Гил Наиль Фавилович : другие произведения.

3 Глава третья. Древняя история

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    При Публий Элий Адриане, в мирное время, армия состояла "из тридцати бригад"


0x01 graphic

Глава третья. Древняя история

  
   Пьяцца колона
  
   J Пьяцца Колонна (Piazza Colonna) -- площадь в центре Рима. Площадь получила свое название благодаря колонне Марка Аврелия, которая была воздвигнута в 180 г., служившая напоминанием о Маркоманской войне, в которой римляне одержали победу над варварами.
   Самой могущественной армией в мире, в начале первого тысячелетия новой эры была -- римская. Но, если мы вспомним, когда был заложен город Рим, и посмотрим на карту того времени, и определим дату закладки города, то величие армии выдвинется на второй... и даже на третий план. Если перед нами встанут -- Индия, Китай, Персия, Парфяны... то Рим, просто окажется захолустьем, исторической задворкой... А детище Марка Аврелия, приобретет младенчески возрасте, окажется ребенком среди взрослых. Есть предположение, что римская армия берет свое начало от азиатов, а если быть точнее, основоположником ее стал человек азиатских кровей. Восточных.
   Латинское слово "аrmare" (делать способным к борьбе), является заимствованием чужого, как самого военного института, так и термина. Слово возникло от древнетюркского корня: аrm, что в переводе означает -- усталость. А вот слово armi (arema), по-тюркски будет -- не уставай! Лингвисты знают, что это слово в латынь пришлое, поскольку "на их языке (от кого пришло: от тюрков): "название армии заимствованно от слова, которое значит упражнения". И на самом деле, слово связано с физическими упражнениями: что бы солдат не уставал на воине, в бою, он должен был все свободное время заниматься боевой подготовкой. Точить мастерство... И поэтому в римской армии "рекруты и молодые солдаты постоянно упражнялись и утром и вечером", пишет английский историк Э.Гиббон.
   И, под девизом "арыма" (дословно: не уставай), шла военная подготовка. Вот что в себе скрывает это слово. Вот откуда начало.
  
   J Происхождение слова soldat (солдат), связано с тем же: c физическими упражнениями. Тоже из древнетюркского языка. Здесь sal -- махать, бить, ударять. Слова saldur, saldet - в буквальном переводе -- заставлять размахивать что-либо. Например: в современном турецком языке слово saldir, означает -- нападать, бросаться, кидаться. Примерно ту же информацию дает казахский словарь: силтем -- размах, "силтет" -- заставить размахнуться. (Немецкое: Soldat -- воин. Английское: Soldier. Принято считать возникновение термина от итальянского soldo -- жалованье. Так ли это?
  
   У солдат римской армии была военная присяга, где помимо основных обещаний, воин клялся не покидать в минуту опасности боевое знамя. Знамя было "священным символом". На нем был изображен "Золотой орел". Орел, это еще один признак внешнего присутствия. Особым условием, для привлечения в армию, было жалование. Оплата. При императоре Домициане, солдат римской армии получал до двадцати золотых монет, ветеран три тысячи динарии. Так создавались наемные отряды -- легионы (legio -- основная боевая единица). Религии в армии не было. Римляне были язычники. Поклонялись различным небесным светилам.
   Что касается вооружения: деревянные щиты обтянутый кожей вола покрытый толстым листом меди; легкие копья; тяжелые дротики (pilum); короткие мечи в основном из бронзы (у офицеров -- клинок из стали). Латы, шлем, легкие сапоги, кольчуга... Еще одна отличительная черта у воинов этой могучей империи, -- что трудно упустить из вида, - отсутствовали штаны. По какой причине римляне не носили их, то этому фенамину до сих пор от историков не получен ответ. Одни считают, что не умели шить, другие полагают, в них не было острой необходимости. Южный европейский климат, абсолютно не принуждал их к этим излишествам.
   Кавалерия -- это самое ценное в римской армии. Только содержание одной лошади обходилось государственной казне в большую сумму. Это особая "когорта" (сплоченная группа людей), в каждом легионе около шестисот всадников. Кавалерия считалось элитой, куда попадали только лучшие из лучших. А кому не повезло, тому приходилось стойко переносить все тяготы воинской службы в пешем строю. Отсутствие лошадей в пехоте, повозок и кибиток, заставляло несчастных солдат на себе нести кроме оружия, еще и кухонные принадлежности, провизию и всякое прочее. Сила солдата изматывалась. Ряды пехоты, в основном, сплачивали так называемые "пролетарий" (proletarius --неимущие слои граждан). "По армейской реформе Мария, пролетарии получили возможность поступать в наемные войска, кормиться денежным довольствием от государства". Так вербовался в армию "класс обедневших граждан, не способных платить государственные налоги".
  
   J А вот, что такое -- сапер. Слово sapeur, наукой выведено из французского языка, означает -- инженер строительных войск. И как считается, появилось оно в XVII веке! Но оказывается саперы были еще в древнем Риме, и выполняли работу уборщиков. О римских "инженерах", Э.Гиббон написал следующее: "Лишь только было намечено для него место (место для лагеря: Н.Г.), саперы тщательно выравнивали почву, устраняли все, что могло мешать ее совершенной гладкости". Чистили тот участок земли, где должен был расположиться лагерь. Так, английский историк подсказал этимологию термина.
   Что интересно! Слово возникло из тюркского языка. Древнетюркское "сюпюр", означает -- мести, подметать, от корня "сюп" -- мусор, сор. В татарском языке, это слово звучит чуть по иному: себер, себеру -- подметать, подмести. По-казахски: сыпыру -- подмести. Вот откуда корень.
  
   При римском императоре Публий Элий Адриане, в мирное время, армия состояла "из тридцати бригад". Численность всей римской армий тогда, составляло "триста семьдесят пять тысяч человек". В 162 году империя начинает военные действия против парфянских войск; одержанные победы императорам-соправителям приносят ему титулы -- "Армянский" и "Парфянский". Но победа оказалась номинальной. Территории Армении и Парфии, так и не были превращены в римские провинции. А в 167 году на Дунае, германские племена "маркоманов" и "квадов" с "сарматами" -- нарушили покой римских владений. То -- было начало варварского вторжения в Европу.
   Первый признак -- грозных воинов степей!
  
   J Итальянское слово "бригада", в русский язык проникает через французский в XVIII веке. Французское brigade (бригада), произошло от итальянского brigata -- общество, компания. Так, по крайней мере, полагает Елена Грубер, автор "этимологического словаря": корень слова, "от существительного" briga -- ссора. Но. Свое первоначальное значение оно приобрело как военный термин, это -- соединение в одно целое, несколько военных частей. Что под собой подразумевает -- безусловно -- быть одним целым. Слово образовано из тюркского бер (br) -- один; одно целое. Отсюда -- "берге", "бергелеп", "бергелете"... "Бергэте", означает -- быть вместе; быть одним целым. Отсюда и -- brigade...
  

***

   Переместимся в центральную часть евроазиатского континента. На Поволжье...
   Откуда возник народ "татары" на берегах Волги -- это никому не известно. Достоверных фактов и доказательств нет!.. Как нет, скажем, достоверной информации о великом Риме или Греции. Даже египетские пирамиды, покрыты тайнами... Все выдвинутые учеными версии, являются скорее гипотезами, чем нечто реальным. Однако, к нашему удивлению, есть история Римской Империи: из многотомных страниц, которой, можно проследить чуть ли не каждый день этого могущественного государства. Чуть ли не каждую минуту этого увлекательного древнего мира.
   Тогда почему же, спрашивается, нет истории далеких предков народов Поволжья?! На этот вопрос попытаются ответить строки из книги Эдуарда Гиббона "История упадка и разрушения римской империи": "Современные нам татары ничего не знают о завоеваниях своих предков, нашим знакомством с историей скифов мы обязаны их сношениям с учеными и образованными южными народами, с греками, персами и китайцами". Тут вопрос -- можно ли цитату английского историка, применить только по отношению к современным татарам, проживающим на Поволжье? Скорее всего, историк, имел в виду тюрков, назвав их татарами...
   Греческие историки, все же, оставили воспоминания о своих соседях. А сами "мы", о себе ничего! Почему? На этот вопрос, ответил другой классик: "слишком равнодушное отношение к своему прошлому". Вот, пожалуй, по какой причине? Это, скорей всего, менталитет тюркского этноса? По мнению немецкого философа Артура Шопенгауэра: "Самая дешевая гордость -- это гордость национальная. Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог гордиться". Пожалуй, мнение философа-иррационалиста, подводит главную черту к этому вопросу. К этой теме. История Киевской Руси, к примеру, сложена из мифов и придании, что уж тут говорить о народах заселивших среднюю полосу современной России. Сегодня на Поволжье живут десятки народов (этносов) -- мордва, удмурты, марийцы, вотяки, финны, чуваши, башкиры... и, пожалуй, одним из многочисленных являются -- татары. Которые, как и все другие, имеют свой язык, свою письменность, и обладает прочими культурными ценностями... Как и у остальных этносов -- все в норме. Вот только одна проблема. Довольно большая. У этого народа нет истории!.. Аксакал вам её не поведает... На полпути остановит свою повесть. Не отсутствия знаний или мудрости, помешает долгожителю продолжить свой рассказ, а отсутствие памяти. Её нет! У этого народа она стерта.
   И что тут до средней полосы?.. История Великой России начинается с девятого века: а остальных "народов", -- на этом огромном пространстве, -- как бы и не было.
  
   J Здесь, стоит внести ясность... В веке просвещения (в XVIII) и в последующих, публиковать исторические труды о "тюрках" или о "гуннах", было непозволительно папским индексом. Историкам, решающим эту проблематику, ничего другого не оставалось, как в своих научных работах находить формы иносказательного повествования. Так, "тюрки" были заменены на варваров, скифов, татар, монгол и прочих.
  
   Далекие предки наши
  
   История татар (точнее их далеких предков) начинается не с VI века новой эры, как это принято в энциклопедических книгах, и даже ни с эпохи "великого переселения народов", а намного раньше. Временами до новой эры. Ведь "народы не падают с неба и не срываются в земле" как писал Николай Карамзин. Простая аксиома, если сегодня кто-то пишет эти строки, значит, его предок существовал в далеком-далеком прошлом. Где-то он обитал?..
   Всеобще известным служит тот факт, что племена "гуннов, аланов, тюрок... заселили центральную часть Европы в IV веке", и их путь остановил океан, дальше идти было некуда. Прошли весь континент. Так же известно, что, подчинив местные племена, они стали причиной упадок римскую империю. Здесь уместно задать вопрос -- почему о римлянах известно довольно много, а о других народах, проживавших на этом же материке, практически ничего? Другой вопрос -- куда они растворились? Куда исчезли те, которые "заселили центральную часть Европы в IV веке"? ...Гунны, аланы, тюрки? Ведь официально считается "переселение" народов из северной Индии на Запад континента? То есть, заселение запада материка народами из восточного региона. Так утверждает российская академическая наука. И не только...
  
   J В XIX веке европейские ученые Ф.Бопп и Р.Роск, выдвинули теорию об индоевропейских народах. На основе языка "Ариев", вывели европейские языки... дали им общее происхождение, и в науке возникла отрасль -- индоевропейские языки! Этим, тема присутствия алтайских слов в европейских, была частично закрыта...
  
   Кратко отметим: переселение началось еще в V веке до новой эры. Появление персидского государства на карте земли явилось результатом этого демографического взрыва. Так же, возникновение парфянского царства в себя включило это событие, как и появление государства на полуострове Индостан. Эти поселенцы были носителями алтайской речи. Говорили на алтайском языке, владели руническим письмом, и являлись как авторами, так и носителями многих изобретений.
   Но самое главное, что их объединяло, это вера в бога "Тенгри". Вера -- "в вечное синее небо". С рождением Тенгри и появляются на свет тюрки (Тюркуты, Терекуты). Ведь в самом слове "тюрк" -- есть слова определяющие принадлежность человека к данному предмету культа. Он служит своей Вере. Тенгриче. Тенгрианен. Верующего в Тенгри, и стали называть -- тюрком. По-тюркски: turk -- сильный, могучи, qut -- душа. Отсюда и "тюрк", в переносном смысле -- душа наполненная небом.
  
   J Китайские источники называют слово "тюрк" -- как "тюкю", "тюркют", на китайском языке тюрк означал -- сильный, а ют -- суффикс множительного числа.
   По данной теме, профессор Отто Маенхен-Хелфен оставил рукопись, титанический труд носит название "Мир Гуннов". Есть прекрасная монография Э.Паркера: "Татары. История возникновения великого народа". Книга Садри Максуди Арсала, "Тюркская история и право". Есть прекрасная работа Г.Л.Файзрахманова, включающая в себя историю древних тюрков, научно-популярное издание носит название "История татар Западной Сибири". Так же, монументальный труд М.Э.Аджи "Азиатская Европа".
  

***

   Как жили, чем занимались далекие предки современных народов России, в том числе и татар Поволжья? Основное хозяйство их, это разведение лошадей, овец... крупного рогатого скота. Держали коз, кроме мяса и молока этого животного, хорошим продуктом была и шкура. Она была самой лучшей выделенной кожей для одежды, в основном применялась для изготовления обуви. Тюркское слово кэже, в русском языке стало кожей (Древнетюркское: qujqa -- кожа, шкура). Суровые условия степной жизни тюрков, принуждали изобретать все новое и новое... С колыбели, они были приучены переносить голод и жажду, терпеть невзгоды. Степняками были созданы шаровары, шапки, халаты, сапоги, кафтаны и многое другое.
   Хорошо было развито земледелие, выращивали просо, ячмень...для уборки урожая применялись различные орудия труда. Инструмент "урак" -- предназначался для уборки урожая, для срезания стеблей, отсюда и слово "серп" (урып, сёреп)... Плуг, соха, коса, борона и многое другое сельскохозяйственные предметы, ведут свою историю из древнего Алтая. Раскопки археологов доказали, что сельское хозяйство играло большую роль в экономике древних народов Азии. Были ремесленные хозяйства: черная металлургия (Тюрк. "ковач" -- кузнец), ювелирное дело, создавалось оружие, латы; также снаряжение для коней...
  
   J По виду горы, расположенной в местности Тянь-Шань, достигающей высоты 7010 метров, изготавливались остроконечные железные шлемы (Тюрк. учлем -- остроконечный).
   Пик "Хан-Тегри", в переводе с древнетюркского языка -- "повелитель Неба". По вершине этого пика, сегодня, проходят граница трех государств: Китая, Казахстана и Кргизстана. Гора Хан-Тегри -- имеет удивительно-правильную пирамидальную форму.
  
   Были свои праздники (байрам). Например "сабантуй" сегодня знаменует окончания посевных работ. От слов "сабан" -- плуг, "туй" -- праздник, выведено название этого знаменательного мероприятия. Место празднования называет "майдан" -- праздничная площадь. В древности слово "сабан" означало: парная упряжка волов с земледельческими пахотными орудиями или пахота. "Сабан -- сюру" -- землепашество. У древних тюрков была поговорка: "если во время пахоты будут споры, то при обработке урожая споров не будет" (Сабанда сандереш болса юртгунде иртуш болмас).
   Одежда у тюрков в основном была из кожи (кён), с присутствием меха и войлока. Также из шерстяных тканей. Были свои ткацкие станки (тегу -- шить), прялки. Из войлока изготавливались круглые шапки ("башлык" -- головной убор, от слова "баш"). Кухня в основном состояла из мяса (ит -- мясо): блюда украшавшие стол степняка назывались -- "шурпа", "лапша" ("лакша" -- пшеничная мука); молочные -- "кымыз", "эйрен", "катык", "йогурт". Были и выпечки (пирок). В пищу, также, употребляли и конину, изготавливая из него продукт под названием "кол баса": набивая руками кишку мясом. Отсюда и название: кол -- рука, и баса -- давит. (Польск. kolbasa )
  
   J "Кефир", тоже тюркское изобретение... Принадлежит тюркам из Карачая. Правильное название этого грибка - "гыпы", "гыфы". М.М.Кавалевсий оставил интересное сообщение, он пишет: "Когда попадали в аулы, мы ели шашлык и кислое молоко, а иногда и кефир, который незадолго перед тем, именно в татарских обществах Кабарды, был испробован Керном и прославлен на весь мир".
  

***

   Постоянные поиски новых пастбищ для корма скота, кочевье, привело тюрков к изобретению "юрт" (дом), "кибиток", что позволяло жить в них даже во время движения. В историю они вошли "кочевниками" (От древнетюркского слова "коч" -- кочевники). Слова "коч", "кочю", -- по-тюркски и есть переходить, передвигаться, перемещаться. Отсюда и такие слова как "кочевье", "кочерга", "кучер"... (Немецкое: kutscher -- возница, кучер.)
   Изобретение "самовара" тоже связанно с этими бытовыми трудностями. Кочевого образа жизни. ...Еду, можно было готовить не выходя из кибитки, на ходу. Сегодня у тюрков это слово звучит по-иному -- "семавер" (Тур. semaver). Первые бани тоже принадлежат им: первыми научились использовать свойство пара в пользу. От тюркских слов "бу" -- пар, "ана" -- мать, это прекрасное средство личной гигиены распространилось по всей планете. "Мать-пара" -- так называли ее алтайцы. У сегодняшних французов: ванная, баня купание -- это "bain", у англичан горячий, раскаленный -- "burnig". Вот откуда идет этимология этих западноевропейских слов. Вот откуда корни... Не зря, в начале XX века, глава национального парламента тюрко-татар С.Максуди произнес: "Наши предки создали великую цивилизацию. Такого культурного потенциала, как в тюркском народе, нет ни в одном другом народе. Мы можем утверждать это перед всем миром".
  
   Дешт и Кипчак
  
   У историков остались разные упоминания об алтайцах: Гунны, Хунны; Великий Тюркский Каганат, Уйгурский Каганат, Кыргызкий Каганат, Кимакский; Великая Булгария, Хазары, Половцы, Куманы, Печенеги, Авары... Все эти названия входили в одно целое. Десятки народов и народностей. Все они были частицами одного ядра. Одного народа "Великой степи", государства под названием Дешт и Кипчак. Империей "Вечного синего неба".
   Правителем гуннов был Аттила.
   Имя его переводится как отец (ата, аттайлан -- батюшка). Возможно данная теория стоит на зыбкой основе: кандидат исторических наук Рафаэль Мухаметдинов, по происхождению имени царя гуннов выдвинул свою версию. "Наиболее древним, -- пишет историк, -- тюркским названием реки Волги было "Атыл"... В татарском же языке стало "Идел''... имеет значение "большая река''. Отсюда становится ясно имя вождя гуннов Аттила, которое означает "связанный с Атил, то есть "волжский''". Возможно и так...
   Государство его, в 445-454 годах достигает пика своего могущества. Размером -- это несколько римских империи. Огромная держава делилась на каганаты: своего рода административные единицы. Разделяясь на юрты, улусы, станы... Смерть правителя, в конечном итоге, приводит к раздроблению его огромного царства. И к обособленности народов.
  
   В IV веке до новой эры, "хунны" образовали мощное государство. Кочевые народы объединились в одно целое, создав тем самым свою епархию, племенной союз, правитель носил титул ябгу (Jabyu -- титул верховного правителя. Тюркское: эбеди -- вечный). ...Но события эти, очень далекие. По предположениям ученых, государственная система держалась на военной демократии. Китайскими хрониками упоминаются этот союз как "Динлин", "Динлин-Го".
   Была своя армия. Как я уже отметил, основанная на военной демократии. Основное вооружение -- воинов степей -- лук и стрелы. Ну а самое первое, конечно же, это -- ат (конь), самое дорогое и близкое для тюрка. Они были первыми на земле, приручившие это дикое животное. "Едва только ребенок научился стоять без помощи матери, он оказывался на спине коня... из всех людей, ездивших на коне, этот народ живет на коне" в середине первого тысячелетия новой эры, оставил воспоминания один очевидец. Их лошади ценились очень высоко во всем мире: в Китае, Персии, Византии... В 396 году Джером писал: "завоеватели и повелители мира (солдаты Рима) теперь покорены теми, кто наводит дрожь от одного своего вида, кто не может ходить на ногах и думает, что они умрут как только ступит на землю...".
   Верховая езда гуннов и аланов была непревзойденной. Арабский историк Абу Ибн Хасул, наблюдавший за джигитовкой писал: "Тюрки могут исполнять на спине лошади то, чего не может танцор на земле". Марко Поло отметил: "Земли так безопасны, что каждый хозяин... имеющий животных в изобилии, отмечал их своей печатью, накладываемой на шерсть коней и кобыл... затем он отпускал их кормиться повсюду на долине без смотрителя...". Отсюда и "тамга", отметина. "В писаниях Аммиануса об их вооружении лук и стрелы заняли первое место" такую запись в своей книге оставил Отто Маенхен-Хелфен, автор монументальной работы "Мир Гуннов".
   У гуннов, были различные луки - военные и охотничьи. Военный "лук" (ja) достигал длины полтора метра: деревянная основа была покрыта сухожилием и имела выступ из рога. Семь костяных пластинок закрепляли проушину и рукоятку. C военным луком нельзя было ходить на охоту: очень точный и очень дорогой в изготовлении. Производились они профессиональными лучными мастерами. Изготовление этого оружия было целым искусством. ...От середины до каждого конца, лук должен был быть хорошо зауклонён, что бы свести в один ровный изгиб. От мастера, изготовление требовало терпения и многого внимания. Для создания одного только лука, уходили месяцы. Исследователи вычислили: время необходимое для выделки хорошего тюркского лука, включая время сушки и выдержки между операциями, составляло от пяти до десяти лет.
  
   J Для сравнения: стрела, выпущенная из гуннского лука, преодолевала расстояние до семисот метров, в тот самый момент, когда стрела римского воина, преодолевало расстояние пятьсот метров.
  
   Еще одно изобретение тюрком, это "аркан", веревка со скользящей петлей. Искусство метание "лассо". В татарском языке предмет аркан, это просто веревка; "арка" -- спина. Тут само слово, вроде, объясняет принцип действия этого нехитрого изобретения: бросить сзади, с тыла. Но, значение слова арка по-древнетюркски, это -- обыскивать, искать. Искать во множестве. То есть искать из толпы. Аркан это -- длинная веревка с подвижной петлей на конце. (Для ловли животных.)
   О тюркской сабле и шашке, разговор отдельный -- об этом речь пойдет ниже.
  
   Tan -- чудо. Kun -- солнце
  
   Слово "кыпчак", для сегодняшнего уха непонятно, хотя и по сей день, сохранились деревни с этим загадочным названием. Но увы, что означает оно, мало кто ведает. А появилось оно в III веке до новой эры. Возможно, корнем является тюркское слово qep (qap) -- близкий кровный родственник, или qev -- счастье. А слово "дешт" (деш, теш) -- переводится с тюркского языка как -- внешний, то есть снаружи. Возможна этимология подразумевает словосочетание -- "Вне дома Кыпчаки" (Дешт и Кипчак). Если попробовать озвучит его на современном татарском языке, то приблизительно получится "тышта-кыпчак".
  
   J В древнетюркском словаре написано: QEPCAQ (QEVCAQ) -- Кыпчаки. Второе значение слова -- неудачливый, злополучный, злосчастный, несчастный.
  
   В 155 году кипчаки заселили Западную Сибирь, Южную Сибирь, Южный Урал, Нижнюю и Северную Волгу и Нижний Дон. Продвигаясь на Запад ассимилировались с уграми, аланами, сабирами и многими другими племенами.
   Китайские историки Сыма Цянь и Бань Ге, позднее отметят: "у гуннов интерес к восприятию культуры соседей". Оказавшиеся "вне дома" алтайцы, проявляли большой интерес к традициям соседствующих народов. Относились к ним с уважением, не вмешивались во внутренние дела, не перенимали их обычаи. Культура других народов была знакома... И конечно, у них были свои этнические ценности, своя культура: описать которую в двух словах просто невозможно. Культура тюрка, это особая культура. ...Хранится и по ныне крови, в генах. Через века прошла, хотя, кое-что и изменилось.
   Тюрка всегда можно признать - он наивен как ребенок, доверчив. Вот, пожалуй, его главное достоинство, отличительная черта. Академик Л.Н.Гумилев, посвятивший всю свою жизнь изучению истории древнего востока, сказал однажды: "Лично мне, тесные контакты с казахами, татарами, узбеками показали, что дружить с этими народами просто. Надо лишь быть с ними искренне доброжелательными и уважать своеобразие их обычаев. Ведь сами они свой стиль поведения никому не навязывают".
  

***

   С момента появления "тенгрианской" веры, с рождением Бога "Тенгри" (Тангра, Тейри, Денгри...), кочевники стали набожными. Верующий стал тюрком: не зависимо от того, кем он был по происхождению, откуда родом, какому племени принадлежал?.. Кто принимал обряд крещения, тот становился "тюрком". Тюрк - название не этническое, а религиозное!.. (Можно ли назвать сегодняшнего татарина -- тюрком?.. скорее только тюркоязычным... )
  
   Древние произносили имя Бога как Tangri (Tanri), с носовым ng. Значило оно для них очень многое -- Небо, Бог, Божество, Божественный, Повелитель, Господин... Свои храмы и святилища, где проходили службы, посвященные всевышнему, называли -- tanrilig. От слово tan (в переводе означало -- чудо, удивительный, заря, тело...). В 595 году новой эры, Ф.Симокатта записал: "Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимны земле, но поклоняются же единственному тому, кто создал небо и землю, и называют его богом".
   Татары Поволжья, сегодня уже не помнят его имя, позабыли... Но отголоски все же сохранились. Минувшие века о себе дают знать и сегодня. К примеру, слова гёр, гёрлей или гром, гремит, переводов здесь не требуют. Однокоренные. От древнетюркского корня гёрем -- гром. Отсюда и гроза, грозный... Сохранились даже поговорки: "Гром не грянет, мужик не перекрестится", или "На Святой гром, к урожаю", "Не из тучи гром, из навозной кучи". У европейцев в словарях это слово тоже имеет место: у французов, tonnere, tonner -- гром, молния, потрясающий; у англичан, "tone" -- тон, гудок.
   Вот оно эхо далеких веков. Голос Бога небесного.
  
   J В турецком языке слово Бог, это -- "Tenri". Хотя Турция и мусульманская страна, но слово сохранилось. Видимо как память о всевышнем. "В X веке в период уйгурского каганата уйгуры почитали громовые удары и приносили жертвы духам земли". Небо давало власть каганам и ханам, даровала победы над врагами. По "милости неба" объединялись племена.
  
   ...Символом, знаком Веры, стал "равносторонний" крест. Крест "Аджи". Подняв в небо взор, взглянув на него, они увидели... "солнце" медленно выходящее из-за туч высекало несколько лучей, которые были направлены на четыре стороны. Так, на небе появилось изображение креста. Равностороннего. Если, прищурившись взглянуть на диск солнца в ясный день, то небо, обязательно покажет вам свой символ. Символ Бога Тенгри. И с тех давних пор для тюрка, все что было связанно с небом, стало "божественным". Все связывалось с ним. Даже титул "каган", происходит от слова "Кук" -- небо (Кук-хан, Кахан). А цветом солнца (Тюрк. "сары" -- желтый), ознаменовались титулы правителей: цвет царской власти. "Высший титул светской власти: "сер", или "сар" по-тюркски -- "самый главный", "великий". Отсюда -- звание "великий хан". Отсюда и "сарай", то есть "дворец", "жилище царя"" пишет историк Мурад Аджи в своей книге "Полынный мой путь".
  
   Не зря, пришельцев на запад материка, в середине первого тысячелетия нарекли гуннами, от слова "GUN" (QUN), что в переводе с тюркского означает -- солнце. "Тюрки не знают ни лести, ни обмана, ни лицемерия, ни наушничества, ни притворства, ни клеветы, ни высокомерия к близким, ни притеснения сотоварищей, они не подвержены к пороку ересей, не присваивают имущество по причине различного толкования закона" эту мысль, в своей работе "Арабские источники о тюрках в раннем средневековье", привел Р.М.Асадов. Вера в Бога Небесного кочевников заставило бережно относиться к окружающей среде, к бытовым и к прочим ценностям... Еще была у них Вера в духов, в загробную жизнь, это считалось продолжением жизни. Хоронили покойного с домашней утварью, нередко с прислугой и с наложницами. По этой причине, "тюрки" не знали страха. Страх был им не ведом! И тюрк не имел никакого морального права покидать земной мир, не совершив доброго дела!..
   Он рождался для благородных поступков. Для подвига.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"