Гетманский Константин Борисович : другие произведения.

Живой Журнал" - Возрождение Персонального Журнализма?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "ЖИВОЙ ЖУРНАЛ" - ВОЗРОЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО ЖУРНАЛИЗМА? (НА ПРИМЕРЕ АМЕРИКАНСКОГО СЕКТОРА ИНТЕРНЕТА) К.Б. ГЕТМАНСКИЙ (ЖУРНАЛ "ПРОФИЛЬ")

  "ЖИВОЙ ЖУРНАЛ" - ВОЗРОЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО ЖУРНАЛИЗМА?
  (НА ПРИМЕРЕ АМЕРИКАНСКОГО СЕКТОРА ИНТЕРНЕТА)
  К.Б. ГЕТМАНСКИЙ
  (ЖУРНАЛ "ПРОФИЛЬ")
  
  
  К середине 90-х гг. ХХ в. Интернет стал еще одним способом динамичного распространения информации. Очевидно, что с точки зрения технического прогресса стоит в одном ряду с появлением печатного станка Гуттенберга, изобретением радио и созданием телевидения. Многие традиционные средства массовой информации в конце 90-х гг. ХХ в. по достоинству оценили возможности Всемирной паутины и создали свои сайты, на которых размещаются материалы печатных изданий, тексты и записи радиопередач и телепрограмм. Любой пользователь Всемирной паутины легко может получить доступ к таким сайтам. Отметим при этом, что само распространение информации в сети с точки зрения технологии ее размещения на сайтах долгое время оставалось уделом специалистов, которые необходимо было иметь определенные навыки, например, знать языки программирования.
  Однако в августе 1999 г. американская компания Pyra Labs вышла на рынок информационных услуг с совершенно новым продуктом, доступным всем пользователям сети. Она открыла сайт www.blogger.com. На нем каждый зарегистрированный пользователь мог завести свою личную страничку, на которой в режиме реального времени можно было выкладывать сообщения в хронологическом порядке, а также без особых усилий со стороны автора давать ссылки на другие ресурсы Интернета. Каждое авторское сообщение могло быть прокомментировано посетителями этой странички. Такие личные странички получили название "блогов".
  По одной из версий, английское слово "blog" произошло от "web logging", что можно перевести на русский как "подключение к Всемирной паутине", то есть к Интернету. С технической точки зрения блог - это программный механизм, позволяющий любому автору (или "блоггеру") легко добавлять новые заметки. С точки зрения содержания блог может затрагивать самые разнообразные темы. "Сообщения могут быть посвящены текущим событиям, культуре, технологиям или собственной жизни автора. Многие сообщения содержат ссылки на важные сайты", - подчеркивает автор газеты "Нью-Йорк таймс" Джошуа Курланцик (New York Times, Dec 15, 2004).
  Считается, что первый блог был еще создан в 1992 г. инженером Тимом Бернесом-Ли (Tim Berners-Lee), который, разработал Всемирную паутину и является автором идеи гипертекста (то есть размещения в Интернет-текстах ссылок, уводящих на другие страницы сайтов). В своем блоге, доступным в то время лишь немногочисленным пользователям сети, Бернес-Ли рассказывал о новостях развития Всемирной паутины.
  В настоящее время создание блога стало доступным практически для каждого пользователя Интернета. Сайты www.blogger.com, www.livejournal.com и др. предоставляют минимальные услуги блоггинга, то есть ведения своих страничек, бесплатно. За определенную плату можно изменить оформление своего блога, например, поменять палитру цветов и шрифты, а также увеличить объем информации, который может храниться на сервере. "Никто не знает, сколько существует в мире действующих блогов, - утверждает автор Columbia Journalism Review Мэт Уэлч (Matt Welch). - Но Blogcounts (да, блог, считающий блоги) предполагает, что их количество колеблется от 2,4 млн. до 2,9 млн. Таким образом, свобода печати доступна почти для 3 миллионов человек". (Columbia Journalism Review, March, 2003). Совокупность всех блогов, размещенных в Интернете, некоторые блоггеры именуют "блогосферой". Мы сосредоточимся на блогах, авторы которых отражают текущие события как мирового, так и локального значения. То есть на тех блогах, которые предназначены для распространения серьезной новостной информации, а также побуждающих к дискуссии аналитических авторских материалов. Для краткости, дадим им определение информационные блоги.
  Является ли информационный блоггинг новым типом журналистики, новым каналом распространения печатного слова? На съезде Демократической партии США, который прошел в Бостоне в начале августа 2004 года, было аккредитовано около 15 тысяч журналистов. Впервые в истории среди них было 35 авторов популярных американских блогов. Представители партии отметили, что сравнивают их с памфлетистами, которые во времена становления Соединенных Штатов были очень активны, представляли собой хорошо информированных, неравнодушных граждан, которые излагали в памфлетах свои мысли и распространяли их различными способами. Спустя месяц пресс-служба Республиканской партии также предоставила аккредитацию нескольким блоггерам на свой съезд, который состоялся в Нью-Йорке.
  На наш взгляд, информационный блоггинг, который становится все популярнее и популярнее среди читателей, - это современное продолжение традиций персонального журнализма, процветавшего в европейских странах на рубеже XVII-XVIII в. в эпоху Просвещения. Издания французов Пьера Бейля, Жана Леклерка, Жана Донно де Визе, англичан Даниеля Дефо, Джонатана Свифта, Джозефа Аддисона, Ричарда Стиля, немца Готфрида Лессинга и др. внесли значительный вклад в развитие журналистики. Все они одновременно выступали в роли издателей, репортеров, комментаторов и редакторов своих журналов. Точно также поступают и создатели современных блогов, которые также часто называют "живыми журналами" (live journals), подразумевая, что разместить новую информацию на страничке можно чуть ли не каждую минуту. Однако блоги, в отличие от изданий эпохи Просвещения, подвергавшихся гонениям со стороны государства за распространение памфлетов и других сатирических произведений, а также за публикацию неугодных научных произведений социального, политического и философского характера, практически свободны от какой-либо цензуры. При этом многие блоги обновляются очень оперативно и предоставляют читателям возможность участия в дискуссии, которая ведется в режиме он-лайн.
  Принципиальное отличие размещаемых в информационных блогах текстов от текстов традиционных СМИ - отсутствие профессиональной редактуры. Это позволяет быстрее передавать информацию, но при этом, конечно же, увеличивает количество ошибок в сообщениях. Язык заметок, размещаемых в блогах, зачастую насыщен терминами и сокращениями, характерными для пользователей Интернета.
  С творческой точки зрения, на наш взгляд, можно провести параллели между самыми популярными блогами и так называемой Новой журналистикой, появившейся в США в середине 60-х гг. ХХ в. Представители Новой журналистики - Том Вульф, Хантер Томпсон, Норман Мейлер и др. - отвергли традиционные каноны журналистики. Они стали преподносить читателю новости и описывать новые общественные явления в качестве колоритных историй, написанных живым языком, насыщенных яркими описаниями окружающего мира и диалогами, пронизанных личным опытом автора (Подробнее об этом см.:Wolfe, Tom. The New Journalism. New York: Picador Books, 1975). Авторы многих блогов, касающихся текущих событий и новостей, придерживаются именно такого подхода в своих описаниях.
  Большой толчок к развитию блоггинга в Соединенных Штатах Америки дала террористическая атака на страну 11 сентября 2001 года. У простых американцев появился аппетит к информации и ее анализу, который традиционные американские СМИ, придерживающиеся, как считается, принципов объективности и точности, удовлетворить не смогли. Появились тысячи новых блогов, с помощью которых люди выражали соболезнование, делились собственными впечатлениями от увиденного в Нью-Йорке и Вашингтоне, разыскивали родственников погибших, обсуждали возможные мотивы действий террористов.
  История подтверждает, что наибольшую популярность издания персональных журналистов XVII-XVIII вв. получали в момент переломных событий в истории той или иной страны, в моменты общественного подъема. Именно тогда знание приобрело информационную форму, которая была направлена на изменение окружающей действительности. Оно перестало принадлежать одному человеку, стало достоянием тысяч людей. Блоггинг, как мы видим, стал очень популярен на стыке двух тысячелетий, когда в мире резко обострились экономические, политические и социальные противоречия, вызванные глобализацией, которые привели к многочисленным атакам террористов и к ответным действиям некоторых стран, выразившихся в войнах в Афганистане и в Ираке.
  "В последнее время многочисленные блоги фокусировались на президентских кампаниях и войне в Ираке", - замечает Джошуа Курланцик (New York Times, Dec 15, 2004). Отметим, что за последние сто лет журналисты осветили не один десяток войн. Так, испано-американская война 1898 г. получила название "газетной войны". Это произошло благодаря знаменитому высказыванию американского газетного магната Уильяма Херста (William Hearst), который заявил своему художнику, скучавшему от отсутствия интересных событий на Кубе: "Оставайся там. Сделай мне иллюстрации, а я обеспечу войну" (См.: http://www.washprofile.org/en/node/953). Вторая мировая война широко освещалась уже в радиоэфире. Вьетнамская война стала для Соединенных Штатов и всего мира, прежде всего, войной телевизионной. Войну в Ираке, с точки зрения ее освещения, многие называют Интернет-войной, так как количество серьезных блогов, касающихся этой проблематики, насчитывает несколько тысяч.
  Их можно разделить на три группы. Во-первых, это блоги американских солдат и офицеров, которые в режиме реального времени сообщают новости с полей сражений. Один из самых популярных - блог отставного морского офицера, который представлен в сети под ником L.T. Smash. (http://www.lt-smash.us/). Перед началом иракской кампании этого человека вновь призвали в ряды действующей армии. Попав в Ирак, он стал вести живой журнал под названием "Прямой эфир из песочницы" (Life from the Sandbox). "Этот блог предназначен, в основном, для моей семьи и друзей. Но я рад любому посетителю. Чтобы не навредить семье, автор предпочитает оставаться анонимным. Пожалуйста, отнеситесь к этому с уважением", - сказано на первой странице блога. "За последние сутки было восемь или девять ракетных тревог. И все же мне удалось выспаться. Нетрудно уснуть, когда сильно переутомлен. Я нахожусь далеко от линии фронта, но иногда слышу мощные взрывы. Лучше сказать не слышу, а чувствую. Рад, что я не там, где взрываются бомбы", - гласит одно из сообщений L.T. Smash, датированное весной 2003 г.
  Вторая группа блогов - живые журналы иракцев, оказавшихся в зоне действия американских войск. Наиболее известный из них - блог иракского архитектора, скрывавшегося под псевдонимом "Salam Pax" (http://dear_raed.blogspot.com/). Первая часть этого ника означает "мир" по-арабски, вторая - "мир" по-латински. "По радио без конца звучат военные песни 80-х годов, - описывает Salam Pax обстановку в Багдаде в марте 2003 г. - Мы их знаем наизусть: "Мы с тобой до самой смерти, дорогой Саддам". Раньше мы этим словам не придавали большого значения, но в последнее время они звучат угрожающе". "Его живой и резкий блог был куда лучше материалов целой армии находившихся в стране военных корреспондентов", - отмечает обозреватель американского Интернет-издания "Слейт" Питер Маас (http://slate.msn.com/id/2083847).
  Третья категория блогов, связанных с войной в Ираке, - это блоги журналистов, освещающих эти события. Многие из них писали не только репортажи о боевых операциях для своих изданий, но и делились информацией и личными наблюдениями с посетителями своих живых журналов. Благодаря интерактивному взаимодействию авторов и читателей, журналистам иногда удавалось получать необходимые для них сведения более оперативно. Например, 30 марта 2003 года известный британский военный корреспондент Роберт Фиск (Robert Fisk), которого часто обвиняли в антиамериканской позиции, сообщил в своем живом журнале о том, что причиной взрыва на переполненном иракском рынке, унесшем жизни десятков людей, скорее всего была американская бомба. Об этом свидетельствовали латинские буквы, обнаруженные на остатках разорвавшегося боеприпаса. Австралийский блоггер Тим Блейр, работающий независимым журналистом, воспроизвел эти буквы и цифры на своем "живом журнале". Он попросил своих читателей, среди которых были и отставные военные, идентифицировать эту бомбу. В итоге уже в течение суток стало понятно, что на рынке взорвалась американская ракета фирмы Raytheon, выпущенная с истребителя F-16. Эта информация появилась в традиционных средствах массовой информации лишь спустя несколько недель.
  Мы выделим несколько причин того, что количество читателей блогов увеличивается с каждым днем:
  1. Во многих странах люди не удовлетворены набором новостных тем, которые предлагают как гигантские медиа-корпорации, так и местные средства массовой информации.
  2. Многие посетители блогов отмечают, что блоггеры не получают финансовой поддержики от коммерческих структур, а значит являются более ответственными и независимыми в своих суждениях.
  3. Потребители новостей часто не доверяют информации традиционных СМИ в странах, где существует государственная цензура. (Например, появление блоггеров в Иране изменило политический ландшафт страны).
  4. Блоггинг дает возможность творческого участия в дискуссии по той или иной проблеме или новостному факту. Как правило, дискуссия сопровождается многочисленными отсылами к другим ресурсам Интернета, касающихся затрагиваемого вопроса, дает возможность ее участникам продемонстрировать собственные знания.
  К тому же, как подчеркивает Мэт Уэлч, "технология блоггинга впервые в истории дала среднестатистической Джейн способность писать, редактировать, оформлять и публиковать свой собственный информационный продукт, который прочитают и на который ответят миллионы людей" (Columbia Journalism Review, March, 2003). Несмотря на это, своими блогами обзавелись многие известные журналисты, которые хотели выложить в сеть свои избранные произведения, а также писатели, юмористы и даже политики. Так, политику Ховарду Дину (Howard Dean), который летом 2004 г. мог претендовать на выдвижение кандидатом в президенты США от Демократической партии, с помощью создания блогов для политического общения удалось за год до первичных выборов перетянуть на свою сторону часть "продвинутой высокотехнологичной тусовки" (См.: "Известия Науки", 2003, 13 сент.)
  Хозяевам же блогов нравится простота работы с собственным "живым журналом", который может создать даже ребенок. Одновременно с регистрацией автор получает доступ к различным сетевым сообществам, ньюс-группам, он может принимать участие в тысячах дискуссий, не связанных с тематикой собственного блога.
  Во времена становления блоггинга традиционные СМИ нередко обвиняли авторов блогов в том, что информация, которую они размещают, является субъективной, непроверенной, а значит и не достойной доверия читателей. С тем, что материалы блогов являются субъективными, блоггеры никогда не спорили. Однако выразили категорическое несогласие с тем, что информация является недостоверной. Аудитория, среди которой немало грамотных профессионалов, разбирающихся в той или иной проблеме, всегда укажет на ошибки, неточности и откровенную ложь. Нередко блоггеры сами разоблачали недобросовестные публикации в печати. Так, например газета "Нью-Йорк таймс", в статьях которой блоггеры обнаружили ошибки, была даже вынуждена опубликовать опровержение. В одном материале этой респектабельной газеты было преувеличено количество жертв среди мирного населения Ирака. В другом - автор ошибся в уровне повышения температуры на Северном полосе. Кроме того, блоггеры во время дискуссий нашли фактические подтасовки в книге борца за запрет владения огнестрельным оружием Майкла Беллесила "Вооруженная Америка", в которой приводились цифры, ничего общего с действительностью не имевшие. Пострадал от внимания блоггеров и активист в защиту свободного приобретения огнестрельного оружия Джон Лотт-младший, которого уличили в цитировании исследования, которое никогда не существовало. Таким образом, реакция читателей блогов может быть способом проверки фактов и опровержения слухов, недостоверной информации и сплетен.
  Интересно, что наиболее популярные блоггеры становятся востребованными традиционными изданиями. Так, например, иракский архитектор под псевдонимом "Salam Pax" раз в две недели появляется на страницах британской газеты "Гардиан". Элизабет Спайер, работавшая аналитиком рынка акций в Нью-Йорке, которая долгое время размещала на своем блоге заметки о развлечениях в Манхэттене, теперь публикуется на страницах "Нью-Йорк таймс" и "Нью-Йорк пост". Бывший безработный программист из Сан-Франциско Стивен Ден Бест, который ежедневно публиковал на своем блоге собственный анализ мировых финансовых рынков, теперь трудится редактором Интернет-издания газеты "Уолл-стрит джорнал".
  На Западе блоггинг уже привлек внимание и крупных компаний, занимающихся предоставлением Интернет-услуг. Так основатель www.blogger.com компания Pyra Labs не так давно продала свой бизнес крупнейшей поисковой системе Google. "Блоги сближают людей и способствуют выявлению истины. Следующее поколение блоггеров будет пользоваться видео-интернетом и составлять мини-документальные файлы", - считает Интернет-журнал "Слейт".
  Интересен и русскоязычный сектор блоггинга, который иногда называют по-русски - "журналоведение". Свои информационные "живые журналы" имеют, например, писатель Сергей Лукьяненко, поэт и музыкант Илья Кормильцев, галерист Марат Гельман, поэт Дмитрий Бушуев, дизайнер Артемий Лебедев, игроки команд "Что? Где? Когда?" Михаил Левандовский, Максим Поташев, Дмитрий Иванов, а также создатель многочисленных информационных проектов в российском секторе Всемирной паутины, бывший редактор сетевого издания Lenta.Ru Антон Носик.
  
  
  Литература
  
  1. "Известия Науки", 2003, 13 сент.
  2. Wolfe, Tom. The New Journalism. New York: Picador Books, 1975.
  3. Columbia Journalism Review. On-line edition(www.cjr.org), March, 2003.
  4. New York Times, Dec 15, 2004.
  5. Slate. On-line magazine (www.slate.com).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"