуха*, и пивной ларёк. Что весьма радовало как жителей посёлка, так и курсантов Ленинградского Арктического Училища и соседствующей Школы Милиции. В эксплуатации этих объектов существовало негласное правило - если посетитель, подходя к объекту видел уже стоящего в очереди *своего*, то он уже считался стоящим в очереди вместе с ним. Бывали по этому поводу конечно и всякие недоразумения, но в целом оно всех устраивало.
   Как то одним жарким летним утром (какого года не помню) к пивному ларьку, где в очереди стояли несколько курсантов ЛАУ, подошёл ещё один из них, курсант 6-ой роты СМО Пётр Криворот. Бывший военмор, внушительного роста и массивных габаритов. Отдал деньги стоящему в очереди курсанту - *Возьми братан пару кружек*. А так как курсантов на одно *место* очереди было уже человек 5, то это вызвало неудовольствие одного из стоящих сзади персонажей - местного мужика, видимо жестоко мучимого похмельем. Он предъявил Петру претензию на то, что *Взводами что ли теперь пиво пить будете. Чего ты без очереди лезешь? Что права у тебя особые? КТО ТЫ ТАКОЙ?*. Пётр, нимало не смутившись треснул себя кулачиной в могучую грудь, так что она прогудела как колокол, и ответствовал - *Я БАЛТИЙСКИЙ МОРЯК - ПЕТЯ КРИВОРОТ, А ТЫ КТО?*. Мужик, вяло махнув рукой, промолчал, на сём недоразумение и закончилось, ибо никто из очереди его *справедляк* не поддержал.
   История сия рассказана вот к чему. Каждый человекер каким то образом сам себя определяет - кто он такой. В каких то случаях для самого себя, в каких то для других человекеров. Как это происходит написано наверное тысячи всяких трудов и философических и психологических и каких ни будь эзотерических и иных всяких. Я их понятное дело не читал, и уж тем более не изучал, и всё, что по сему поводу мыслю, есть только личные практические наблюдения.
   Самоопределение *для других* всегда привязано к конкретной ситуации. Например, на вопрос в отделе кадров *Кто Вы?* человекер контролирующий свой разум не ответит - *Я православный*, или *Я разрядник по плаванью* или как то подобно. Он назовёт свою профессию и квалификацию по ней. На такой же вопрос полицая человекер, опять таки находящийся в разуме назовёт свой Имярек и свой теперешний статус применительно к ситуации (свидетель, прохожий, пострадавший или иное). Но он не назовёт себя как гурмана или как диабетика или ещё как то не связанно с ситуацией. В заведении общественного питания, если он посетитель, он и свой статус определяет как статус посетителя, а не специалиста по палеоботанике, например. Находясь в армейском строю он точно знает, что он *такого то звания* такого то подразделения, такой то должности Петров, Иванов, Сидоров ... . Он опять таки находясь дома с семьёй не станет определять себя как водителя трамвая, или переводчицу, или горнопроходчика, а определит как мужа (жену), сына (дочь) отца (мать) брата (сестру) и т.п. Находясь за рулём автомобиля он определяет себя как водителя транспортного средства, а не, например, дальнего потомка Пушкина, или пастуха оленей, или ещё как иначе.
   Такое самоопределение я назову - функциональным. В каждой конкретной ситуации человекер исполняет определённые функции, и самоопределение должно этим функциям соответствовать. Как на Руси говорят - *Всё хорошо к своему месту - безмен к весу, топор к лесу, мох к избе, х..й к пи..де, а баранки к чаю*. Если же такое самоопределение человекеру неподвластно, то жди от него беды неминучей, ибо творить деяния свои он будет, не как функциональная для ситуации единица, а как тело для неё (ситуации) инородное, и посему опасное.
   Теперь о самоопределении *для себя*. Его хорошо раскрывает старый анекдот. Кавказ, горное село, у сакли сидит аксакал с посохом. Со двора молодой парень выводит необъезженного коня, седлает его, и запрыгивает в седло. Конь взбрыкивает, парень падает, встаёт, и держась за бедро хромая уходит в дом. Старик - *Да, не та нынче молодёжь пошла, совсем говно. Вот мы джигитами были, абреками, удальцами были, а сейчас говно молодёжь*. Откладывает посох, подходит к коню, кряхтя забирается на него, конь взбрыкивает, старик падает. Кое как встаёт, *Эх молодой был - джигит был, а сейчас старый стал, совсем говно стал*, оглядывается по сторонам, видит, что никого вокруг нет - *Да и молодым говно был*.
   Самоопределение для себя это не *кто ты?*, а *каков ты?*. Тогда оно будет честным и правильным. Таким самоопределением человекер устанавливает свой потенциал, правильно соразмеряет свои возможности со своими хотелками, своими действиями, своим внешним статусом. И такое самоопределение очень непростая *работа*. Сказать самому себе можно всякое, правду сказать будет польза, солгать - навредить. Самому себе навредить.
   Есть и ещё одно самоопределение, это самоопределение относительно толпы, стада, сообщества, социума, народа и иных человекерских общественных устройств. Оно одновременно и просто и сложно. Просто по причине возможности свободного выбора своего статуса относительно какой либо сообщьности. Сложно по причине обязательности правил, порядков и действий принятых в этом сообществе. Например, человекеру могут быть приемлимы идеи какого то сообщества, но не приемлимо его иерархическое устройство. Или приятно было бы соотнести себя с классом буржуазии, но быть при этом наёмным работником, например управленцем, и считать себя *буржуа* только потому, что он не стоит у станка. Самым лучшим способом такого самоопределения есть сведение к минимуму количество сообществ, относительно которых стоит самоопределяться.
   Так вот возвращаясь к началу сказа следует восхититься цельностью и простотой Петиного самоопределения. В его ответе было всё, и его статус применительно к ситуации, и его понимание *каков он*, и его отношение к социальному своему состоянию.
   Считаю, этого хватит. Умный сам поймёт и расширит, а дуракам это вообще ни к чему - самоопределяться.
   Продукция произведена в Мастерской Механического Разума в 7525г.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"